Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава государства и парламент



2015-12-06 1013 Обсуждений (0)
Глава государства и парламент 0.00 из 5.00 0 оценок




Первый вопрос

Государственное право

Функции государства – основные направления деятельности государства.

С содержательной точки зрения, функции государства зависят от его типа и конкретного исторического периода. (пример – важнейшей задачей древнеегипетского государство было строительство оросительных каналов, официальной задачей СССР было строительство социализма)

С формальной точки зрения обычно выделяются внутренние и внешние функции государства.

Для современных государств можно более подробно раскрыть внутренние:

1. Внутренние функции в экономической сфере: создание и поддержание производственной инфраструктуры, организация денежного обращения, установление и сбор налогов, поддержка отечественного производителя, обеспечение научно-технического прогресса.

2. В политической сфере: обеспечение деятельности органов государственной власти, охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью, разрешение этнических и религиозных конфликтов

3. В социальной сфере: воспроизводство населения, поддержка социально слабых групп, развитие здравоохранения, образование и т.д.

4. Духовная сфера: воспроизводство национального образа жизни, поддержка культуры, науки, искусства, религии

Внешние:

1. Нац. Оборона, охрана границ

2. Сотрудничество

3. Обеспечение мира на земле – участие в миротворческих и гуманитарных акциях

4. Защита интересов своих граждан и соотечественников за рубежом

Второй вопрос

Органы государства.

Государственный аппарат в развитых государствах имеет сложную, развлетвленную, многоуровневую структуру, состоящую из большого количества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов – органов государства.

Орган государства – это структурно обособленная часть государственного аппарата, обладающая собственной компетенцией, то есть предметом ведения и полночиями, в пределах которой она выступает от имени государства и реализует его функции.

Критерий 1: По характеру функций органы делятся на следующие виды

· Законодательные

· Исполнительные

· Судебные

Законодательные - органы, уполномоченные принимать законы. Обычно эти органы носят, как говорят юристы, представительный характер, то есть представляют все основные слои общества (различные территориальные части, основные политические направления). В Современных государствах это достигается путем всеобщих выборов членов законодательного органа при достаточно большом количестве этих членов.

Исполнительные – органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции.

Судебные – органы, осуществляющие функцию правосудия. Разрешение споров между субъектами общества.

Инстанции:

1. Linna- ja Maakohus

2. Окружной суд (Ringkonnakohus)

3. Гос. Суд (Riigikohus)

Некоторые авторы выделяют как отдельный вид органы надзора и контроля (органы прокуратуры, парламентского контроля).

Критерий 2: Территория деятельности

· Центральные – органы, территорией деятельности которой является вся страна. Обычно руководство и основной аппарат этих органов помещается в сталице страны. В федеративных государствах такие органы часто называются федеральными.

· Региональные – органы, территорией деятельности которых является крупная часть страны, обычно формально определенная административно-территориальная единица. (провинция, область, т.д. В Эстонии - уездное управление)

· Местные – местны органы, территорией деятельности которых является часто самая малая элементарная административная территориальная единица страны или даже отдельное поселение. (в Эстонии – linnavalitsus, vallavalitsus)

Критерий 3: Характер

· Органы общей компетенции - объем полномочий органа в соответствии с которым выделяются органы общей компетенции – то есть уполномоченные рассматривать вопросы в любой сфере

· Органы специальной компетенции – уполномоченные рассматривать вопросы в определенной сфере

Критерий 4: Порядок принятия решений

В соответствии с которым выделяются:

· Коллегиальные – органы, принятие решений которыми проводится в режиме голосования членов этих органов.

· Единоличные – органы, состоящие из одного человека, который может принимать решения самостоятельно.

Третий вопрос

Глава государства и парламент

· В монархиях - главой государства по определению является король, монарх, диктатор, т.д.

· В Республиках - главой государства по определению считается лицо, которое таким образом определяет конституция или равный по значению акт (президент). Бывает, что главы государства как одного в республике лица нет. Например, как в конституции СССР 1977 года такой должности не было. Как монарх, так и президент могут является всего лишь лицом государства.

· Парламент – представительные органы как таковые известны с древних времен когда для обсуждения важнейших вопросов в столицу государства съезжались представители от всех территориальных частей государства. Естественно, это были представители не всего народа, а определенных классов и сословий, допущенных к участию в управлении государством. Эти органы не являлись постоянно действующими, собираясь по мере необходимости. Их состав также не был постоянен. Примером таких типов органов являлся русский Земский Собор, собиравшийся несколько раз в 16-17 веках и состоявший из бояр, церковных иерархов, а также выбранных от боярства людей. Парламенты как более-менее постоянно действующие органы, обладающие собственной компетенцией, достаточно стабильными правилами формирования и процедурой работы появились в европейских странах в Средние Века. (Например, Английский Парламент в середине 13 века, Генеральные Штаты во Франции с начала 14 века, и т.д.). В большинстве современных государств парламенты являются постоянно действующими органами, уполномоченными принимать законы. Как минимум одна палата парламента формируется путем общегосударственных прямых выборов. В небольших унитарных государствах парламент обычно состоит из одной палаты.

Четвертый вопрос

Форма государственного устройства, традиционно делится на две составляющие:

1. Форма правления

2. Форма государственного устройства

Форма правления – тип организации высшей власти в государстве. Для целей анализа формы правления достаточно рассмотреть соотношение трех высших органов власти:

· Главы государства

· Законодательно-представительного органа (Парламент)

· Исполнительно-распорядительного органа (Правительство)

 

Выделяют две основные формы правления:

· Монархия – форма правления, при которой главой государства является монарх (царь, король, император, хан, т.д.), занимающий престол пожизненно и передающий его в порядке престолонаследования. Для классических монархий прошлого характерных является соединение монархом всех основных функций государства. С развитием общества власть монарха в большинстве современных государств все более ограничивалась и была в конце концов была либо вобще устранена, либо стала иметь декоративный характер. В частности, большинство стран Западной и Северной Европы. Хотя реальные механизмы осуществления государственной власти, например в таких монархиях как современные Великобритания, Испания, Швеция очень далеки от того, что было в этих странах лет 200 назад и очень близки к тому, как это происходит в современных республиках. В соответствии с соотношением реальным влиянием монархов и других институтов государства из общества выделяют:

o Абсолютную монархию (ни чем не ограниченная власть монарха – например, современная Саудовская Аравия)

o Сословно-представительная монархия - власть монарха несколько ограничена сословно-представительными органами, с которыми он вынужден согласовывать некоторые решения (например, русский Царь и боярская Дума, английский Король и Палата Общин, и т.д.)

o Конституционная монархия – власть монарха ограничена конституцией в различной степени, от примерного паритета с парламентом (например, современная Морокко и Иордания) до практически полного свидения монарха в символическую фигуру (например, современные европейские монархии – та же Англия)

· Республика – форма правления при которой без которой высшие органы государства избираются на определенный срок и несут юридическую ответственность за свои действия. Поскольку основные рычаги государственного управления сосредоточены у правительства, то важнейший вопрос – порядок формирования правительства и механизм его ответственности. С этой точки зрения существуют две классические модели государственной власти, в одной из которых вопросы формирования правительства и его отставки решает в основном глава государства, а в другой – в основном парламент.

o Парламентская республика

o Президентская республика

В наиболее «классическом» виде эти две системы обладают следующими признаками:

Парламентская республика:

1. Глава государства не имеет больших властных полномочий. При этом, он обычно избирается не населением, а парламентом (или специально созываемым представительным органом), что позволяет говорить о вторичном, производном характере легитивности главы государства. Источником его власти является не народ непосредственно, а другой орган.

2. Правительство возглавляется не главой государства, а другим должностным лицом (напримнер, премьер-министром). Глава государства не руководит правительством, не может давать членам правительства прямых указаний.

3. Премьер-министр и другие члены правительства назначаются парламентом (в большинстве парламентских республик - только из числа депутатов парламента). Фактически это означает, что если какая то одна партия на выборах получила большинство мест в парламенте, то именно представители этой партии образуют состав однопартийного правительства. Если же ни одна партия не получила большинства мест в парламенте, то для формирования правительства парламентским партиям приходится договариваться о создании коалиционного правительства, распределяя посты в нем между представителями партии, образующих коалицию.

4. Правительство ответственно перед парламентом, который в любой момент может рассмотреть вопрос о доверии к правительству («вотум доверия»). Если парламент отказывает правительству в доверии, то происходит одно из двух:

a. Правительство уходит в отставку и парламент начинает формировать новое правительство

b. Парламент распускается, назначаются новые выборы парламента и затем новый парламент формирует новое правительство

Решение о том, что именно произойдет формально принимает глава государства, а фактически – действующий премьер-министр.

Президентская республика:

1. Глава государства, например, президент, имеет большие властные полномочия, при этом он обычно избирается населением прямо или косвенно, но в любом случае не через парламент, т.е источником его власти является непосредственно народ, поэтому глава государства и парламент обладают одинаковын уровнем легитивности.

2. Президент является главой исполнительной власти, руководит правительством, может давать прямые указания членам правительства.

3. Члены правительства назначаются президентом и ответственны перед президентом, который может в любой момент отправить правительство или отдельных членов в отставку, при этом может существовать процедура согласования с парламентом внесенных президентом кандидатур на должности в правительстве, однако персональный и партийный состав правительства в любом случае определяется не парламентом, а президентом. Обычно, члены правительства не могут одновременно быть депутатами парламента.

4. Парламент не имеет права отправить в отставку президента за исключением некоторых специальных случаев (нарушение конституции, совершение преступления, т.д) и только по специальной, обычно очень сложой, процедуре называемой «импичмент» (empeachment).

5. Законы принятые парламентом вступают в силу только после их подписания президентом. Президент может отклонить закон, принятый парламентом (т.н ВЕТО). Обычно парламент может обязать президента подписать отклоненный закон (преодоление ВЕТО), но только путем специальной сложной процедуры.

Хз какой вопрос



2015-12-06 1013 Обсуждений (0)
Глава государства и парламент 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава государства и парламент

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1013)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)