Арабо-мусульманская философия
Средневековая философия
Это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения. Теоретические истоки средневековой философии: * Перипатетизм и др. Также в европейском Средневековье источником философского мышления выступала Библия
Периодизация средневекой философии Апологетика – 2-5 вв. Патристика – 3-8 вв. Схоластика – 8-14 вв.
Основные черты философии средних веков: Ø теоцентризм, Ø креационизм, Ø провиденциализм, Ø персонализм, Ø ревеляционизм.
1. Теоцентризм– в центре мироздания Бог. 2. Креационизместь учение о том, что мир сотворен Богом. 3. Провиденциализм– судьбы мира и человека в руках Бога 4. Ревеляционизм- учение о двух путях потижения Бога: через священное Писание и через священное Предание. 5. Персонализм– принцип, согласно которому человек был создан по образу и подобию Бога, но в результате грехопадения утратил подобие, сохранив лишь образ.
Период апологетики приходится на позднюю античность, которая отошла от интуиции космоса и обратилась к религии. Это относится прежде всего к мистицизму Плотина (неоплатонизм). Основные представители философии этого периода: Юстин, Тертулиан, Климент Александрийский. Их называют апологетами центрального тезиса христианской догматики – тезиса о троичности Бога Юстин первым дал христианству понятия античной философии и заложил основы теологического понимания истории. В зарождающейся теологии Тертуллиан (155/165-220/240) впервые формулирует идею триединства. “Верую, ибо абсурдно” (Credo quia absurdum).
Патристика – это классический период в средневековой философии, включающий в себя совокупность теологических, философских и политических доктрин христианских мыслителей, названных «отцами Церкви». Ориген(ок. 185-254). Основатель библейской филологии. Ввел понятие «богочеловек». Бог – провидение в действии.Апокатастасис –возможностьспасения всех людей Богом от ада в результате покаяния. Сотворение мира Богом считал процессом, длящимся вечно. Три смысла Библии: «телесное» (буквальное); «душевное» (моральное); «духовное», (философско-мистическое). Августин Аврелий(Блаженный) (354 - 430 гг.) Основатель онтологии, в центре внимания которой стоит учение о Боге как принципе бытия. Цель человеческого ума – «Богопознание» и «самопознание». Августину принадлежит первая в истории мысли «Исповедь», в которой исследуется развитие человеческой личности. Труд Августина «О граде Божьем». В нем говорится о двух типах человеческого общежития: «граде Земном» и «граде Божьем». Боэций (480-524 гг.)
Схоластика характеризуется принципиальным подчинением философии богословию, соединением догматики христианства и элементов аристотелизма (перипатетизма). Особенно ярко выражен интерес к формальной логике. Активно разрабатывается проблема универсалий, ставится и решается вопрос об отношениях между разумом и верой. Периодизация * Зарождение – 12 век * Расцвет– 13 век. * Период упадка – 14 век.
Проблема универсалий: реализм (понятия существуют реально) и номинализм (понятия не существуют). Реализм – Гильом из Шампо, др. Номинализм – Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Уильям Оккам, др.
Фома Аквинский(1225-1274 Ангелический доктор, Доктор Универсалис • Соединил христианство и перипатетизмом. • Природа заканчивается в благодати, разум – в вере, философия и теология – в сверхъестественном откровении Пять доказательств бытия Бога: • Через движение • Через производящую причину • Через необходимость • Через степень совершенства • Через целевую причину Труды Фомы (томизм): • Сумма теологии • Сумма против язычников, др.
Арабо-мусульманская философия
Основная идея арабо-мусульманской философии - монотеизм (Таухид). Согласно таухиду все едино, имеет одну универсальную причину. Проблема целостности рассматривал с двух позиций: мистическое видение и рациональное толкование. Рационализм исламской философии был выражен в специальном учении – Калам (речь, письмо). Основные представители калама – мутакаллимы. Мутакаллимы делились на ашаритов (аль-Ашари) и мутазилитов (отделившиеся) Ашариты: Аллах вечен, Коран несотворен. Мутазилиты: справедливость Аллаха, его обещание, одобрение и т.д. Мутазилиты разделили атрибуты Аллах на “атрибуты как таковые” (ифт аз-Зат) и “атрибуты действия” (ифт аль-Филь)
Фалсафа(вост. перипатетизм) – течение светской философии в классическом исламе, опиравшееся на античные категории,особенно Аристотеля.
Аль-Кинди (801-873), (философ арабов) разработал следующие проблемы: § Рационально-аллегорическое толкование священных текстов § Тождество Бога с первичной субстанцией § Объяснение сотворение как изначальный дар Бога § Эманация (проистекание мира из сущности Бога);
Абу Насыр аль-Фараби(873-950) Философия и религия возникают благодаря тому, что люди разработали «практические искусства». Люди стремятся к истине двумя путями: - используя логику - используя риторику и поэзию. Необходимость в религии обусловлена необходимостью в политике и праве. В идеале, народом должен мыслитель. (“Трактат о взглядах жителей добродетельного города”)
Абу Али Хусейн Ибн-Сина (Авиценна)(980-1037) – центрально-азиатский мыслитель, врач. Ибн Сина доказывает совечность Творца и мира с помощью теории эманации. Абсолютная истина может быть познана через интуицию, являющая кульминацией мышления. Труды: § Канон врачебной науки § О предопределении и др.
Ибн-Баджа (Авемпаз)(1070-1138) первый представитель вост. перипатетизма в мусульманской Испании. • В своем «Прощальном послании» ибн-Баджа поднимает вопросы о вечном двигателе, человеческих целях, связи личости с активным разумом.
Абуль Валид Ибн-Рушд (Аверроэс)(1126-1198) западно-арабский мыслитель. • Учение о двойственной истине. • Бог тождественен мировому порядку • Происхождение вещей основано на их целостности и отношениях.
Абу Зейд ибн Хальдун(1332-1406). Он почти не интересовался космологией и онтологией. Основной объект - история. Он создал теорию о социальном развитии от низшей ступени (варварство) к высшей (цивилизация), через развитие производительной деятельности людей. Развитие общества связано с развитием производства.
Мистическая форма ислама выражена в таком течении как суфизм. Принципы суфизма были разработаны в 9 веке египтянином аль-Мисри и жителем Багдада аль-Мухасиби. Однако суфизм продолжил свое существование в эзотерических концепциях in аль-Халладжа (Я – истина) и аль-Газали (суфизм есть сущность ислама)
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (634)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |