Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 7. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс



2015-12-06 2613 Обсуждений (0)
Лекция 7. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс 4.80 из 5.00 5 оценок




 

7.1. Образование как общечеловеческая ценность Образование является предметом изучения многих наук. Так, философия исследует, прежде всего, цели и общее предназначение образования, социоло­гия — способность личности адаптироваться к социальной среде, психоло­гия — психологические аспекты педагогического процесса, экономика — качество подготовки трудовых резервов, инфраструктуру образования. Однако ни для одной из наук, кроме педагогики, образование не является цент­ральной категорией.

В педагогике (Б.С.Гершунский) образование как категория рассматривается в нескольких аспектах, а именно:

образование как ценность;

образование как система;

образование как процесс;

образование как результат.

Истинная сущность образования может быть понята лишь в единстве и взаимодополнении этих аспектных характеристик. Остановимся далее на кратком раскрытии выделенных аспектов образования.

Характеристика образования как ценности предполагает рассмотрение, как отмечает Б.С.Гершунский, трех блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.

Суть образования как ценности государственной заключается в том, что потенциал любого государства (нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный) самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. Поэтому от отношения государства к положению дел в системе образования во многом зависит сила и мощь самого государства и благополучие его граждан. В современных условиях роль образования как государственной ценности возрастает и поэтому не случайно в России среди четырех приоритетных национальных проектов важное место занимает проект «Образование». Реальное отношение государства к образованию в стране определяется тем, каковы вложения в систему образования в бюджете страны. От этого зависит престиж образования, престиж профессии учителя и преподавателя, социальный статус всех работников системы образования.

Среди теоретиков и практиков еще очень сильна тенденция рассмотрения сферы образования в экономическом отношении лишь как потребляющей национальный доход, но не участвующей в его создании. Тем самым за образованием признается только его социальная эффективность. С этим подходом связан так называемый принцип остаточного финансирования образования. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих достаточно высокую народно-хозяйственную эффективность образо­вания. Образование действительно может быть экономически выгодным, высокорентабельным делом, ведь оно связано с воспроизводством людей.

В чем суть образования как общественной ценности? Государство и общество – не идентичные понятия. Далеко не все устремления государства и общества в развитии образования совпадают. Часто государство лишь провозглашает образовательные приоритеты, в то время как общество, кровно заинтересованное в развитии образования, вынуждено то и дело подталкивать государство к выполнению собственных обещаний. Зрелость общества в этом смысле определяется тем, насколько ему удается лоббировать образовательные приоритеты в высших государственных инстанциях. Общественная ценность образования проявляется и в том, что общество все более активно начинает участвовать в управлении образованием через, например, такую форму как попечительские советы. Государственно-общественный характер управления образованием становится одним из принципов развития образования в России.

Отношения между образованием и обществом опосредуются понятием «культура». Общество обеспечивает свое существование передачей культуры от поколения к поколению. Процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей – это и есть образование. Содержание образования формируется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и соответственно выполняет социокультурные функции (оно один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры; практика социализации человека и преемственности поколений; механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства и др.).

Достижение необходимых обществу определенных социальных и экономических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. В отличие от прочих отраслей народного хозяйства результаты образования выражаются не в создании каких-либо средств улучшения жизни людей, а непосредственно в совершенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образовательного процесса резко повышается и экономическая, и социальная отдача человека.

Сущность социальной эффективности образования заключается в максимальном использовании образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек. Экономическую эффективность образования можно рассмотреть как в системе общественного производства, так и с точки зрения лучших образовательных результатов при минимуме финансовых, материально-технических затрат со стороны как педагогов, так и учащихся.

Образование как личностная ценность проявляется в мотивированном отношении человека к собственному образованию, его уровню и качеству. Однако образование, наряду с другими общечеловеческими ценностями, на индивидуально-лич­ностном уровне признается в разной степени. Очевидно, что отношение человека к образованию во многом зависит от того, насколько вознаграж­дается — и, прежде всего, чисто материально — образованность, насколько достоин образ жизни учащих и учащихся. Во всех странах, и у нас в России тоже, сейчас все более признается личностная ценность образования. Ины­ми словами, образование — это не только «подготовка кадров», оно важно для самого человека.

На современном этапе развития России каждый человек должен осознать мысль о том, что образование, как общее, так и, особенно, профессиональное – это объективно необходимый фактор для успешного существования и развития личности. Только образованный человек может быть востребован современным рынком труда, который предъявляет к работнику все более высокие требования.

На отношение человека к образованию как к лично­стной ценности влияет и общая направленность личности, личностная шкала ценностей, опыт образовательной успешности на предыдущих эта­пах образования, отношение к образованию «значимых других».

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию раз­личных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптив­ной практической направленности, т. е. стремлением ограничить содержа­ние образовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отноше­ние к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востре­бованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа ценност­ных (аксиологических) ориентации неадекватно соотносят реальные воз­можности и способности человека, потребности производства и задачи обра­зовательных систем. Для преодоления недостатков первого и второго типов образования необходима ориентация на культурно-гуманистические ценно­сти в разработке образовательных проектов.

Образованность – одна из важнейших жизненных ценностей большинства населения развитых стран мира. Вместе с тем в разных странах по-разному осмысливают значение и цель образования. Так в США преобладает прагматический подход, а в Германии и Франции – стремление к интеллектуальному образованию. В Великобритании считают, что основная задача образования – научить преуспевать («научиться достигать успеха»). Английский ученый М. Садлер описывает сложившиеся национальные традиции: Когда речь заходит об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз – какие будут экзамены, американец – что будет уметь, англичанин – какой будет карьера.

7.2. Образование как система.Перейдем к рассмотрению следующего аспекта образования – образования как системы. Образование как социальная система — это, в соответствии с Законом «Об образовании», совокупность преемственно взаимосвязанных образовательных программ, Государственных образовательных стандартов, реализующих их учебных заведений, а также органов управления образованием на различных уровнях. Система образования представляет собой важнейший социальный ин­ститут, однако прежде чем она сложилась в ее современном виде, был пройден долгий и сложный путь исторического развития. Об этом мы будем говорить во втором семестре в курсе «История образования и педагогической мысли». Но, чтобы вам было более понятна логика рассуждений, мы кратко изложили основные вехи исторического пути развития системы образования. Этот материал вы читаете самостоятельно, в тексте лекции он изложен другим шрифтом.

Образование стало особой сферой деятельности с того момента, как процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием.

Процессы социализации подрастающих поколений у первобытных на­родов значительно отличаются, но вместе с тем имеют общие черты, что позволяет говорить о системе обучения и воспитания в первобытную эпоху как исторически сложившемся архаичном типе образования, для которого характерен общественный характер воспитания в доклассовом обществе (осуществлялось в процессе повседневной общественной (прежде всего производственной) жизни).

С возникновением частной собственности общественное воспитание постепенно уступает место семейному, главной целью которого являлось формирование хорошего хозяина, наследника. Богатые слои населения стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям.

Со временем приходит понимание того, что материальное благополучие свободных жителей рабовладельческих государств зависело не только от их собственного благосостояния, но и от могущества государства. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ.

Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопления, хранения и передачи информации, вследствие чего изменилось и содержание образования. Овладение письменностью было настолько трудоемким и сложным делом, что прежние формы приобретения знаний уже не годились. При этом, чтобы успешно обучать других, самим обучающим необходимо было целиком посвящать себя этой деятельности, специализироваться в ней. Все это привело к разделению единого процесса воспроизводства общественной жизни на два относительно независимых: материального и духовного воспроизводства. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества.

Процесс образования превратился в специфический вид умственной деятельности, связанной с передачей и восприятием знаний. Появляется специфическая социальная группа людей, профессионально занятых образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях. Образование, дающее возможность участвовать в государственном управлении, религиозной деятельности, заниматься наукой, искусством, да к тому же требующее больших расходов, отвлечения подростков на учебу, стало привилегией господствующих классов. Распространенность образования в различные периоды древней истории у разных народов была неодинаковой.

В Средние века развитие системы образования в Западной и Центральной Европе находилось в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. В этот период общий уровень образования значительно снизился. Однако с усложнением общественной жизни и государственного механизма требовалось все больше образованных людей. Их подготовкой занимались городские школы, независимые от церкви.

В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, пользовавшиеся извест­ной автономией по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников. Стало недоставать людей, способных выполнять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской — в университетах позволил преодолеть это отставание. Эффективность образования повысилась в десятки раз, за счет чего снизилась стоимость обучения, повысилась его доступность.

Характер образования в докапиталистическую эпоху обусловлен развитием торговли, мореплавания, промышленности, но долгое время образование не оказывало существенного влияния на экономику. Ситуация изменилась после первой промышленной революции. Вместе с тем развитие промышленности, городов, мирового рынка сделало необходимым всеобщую грамотность трудящихся как одного из условий высокопроизводительного труда. Кроме того, по мере технического прогресса требования к общеобразовательной подготовке рабочих стали быстро возрастать.

Перед второй мировой войной для успешного овладения рабочими специальностями все чаще стало требоваться среднее образование, а затем и профессиональная подготовка рабочих. К 50—60-м гг. XX в. образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы.

С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в образовании: определяющее значение приобретает распространение естественно-научных знаний, снижается гуманистическая роль образования, на первый план выходит функция профессиона­лизации. В содержании образования превалируют математические и технические дисциплины.

Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения, образовательным взрывом. На первый план вышли требования всесторонне и гармонично развитой личности. Эта задача решается прежде всего через обучение в школе. Школьное образование в современном мире является общим. Оно доступно большинству населения и является необходимым условием нормального функционирования человека в системе общества. В школе человек получает тот минимум научных знаний и представлений о разных сферах жизни, который общество считает обязательным для любого цивилизованного человека. Образование, полученное в школе, социальную основу, на которую затем накладывается специальное профес­сиональное образование, среднее или высшее. В школе впервые выявляются природные способности человека и перспективы их развития.

Образование как педагогическая система обладает рядом свойств, в числе которых целенаправленность, историчность, функциональность, целостность, непрерывность и др. Рассмотрим некоторые из них.

1. Целенаправленность образования. Образование служит цели передачи от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта; созданию условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных |ролей в обществе, в результате чего достигается определенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Основными целевыми компонентами понятия образования являются усвоение и использование духовного наследия, развитие творческих возможностей личности, установка человека на позитивное созидание.

2. Историчность образования.

3.Функциональность образования. Образование как социальный институт решает ряд важных задач: передача (трансляция) знаний от поколения к поколению; распространение культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализация личности; определение статуса личности; социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи; создание базы знаний для последующего непрерывного образования; социокультурные инновации; разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений.

С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования: прагматической и культуролого-гуманистической.

Прагматическая функция состоит в создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обеспечения их жизнедеятельности.

Культуролого-гуманистическая функция состоит в развитии духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку достойно разрешать разнообразные по степени сложности жизненные проблемы; формирова­нии характера и моральной ответственности за принимаемые решения, совершаемые действия и их последствия в социальной и природной сферах; обеспечении возможностей для личностного и профессионального роста, самореализации и др.

4. Целостность образования. Образованию присуще внутреннее единство всех его компонентов при их относительной автономности. Существуют различные подходы к проблеме целостности образовательного процесса. Есть точка зрения, согласно которой целостность процесса образования состоит в единстве обучения и воспитания. Целостный образовательный процесс сводится в этом случае к воспитывающему обучению, реализации в педагогической деятельности образовательных и воспитательных функций. Другая точка зрения базируется на понимании целостности не только как единства обучения и воспитания, но и воспитания как единства направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, эстетического, физического и др.).

Ряд ученых сводит образовательный процесс к педагогической деятельности. С этих позиций его целостность представляется как единство ком­понентов деятельности педагога: диагностики, планирования, организации, регулирования, контроля и оценки результатов педагогического процесса.

5. Непрерывность образования. На непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни человека указывает тот факт, что процесс становления личности сознательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учебных заведениях различных ступеней, самообразовании, на работе, в общении с родителями и сверстниками. Это обстоятельство обусловливает необходимость создания условий для реализации образовательных потреб­ностей личности на всех возрастных этапах.

Образование как процесс. Любой процесс — это движение от целей к его результатам, последовательная смена одного состояния другим. Образованию как процессу уделено много внимания в работах таких известных ученых-педагогов, как Ю.К.Бабанский, А.А.Вербицкий, И.Я. Лернер, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый и др.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижения цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия произошедших в личности изменений тем требованиям и нормам, которые к ним предъявляются. В педагогической действительности эта последо­вательная смена состояний является результатом педагогического взаимодействия участников педагогического (образовательного) процесса. Поэтому образование как процесс есть специально организованное взаимодействие пе­дагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования. Этот процесс целеустремлен как на удовлетворение потребностей общества в формировании личности с социально одобряемыми качествами, так и на удовлетворение потребностей самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Важно подчеркнуть, что сущностной характеристикой образования как процесса (образовательного процесса) является именно взаимодействие его участни­ков, а не воздействие педагогов на воспитанников. Педагогическое взаимо­действие — преднамеренный контакт (разной продолжительности по време­ни) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные из­менения в поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие реализуется при условии, с одной стороны, целенаправленного педагогического влияния, а с другой - активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм социокультурного опыта. Немаловажное значение имеет среда, в которой осуществляется образовательный процесс: гуманные взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса, создание атмосферы творческого поиска, напряженного заинтересованного учебного труда, стимулирование и мотивация самостоятельной познавательной деятельности и т.д.

Образовательный процесс характеризуется интегративными свойствами, присущими как обучению, так и воспитанию, в том числе: двусторонность взаимодействия педагога и учащегося; направленность процесса на реализацию в единстве трех функций: обучения, воспитания и развития человека; единство содержательной и процессуальной сторон; взаимосвязь всех структурных элементов: целей, содержания, форм, методов и средств реализации содержания, результата образования.

Этот процесс протекает, результат достигается, а система функциони­рует не сама по себе, а посредством специфической человеческой деятельности — педагогической деятельности. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффектив­ность образования.

Стратегическая цель педагогической деятельности состоит в создании условий для достижения воспитанником отдельного уровня образованности. Данная цель реализуется через последовательное решение педагогических задач разных уровней и разной степени сложности.

Многообразные и взаимосвязанные индивидуальные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества, профессионально-педагогические знания субъектов педагогической деятельности яв­ляются важным фактором эффективного решения задач образования.

7.4. Образование как результат. Само образование как социальное явление является совокуп­ным результатом педагогической деятельности человека на протяжении всей истории человечества. В индивидуальной педагогической деятельно­сти результатом ее тоже является образование конкретных людей, проявляющееся как характеристика их образованности. Образование как результат — это характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний, способов практической и познавательной деятельности, а также социально и личностно значимых качеств.

Образованный человек – это не только знающий и умеющий человек в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. То есть образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н.Г.Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания, привычку мыслить, благородство чувств.

Понятие «образованный человек» - культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного человека для всех стран и континентов.

Результаты образования всегда имеют отсроченный характер, т. е. их невозможно получить сразу же после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но, тем не менее, результаты образования прогнозируемы и диагностируемы, не­смотря на их разносторонность, сложность, противоречивость, диалекти­ческую взаимосвязь и взаимодействие.

Поддаются фиксации с большей или меньшей степенью точности:

• знания, умения, навыки;

• показатели личностного развития (уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности;

• сформированность устойчивой мотивации познания;

• уровень креативности уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей и др.

Главным результатом образовательного процесса в совре­менном мире признается готовность и способность выпуск­ников общеобразовательных учреждений нести личную ответственность за себя, за свое ближайшее социальное окружение и за общество в целом.

В этой связи В. В. Краевский предлагает основным резуль­татом деятельности учебного заведения сделать набор клю­чевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Овладение ими дает человеку способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или общественной жизни.

Различают следующие виды компетентностей:

—компетентность в сфере самостоятельной познаватель­ной деятельности, основанная на усвоении способов приоб­ретения знаний из различных источников информации;

—компетентность в сфере гражданско-общественной дея­тельности — выполнение ролей гражданина, избирателя, по­требителя;

—компетентность в сфере социально-трудовой дея­тельности, в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные воз­можности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаи­моотношений, навыки самоорганизации;

—компетентность в бытовой сфере, включая заботу о собственном здоровье, умение устроить жизнь в семье и т.д.;

—компетентность в сфере досуга, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Такой подход соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация целей и содержания образования на освоение ключевых компетентностей (а это практически все развитые страны). Вместе с тем указанный выше подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).

Таким образом, результатом направленности образования на выполнение целей, изложенных выше, должно быть ста­новление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятель­ным, компетентным и ответственным действиям в политичес­кой, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям дру­гих культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и нестандартной мысли.

7.5. Непрерывное образование и самообразование. В условиях резко­го ускорения социокультурного развития, информационного насыщения и усложнения всех сфер жизнедеятельности человека, привычные модели получения образования, обеспечиваю­щие необходимый уровень готовности к осуществлению производственных, служебных, хозяйственно-бытовых, досуговых функций претерпевают существенные изме­нения. Успешный переход к экономике и обществу, основанному на знании, жизнь человека в информационном обществе должны сопровождаться процессом непрерывного образования.

Право на образование, по мнению ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию — оно долж­но реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образо­вание.

Непрерывное образование становится основополагаю­щим принципом существования глобальной образователь­ной системы, в которой человек участвует в течение всей сво­ей жизни, получая равные возможности адаптироваться к требованиям, возникающим в связи с социально-экономическими переменами, и активно участвуя в формировании будущего общества.

В отечественной педагогике вопросы непрерывного образования нашли отражение в работах А.М.Новикова, Ю.А.Кустова, Владиславлева, Е.М.Ибрагимовой и др. Существуют различные подходы к определению самого понятия «непрерывное образование», а также к принципам и механизмам реализации идеи непрерывного образования. С нашей точки зрения наиболее обоснованную и развернутую характеристику идеи непрерывного образования дал академик РАО А.М.Новиков. Раскроем ниже основное содержание данного подхода.

Главный смысл непрерывного образования - постоянное творческое обновле­ние, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Это влечет за собой и процветание всего общества.

В предшествующие периоды истории относительно мед­ленная эволюция развития человека, общества, обществен­ного производства обусловливала относительное постоян­ство структуры и содержания образования. Имел место тип "конечного" образования, при котором полученные челове­ком знания и умения сохраняли свою ценность на протяже­нии всей его жизни - "образование на всю жизнь".

Порожденная научно-технической революцией стреми­тельная гуманитаризация общества, социальный прогресс, темпы обновления техники и технологии, форм организа­ции труда стали значительно превосходить темпы смены поколений людей. В условиях "конечного" образования во всем мире обострились проблемы функциональной неграмотности, квалификационной безработицы, в мире возник дефицит политических, экономических, правовых, соци­ально-психологических, экономических и других знаний.

Динамизм современной цивилизации, наращивание се культурного слоя, усиление роли личности в обществе и производстве, рост ее потребностей, гуманизация и демо­кратизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагают замену формулы "образование на всю жизнь" на формулу "образование через всю жизнь".

Характерно, что понятие «непрерывное образование» впервые прозвучало в 1972 году, т. е. практически одновре­менно с зарождением рыночной экономки. Именно рыноч­ная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и пере­учиваться - и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное время - к этому его вынуждают постоянные по­иски возможностей производства новых товаров или услуг, повышения их качества, удешевления технологий в услови­ях острейшей конкуренции.

Сегодня десятки стран мира ищут и реализуют свои мо­дели непрерывного образования. Во многих развитых стра­нах резко выросла сеть учебных заведений всех типов, а число взрослых, обучающихся в различных формах образо­вания, превысило число школьников и студентов. Также актуальна проблема непрерывного образования и в нашей стране.

В очень многих публикациях, посвященных непрерыв­ному образованию, просматривается довольно опасный упрощенный подход к решению этой проблемы, который условно можно назвать "надстроечным". Суть его заключа­ется в предложениях дополнить, надстроить существующую сеть учебных заведений всех типов — от детского сада до вуза, аспирантуры и докторантуры - различного рода институтами, курсами повышения квалификации взрослых. Тогда, якобы, все занятое население будет иметь возмож­ность всю жизнь учиться, повышать свою квалификацию.

В рамках такого "надстроечного" подхода довольно ши­роко к тому же распространены мнения, отражающие ведомственное мышление, когда на первое место выдвигается высшая школа в силу того, что только она и способна обес­печить подготовку кадров специалистов в соответствии с последним словом науки, а также осуществлять их переподготовку и повышение квалификации. Эти специалисты, якобы, смогут обеспечить стране научно-технический и со­циальный прогресс. Это позиция элитарности в образовании. Ее адепты забывают очень простое правило: "скорость флота определяется скоростью самого медленного судна".

Страна сможет пойти по пути прогресса и процветания, только если все ее население будет достаточно образован­ным, если каждый без исключения человек получит возможности для достойного саморазвития, раскрытия своих задатков и способностей. Именно поэтому настало время для реализации очень широкого подхода, опирающегося на представление о непрерывном образовании как самом ши­роком социальном процессе, требующем коренной пере­стройки всех звеньев народного образования. Необходимо переосмысление целей и функций образования как системы, задач ее отдельных ступеней. Нужно пересмотреть традиционное представление о человеческой и социальной сущности образования, его месте и роли как социального института в жизни каждого человека и общества в целом.

Правы Ф. И. Перегудов и Н. Н. Нечаев, заявляя, что обу­чение взрослых - это лишь вершина "айсберга", основание которого уходит в общеобразовательную подготовку, в раннее детство. В непрерывном образовании человека в те­чение всей жизни общеобразовательная школа призвана играть роль базового звена. Именно она должна дать каж­дому человеку общественно необходимый уровень научных знаний, приобщить к богатствам отечественной и мировой культуры.

Переход к непрерывному образованию должен преодо­леть ориентацию традиционных образовательных процес­сов на поверхностную "энциклопедичность" содержания, перегруженность информационным и фактологическим ма­териалом, не связанным с запросами учащихся или нужда­ми общества. Предстоит переориентировать учебно-воспитательный процесс с воспроизводства только образ­цов прошлого опыта человечества на освоение способов преобразования действительности, овладение средствами и методами самообразования, умением учиться.

Образование должно быть обращено к будущему, к тем проблемным ситуациям, разрешение которых предполагает использование научных знаний в качестве средства практической деятельности. Такая постановка целей общего об­разования, естественно, должна вывести на ведущее место трудовую подготовку школьников. Ведь основы будущей трудовой деятельности учащихся (не профессиональной, а именно трудовой в широком смысле этого слова) должны быть заложены уже в базовой школе. В процессе трудового обучения у школьников должны быть сформированы такие важнейшие качества личности как: предприимчивость, самостоятельность в труде, ответственность, добросовестное отношение к работе и т. д.

Аналогично - профессиональные учебные заведения всех уровней должны быть переориентированы - от обуче­ния студентов каким-либо конкретным профессиям "на всю жизнь" к предоставлению им широкого базового профессионального образования. В логике идеи непре­рывного образования функции стационарных профессио­нальных учебных заведений в отношении молодежи долж­ны быть другими - обеспечение каждому юноше и каждой девушке возможностей профессионального развития и социальной защищенности, необходимых им на всю дальнейшую жизнь в виде базового профессионального образования. Соответственно, эти функции должны обеспе­чиваться не под конкретные потребности конкретных пред­приятий как раньше, но обеспечиваться всем обществом, государством, независимо от того, где конкретно потом бу­дет работать выпускник. Поэтому, хотим мы того или нет, профессиональные образовательные учреждения уже ото­шли от обязательного трудоустройства выпускников и ста­ли выдавать им так называемые "свободные дипломы". И это скорее надо рассматривать как благо, как завоев



2015-12-06 2613 Обсуждений (0)
Лекция 7. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 7. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2613)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)