ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭКСПЕРТНЫМ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Государственная экспертиза - действенное средство государственного регулирования социально-экономической, научно-технической, инвестиционной, природоохранной и другой деятельности в целях снижения риска и предотвращения возможного ущерба государственным интересам при принятии и реализации федеральных, региональных, отраслевых и межгосударственных программ и проектов. Она проводится государственными экспертными органами, функции которых определены законами РФ, постановлениями Правительства и другими законодательными актами. Государственная экспертиза организуется на принципах обязательности ее проведения в установленном порядке, независимости, научной обоснованности и объективности выводов, учета общественного мнения, ответственности за обоснованность экспертного заключения и рекомендаций и осуществляется путем анализа и комплексной оценки проектов и программ. Ее функции возложены на следующие органы: • Экспертный совет при Правительстве РФ; • Главное управление государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертизу России); • организации государственной вневедомственной экспертизы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге; • государственную экологическую экспертизу Минприроды РФ; • государственную экспертизу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС России; • государственную экспертизу условий труда; • экспертизу Госгортехнадзора; • отраслевые экспертные подразделения министерств и ведомств; • другие специально уполномоченные на то государственные органы. Экспертный совет при Правительстве РФ осуществляет экспертизу крупных социально-экономических, научно-технических, инвестиционных проектов и программ, имеющих важное государственное значение и вносимых на рассмотрение Правительства РФ; подготавливает заключения по региональным и федеральным социально-экономическим проблемам; взаимодействует с экспертными органами министерств и ведомств РФ, соответствующими структурами органов исполнительной власти субъектов Федерации. Одновременно в структуре Минэкономики РФ предусмотрено подразделение, на которое возлагаются обязанности рабочего органа указанного Совета. Экспертный совет участвует в подготовке законодательных и иных нормативных актов, международных договоров, а также в работе международных организаций в пределах своей компетенции. Для осуществления своих функций может создавать из числа членов Совета и привлекаемых в установленном порядке экспертов секции, рабочие группы, комиссии и исследовательские коллективы. Круг вопросов, рассматриваемых Экспертным советом, может быть очерчен следующей проблематикой: • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов по вопросам программного планирования развития Российской Федерации; • проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация; • проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, инвестиционных, инновационных, научно-технических, технологических, конверсионных, экспортных и иных крупных программ, связанных с программным развитием Российской Федерации и ее субъектов; • проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон; • проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации; • проекты генеральных схем расселения и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; • проекты соглашений о разделе продукции прм разработке месторождений минерального сырья, концессионных и других договоров, предусматривающих использование полезных ископаемых и других природных ресурсов и отходов производств, находящихся в ведении Российской Федерации или в совместном ведении с субъектами Федерации; • технико-экономические обоснования инвестиций в объекты, имеющие важное народнохозяйственное значение или затрагивающие интересы нескольких субъектов Российской Федерации; • крупные проекты разработки новой техники и технологий, требующие комплексного решения вопросов организационного, нормативно-правового, финансового обеспечения планируемых работ; • проекты создания крупных объектов за рубежом при техническом содействии и финансовом участии Российской Федерации; • иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную комплексную деятельность на федеральном уровне или затрагивающих интересы нескольких субъектов Российской Федерации.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Государственная вневедомственная экспертиза - одна из основных форм государственного контроля за качеством научно-технической продукции для градостроительства и строительства, эффективностью вложений инвестиций во вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды. В своей деятельности государственная вневедомственная экспертиза руководствуется Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, другими нормативными актами, а также постановлениями, приказами и указаниями Госстроя РФ. Государственная вневедомственная экспертиза образована в соответствии с постановлением Правительства РФ и представляет собой систему экспертных органов Госстроя РФ, в которую входят: Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РФ (Главгосэкспертиза России), 19 территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы в республиках, входящих в состав РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге. В соответствии с положением, утвержденным Правительством, государственная вневедомственная экспертиза осуществляет организационное и методическое руководство работой территориальных организаций, ведет методическое обеспечение министерств и ведомств РФ, определяет принципы их взаимодействия как между собой, так и с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, осуществляющими функции согласования проектной документации и выдачи соответствующих требований и исходных данных для проектирования. Структура и функциональные связи Государственной вневедомственной экспертизы с другими экспертными органами приведены на схеме (рисунок 3.1). Государственная вневедомственная экспертиза несет ответственность за объективность, полноту и обоснованность экспертного заключения, сроки проведения экспертизы, организацию всестороннего анализа и оценки экспертной деятельности. Наиболее серьезной проблемой на сегодня является неупорядоченность взаимодействия органов государственной экспертизы, осуществляющих комплексное рассмотрение проектной документации со специализированными экспертизами. За последние годы был принят ряд федеральных законов, а Правительством Российской Федерации - утверждены соответствующие положения, в которых согласовательные функции отдельных надзорных служб были трансформированы в экспертные. В настоящее время каждый орган специализированной экспертизы, куда вынужден обращаться инвестор (заказчик), устанавливает свои условия и правила проведения экспертизы. При этом зачастую, не имея специалистов должной квалификации, эти органы учреждают через механизм лицензирования множество коммерческих организаций, которые во многих случаях требуют представления на экспертизу не соответствующего раздела, а документацию проекта практически в полном объеме, что ведет к существенному удлинению процесса экспертизы. В результате сложилась ситуация, существенно усложнившая для заказчиков и проектировщиков весь процесс прохождения проектной документации. Кроме того, не регламентирована стоимость проведения экспертизы по отдельным направлениям, что создает условия неконтролируемости воценке стоимости экспертных работ. Суммарные затраты на согласование и экспертизу документации в отдельных случаях превышают стоимость ее разработки. Такое положение вызывает серьезные нарекания заказчиков, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и полное непонимание со стороны иностранных инвесторов. Об актуальности этой проблемы свидетельствует тот факт, что эти вопросы были остро поставлены и в выступлениях участников Всероссийского совещания строителей, состоявшегося 26 мая 2000 г. Именно поэтому Главгосэкспертиза приняла самое активное участие в подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации», устанавливающего порядок, существенно упрощающий экспертные процедуры, по принципу «одного окна». Это позволит значительно сократить сроки проведения государственной экспертизы, требующей для ее рассмотрения привлечения нескольких специализированных экспертных органов. Аналогичные задачи выполняют территориальные организации государственной вневедомственной экспертизы, функции, права и обязанности которых регламентированы положениями, разработанными о учетом региональных особенностей и условий. На местах проводят экспертизу градостроительной документации и проектов строительства, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования, капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления. Ведется контроль за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов. Опыт Главгосэкспертизы по рассмотрению предпроектных обоснований и бизнес-планов потребовал выработки специальных навыков. Экспертные органы переходят на такой эффективный метод, как экспертное сопровождение проектирования на всех этапах, начиная с предпроектных обоснований инвестиций и кончая доработкой проектов по замечаниям и предложениям экспертизы. Все это прежде всего направлено на то, чтобы в условиях экономических преобразований в нашей стране государственная экспертиза стала одним из эффективных средств реализации государственной экономической и научно-технической политики в инвестиционной сфере.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2931)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |