Новые типы учебных заведений
В современных условиях темпы обновления технологий и техники, форм организации труда превосходят темпы смены поколений. Это свидетельствует о том, что научно-техническому уровню современных технологий и техники, их реализующей, должен соответствовать и в определенной мере опережать его профессиональный уровень различных кадров, их обслуживающих. Отсюда следуют новые требования, предъявляемые и к учебным заведениям всех уровней, и к их выпускникам. Так, например, выпускники агролицея должны: 1) иметь достаточное гуманитарное образование, определяющее культурный уровень выпускника, степень общечеловеческоro развития и воспитания, которые обусловливают его отношение труду, людям, к окружающей среде; 2) получить необходимую общенаучную подготовку, позволяющую понимать сущность происходящих вокруг него процессов, оценивать их и быть подготовленным к углубленному изучению общетехнических дисциплин; 3) приобрести фундаментальную общетехническую подготовку; 4) основательно изучить существующие и перспективные технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, и оборудование, реализующее эти технологии; 5) получить рабочие специальности и приобрести практические навыки, обеспечивающие приемлемые условия для жизни в случае прекращения дальнейшего образования. В качестве модели реализации этих требований может быть рассмотрен опыт деятельности Борисовского агролицея Белгородской области (директор А. Н.Долина). Учащиеся средней общеобразовательной школы, закончив девять классов, поступают на первый курс 1-ый ступени с трехлетним сроком обучения. За эти годы они получают гуманитарное образование, основы общенаучной и общетехнической подготовки, а также рабочие профессии «слесарь-ремонтник», «тракторист-машинист широкого профиля», «водитель категории "С"». По окончании 1-й ступени учащиеся сдают комплексный экзамен по общетехническим и профилирующим курсам и получают удостоверение об окончании училища. Одни из них устраиваются на рабочие места, а другие при успешной сдаче экзаменов продолжают образование на 2-й ступени, но уже в статусе студентов Белгородской Государственной сельскохозяйственной академии. В течение первого года обучения на 2-й ступени студенты углубленно изучают математику, физику, информатику, иностранный язык, а также профилирующие предметы - эксплуатацию машинотракторного парка (МТП) и технологию механизированных работ, компьютеризацию и экономику сельскохозяйственного производства, организацию и управление, хранение и переработку продуктов растениеводства. Итоговой формой завершения обучения на данной ступени являются комплексный экзамен и защита дипломного проекта. По результатам сдачи экзамена и защиты проекта часть студентов получает диплом техника-механика по специальности 3113.01 «Эксплуатация МТП в полеводстве» и трудоустраивается. Вторая часть студентов, более успешно сдавших экзамены и защитивших дипломный проект, может продолжить обучение на 3-й ступени, фактически на втором курсе сельскохозяйственной академии без сдачи вступительных экзаменов. Исследование планов и рабочих программ средних профессионально-технических училищ, техникумов и высших учебных заведений (сельскохозяйственной академии) показало, что в учебных планах профтехучилищ (срок обучения - три года) основное учебное время отводится на профессиональное обучение и приобретение практических навыков. Явно недостаточно внимания уделяется общетехнической подготовке. В учебном плане техникума механизации сельского хозяйства изучению общетехнических дисциплин уделяется больше внимания, чем в ПТУ, что позволяет подготавливать техников-механиков сельскохозяйственного производства с лучшей общетехнической подготовкой. С учетом максимальной степени преемственности были разработаны экспериментальный план и рабочие программы для нового типа образовательного учреждения — агротехнического лицея — со сроком обучения четыре года на базе девяти классов средней общеобразовательной школы. При этом учитывалось, что непрерывность образовательного процесса обеспечивается прежде всего за счет: преемственности внутри предметов, внутри курсов, а также между различными ступенями учебных заведений; многовариантности содержания общего и профессионального образования, их учебных планов и программ. Учебным планом агролицея предусматривается увеличение времени на общетехническую подготовку за счет его сокращения на изучение предметов профессионального и общеобразовательного циклов. Вводится курс «Техническое обслуживание» (52 часа), существенно увеличивается время на общетехнические дисциплины, в том числе на основы материаловедения, сопротивление материалов, техническую механику, детали машин, допуски, посадки и технические измерения. Анализ преемственности в изучении этих дисциплин с точки зрения форм организации учебного процесса позволяет отметин», что в лицее используются такие формы, как теоретические и лабо-раторно-практические занятия на уроке, обучение в мастерских училища, производственная практика в учебном хозяйстве или на предприятиях агропромышленного комплекса, текущий контроль в виде проверочных работ по темам, зачетов или экзаменов. Преемственность содержания может быть осуществлена двумя путями: а) благодаря некоторому упрощению вузовского курса, что позволит свести к минимуму разрыв с курсом лицея; б) за счет переноса наименее сложной части вузовского курса #1 учебный план лицея, что повысит уровень содержания курса в учи» j лище (более сложная часть остается для вуза). В экспериментальной работе лицей пошел по второму пути. Разработали экспериментальную рабочую программу курса «Материаловедение и технология конструкционных материалов (ТКМ) для лицея и укороченную по содержанию, но оставшуюся на прежнем уровне по сложности вузовскую программу этого же курса. Сравнительный анализ учебного плана и рабочих программ агролицея и вуза по изучению, например, курса «Детали машин», выявил следующее: существует значительное различие в требованиях к уровню знаний и умений учащегося лицея и студента вуза; веются различия в целях и задачах изучения курса; различны формы организации учебного процесса при изучении данного га; в лицее отсутствует самостоятельная работа учащихся при изучении курса; имеются различия в формах контроля уровня знаний и умений учащихся и студентов; в лицее отсутствуют какие-либо элементы исследовательской работы при изучении данного :а; курсовой проект, позволяющий привести знания в систему, не выполняется. Преемственность по содержанию и методике изучения курса Детали машин» в лицее и вузе, по нашим наблюдениям, минимальна и проявляется лишь в трактовке основных понятий, в формулировке определений, а также в объяснении назначения и переселении областей применения типовых деталей и узлов машин. Чтобы обеспечить более полную преемственность при изучении того курса, была разработана экспериментальная рабочая программа для учащихся агролицея. В целях осуществления преемственности в содержании курса «Детали машин» обучение в лицее осуществляется поэтапно: на первом курсе лицеисты изучают конструкции, назначение, области применения типовых деталей, узлов механизмов. На этом упрощенном, описательном этапе занятия преподаватель лицея. На втором курсе изучаются статика и тематика изучаемых объектов, кинематические и прочностные расчеты, основы конструирования относительно простых деталей, узлов и механизмов. Занятия ведет профессор или доцент академии, третьем курсе учащиеся выполняют проект по общетехническим дисциплинам, состоящий из расчетной записки и графической части. Проект призван закончить формирование общетехнического мировоззрения. Темой проекта, как правило, является упрощенный вариант привода рабочего органа какой-либо сельхозмашины, т. е. тема имеет профессиональную направленность. Лабораторные работы по изучению конструкций типовых деталей и механизмов учащиеся выполняют под руководством профессора академии в специализированной лаборатории, созданной совместно с академией. Кроме того, студенты изучают конструкции узлов машин, приобретают навыки пользования различными механическими инструментами. В вузе выпускник агролицея, опираясь на полученные ранее знания, изучает теоретическую часть курса «Детали машин» более глубоко, выполняет лабораторные работы с элементами исследований. Многоаспектная преемственность в обучении лицеистов и студентов способствует осознанной, профессионально ориентированной общетехнической подготовке учащегося лицея и общей инженерной подготовке студента вуза. Преемственность в системе агротехнический лицей — сельскохозяйственный вуз имеет резервы повышения качества подготовки специалистов как по общетехническим, так и по общеобразовательным дисциплинам. В агролицее профессиональная направленность обучения, осуществление межпредметных связей определяются необходимостью решения ведущей задачи — быть основой формирования духовно богатой личности, способной к творческому труду. Межпредметные и междисциплинарные связи в деятельности агролицея осуществляются в процессе изучения общеобразовательных и специальных предметов, предусмотренных учебным планом. Особенно тесные связи прослеживаются при изучении математики, спецпредметов и основ рыночной экономики. При этом преподавателям данных дисциплин необходимо владеть максимумом профессиональных знаний, знать принципы организации экономики и планирования производства, структуру предприятия-учреждения, основы технических процессов, принципы действия машин, применяемых на предприятиях той отрасли производства, для которой лицей подготавливает специалистов. Обеспечивая тесную связь математики с изучаемым материалом по спецпредметам, преподаватель способствует: развитию логического мышления у учащихся, овладению ими новыми приемами решения поставленных задач, подготовке будущих рабочих к творческой трудовой деятельности, выработке у них умений и потребностей к самообразованию, формированию гармонично развитой личности, способной применять полученные знания и процессе сознательного творческого труда. Органическая взаимосвязь математики с применением ее знаний в процессе изучении спецпредметов в опытно-экспериментальной работе прослеживается на многих видах самостоятельного творчества учащихся. Остановимся лишь на некоторых из них. 1. Творческие самостоятельные работы учащихся по составлению задач. Сюда относятся те работы, при выполнении которых обучаемый открывает для себя что-то новое, развивает математическое мышление, формирует интерес к предмету, превращая всякое знание в деяние. К творческим самостоятельным работам относятся: изготовление моделей геометрических тел учащимися, решение задач несколькими способами, сочинения, доклады учащихся, составление математических задач с производственным содержанием и др. Такие задания выполняются как на этапе изучения нового материала, так и при его закреплении. 2. Техническое моделирование и конструирование. При изучении сольных предметов, а также в предстоящей трудовой деятельности от учащихся требуется умение пространственно (стереометрический) мыслить. Развитию такого мышления способствуют решение стереометрических задач, техническое моделирование и конструирование. К задачам на создание объекта можно отнести моделирование геометрических тел, выполнение разверток. Учащимся дается образец, по которому необходимо изготовить модель или условие задачи, данное в текстовой, графической и текстово-графической формах. Моделируемая фигура может быть определена по-разному: только своей формой, или формой и всеми размерами, или формой и величинами, связанными с размерами фигуры косвенно. Моделируемая фигура задается ее изометрической протей, эскизом или техническим рисунком. Для индивидуальных работ по техническому моделированию используются различные материалы: бумага, картон, проволока, жесть, пластилин. Ц При анализе выполненной работы обращается внимание на удачно сформулированные условия задачи, дающие полную информацию о конструкции детали с геометрической точки зрения. Дома учащиеся изготовляют по чертежу модель детали из бумаги, картона, предварительно выполняя развертку полной поверхности детали. 3. Практикум является наиболее распространенным видом работы, обеспечивающим повышение самостоятельной деятельности учащихся. Практикумы проводятся при завершении крупных разделов, а и имеют главной целью обобщение и повторение изученных действий, решение задач профессиональной направленности, практикумах по математике целесообразно решать более содержательные задачи, позволяющие выявить общие подходы к решению типовых задач, связанных с будущей профессией. Уроки-практикумы организуются при изучении таких тем, как «Решение тригонометрических упражнений, сводящихся к простей», «Применение интеграла к решению простейших геометрических и практических задач». На уроках-практикумах у учащихся формируется установка на творческое выполнение любой работы: приступая к изготовлению эй модели или к решению задачи, учащиеся рассматривают типичные варианты, оценивают их достоинства и недостатки, выбирают оптимальный вариант, вырабатывают критический яд на работу, привычку проверять технологический процесс, Находить более рациональные пути решения конкретных задач. В целях повышения интереса учащихся к обучению в агролицее, стимулирования их к продолжению образования в сельскохозяйственном вузе межпредметные связи осуществляются также при изучении химии и спецпредметов. В агролицее осуществляются и внутрипредметные (между разделами, главами, темами одного предмета), межпредметные, внутри-цикловые и межцикловые связи, а также связи между одинаковыми предметами, изучаемыми в учебных заведениях разных уровней (школа—вуз; школа—ПТУ; лицей—вуз и т.д.) по техническим дисциплинам. Все это обеспечивает интеграцию, обобщение знаний. На базе внутрипредметных и межпредметных связей реализуется идея преемственности в содержании изучаемого материала. Такие связи заложены в рабочих программах по инженерной графике, материаловедению, технологии конструкционных материалов, теоретической механики, сопротивлению материалов, теории механизмов и машин, другим учебным дисциплинам. Опыт деятельности лицея позволяет утверждать, что практически каждая тема любой общетехнической дисциплины имеет связь как внутри своего предмета, так и с темами других дисциплин общетехнического цикла. Работа, направленная на профессиональную подготовку учащихся агролицея в условиях взаимосвязи общеобразовательных и специальных предметов, дает положительные результаты: межпредметные связи учебного материала по общеобразовательным и специальным предметам, а также связи между предметами технического цикла позволяют учащимся оперировать методами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моделирование, обобщение и т.д.); уроки по общеобразовательным дисциплинам, насыщенные профессиональным содержанием по избранной специальности, способствуют развитию системного мышления учащихся, умению видеть общее в частном, тренируют в применении знаний на практике; выполнение различных видов самостоятельной работы приучает учащихся к работе с дополнительной литературой, к поиску своей точки зрения; взаимосвязь учебного материала по общеобразовательным и специальным предметам убеждает учащихся в необходимости постоянного пополнения своих знаний; осуществление межпредметных связей приучает учащихся к творческому поиску, расширению интеллектуальных возможностей повышению культуры труда, совершенствованию технологических процессов; межпредметные связи по техническим дисциплинам интенсифицируют профессиональную подготовку учащихся, формируют у них конструкторские умения и навыки, побуждают их к более углубленной работе по избранной специальности, повышают уровень их мастерства; осуществление межпредметных связей формирует у учащихся качества личности, без которых невозможна их дальнейшая профессиональная деятельность — ответственность, умение прогнозировать, доводить начатое дело до конца, аккуратность и др. Учреждения начального профессионального образования согласно Типовому положению об учреждениях начального профессионального образования (1994 г.) могут создаваться (учреждаться) органами образования, государственными предприятиями и opгaнизациями, акционерными обществами, кооперативами, общественными организациями и отдельными гражданами. Для их создания необходима государственная регистрация, которая осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. Эти учреждения получают право на образовательную деятельность с момента выдачи им государственным органом управления образованием разрешения (лицензии), в котором фиксируются контрольные нормативы, предельная численность обучающихся и сроки действия лицензии. Принципы построения народного образования в России. Основные пришиты построения системы народного образования в нашей стране были впервые сформулированы в Положении о единой трудовой школе (1918) и закреплены в Программе Коммунистической партии, принятой на VIII съезде партии в 1919 г. Дальнейшее развитие эти принципы получили в Законе о школе 1958 г., в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (1973) (новая редакция в 1985 г.) в Конституции СССР (1977), в новой редакции Программы КПСС (1986). Статья 25 Конституции СССР законодательно закрепляет принципы системы народного образования в стране: «В СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности». 1. Равенство всех граждан СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения. В пашей стране нет никаких привилегий или ограничений в зависимости от национальности, социального или имущественного положения при приеме учащихся в школы и другие учебные заведения и их обучении. Широкая сеть школ всех типов, многочисленные средние специальные и высшие учебные заведения делают советскую школу действительно общедоступной. В каждой национальной республике, области, крас строятся национальные школы, детские сады, высшие учебные заведения, готовятся национальные кадры, обучение осуществляется на родном языке. Особую заботу партия и правительство проявляют о развитии сельской общеобразовательной школы и образовании трудящихся на селе. Интенсивно развивается система заочного и вечернего среднего, среднего специального и высшего образования. 2. Обязательность образования для всех детей и подростков. Обязательность обучения является политическим и государственным делом, в нашей стране. Всеобуч стал необходимым звеном культурной революции. Обязательность обучения в социалистическом обществе не только провозглашена и законодательно закреплена в Конституции СССР. В стране созданы реальные возможности ее воплощения в жизнь. Всеобуч обеспечивается наличием разветвленной системы школ разных типов, строительством интернатов, организацией горячего питания в школах, подвозом детей, живущих в отдаленных населенных пунктах, бесплатностью обучения и оказанием материальной помощи малообеспеченным семьям, демократическим характером самой системы народного образования и другими мероприятиями. Получение среднего образования является гражданским долгом нашей молодежи и объективной необходимостью строительства коммунизма. 3. Государственный и общественный характер всех учебно воспитательных учреждений. Советские школы открываются, содержатся и управляются государством. Это позволяет регулировать планирование и размещение школ, подготовку и распределение квалифицированных кадров с учетом требований технического прогресса, обеспечивать научность и коммунистическую направленность воспитания, единство в содержании образования. Коммунистическая партия и Советское государство постоянно заботятся о развитии общественного воспитания детей и подростков в дошкольных учреждениях, во внеучебное время в школе, внешкольных учреждениях и по месту жительства, оказывают всемерную помощь семье в воспитании детей — так записано в документах, принятых партией и правительством по осуществлению реформы школы. Государственные предприятия, учреждения и организации, колхозы, кооперативные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации призваны принимать активное участие в развитии народного образования, производственном обучении и повышении квалификации трудящихся. Накоплен большой опыт шефской работы предприятий над общеобразовательной школой по укреплению материальной базы, организации воспитания детей, их труда и отдыха.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1432)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |