Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Арабо-мусульманская философия



2015-12-06 634 Обсуждений (0)
Арабо-мусульманская философия 0.00 из 5.00 0 оценок




Средневековая философия

 

Это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма.

Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма.

Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения.

Теоретические истоки средневековой философии:
* Платонизм.

* Перипатетизм и др.

Также в европейском Средневековье источником философского мышления выступала Библия

 

Периодизация средневекой философии

Апологетика – 2-5 вв.

Патристика – 3-8 вв.

Схоластика – 8-14 вв.

 

Основные черты философии средних веков:

Ø теоцентризм,

Ø креационизм,

Ø провиденциализм,

Ø персонализм,

Ø ревеляционизм.

 

1. Теоцентризм– в центре мироздания Бог.

2. Креационизместь учение о том, что мир сотворен Богом.

3. Провиденциализм– судьбы мира и человека в руках Бога

4. Ревеляционизм- учение о двух путях потижения Бога: через священное Писание и через священное Предание.

5. Персонализм– принцип, согласно которому человек был создан по образу и подобию Бога, но в результате грехопадения утратил подобие, сохранив лишь образ.

 

Период апологетики приходится на позднюю античность, которая отошла от интуиции космоса и обратилась к религии. Это относится прежде всего к мистицизму Плотина (неоплатонизм).

Основные представители философии этого периода: Юстин, Тертулиан, Климент Александрийский. Их называют апологетами центрального тезиса христианской догматики – тезиса о троичности Бога

Юстин первым дал христианству понятия античной философии и заложил основы теологического понимания истории.

В зарождающейся теологии Тертуллиан (155/165-220/240) впервые формулирует идею триединства. “Верую, ибо абсурдно” (Credo quia absurdum).

 

Патристика – это классический период в средневековой философии, включающий в себя совокупность теологических, философских и политических доктрин христианских мыслителей, названных «отцами Церкви».

Ориген(ок. 185-254). Основатель библейской филологии. Ввел понятие «богочеловек». Бог – провидение в действии.Апокатастасис –возможностьспасения всех людей Богом от ада в результате покаяния.

Сотворение мира Богом считал процессом, длящимся вечно.

Три смысла Библии:

«телесное» (буквальное);

«душевное» (моральное);

«духовное», (философско-мистическое).

Августин Аврелий(Блаженный) (354 - 430 гг.)

Основатель онтологии, в центре внимания которой стоит учение о Боге как принципе бытия. Цель человеческого ума – «Богопознание» и «самопознание».

Августину принадлежит первая в истории мысли «Исповедь», в которой исследуется развитие человеческой личности.

Труд Августина «О граде Божьем». В нем говорится о двух типах человеческого общежития: «граде Земном» и «граде Божьем».

Боэций (480-524 гг.)
В истории философии – переходная от патристики к схоластике фигура. Прославился как переводчик и комментатор аристотелевских текстов. В трактате «Утешение" философией» развивается учение Платона о всеобщем.

 

Схоластика характеризуется принципиальным подчинением философии богословию, соединением догматики христианства и элементов аристотелизма (перипатетизма).

Особенно ярко выражен интерес к формальной логике. Активно разрабатывается проблема универсалий, ставится и решается вопрос об отношениях между разумом и верой.

Периодизация
схоластической
философии

* Зарождение – 12 век

* Расцвет– 13 век.

* Период упадка – 14 век.

 

Проблема универсалий: реализм (понятия существуют реально) и номинализм (понятия не существуют).

Реализм – Гильом из Шампо, др.

Номинализм – Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Уильям Оккам, др.

 

Фома Аквинский(1225-1274

Ангелический доктор, Доктор Универсалис

• Соединил христианство и перипатетизмом.

• Природа заканчивается в благодати, разум – в вере, философия и теология – в сверхъестественном откровении

Пять доказательств бытия Бога:

• Через движение

• Через производящую причину

• Через необходимость

• Через степень совершенства

• Через целевую причину

Труды Фомы (томизм):

Сумма теологии

Сумма против язычников, др.

 

 

Арабо-мусульманская философия

 

Основная идея арабо-мусульманской философии - монотеизм (Таухид). Согласно таухиду все едино, имеет одну универсальную причину.

Проблема целостности рассматривал с двух позиций: мистическое видение и рациональное толкование.

Рационализм исламской философии был выражен в специальном учении – Калам (речь, письмо).

Основные представители калама – мутакаллимы.

Мутакаллимы делились на ашаритов (аль-Ашари) и мутазилитов (отделившиеся)

Ашариты: Аллах вечен, Коран несотворен.

Мутазилиты: справедливость Аллаха, его обещание, одобрение и т.д.

Мутазилиты разделили атрибуты Аллах на “атрибуты как таковые” (ифт аз-Зат) и “атрибуты действия” (ифт аль-Филь)

 

Фалсафа(вост. перипатетизм) – течение светской философии в классическом исламе, опиравшееся на античные категории,особенно Аристотеля.

 

Аль-Кинди (801-873), (философ арабов) разработал следующие проблемы:

§ Рационально-аллегорическое толкование священных текстов

§ Тождество Бога с первичной субстанцией

§ Объяснение сотворение как изначальный дар Бога

§ Эманация (проистекание мира из сущности Бога);

 

Абу Насыр аль-Фараби(873-950)

Философия и религия возникают благодаря тому, что люди разработали «практические искусства».

Люди стремятся к истине двумя путями:

- используя логику

- используя риторику и поэзию.

Необходимость в религии обусловлена необходимостью в политике и праве. В идеале, народом должен мыслитель.

(“Трактат о взглядах жителей добродетельного города”)

 

Абу Али Хусейн Ибн-Сина (Авиценна)(980-1037) – центрально-азиатский мыслитель, врач.

Ибн Сина доказывает совечность Творца и мира с помощью теории эманации.

Абсолютная истина может быть познана через интуицию, являющая кульминацией мышления.

Труды:

§ Канон врачебной науки

§ О предопределении и др.

 

Ибн-Баджа (Авемпаз)(1070-1138) первый представитель вост. перипатетизма в мусульманской Испании.

• В своем «Прощальном послании» ибн-Баджа поднимает вопросы о вечном двигателе, человеческих целях, связи личости с активным разумом.

 

Абуль Валид Ибн-Рушд (Аверроэс)(1126-1198) западно-арабский мыслитель.

• Учение о двойственной истине.

• Бог тождественен мировому порядку

• Происхождение вещей основано на их целостности и отношениях.

 

Абу Зейд ибн Хальдун(1332-1406).

Он почти не интересовался космологией и онтологией. Основной объект - история.

Он создал теорию о социальном развитии от низшей ступени (варварство) к высшей (цивилизация), через развитие производительной деятельности людей. Развитие общества связано с развитием производства.

 

 

Мистическая форма ислама выражена в таком течении как суфизм. Принципы суфизма были разработаны в 9 веке египтянином аль-Мисри и жителем Багдада аль-Мухасиби. Однако суфизм продолжил свое существование в эзотерических концепциях in аль-Халладжа (Я – истина) и аль-Газали (суфизм есть сущность ислама)

 



2015-12-06 634 Обсуждений (0)
Арабо-мусульманская философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Арабо-мусульманская философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (634)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)