Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания



2015-12-06 792 Обсуждений (0)
Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Как было отмечено, важной проблемой педагогики является разработка и опреде­ление целей воспитания. Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке под­растающих поколении к жизни, в их личностном развитии и формирова­нии, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной рабо­ты. Крупнейший физиолог и психолог В.М. Бехтерев (1857—1927) писал о том, что решение вопроса о целях воспитания — это непосредственное делопедагогической науки. «Выяснить цель воспита­ния и доказать способы достижения этойцели, — подчеркивалон, — есть во всяком случае дело науки...».

Определение целей и задач воспитанияимеет большое теорети­ческое и практическое значение. Отметим в этом отношении лишь два важнейшихположения.

Обстоятельноезнание целейвоспитания непосредственно влияет на разработку педагогической теории.Четкоепредставление о том, како­го человека мы хотим сформировать,сказывается на трактовке сущ­ности самого воспитания. Например, с давних времен впедагогике разрабатывались два подхода к осуществлению воспитания.Один из этих подходов преследовал цель сформироватьпослушную, без­ропотно подчиняющуюся установленному порядку личность. Воспи­тание сводилось главным образом к понуждениюдетей к определен­ным формам поведения, различным мерам внешнего воздействия, вплоть дофизических наказаний. Как будет показано в дальнейшем,многие педагоги пытались оправдывать подобное воспитание тео­ретически, полагая, что дети от природы якобы обладают необу­зданностью, которую необходимо подавлятьсилой авторитета педа­гога, различными запретами и ограничениями. Поэтому такое вос­питание стали называть авторитарным.

Другие же педагоги в противоположностьэтому считали, чтоцелью воспитания должно быть формирование свободной, духовно развитой и чувствующей свое достоинство личности. Исходя из этого, они разрабатывали гуманистические идеи воспитания,высту­пали за уважительное отношение к детям, создание повой педагоги­ки, проникнутой верой в интеллектуальное и морально-эстетичес­кое совершенствование личности.

С этой точки зрения должно быть также понятно, что цели, ко­торые ставились и ставятся перед воспитанием, не могут не влиять на разработку теоретических подходов к определению его содержа­ния и методики воспитательного процесса.

Не меньшее значение целевая направленность воспитания имеетдля практическойработы учителя. Касаясь этого вопроса, К.Д. Ушинскийв своем фундаментальном труде «Человеккак предмет воспитания» писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить — храм ли, посвященный богу истины, любви и правды, просто ли дом, в котором жилось бы уютно, красивые ли, но бесполезные торжественные ворота, на которыезаглядывались бы проез­жающие, раззолоченную ли гостиницу для обирания нерасчетли­вых путешественников, кухню ли для переварки съестных припа­сов, музеум ли для храпения редкостей или, наконец, саран для складки туда всякого, никому уже в жизни ненужного хлама? То же самое должны вы сказать и о воспитателе,который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательнойдеятельности».

Подобную же мысль высказывал А.С. Макаренко. Он подчерки­вал, что воспитатель должен уметь проектировать личность воспи­танника. Но чтобы проектировать личность, нужно хорошо знать, какой она должна быть и какие качества у нее нужно формировать.

Проблему разработки целей воспитания не обходят вниманием и зарубежные исследователи. Как отмечают английскиепедагоги А. Келли, П. Херст, Д. Поуп, интерес к ней в английской педагогике укрепился в 70-е гг. Если раньше считалось, что главная роль в раз­витии учебно-воспитательного процесса принадлежит содержанию образования, то с начала 70-х гг. эта роль все более последовательно отводится цели. Цель теперь рассматривается в качестве отправной точки, определяющей все основные компоненты учебно-воспита­тельного процесса: содержание, методы, эффективность. А к концу 70-х гг. и английское учительство стало признавать (несмотря на традиционно сложившуюся абсолютизацию содержания образова­ния) необходимость более четко и целенаправленно планировать свою деятельность.

 

Формирование все сторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его со­ставные части.

Развитие современного общества характеризуется еще более интенсивным совершенствованием машинного произ­водства и повышением его технического уровня и, следовательно, предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию членов общества. Новые задачи перед воспитанием ставит развер­тывание компьютерной революции, информационных технологий.

Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, по и становится основной целью, т.е. идеалом, современного воспитания.

Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармонич­ном развитии личности? Какое содержание вкладывается в это по­нятие?

В развитии и формировании личности большое значение имеет, прежде всего, физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культу­ры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле — здоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежа­щей физической закалки человек теряет необходимую работоспо­собность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивос­ти в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физичес­кое воспитание выступает как исключительно важное условие все­стороннего развития учащихся вообще.

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Только благода­ря уму человек выделился из животного мира как общественное су­щество, создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот почему развитие пытливости, овладение знаниями, совершен­ствование мышления, памяти и сообразительности учащихся долж­но выступать в качестве сердцевины всестороннего развития лич­ности. Расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характеризующуюся мировыми процессами интеграции.

Не менее существенной составной частью всестороннего и гар­моничного развития личности является техническое обучение, или приобщениеее к современным достижениям техники, в том числе и бытовой, овладение умениями и навыками труда на наиболее рас­пространенных машинах, а также обращения с различными инстру­ментами и техническими приспособлениями. Это создает предпо­сылки для подготовки учащихся к работе на современном производ­стве и профессиональной ориентации,а также для жизни в совре­менном обществе, все сферы которого пронизывает все более усложняющаяся техника.

Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формирова­нии личности. И это понятно: прогресс общества мо1ут обеспечи­вать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отно­шением к труду и собственности, что обусловливает необходимость действенного морального воспитания.

Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы,искусства, формиро­ванию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естествен­но, требует эстетического воспитания.

Есть и еще два содержательных компонента, которыеорганически входят в состав всестороннего развития личности.

Первый из них касается склонностей,творческих задатков и способнос­тей. Они есть у каждого здорового человека. Вот почему целена­правленная работа по их выявлению и развитию является важной частью всестороннего формирования учащихся. Школа должна вос­питывать у них индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.

Второй компонент относится к производительному труду и его роли в формировании личности. Только он позволяет преодолеть одно­сторонность личностного развития, создает предпосылки для пол­ноценного физического формирования человека, стимулирует его умственное, нравственное и эстетическое совершенствование.

Все это позволяет сделать вывод об основных структурных компо­нентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умст­венное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физи­ческое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.

Однако выше отмечалось, что воспитание должно быть не толь­ко всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia— согласо­ванность, стройность). Это означает, что все стороныличности должны. формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.

В последнее время понятие всестороннее и гармоничноеразвитие личности иной раз трактуется как разностороннее ее развитие, по­скольку, дескать, всестороннее развитие в современном обществе осуществляется не полностью. Этот отход от устоявшегося понятия является не совсем обоснованным. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как идеал общества с высокоразвитым техническим производством, как его педагогическаятенденция, и потому мера и глубина этого развития зависит от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умеренному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию. Понятие же «разностороннее» развитие не имеет такого выразительного терминологического смысла, посколькуего, например, можно осуществлятьбез надлежащего эстетическоговоспитания и т.д. Такой понятийной неопределеннос­ти наука должна избегать.

Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общество,всестороннее и гармоничное развитие личности определяет общее направление учебно-воспитательнойработы. В этом смысле оно вы­ступает как общая, цель воспитания. Для школьного же воспитаниянеобходимо, чтобы этот идеал был конкретизированв соответст­вии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содер­жания и методов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществлении.

Содержание понятия «всестороннее развитие личности»

Маркс определил содержание всестороннего развития лично­сти как цели воспитания следующим образом: «Под воспитани­ем мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимна­стических школах и военными упражнениями. В-третьих, техни­ческое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства иодновременно дает ребенку или подростку навыки обращенияс простейшими орудиями всех производств». В дальнейшем представления о содержании по­нятия «всестороннее развитие личности» конкретизировались и расширялись в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы.

Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания - обеспечение рационального питания; организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение спе­циальных гимнастических упражнений и участие в спорте.

Умственное воспитание - специальная деятельность, направлен­ная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечи­вается усвоением знаний основ наук в школе, использованием ме­тодов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стиму­лируют самостоятельную творческую деятельность учащихся.

Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной дея­тельности), а также в специально организованных видах деятель­ности по нравственному просвещению и упражнению в выполне­нии высоконравственных поступков.

Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у вос­питанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйст­ве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа тру­дового воспитания школьников - учебные занятия в школе и до­ма, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию.

Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и созда­вать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспита­ние эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, а также занятия в кружках, сек­циях, клубах художественно-эстетической направленности. Ор­ганизация жизни, быта воспитанников, их окружения в соответ­ствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим вы­соконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании, чем художе­ственное просвещение и обучение.

Идейно-политическое воспитание — формирование у воспи­танников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. По поводу возможности и тем более необходимости подобного рода воспитательной работы в последние годы выдвигаются возражения: политические убеж­дения человек должен вырабатывать сам, он должен быть сво­боден в своих политических взглядах. Но в такой же мере это относится и к эстетическим, трудовым и другим взглядам и убе­ждениям человека. Речь идет не о принудительном внедрении в сознание воспитанника определенной идеологии (хотя в любом государстве работа средств массовой информации подчинена этой цели), а об оказании помощи детям в ориентации в общест­венной жизни, в деятельности основных общественных институ­тов: органов управления государством, правосудия, законо­творчества и др. Важнейшая задача идейно-политического вос­питания - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой являет­ся широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.

Учитывая отрицательное отношение многих к термину «идейно-политическое», сформировавшееся в результате уродли­во односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях этот термин заменяется на «гражданское воспитание». Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и все­гда будет существом общественным, а общественная жизнь - по­литизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной ра­боты придается большое значение.

Осуществляется идейно-политическое воспитание не только в специально организованных формах работы (политинформации, обсуждение политических событий и др.), но и на уроках всех учебных дисциплин, особенно гуманитарного цикла, среди кото­рых наиболее важное значение занимают история, литература и некоторые другие.

Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расче­тов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую ак­туальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена обще­ства становится необходимым знание разнообразия форм соб­ственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предпри­имчивость. В их основе - экономические знания, первоначаль­ные навыки хозяйствования, в том числе участие в работе дет­ских хозяйственных объединений (хозрасчетных бригад, коопе­ративов, ассоциаций, индивидуальной работы с использованием средств труда на основе окупаемости и получения прибыли). Пути и способы экономического воспитания школьников разра­ботаны пока недостаточно, но ясно, что его осуществление должно быть связано прежде всего с организацией специальной деятельности детей по приобретению экономических знаний под руководством учителей и воспитателей и выработкой на­выков финансово-хозяйственной деятельности. Особую роль в этом должны играть уроки трудового обучения, усвоение школьниками экономических знаний при изучении обязатель­ных и факультативных курсов соответствующей направленно­сти.

Экологическое воспитание - это формирование и развитие бе­режного отношения к природе, обеспечение осознания воспи­танниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. Необходимость экологического воспитания актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воз­действия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей сущест­венный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон. Быто­вавшее до недавнего прошлого представление о природе как безграничной кладовой с неистощимыми ресурсами средств су­ществования человека оказывается неверно в эпоху научно-технической революции. В этих условиях знаний, полученных при изучении биологических дисциплин, становится недоста­точно для оценки истинного соотношения человеческой дея­тельности и состояния природной среды, биосферы в целом. Воспитание у каждого человека чувства ответственности за со­стояние природных сообществ, причастности к делу сохранения экологического равновесия и преодоление утилитарно-практического отношения к природе является задачей экологического воспитания.

 



2015-12-06 792 Обсуждений (0)
Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)