Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научное исследование в педагогике, его основные характеристики



2015-12-06 2517 Обсуждений (0)
Научное исследование в педагогике, его основные характеристики 5.00 из 5.00 3 оценки




Лекция 8-9. Методология педагогики

 

8.1. Понятие о методологии науки, методология педагогики. Успех любого исследования во многом определяется конкретными научными подходами и принципами, составляющими содержание методологии. Что же такое методология науки педагогики? Обратимся, прежде всего, к понятию методология науки, само слово «методология» произошло от греческого methodos - путь познания или исследования и logos - слово, понятие – учение о научном методе познания.

Под методологией науки понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Т.е. она дает характеристику объекта и предмета познания, задач исследования, совокупности средств, необходимых для их решения, а также дает представление о последовательности действий, т.е. логике решения исследовательских задач.

Методология в педагогике – это учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразовании педагогической действительности. Из определения можно выделить две сферы методологии: первая сфера – познания педагогической действительности, т.е. науки; и вторая – разработка технологий преобразования, т.е. практической деятельности.

В науке признано существование иерархий методологии, поэтому выделяют различные уровни методологий.

1. Философский уровень включает общие принципы познания (он определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности), категориальный аппарат науки.

2. Общенаучный уровень включает теоретические концепции познания действительности, применяемые ко всем или большинству дисциплин, например системный подход, отражающий всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов действительности. Системный подход ориентирует подходить к исследованию сложных развивающихся объектов как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования, причем относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи.

3. Конкретно-научный, этот уровень включает исходные теоретические концепции, а также совокупность методов, принципов исследования, применяемых в той или иной науке.

4. Технологический, в него входят методика и техника исследования.

 

 

Научное исследование в педагогике, его основные характеристики

Под исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний. Знания люди получают не только в ходе исследования, но и в процессе жизнедеятельности, практического опыта. Однако их надо различать. Житейское, стихийно-эмпирическое знание отличается от научного тем, что это знание отражает внешние, несущественные, бросающиеся в глаза признаки, которые берутся за основу классификаций. Они не раскрывают глубины, сущности явлений, они недостаточно достоверны, зачастую ошибочны. Задача науки преодолеть эти недостатки, сделать знания более достоверными, доказательными. Например, люди обучали и воспитывали детей задолго до появления педагогики, опираясь на подмеченные связи педагогических явлений. Однако, наряду с правильными обобщениями, отражающими объективно существующие связи, среди педагогов получили распространение и ложные представления (порка детей улучшает их поведение, механическое повторение текста дает учащимся хорошие знания, обучать чтению следует путем складывания отдельных букв и пр.).

Приступая к научному исследованию, учитель должен понимать, что это новый вид деятельности, отличающийся от преподавательской работы по целям, методам и результатам. Следует различать цели деятельности практического работника и цели деятельности ученого. Для практического работника это получение высоких результатов обучения, воспитания, а для ученого – это получение нового знания.

Спрашивается, зачем учителю заниматься исследовательской, научной деятельностью? Он же опирается на данные педагогической науки. Однако наука дает лишь общий, «усредненный» путь к цели, учителю же приходится использовать знания в конкретных, нетипичных ситуациях. Результаты работы будут выше у думающего, ищущего учителя, чем у учителя, работающего по шаблону, трафарету.

Особенности научной деятельности:

1. Четкое определение и ограничение цели научной работы. Умение сосредоточиться на только на той проблеме, которой занимается.

2. Научная работа строится на плечах предшественников, поэтому сначала следует изучить, что сделано в этой области.

3. Ученый должен освоить научную терминологию и выстроить свой понятийный аппарат. Существование различных научных школ.

4. Результат любой научной работы должен быть оформлен в письменном виде.

Педагогические исследования по направленности разделяют на фундаментальные (имеют результатом обобщающие концепции) их результаты не находят прямого выхода в практику и служат обогащению теории и методологии педагогике; прикладные – работы, направленные на изучение отдельных сторон педагогического процесса, обычно они являются продолжением фундаментальных исследований; разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, базируются на известные теоретические положения, к ним относятся учебные программы, методические пособия, рекомендации и пр.; учебно-исследовательские проекты служат для формирования исследовательских умений у студентов, аспирантов. Они оформляются в виде учебных проектов, курсовых, дипломных и пр. работ.

В современных педагогических исследованиях реализуются следующие теоретические концепции – системный, личностный, деятельностный подход и др. Кратко рассмотрим их. Суть первого состоит в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются, как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования; субъекты педагогического процесса; субъекты – все участники педагогического процесса (учащиеся и учителя); содержание образования, методы, формы; и пр.)

Личностный подход признает личность, как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, не допускает сведения личности к натуре (витальные или физиологические потребности). Личность выступает как цель, как результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Ценится уникальность личности, нравственная, интеллектуальная свобода. Задача воспитателя с точки зрения этого подхода – создание условий для саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала.

Суть третьего подхода, деятельностного состоит в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности. Деятельность – это основа, средство и условие развитие личности. Целесообразное преобразование мира. Человек развивается в деятельности (интеллектуальной, физической, нравственной и др.).

Поэтому, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности надо вовлечь их в эти виды деятельности. Задача воспитателя – целеполагание (постановка целей) деятельности, ее планирование, организация.

Деятельностный и личностный подходы в единстве составляют сущность методологии гуманистической педагогике.

Полисубъектный или диалогический подход исходит из того, что сущность человека богаче, чем его деятельность, личность – это продукт или результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. с точки зрения этого подхода важен не только предметный результат деятельности, но и отношенческий (межличностный). Задача воспитателя – воспитание гуманных отношений, создание положительного психологического климата в группе или коллективе.

Основанием культурологического подхода является аксиология – учение о ценностях и ценностной структуре мира. Этот подход обусловлен объективной связью человека с культурой, как системой ценностей. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека. Задача воспитателя – приобщение к культурному потоку.

Аксиологический подход – учение о ценностях. Мы смотрим на какое-то педагогическое явление, как на ценность. Нельзя отождествлять этот подход с культурологическим подходом.

Этнопедагогический подход (граничит с культурологическим подходом) воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Задача воспитателя – изучение этноса и максимальное использование его воспитательных возможностей. В сказках присутствует архитип культуры (русские сказки – ожидание какого-то чуда).

Антропологический подход впервые обоснован К. Д. Ушинским. «Антропос» – человек. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

 



2015-12-06 2517 Обсуждений (0)
Научное исследование в педагогике, его основные характеристики 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Научное исследование в педагогике, его основные характеристики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)