Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новые типы учебных заведений



2015-12-06 1432 Обсуждений (0)
Новые типы учебных заведений 0.00 из 5.00 0 оценок




В современных условиях темпы обновления технологий и тех­ники, форм организации труда превосходят темпы смены поко­лений. Это свидетельствует о том, что научно-техническому уров­ню современных технологий и техники, их реализующей, должен соответствовать и в определенной мере опережать его профессио­нальный уровень различных кадров, их обслуживающих. Отсюда следуют новые требования, предъявляемые и к учебным заведениям всех уровней, и к их выпускникам. Так, например, выпускники агролицея должны:

1) иметь достаточное гуманитарное образование, определяющее культурный уровень выпускника, степень общечеловеческоro развития и воспитания, которые обусловливают его отношение труду, людям, к окружающей среде;

2) получить необходимую общенаучную подготовку, позволяю­щую понимать сущность происходящих вокруг него процессов, оценивать их и быть подготовленным к углубленному изучению общетехнических дисциплин;

3) приобрести фундаментальную общетехническую подготовку;

4) основательно изучить существующие и перспективные тех­нологии производства и переработки сельскохозяйственной про­дукции, и оборудование, реализующее эти технологии;

5) получить рабочие специальности и приобрести практиче­ские навыки, обеспечивающие приемлемые условия для жизни в случае прекращения дальнейшего образования.

В качестве модели реализации этих требований может быть рас­смотрен опыт деятельности Борисовского агролицея Белгородской области (директор А. Н.Долина).

Учащиеся средней общеобразовательной школы, закончив де­вять классов, поступают на первый курс 1-ый ступени с трехлет­ним сроком обучения. За эти годы они получают гуманитарное образование, основы общенаучной и общетехнической подготов­ки, а также рабочие профессии «слесарь-ремонтник», «тракторист-машинист широкого профиля», «водитель категории "С"». По окончании 1-й ступени учащиеся сдают комплексный экзамен по общетехническим и профилирующим курсам и получают удостовере­ние об окончании училища. Одни из них устраиваются на ра­бочие места, а другие при успешной сдаче экзаменов продолжают образование на 2-й ступени, но уже в статусе студентов Белгородской Государственной сельскохозяйственной академии. В течение первого года обучения на 2-й ступени студенты углубленно изучают математику, физику, информатику, иностранный язык, а также профилирующие предметы - эксплуатацию машинотракторного парка (МТП) и технологию механизированных работ, компьютеризацию и экономику сельскохозяйственного производства, организацию и управление, хранение и переработку продук­тов растениеводства. Итоговой формой завершения обучения на данной ступени являются комплексный экзамен и защита дипломного проекта. По результатам сдачи экзамена и защиты проек­та часть студентов получает диплом техника-механика по специальности 3113.01 «Эксплуатация МТП в полеводстве» и тру­доустраивается. Вторая часть студентов, более успешно сдавших экзамены и защитивших дипломный проект, может продолжить обучение на 3-й ступени, фактически на втором курсе сель­скохозяйственной академии без сдачи вступительных экзаменов.

Исследование планов и рабочих программ средних профессио­нально-технических училищ, техникумов и высших учебных заве­дений (сельскохозяйственной академии) показало, что в учебных планах профтехучилищ (срок обучения - три года) основное учеб­ное время отводится на профессиональное обучение и приобрете­ние практических навыков. Явно недостаточно внимания уделяет­ся общетехнической подготовке.

В учебном плане техникума механизации сельского хозяйства изучению общетехнических дисциплин уделяется больше внима­ния, чем в ПТУ, что позволяет подготавливать техников-механи­ков сельскохозяйственного производства с лучшей общетехниче­ской подготовкой.

С учетом максимальной степени преемственности были разрабо­таны экспериментальный план и рабочие программы для нового типа образовательного учреждения — агротехнического лицея — со сро­ком обучения четыре года на базе девяти классов средней общеобра­зовательной школы. При этом учитывалось, что непрерывность об­разовательного процесса обеспечивается прежде всего за счет:

преемственности внутри предметов, внутри курсов, а также между различными ступенями учебных заведений;

многовариантности содержания общего и профессионального образования, их учебных планов и программ.

Учебным планом агролицея предусматривается увеличение вре­мени на общетехническую подготовку за счет его сокращения на изучение предметов профессионального и общеобразовательного циклов. Вводится курс «Техническое обслуживание» (52 часа), существенно увеличивается время на общетехнические дисцип­лины, в том числе на основы материаловедения, сопротивление материалов, техническую механику, детали машин, допуски, по­садки и технические измерения.

Анализ преемственности в изучении этих дисциплин с точки зрения форм организации учебного процесса позволяет отметин», что в лицее используются такие формы, как теоретические и лабо-раторно-практические занятия на уроке, обучение в мастерских училища, производственная практика в учебном хозяйстве или на предприятиях агропромышленного комплекса, текущий контроль в виде проверочных работ по темам, зачетов или экзаменов.

Преемственность содержания может быть осуществлена двумя путями:

а) благодаря некоторому упрощению вузовского курса, что по­зволит свести к минимуму разрыв с курсом лицея;

б) за счет переноса наименее сложной части вузовского курса #1 учебный план лицея, что повысит уровень содержания курса в учи» j лище (более сложная часть остается для вуза).

В экспериментальной работе лицей пошел по второму пути. Разработали экспериментальную рабочую программу курса «Материаловедение и технология конструкционных материалов (ТКМ) для лицея и укороченную по содержанию, но оставшуюся на прежнем уровне по сложности вузовскую программу этого же курса.

Сравнительный анализ учебного плана и рабочих программ агролицея и вуза по изучению, например, курса «Детали машин», выявил следующее: существует значительное различие в требованиях к уровню знаний и умений учащегося лицея и студента вуза; веются различия в целях и задачах изучения курса; различны формы организации учебного процесса при изучении данного га; в лицее отсутствует самостоятельная работа учащихся при изучении курса; имеются различия в формах контроля уровня знаний и умений учащихся и студентов; в лицее отсутствуют какие-либо элементы исследовательской работы при изучении данного :а; курсовой проект, позволяющий привести знания в систему, не выполняется.

Преемственность по содержанию и методике изучения курса Детали машин» в лицее и вузе, по нашим наблюдениям, минимальна и проявляется лишь в трактовке основных понятий, в формулировке определений, а также в объяснении назначения и пере­селении областей применения типовых деталей и узлов машин. Чтобы обеспечить более полную преемственность при изучении того курса, была разработана экспериментальная рабочая программа для учащихся агролицея. В целях осуществления преемственности в содержании курса «Детали машин» обучение в лицее осуществляется поэтапно: на первом курсе лицеисты изучают конструкции, назначение, области применения типовых деталей, узлов механизмов. На этом упрощенном, описательном этапе занятия преподаватель лицея. На втором курсе изучаются статика и тематика изучаемых объектов, кинематические и прочностные расчеты, основы конструирования относительно простых деталей, узлов и механизмов. Занятия ведет профессор или доцент академии, третьем курсе учащиеся выполняют проект по общетехническим дисциплинам, состоящий из расчетной записки и графиче­ской части. Проект призван закончить формирование общетехнического мировоззрения. Темой проекта, как правило, является упрощенный вариант привода рабочего органа какой-либо сельхозмашины, т. е. тема имеет профессиональную направленность.

Лабораторные работы по изучению конструкций типовых деталей и механизмов учащиеся выполняют под руководством профессора академии в специализированной лаборатории, созданной совместно с академией. Кроме того, студенты изучают конструкции узлов машин, приобретают навыки пользования различными механическими инструментами.

В вузе выпускник агролицея, опираясь на полученные ранее знания, изучает теоретическую часть курса «Детали машин» более глубоко, выполняет лабораторные работы с элементами исследований.

Многоаспектная преемственность в обучении лицеистов и сту­дентов способствует осознанной, профессионально ориентиро­ванной общетехнической подготовке учащегося лицея и общей инженерной подготовке студента вуза.

Преемственность в системе агротехнический лицей — сельско­хозяйственный вуз имеет резервы повышения качества подготовки специалистов как по общетехническим, так и по общеобразо­вательным дисциплинам.

В агролицее профессиональная направленность обучения, осу­ществление межпредметных связей определяются необходимостью решения ведущей задачи — быть основой формирования духовно богатой личности, способной к творческому труду. Межпредмет­ные и междисциплинарные связи в деятельности агролицея осуществляются в процессе изучения общеобразовательных и спе­циальных предметов, предусмотренных учебным планом. Особенно тесные связи прослеживаются при изучении математики, спецпред­метов и основ рыночной экономики. При этом преподавателям дан­ных дисциплин необходимо владеть максимумом профессиональ­ных знаний, знать принципы организации экономики и планиро­вания производства, структуру предприятия-учреждения, основы технических процессов, принципы действия машин, применяемых на предприятиях той отрасли производства, для которой лицей под­готавливает специалистов.

Обеспечивая тесную связь математики с изучаемым материа­лом по спецпредметам, преподаватель способствует: развитию логического мышления у учащихся, овладению ими новыми при­емами решения поставленных задач, подготовке будущих рабочих к творческой трудовой деятельности, выработке у них умений и потребностей к самообразованию, формированию гармонично развитой личности, способной применять полученные знания и процессе сознательного творческого труда. Органическая взаимо­связь математики с применением ее знаний в процессе изучении спецпредметов в опытно-экспериментальной работе прослежива­ется на многих видах самостоятельного творчества учащихся. Ос­тановимся лишь на некоторых из них.

1. Творческие самостоятельные работы учащихся по составлению задач. Сюда относятся те работы, при выполнении которых обучаемый открывает для себя что-то новое, развивает математическое мышление, формирует интерес к предмету, превращая всякое знание в деяние. К творческим самостоятельным работам относятся: изготовление моделей геометрических тел учащимися, решение задач несколькими способами, сочинения, доклады учащихся, составление математических задач с производственным содержанием и др. Такие задания выполняются как на этапе изучения нового материала, так и при его закреплении.

2. Техническое моделирование и конструирование. При изучении сольных предметов, а также в предстоящей трудовой деятельности от учащихся требуется умение пространственно (стереометрический) мыслить. Развитию такого мышления способствуют решение стереометрических задач, техническое моделирование и конструирование. К задачам на создание объекта можно отнести моделирование геометрических тел, выполнение разверток. Учащимся дается образец, по которому необходимо изготовить модель или условие задачи, данное в текстовой, графической и текстово-графической формах. Моделируемая фигура может быть определена по-разному: только своей формой, или формой и всеми размера­ми, или формой и величинами, связанными с размерами фигуры косвенно. Моделируемая фигура задается ее изометрической про­тей, эскизом или техническим рисунком. Для индивидуальных работ по техническому моделированию используются различные материалы: бумага, картон, проволока, жесть, пластилин. Ц При анализе выполненной работы обращается внимание на удачно сформулированные условия задачи, дающие полную информацию о конструкции детали с геометрической точки зрения. Дома учащиеся изготовляют по чертежу модель детали из бумаги, картона, предварительно выполняя развертку полной поверхности детали.

3. Практикум является наиболее распространенным видом работы, обеспечивающим повышение самостоятельной деятельности учащихся.

Практикумы проводятся при завершении крупных разделов, а и имеют главной целью обобщение и повторение изученных действий, решение задач профессиональной направленности, практикумах по математике целесообразно решать более содержательные задачи, позволяющие выявить общие подходы к решению типовых задач, связанных с будущей профессией. Уроки-практикумы организуются при изучении таких тем, как «Решение тригонометрических упражнений, сводящихся к простей», «Применение интеграла к решению простейших геометрических и практических задач».

На уроках-практикумах у учащихся формируется установка на творческое выполнение любой работы: приступая к изготовлению эй модели или к решению задачи, учащиеся рассматривают типичные варианты, оценивают их достоинства и недостатки, выбирают оптимальный вариант, вырабатывают критический яд на работу, привычку проверять технологический процесс, Находить более рациональные пути решения конкретных задач. В целях повышения интереса учащихся к обучению в агролицее, стимулирования их к продолжению образования в сельскохозяйственном вузе межпредметные связи осуществляются также при изучении химии и спецпредметов.

В агролицее осуществляются и внутрипредметные (между разде­лами, главами, темами одного предмета), межпредметные, внутри-цикловые и межцикловые связи, а также связи между одинаковыми предметами, изучаемыми в учебных заведениях разных уровней (шко­ла—вуз; школа—ПТУ; лицей—вуз и т.д.) по техническим дисцип­линам. Все это обеспечивает интеграцию, обобщение знаний.

На базе внутрипредметных и межпредметных связей реализу­ется идея преемственности в содержании изучаемого материала. Такие связи заложены в рабочих программах по инженерной гра­фике, материаловедению, технологии конструкционных матери­алов, теоретической механики, сопротивлению материалов, тео­рии механизмов и машин, другим учебным дисциплинам.

Опыт деятельности лицея позволяет утверждать, что практи­чески каждая тема любой общетехнической дисциплины имеет связь как внутри своего предмета, так и с темами других дисцип­лин общетехнического цикла.

Работа, направленная на профессиональную подготовку уча­щихся агролицея в условиях взаимосвязи общеобразовательных и специальных предметов, дает положительные результаты:

межпредметные связи учебного материала по общеобразова­тельным и специальным предметам, а также связи между предме­тами технического цикла позволяют учащимся оперировать мето­дами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моде­лирование, обобщение и т.д.);

уроки по общеобразовательным дисциплинам, насыщенные профессиональным содержанием по избранной специальности, способствуют развитию системного мышления учащихся, умению видеть общее в частном, тренируют в применении знаний на прак­тике;

выполнение различных видов самостоятельной работы приучает учащихся к работе с дополнительной литературой, к поиску своей точки зрения;

взаимосвязь учебного материала по общеобразовательным и спе­циальным предметам убеждает учащихся в необходимости посто­янного пополнения своих знаний;

осуществление межпредметных связей приучает учащихся к творческому поиску, расширению интеллектуальных возможностей повышению культуры труда, совершенствованию технологических процессов;

межпредметные связи по техническим дисциплинам интенсифицируют профессиональную подготовку учащихся, формируют у них конструкторские умения и навыки, побуждают их к более углубленной работе по избранной специальности, повышают уровень их мастерства;

осуществление межпредметных связей формирует у учащихся качества личности, без которых невозможна их дальнейшая профессиональная деятельность — ответственность, умение прогнозировать, доводить начатое дело до конца, аккуратность и др.

Учреждения начального профессионального образования согласно Типовому положению об учреждениях начального профессионального образования (1994 г.) могут создаваться (учреждаться) органами образования, государственными предприятиями и opгaнизациями, акционерными обществами, кооперативами, общественными организациями и отдельными гражданами. Для их создания необходима государственная регистрация, которая осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. Эти учреждения получают право на образовательную деятельность с момента выдачи им государственным органом управления образованием разрешения (лицензии), в котором фиксируются контрольные нормативы, предельная численность обучающихся и сроки действия лицензии.

Принципы построения народного образования в России.

Основные пришиты построения системы народного образова­ния в нашей стране были впервые сформулированы в Положении о единой трудовой школе (1918) и закреплены в Программе Ком­мунистической партии, принятой на VIII съезде партии в 1919 г. Дальнейшее развитие эти принципы получили в Законе о школе 1958 г., в «Основах законодательства Союза ССР и союзных рес­публик о народном образовании» (1973) (новая редакция в 1985 г.) в Конституции СССР (1977), в новой редакции Программы КПСС (1986).

Статья 25 Конституции СССР законодательно закрепляет прин­ципы системы народного образования в стране: «В СССР суще­ствует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, ду­ховному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности».

1. Равенство всех граждан СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к рели­гии, имущественного и социального положения.

В пашей стране нет никаких привилегий или ограничений в за­висимости от национальности, социального или имущественного положения при приеме учащихся в школы и другие учебные заве­дения и их обучении. Широкая сеть школ всех типов, многочис­ленные средние специальные и высшие учебные заведения делают советскую школу действительно общедоступной. В каждой нацио­нальной республике, области, крас строятся национальные школы, детские сады, высшие учебные заведения, готовятся национальные кадры, обучение осуществляется на родном языке. Особую заботу партия и правительство проявляют о развитии сельской общеобра­зовательной школы и образовании трудящихся на селе.

Интенсивно развивается система заочного и вечернего среднего, среднего специального и высшего образования.

2. Обязательность образования для всех детей и подростков.

Обязательность обучения является политическим и государст­венным делом, в нашей стране. Всеобуч стал необходимым звеном культурной революции. Обязательность обучения в социалистиче­ском обществе не только провозглашена и законодательно закреп­лена в Конституции СССР. В стране созданы реальные возмож­ности ее воплощения в жизнь. Всеобуч обеспечивается наличием разветвленной системы школ разных типов, строительством интер­натов, организацией горячего питания в школах, подвозом детей, живущих в отдаленных населенных пунктах, бесплатностью обу­чения и оказанием материальной помощи малообеспеченным семь­ям, демократическим характером самой системы народного обра­зования и другими мероприятиями. Получение среднего образова­ния является гражданским долгом нашей молодежи и объективной необходимостью строительства коммунизма.

3. Государственный и общественный характер всех учебно воспитательных учреждений.

Советские школы открываются, содержатся и управляются государством. Это позволяет регулировать планирование и разме­щение школ, подготовку и распределение квалифицированных кадров с учетом требований технического прогресса, обеспечивать научность и коммунистическую направленность воспитания, един­ство в содержании образования.

Коммунистическая партия и Советское государство постоянно заботятся о развитии общественного воспитания детей и подрост­ков в дошкольных учреждениях, во внеучебное время в школе, внешкольных учреждениях и по месту жительства, оказывают всемерную помощь семье в воспитании детей — так записано в до­кументах, принятых партией и правительством по осуществлению реформы школы.

Государственные предприятия, учреждения и организации, кол­хозы, кооперативные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации призваны принимать активное участие в развитии народного образования, производственном обучении и повышении квалификации трудящихся. Накоплен большой опыт шефской работы предприятий над общеобразовательной школой по укреплению материальной базы, организации воспитания де­тей, их труда и отдыха.



2015-12-06 1432 Обсуждений (0)
Новые типы учебных заведений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новые типы учебных заведений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)