Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеал общечеловеческого и народно-православного воспитания в воззрениях педагогических мыслителей России XIX - начала XX века



2015-12-06 585 Обсуждений (0)
Идеал общечеловеческого и народно-православного воспитания в воззрениях педагогических мыслителей России XIX - начала XX века 0.00 из 5.00 0 оценок




Модуль II. Лекция 2. Развитие и трансформация идеалов воспитания в XVIII веке и до 1917 года

План

Светская, профессиональная и сословная направленность образования в XVIII веке. Просветительская мысль.

Реформы образования в XIX веке.

Идеал общечеловеческого и народно-православного воспитания в воззрениях педагогических мыслителей России XIX - начала XX века.

1. К концу XVII века в развитии российской культуры проявляются новые тенденции. Православное образование утрачивает свою доминирующую роль, на смену ему приходит светское, государственное. Но это не означало исчезновения из сферы воспитания и образования православной педагогики. Она сохраняется, будучи постоянно поддерживаемой царским правительством, вплоть до 1917 года. Однако потребности социально-экономического развития России с начала XVIII века повлекли за собой и потребности в светском образовании, а, следовательно, в формировании светской педагогики.

Социальное и государственное развитие России обусловило возраставшую потребность в таких профессиях, как агроном, инженер, врач, юрист, учитель. Остро ощущалась необходимость подготовки государственных чиновников, специалистов военного и морского дела. Светское образование стало государственным делом, и это во многом способствовало его успешному осуществлению. Государственное начало в развитии образования особенно ярко проявлялось в годы царствования Петра I, который стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди его указов было немало относившихся к просвещению. Нередко меры к распространению образования носили принудительный характер. Принудительное обучение не могло рассчитывать на усердие со стороны обучаемых, и этот недостаток был восполнен дисциплинарными мерами. Приписка, сделанная Петром I к инструкции для Морской академии, гласила: «Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных солдат и быть им по человеку ко всякой каморе во время ученья, и иметь хлыст в руках, и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, несмотря, какой бы он фамилии ни был».

В России раньше, чем в западноевропейских странах, возникло реальное образование. Школа математических и навигацких наук (январь 1701 г.) была не только первым, но и самым крупным образовательным учреждением реального направления в Европе. Она сыграла важную роль в подготовке специалистов различных отраслей хозяйства, управления, культуры, науки, морского дела.

Чтобы удовлетворить запросы городского сословия, укрепить армию и флот не только грамотными офицерами, но и солдатами, создаются государственные (цифирные) школы, гарнизонные, адмиралтейские. Все они были светские.

Школьная реформа Петра I коснулась и церкви. С принятием 25 января 1721 года «Духовного регламента» была организована широкая сеть школ для подготовки духовенства: архиерейские школы, духовные семинарии. Обучение в школах велось на русском языке, создавались новые учебники. Вместо Часослова, Псалтыря в практике обучения стали использоваться буквари и азбуки. Среди учебных книг того времени особое место занимал учебник Л. Ф. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная», содержащая сведения по основным разделам математики, а также по астрономии, геодезии и навигации. В «Арифметике…» в стихотворной форме представлены общие рассуждения по различным математическим правилам, снабжённые красочными рисунками. Каждое правило имело чёткую формулировку и сопровождалось практическими примерами и задачами.

Среди важных событий этого периода - основание Петром I Академии наук в Петербурге (1724 г.).

Для характеристики педагогических идей в петровское время важными являются произведения трех деятелей той эпохи: Феофана Прокоповича(1681-1736), Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726),Василия Никитича Татищева (1686-1750). Ни один из них не был педагогом и не оставил специальных педагогических работ, но каждый касался довольно подробно вопросов воспитания в сочинениях, имевших другие цели.

Ф. Прокопович изложил свои педагогические взгляды в книге «Духовный регламент», в которой предлагал создавать духовные школы трёх уровней: академии, семинарии и элементарные училища. Защищая главенство государства над церковью, Ф. Прокопович признавал необходимость образования для духовенства и наставлений для народа, но организацию его понимал по-другому, чем прежде. На первом месте у него стоял не религиозный, а государственный, светский элемент. О народных школах в «Регламенте» не говорится, хотя подчёркивается необходимость нравственного наставления народа путём заучивания содержания нравственных книжек.

Педагогические взгляды И.Т. Посошкова изложены в сочинении «Завещание отеческое». По содержанию и характеру поднятых вопросов оно напоминает «Домострой» XVI века. В нём представлены наставления, относительно нравственно-христианской жизни, выполнения семейных, церковных и других обязанностей, которые могут быть поручены человеку. Особенно И.Т. Посошков настаивает на необходимости честного, посильного труда, физического или духовного.

Педагогика другого представителя петровской эпохи - В.Н. Татищева - утилитарная и связана с непосредственной практической пользой и профессионализмом. В «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733) он рассуждает о важной роли просвещения для государства и отдельного человека, анализирует состояние учебного дела в России и возможные пути его реорганизации, о содержании образования и другие. В.С. Татищев был сторонником обучения молодых людей за границей, вместе с тем считая необходимым открывать школы (училища) во всех губерниях, провинциях и городах. Он заботился об образовании дворянства, и педагогика его была дворянская, аристократическая.

В определении состава общеобразовательного курса В.С. Татищев главное внимание уделяет религиозному образованию, но церковно-богослужебный характер его исчез. В научной стороне образования главное - уметь правильно писать, изучить арифметику, немецкий язык, русскую историю и географию, гражданские и воинские законы своего отечества. Изучение иностранных языков имеет узкоутилитарное значение. Нравственная сторона воспитания в его работе затронута слабо, она наполнена житейскими и практическими советами.

После смерти Петра I (1672-1725) дворянское сословие, укрепляя свои позиции, стало создавать для обучения своих детей узкосословные учебные заведения. Различные виды школ, созданные в первой трети XVIII века, заменяются новыми, ограничивается доступ в школы детям «третьих чинов». С середины XVIII века в России открываются военно-учебные заведения закрытого типа, имевшие целью подготовку дворян к военной службе. Таким был, например, Cухопутный кадетский шляхетский корпус, который пользовался особым вниманием государственных учреждений и правительства, был прекрасно оборудован. Учебный план этого заведения включал много предметов, большинство из которых были необязательными, изучение их предоставлялось студентам на выбор. Аналогичные принципы лежали в образовательной деятельности Морского шляхетского корпуса, Артиллерийской и Инженерной школ Петербурга.

Не желавшее учить своих детей со «всякого чина людей», дворянство прибегало к услугам частного предпринимательства, определяя детей в различного рода пансионы, содержателями которых были почти всегда иностранцы, главным образом, французы. Не предлагая ни образовательных, ни профессиональных знаний, пансионы обучали мальчика французскому языку и литературе, танцам, «манерам».

В XVIII веке российское образование испытало на себе мощное и продолжительное влияние Запада. Прогрессивная общественность во главе сМ.В. Ломоносовым (1711-1765) боролась за развитие отечественной науки, создание научных национальных кадров. Он положил начало просветительству в России как течению общественной мысли, провозгласив в качестве одной из главных задач государства развитие образования, национальной культуры и науки, промышленности и техники. Основой обучения мыслитель считал родной язык, большое внимание уделял истории и естественным наукам, активно участвовал в создании учебных книг с методическими указаниями по преподаванию этих предметов, в их числе - «Российская грамматика» (1757).

В своей научной и практической деятельности он обосновывал идеи гуманного просвещения, принципы патриотического, народного и демократического образования, которые стали определяющими для всего последующего развития образования в XIX веке. По проекту учёного в 1755 году в Москве был учрежден университет с тремя факультетами - философским, юридическим, медицинским. Учёные Московского университета внесли большой вклад в разработку самобытной национальной педагогики и создание отечественных учебников, учебной литературы.

Главнейшими представителями государственной педагогики во время Екатерины II были, кроме самой Екатерины, И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович де Мириево. Екатерина II поддерживала связи со многими выдающимися иностранцами, была хорошо знакома с новыми течениями современной ей педагогической мысли, в том числе со взглядом о необходимости воспитывать не гражданина, а человека (русская педагогика и её последователи), равно как и с мнением о необходимости воспитывать не человека как нечто отвлечённое и общее, а именно гражданина, существо вполне реальное (педагогика защитников просвещённого абсолютизма).

И.И. Бецкой (1704-1795) долго жил за границей, был хорошо знаком с новой европейской педагогикой и, в частности, с педагогическими идеями Руссо.

Ф.И. Янкович - австриец-серб, специалист-педагог хорошо знал педагогическое дело и педагогическую литературу.

В западной педагогической мысли педагогов-государственников заинтересовали две идеи. Первая - идея просвещённого абсолютизма, мысль о том, что просвещение - большая сила, но управлять им должно государство и использовать школу и педагогику в государственных интересах - для воспитания хороших граждан, добрых отцов и матерей семейств. Вторая идея - воспитание человека, ограждение детей от пороков взрослых, о создании путём правильного воспитания улучшенного человечества, более благородного, чистого, нравственного и умного, чем существующее.

ИмяИ.И. Бецкого связано с идеей воспитания новой породы людей, не заражённых пороками современного общества, воспитанием строго государственным. На эту идею его навели не только некоторые течения западноевропейской педагогики, но и реальные факты русской действительности. До Петра I русская семья жила замкнуто, обособленно от всего остального мира. С Петра I государство внедряется в семейную жизнь и начинает на неё давить, изменять её строй сообразно государственным интересам. Общество и семья были пропитаны суевериями, ленью, невежеством, безнравственностью; такое общество, такие семьи неизбежно портили детей, заражали их своими пороками. Воспитать из такого заражённого дитяти идеального гражданина было невозможно. Отсюда напрашивалась мысль об отделении малолетних детей от взрослых, о воспитании детей вне семьи и общества и о создании, таким образом, нового поколения людей: мужественных, честных, добродетельных.

С этой идеей выступил И.И. Бецкой и к ней склонил Екатерину II. Он предлагал открывать воспитательные училища и отдавать в них детей обоего пола не старше 5-6 лет, когда ребёнка ещё можно воспитать в добродетели. Предполагалось, что дети будут находиться в училищах до 18-20 лет безвыходно, без всякого общения с обществом, а самые близкие родственники могли видеть детей в назначенные дни и в присутствии начальника.

Названные принципы были положены в основу преобразования шляхетского корпуса, вновь открытой Академии художеств с воспитательным училищем при нём, воспитательного общества благородных девиц с мещанским отделением, коммерческого училища. Во всех этих учебных заведениях обращали внимание не на развитие мыслительных сил учащихся, а на воспитание честного, нежного и благородного сердца. При деятельном участии И.И. Бецкого было учреждено среднее женское учебное заведение, которое положило начало серьёзному и систематическому женскому образованию.

Теория воспитания И.И. Бецкого, построенная главным образом под влиянием идей Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо, изложена в его работе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества».

При Екатерине II была предпринята попытка распространения образования в русском народе. Систему народного образования она заимствовала из Австрии. Автором этой системы был немец И.И. Фельбигер, настоятель августинского саганского монастыря в Силезии, а исполнителем -Янкович де Мириево, директор народных училищ в сербской провинции Австрии, вызванный в 1782 году Екатериной II в Россию. В 1782 году была организована комиссия по учреждению народных училищ. По проекту комиссии в России должны были открываться народные училища трёх разрядов: малые, средние и главные. Ф.И. Янкович перевёл на русский язык уставы и инструкции учителям и попечителям школ, готовил учебники и дидактические пособия. Основы его педагогической системы изложены в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи». В этом и других документах разъяснялся смысл классно-урочной организации обучения, которая рекомендовалась для использования в народных училищах, высказывались соображения о методах преподавания отдельных предметов, дидактические советы и идеи относительно организации всей школьной жизни.

Австрийский план народного образования был осуществлён в весьма ограниченных пределах, так как училища открывались исключительно в городах, а не в сёлах, и то с большим трудом. Из 500 городов России, в начале царствования Александра I, школы существовали лишь в 254. В царствование императрицы Екатерины II было учреждено 223 учебных заведения, что для обширной империи с 26 миллионами жителей было очень мало. Таким образом, собственно народное просвещение сельского населения, живущего по деревням, при Екатерине II даже и не начиналось.

Причины ограниченного применения задуманной системы народного просвещения заключались в том, что средств из государственной казны на открытие и содержание училищ ассигновано не было, а приказам предоставлялось право самим отыскивать нужные средства. С другой стороны, широкая реформа по народному просвещению была невозможна без подготовки многочисленного педагогического персонала. Между тем на всю Россию была открыта только одна учительская семинария в Санкт-Петербурге, которая не могла удовлетворить потребность в учителях.

Преобразования в сфере просвещения и педагогики XVIII века нельзя объективно оценить, если не учесть ту деятельность, которую осуществляли в ней Н.И. Новиков (1744-1818) и А.Н. Радищев (1749-1802).

Н.И. Новиков был просветителем, книгоиздателем, внесшим заметный вклад в развитие педагогической мысли России второй половиныXVIII века. Он открывал типографии, книжные склады, библиотеки, школы, издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Стремясь развить в народе любовь к книге и охоту к чтению, потребность в знаниях, он организовывал независимые от официальных властей народные училища (школы) для непривилегированных слоёв населения, пропагандировал педагогические идеи французских просветителей. Как и многие европейские просветители, он полагал, что «процветание государства, благополучие народа зависит неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания»[1]. Главной задачей воспитания он считал «образовывать детей счастливыми людьми и полезными гражданами», и путь к этому лежал через «воспитание физическое, касающееся одного тела; нравственное, имеющее предметом образование сердца, то есть образование и управление натурального чувствования и воли детей; и разумное воспитание, занимающееся просвещением, или образованием, разума»[2].

В трактате «О воспитании и наставлении детей» он дал первое в истории отечественной педагогической литературы определение понятия «педагогика» как науки о воспитании и выделил в нём три взаимосвязанных части: физическое, нравственное и умственное воспитание.

Н.И. Новиков отрицательно относился к обучению детей за границей и воспитанию в закрытых учреждениях, считая семью важнейшим воспитательным институтом.

Наиболее ярким представителем оппозиции государственной образовательной политики в концеXVIII века был А.Н. Радищев. Он был просветителем, его педагогические идеи не получили отражение в специальных педагогических работах, а содержатся в таких произведениях, как «Путешествие из Петербурга в Москву», «Житие Фёдора Васильевича Ушакова», «Беседа о том, что есть сын отечества», «Рассуждение о труде и праздности» и других.

Вопросам воспитания посвящена одна из глав «Путешествия из Петербурга в Москву» - «Крестьцы». Крестицкий дворянин расстаётся со своими уже ставшими взрослыми сыновьями, они должны «идти в службу». Перед расставанием отец раскрывает им тот идеал личности,к которому должны были приблизиться его сыновья в результате его системы воспитания. Он хотел бы, чтобы его дети стали горячими патриотами, спокойно и непоколебимо стоящими за правду. Снова наставляя их в час разлуки, он напоминает им о добродетели, как «вершине деяний человеческих», о следовании обычаям и нравам, о соблюдении закона.

В работе «Беседа о том, что есть сын отечества» он изложил своё представление об идеале человека, условиях и средствах его воспитания в духе гуманных идей. Рассматривая педагогический идеал как воспитание «сына отечества», «истинного человека», А.Н. Радищев наполняет эти понятия ценностным содержанием, восходящим к божественным законам. «Сын отечества», «Истинный человек» - это тот, кто «приучил дух свой к трудолюбию, прилежанию, повиновению, скромности, умному состраданию, к охоте благотворить всем, к любви отечества…»[3]. Радищев выделяет три отличительных признака сына отечества: честолюбие, благонравие и благородство. Вместе с тем, воспитание должно подготовить такого человека, который будет готов к переустройству общества на основе идеала справедливости.

Радищевым и другими мыслителями XVIII в. был сформулирован новый педагогический идеал - человек-гражданин своего отечества, который был воспринят и обогащён представителями педагогической мысли России XIX века.

2.Развитие капиталистических отношений в XIX веке, растущее товарное производство, оживление торговли, появление крупных городов с промышленными окраинами, новые машины и оборудование требовали специально подготовленных рабочих, имеющих профессиональное образование. Однако общее образование в России этого периода было представлено малыми и главными народными училищами, которые не могли удовлетворить потребность в образованных людях. Возникает и вопрос о подготовке учителей для общеобразовательных школ.

Идея общего, бесплатного народного образования в пределах знаний, необходимых каждому человеку, выдвинутая в ходе французской революции конца XVIII, была воспринята прогрессивными представителями буржуазии и дворянства России, русскими просветителями (Н.И. Новиковым, А.Н. Радищевым) ещё во второй половине XVIII века.

Правительство Александра I в целях централизации государственного аппарата вместо существовавших ранее коллегий указом 2 сентября 1802 года создаёт 8 министерств, в их числе Министерство народного просвещения. Название этого учреждения не соответствовало проводимой им политике, оно мало заботилось о просвещении народа, а на протяжении почти двух столетий служило сословным интересам дворянства.

Под руководством министра просвещения П.В. Завадовского разрабатывался новый школьный устав, и осуществлялась учебная реформа. По «Уставу учебным заведениям, подведомым университетам» (1804 год) в России утверждалась единая система общего образования, состоящая из четырёх ступеней: высшая - университеты (в каждом округе), средняя - гимназии (в каждом губернском городе), промежуточная - уездные училища (по одному в каждом уезде), низшая - приходские (в городах, сёлах). Между всеми типами учебных заведений устанавливалась преемственная связь в учебном и административном отношениях, о чём было впервые официально декларировано. В «Предварительных правилах народного просвещения» (январь 1803 г.) и в Уставе 1804 года закреплялись новые принципы образования (светскость, единство системы образования, всесословность (например, в гимназию открывался доступ «всякого звания» ученикам) и др. Общее образование было ориентировано на широкий круг знаний: языки, география, история, статистика, философия, политическая экономия и другие (в гимназии). По каждой ступени образования была чётко прописана организация учебного процесса, его учебно-методическое сопровождение, обязанности учителей и учащихся, руководителя учебного заведения, рекомендовались гуманные методы отношения к личности. Однако, как показала практика, в реальном педагогическом процессе многие положения Устава реализованы не были.

Для детей дворян были созданы особые типы общеобразовательных учебных заведений - лицеи, в которых за более короткий срок воспитанники получали образование, приравненное к университетскому.

В деле реализации реформы самым проблемным было открытие приходских училищ, так как они, в отличие от гимназий и университетов, должны были содержаться за счёт благотворительности. Это приводило к очень медленному росту приходских училищ, которые часто не открывались за счёт нехватки средств. Таким образом, для массового начального образования почти ничего не было сделано. Это признал даже министр народного просвещения А.С. Шишков (1824-1828), который заявил, что народного образования в России почти нет. Крепостное право было главным препятствием в решении вопроса о начальном образовании народа.

Обострение социально-экономических противоречий привело к возникновению в стране освободительного движения, которое было первоначально представлено поколением дворянских революционеров - декабристами. Образование народа они рассматривали как необходимое условие преобразования России. Вслед за Радищевым они высказывались за всенародное гражданское общее образование, за то, чтобы языком науки для русских стал русский язык. Патриотизм был основной силой декабристского движения. Декабристы считали основной задачей просвещения - гражданское воспитание, т.е. осознание членами общества всех своих прав и обязанностей. Поскольку царизм не был заинтересован в просвещении народа, дворянские революционеры выступали за организацию частных, вольных школ, в которых обучение не зависело бы от произвола государственной администрации и было бы свободно от влияния официальной церковной идеологии.

Развёртывание педагогической деятельности декабристов связано с возникновением в 1818 году «Союза благоденствия». Члены Союза (Ф.Н Глинка, Ф.П. Толстой, Н.И. Греч, В.И. Григорович, В.К. Кюхельбекер, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьёв и другие) основали «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения». «Вольное общество …» открыло в Петербурге бесплатное училище на 250 мест. За четыре года (1818-1822) в нём обучилось грамоте 815 детей. К 1821 году таких школ уже действовало более 60 в разных губерниях[4]. При содействии офицеров-декабристов школы взаимного обучения были организованы во многих воинских частях и гарнизонах. В 1825 году в них обучалось около 8000 человек.[5] Общество издавало учебные таблицы, использовавшиеся при обучении грамоте. В них первыми словами были «свобода», «воля», «раб», «мятеж» и другие. Таблицы, как и всё обучение в училищах «Вольного общества…», воспитывали солдат в духе осознания ими человеческого достоинства и чувства свободы.

После восстания Семёновского полка (1820) все таблицы были изъяты, а Вольное общество в 1822 году было закрыто. Во время ссылки, жизни в Сибири декабристы продолжали осуществлять свои просветительские планы.

Декабристы были первыми русскими революционерами, которые с оружием в руках выступили против царского самодержавия. После восстания декабристов официально провозглашается охранительная идеология в образовании, опирающаяся на «самодержавие, православие и народность» (министр народного просвещения С.С. Уваров). Уваров считал, что основы русской государственности, сложившиеся исторически, должны оставаться незыблемыми и священными, как и православие - вера предков и отцов. Отечественный дух должен возбуждаться без всякой «примеси современных идей политических». Руководствоваться следует исключительно идеей русского народа, православного, преданного престолу и алтарю. С этой позиции должны преподаваться русский язык, русская словесность, русская история и история русского законодательства.

Переход на новые позиции в образовательной политике был воплощен в Уставе 1828 года, который должен был оградить самодержавное государство от общественной «смуты». Устав 1828 года ликвидирует преемственность между ступенями образования; для пресечения «вольнодумства вводятся запреты на преподавание естествознания, философии, политэкономии, эстетики, логики, статистики, а с 1845 года в гимназическом образовании устанавливается «грамматический классицизм»: 41% учебного времени отводится на изучение латинского и греческого языков, их грамматики. Гуманным отношениям (Устав 1804 года) противопоставляются надзор и физические наказания, которые вводятся в педагогический процесс гимназий с 1838 года как обязательный элемент воспитательного воздействия на учащихся.

По Уставу 1828 года каждый тип школы предназначался только для определённого сословия: приходские школы - для низших сословий; уездные училища для детей купцов, ремесленников, мещан и прочих горожан, не принадлежавших к дворянскому сословию; гимназии - для детей дворян и высших чиновников, которые готовились для поступления в университет.

К 1838 году крупные преобразования в системе просвещения были в основном закончены. К этому времени во всех школах России насчитывалось около 245 тыс. учащихся[6]. Это примерно один ученик на 210 тыс. жителей, если считать, что в 1834 году население России составляло более 50 млн. человек (без Польши и Финляндии).

Под влиянием идей европейского просвещения в России начала XIX века стали создаваться школы для крестьянских детей во многих дворянских усадьбах: в подмосковном имении князя В.В. Измайлова, 1805 год; в усадьбе князя А.А. Ширинского-Шихматова в Смоленской губернии, 1818 год и другие. Для подготовки детей высшего дворянства в 1810 году начал функционировать Царскосельский лицей, в котором обучались А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер. Позднее появились лицеи в Ярославле (1833 год), Ришельевский лицей в Одессе (1817 год), статус лицея получила и открытая в 1820 году в г. Нежине гимназия высших наук князя Безбородко.

В этот период получили развитие и благородные пансионы, так к 1849 году в России насчитывалось 47 благородных пансионов для дворянских детей при гимназиях, а к 1863 году их количество увеличилось до 51. Пансионы должны были оставаться исключительно воспитательными заведениями, а учиться пансионеры обязаны были в гимназии.

В конце 50-х годов XIX века ускоряются темпы промышленного переворота, обостряется кризис феодализма, нарастает освободительное движение, которое наложило отпечаток на все стороны русской жизни. Революционная ситуация 1859-1861 гг. заставила царизм вступить на путь реформ, начать преобразования во всех областях общественной жизни.

В истории отечественного просвещения 60-е годы явились временем наивысшего взлёта педагогической мысли, началом широкого общественно-педагогического движения, под влиянием требований которого правительством начали осуществляться реформы в образовании. Это был самый плодотворный период формирования теоретических основ национальной педагогики.

Одним из первых документов, который положил начало реформы, было «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения»(10 мая 1860 года), согласно которому устанавливалось два типа женских училищ: училища первого разряда (6 лет обучения) и второго разряда (3 года обучения). Они были внесословными учебными заведениями, которые давали среднее образование без возможности его дальнейшего продолжения в других учебных заведениях.

«Положение о начальных народных училищах» (19 июля 1864 года) определяло в качестве основной цели обучения утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний. Срок обучения в них не был ограничен. В содержание обучения входили: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. В основе обучения лежали принципы: бесплатного, совместного обучения мальчиков и девочек, обучение на русском языке.

Новый «Устав гимназий и прогимназий» (19 ноября 1864 года) устанавливал два типа гимназий: классическая и реальная (обе с 7 летним сроком обучения) и соответственно им - прогимназии. Прогимназии по уровню даваемого ими образования соответствовали первым четырём классам гимназий.

Особенность классических гимназий состояла в том, что в них около 40% всего учебного времени отводилось на изучение древних языков; в реальных же гимназиях эти языки отсутствовали, однако в последних значительно больше времени отводилось на изучение предметов естественного цикла. Обязательным было изучение двух новых языков - французского и немецкого. Другие учебные предметы изучались в том же объёме, что и в классических гимназиях (русский язык, литература, история и география). Классическая гимназия давала возможность поступления в университет, а реальная - в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

Оба типа гимназий объявлялись внесословными при раздельном обучении мальчиков и девочек. По новому уставу предполагалось открывать учебные библиотеки для учителей и учеников; предметные оснащённые кабинеты.

Новым типом учебных заведений в этот период были земские начальные школы, которые открывались земствами - органами местного самоуправления («Положение о земских учреждениях» от 1 января 1864 года).

Реформа высшей школы осуществлялась по университетскому уставу, утверждённому 18 июля 1868 года. Согласно этому документу университеты получали некоторую самостоятельность: право выбирать ректора и проректора, избирать по конкурсу профессоров, создавать факультетские советы, избирать деканов.

По «Положению о женских гимназиях» все гимназии стали подразделяться на гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Фёдоровны и гимназии Министерства народного просвещения. Учреждались четырёхклассные женские прогимназии, обучение в которых соответствовало младшим классам гимназий. Новым в женских гимназиях было открытие дополнительного восьмого педагогического класса.

В 1871 году вышел новый «Устав гимназий и прогимназий», по которому реальные гимназии ликвидировались и оставались одни классические (8 лет обучения). Содержание обучения оставалось традиционным. Чтобы затруднить доступ поступления в гимназии детям недворянского сословия, в восьмидесятых годах была повышена плата за обучение; в 1887 году был издан циркуляр, по которому предписывалось директорам гимназий и прогимназий ограничить приём детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников.

«Устав реальных училищ» 1872 года вводил новый тип учебного заведения (реальное училище с 7 летним обучением), которое давало общее и специальное образование, 5 и 6 классы имели основное (общеобразовательное) и коммерческое отделения, 7 класс был дополнительным и тоже имел, кроме общеобразовательного, механико-техническое и химико-техническое отделения. Такая профессионализация образования давала возможность учащимся после окончания училища сразу приступать к практической деятельности.

По «Положению» 1872 года преобразовывались уездные училища и на их базе создавались двухклассные начальные училища (5 лет обучения) и городские училища (6 лет обучения).

Самым распространённым типом начальной школы оставались церковно-приходские школы (2 года обучения). Содержание обучения в них составляли чтение, письмо, счёт, Закон Божий. Это был самый распространённый тип начальной школы к началу XX века.

Специфическим типом средних учебных заведений в России в конце XIX - начале XX века были кадетские корпуса, дворянские учебные заведения для подготовки офицеров.

Характерной особенностью данного периода было развитие общественно-педагогического движения, в центре внимания которого стояли проблемы: профессионализация начальной школы, создание национальной школы, трудовой школы, женское образование, материальное, юридическое и общественное положение учителей.

Предлагались различные проекты реформирования средней общеобразовательной школы: Н.П. Боголепова (1899 год), П.С. Ванновского (1901 год), П.Н. Игнатьева (1915 год), находившихся на посту министра народного просвещения в разные периоды. Последний в истории дореволюционного отечественного образования проект реформы школы (министра просвещения П.Н. Игнатьева) предполагал внесение значительных изменений в её задачи и структуру, содержание обучения, введение специализации в старших классах, ручного труда как отдельного предмета, использование активных методов обучения и другое. Обсуждение документа не было доведено до конца из-за революционных событий февраля 1917 года.

Попытки решения насущных педагогических проблем воплощались в частной и общественной инициативе по созданию школ нового типа: школа в Царском селе Е.С. Левицкой (1900 год), гимназия в Новочеркасске Е.Д. Петровой (1906 год), гимназия О.Н. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910 год), «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля, образовательно-воспитательное учреждение «Сетлемент» С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко и другие.

В конце XIX - начале XX веков в общественном движении России начинает принимать активное участие социал-демократия, заявляя о том, что она выражает интересы рабочего класса и демократически настроенной интеллигенции. Частью их политической программы выступали проблемы народного образования (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.К. Крупская и др.), которое служило одним из средств политической борьбы за власть.

3. К концу XVIII - началу XIX веков Россия не имела специальных книг, которые бы стали основанием национального воспитания. Недовольство иностранным воспитанием усиливалось, что явилось одной из причин разработки русской системы воспитания. Первую попытку удовлетворить эту потребность предпринял И.Ф. Богданович(1758-1831). В книге «О воспитании юношества» (1807 год) он сформулировал национально-образовательные задачи. Основы становления духовно-нравственной жизни ребенка он видит в семье, в семейных взаимоотношениях. Родители, а затем и педагоги в школе должны были заботиться о воспитании гражданина и человека,готовить для отечества благонравных и добродетельных граждан, формировать представление о чувстве долга, о любви к ближнему и к родной земле, языку народа и его преданиям, о человеческом достоинстве. Главным средством такого воспитания И.Ф. Богданович считает предметы, связанные с изучением своего Отечества.

Гражданская, патриотическая проблематика была в центре размышлений, дискуссий передовых людей первой половины XIX века: Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, И.М. Ястребцова, А.Ф. Афтонасьева, А.С. Хомякова, С.Т. Шевырёва, И.В. Киреевского, В.Г. Белинского, А.



2015-12-06 585 Обсуждений (0)
Идеал общечеловеческого и народно-православного воспитания в воззрениях педагогических мыслителей России XIX - начала XX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеал общечеловеческого и народно-православного воспитания в воззрениях педагогических мыслителей России XIX - начала XX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)