Реформирование государственной службы: социальный смысл и основные направления
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими проведение реформы государственной службы современной России, по хронологии являются:
Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г.; указ Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003—2005 годы)»» от 19 ноября 2002 г. № 1336; указ Президента РФ «О продлении срока реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» на 2006— 2007 годы» от 12 декабря 2005 г. № 1437; указ Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» от 10 марта 2009 г. № 261. Также следует учитывать указ Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» от 23 июля 2003 г. № 824; указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного управления» от 16 июля 2004 г. № 910 и ряд других документов.
На основании президентского указа № 910 была создана Межведомственная рабочая группа по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.
С позиций принципа программирования интересно посмотреть на структуры федеральных программ реформирования государственной службы России. Проводя сравнительный анализ, важно отыскать общее и особенное в этих программных документах.
Структура федеральной программы реформирования государственной службы на 2003—2005 гг. включала в себя:
паспорт Программы, где указаны государственные заказчики и исполнители; цель, задачи, сроки реализации Программы, основные мероприятия, объемы и источники финансирования Программы, ожидаемые результаты, система контроля за выполнением Программы; шесть разделов — содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами; цель, задачи, сроки и основные этапы реализации Программы; система мероприятий, предусмотренных Программой; ресурсное обеспечение Программы; реализация Программы и контроль за ходом выполнения предусмотренных ею мероприятий; ожидаемые результаты реализации Программы; перечень мероприятий, предусмотренных Программой. Цель Программы состоит из трех составляющих при доминировании первой:
а) повышение эффективности государственной службы РФ в целом, ее видов и уровней;
б) оптимизация затрат на государственных служащих;
в) развитие ресурсного обеспечения государственной службы.
В Программе сформулировано восемь задач реформирования государственной службы Российской Федерации:
создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы; определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов; внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы; обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства; применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного роста; внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих; создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей; обеспечение развития системы управления государственной службой. Сроки реализации были определены на 2003—2005 гг. Ввиду того что Федеральная программа реформирования государственной службы РФ не была выполнена в полном объеме, в конце 2005 г. указом Президента РФ она была продлена до 2007 г. включительно. В марте 2009 г. указом Президента РФ была принята новая федеральная программа, рассчитанная на 2009— 2013 гг. Далее будут выдержки из данной программы. Комплекс мероприятий по реформированию и развитию системы государственной службы, обеспечивающих достижение поставленных Программой целей и задач, предполагается осуществлять по следующим основным направлениям: а) формирование государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой исходя из следующих приоритетов: завершение разработки нормативных правовых актов, связанных с реформированием государственной службы, совершенствование законодательства Российской Федерации в этой сфере; обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы; создание системы управления государственной службой; разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции; развитие механизма выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе; внедрение механизмов, обеспечивающих осуществление государственными служащими профессиональной служебной деятельности в соответствии с общими принципами служебного поведения; повышение престижности государственной службы; разработка эффективных инструментов взаимодействия государственной службы с институтами гражданского общества в целях повышения открытости государственной службы; б) внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы исходя из следующих приоритетов: проведение кадровой политики, предполагающей учет профессиональных заслуг и моральных качеств государственных служащих; применение современных организационно-управленческих технологий и методов работы с кадрами на государственной службе, способствующих повышению профессиональной компетентности и мотивации государственных служащих к результативной деятельности; развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих; в) повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих исходя из следующих приоритетов: усиление мотивации государственных служащих к повышению качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям; упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах; внедрение современных технологий кадровой работы, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих в соответствии с целями и задачами государственных органов; разработка и применение в государственных органах современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне; разработка и внедрение эффективных управленческих технологий на государственной службе; развитие системы государственных гарантий, материального и нематериального стимулирования государственных служащих, внедрение принципов оплаты труда по результатам работы. Ожидаемые результаты реализации Программы
22. В результате реализации Программы должны быть обеспечены: а) формирование и развитие видов государственной службы; б) разработка и внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи видов государственной службы, государственной и муниципальной службы; в) создание необходимых условий для профессионального развития государственных служащих; г) разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение; д) обеспечение открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю; е) разработка и реализация антикоррупционных программ в системе государственной службы; ж) внедрение методики разработки должностных регламентов государственных служащих и их пересмотра при изменении административных регламентов государственных органов; з) разработка организационной модели и правовых основ системы управления государственной гражданской службой субъектов Российской Федерации; и) создание методической базы деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; к) создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, дифференцированных по направлениям деятельности государственных органов; л) совершенствование порядка замещения вакантных должностей государственной службы на основе конкурса, обеспечивающего равный доступ граждан к государственной службе; м) внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации и ротации государственных служащих; н) актуализация содержания программ дополнительного профессионального образования государственных служащих и внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения; о) разработка и внедрение в государственных органах программ и индивидуальных планов профессионального развития государственных служащих; п) разработка и внедрение в государственных органах современных механизмов стимулирования труда государственных служащих; р) реализация установленных законодательством Российской Федерации дополнительных государственных гарантий реализации жилищных прав государственных служащих; с) разработка правовых основ защиты государственного служащего (и членов его семьи) от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных (служебных) обязанностей.
Целевые индикаторы и показатели Программы*
Сравнение целей федеральных программ показывает, что целевая установка федеральной программы реформирования и развития системы государственной службы РФ на 2009—2013 г. точнее, шире и масштабнее. В старой программе основная цель — повышение эффективности государственной службы, в новой — создание целостной системы государственной службы Российской Федерации. Совершенно очевидно, что обе ли целевые установки в конечном счете направлены на достижение главной стратегической цели — повышение эффективности государственного управления и создание сального государства.
Сопоставление задач реформирования государственной службы показывает, что в количественном отношении задач, поставленных в новой федеральной программе, в три раза больше, чем в старой. В качественном отношении законодатель акцентирует внимание на антикоррупционной составляющей, на проблемах эффективности и результативности государственной службы и ряде других моментов.
Характерные особенности новой федеральной программы модернизации российской государственной службы следующие:
1) программа нацелена не только на реформирование, но и на развитие системы государственной службы. В данном случае речь идет о более долгосрочном и масштабном этапе преобразования государственной службы. Причем «реформирование» в большей степени относится к военной и правоохранительной службе, где еще не создана соответствующая нормативно-правовая база, а «развитие» — к государственной гражданской службе. Не случайно органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и утвердить свои программы развития государственной гражданской службы; 2) в новой федеральной программе отсутствует перечень основных мероприятий, предусмотренных программой. Вместо этого представлены целевые индикаторы и показатели программы. То есть федеральным государственным органам и органам государственной власти субъектов РФ дана определенная свобода действий в процессе дальнейшего развития своей государственной службы; 3) произошли изменения в содержании целей и задач реформирования отечественной государственной службы. Цели и задами, сформулированные в новой федеральной программе, более конкретны, более детализированы, более верифицированы; 4) цели и задачи, сформулированные в данном нормативном правовом акте, более всего характерны и касаются государственной гражданской службы.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |