Определение системы цен. Виды цен. Их классификация
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества различных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков, взаимосвязанных и взаимозависимых цен, изменение цен в одном из основных блоков быстро передается и в другие блоки. Ведущая и определяющая роль во все системе, принадлежит ценам на продукцию базовых отраслей промышленности. Такая тесная взаимосвязь обусловлена двумя обстоятельствами: 1)Все цены формируются на единой методологической основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения; 2)Все предприятия производства и отрасли взаимосвязаны и образуют, в конечном счете, единый хозяйственный комплекс. В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения все цены классифицируются следующим образом: 1)оптовые цены на продукцию промышленности; 2)цены на строительную продукцию; 3)закупочные цены на с/х продукцию; 4)тарифы грузового и пассажирского транспорта; 5)розничные цены; 6)тарифы на коммунальные и бытовые услуги; 7)цены обслуживающие внешний торговый оборот. Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Данные цены в свою очередь подразделяются на оптовую цену предприятия (отпускная цена) и оптовую цену промышленности. Отпускная цена – это цена изготовления продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям и другим предприятиям. Оптовая цена промышленности – это цена, по которой предприятие и организации потребители оплачивают продукцию оптово-сбытовым и снабженческим организациям. Оптовая цена промышленности помимо отпускной цены включает в себя снабженческо-сбытовую наценку или скидку, а также НДС. Оптовая наценка – это цена на услуги по снабжению сбыта. Она должна компенсировать издержки оптовых организаций и обеспечивать получение прибыли, таким образом цены различаются в зависимости от того на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии: 1)предприятие – оптовая торговля; 2)оптовая торговля – розничная торговля; 3)розничная торговля – конечный потребитель. Продукция строительства оценивается по трем видам цен: 1)сметная цена – это предельный размер затрат на строительство каждого объекта; 2)прейскурантная цена – это усредненная стоимость единицы конечной продукции, то есть типового объекта строительства; 3)договорная цена – устанавливается по договоренности между заказчиком и подрядчиком. Закупочные цены на с/х продукцию – это цены (оптовые), по которым реализуется с/х продукция с/х предприятиями, фермерами и населением. Розничная цена – это цена, по которой товары реализуются в розничной торговой сети. По этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или производстве. Цены, обслуживающие внешний торговый оборот (экспортные и импортные) – обладают следующими специфическими чертами: 1)отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами; 2)находятся в зависимости от цен мировых рынков, отраслевых условий производства и реализации в мировом хозяйстве. Классификация цен в зависимости от территории действия: 1)Единые или поясные (устанавливаются и регулируются государственными органами); 2)региональные и местные Классификация цен в зависимости от способа возмещения транспортных затрат: 1)Цена в месте производства продукции – это цена, по которой товар передается покупателю в том месте, где он был произведен. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения; 2)Единая цена с включением расходов по доставке – этот метод предполагает формирование единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения с включением в нее суммы транспортных расходов; 3)Зональная цена – в данном случае выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов расположенных в одной зоне; 4)Цены, определяемые на основе базисного пункта – в этом случае предприятие устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию, при этом фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к базисной цене транспортных расходов по доставке товара в место назначения. В зависимости от степени воздействия государства: 1)Свободные цены – складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от влияния государственных органов; 2)Регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но при своем формировании испытывают определенное воздействие государства; 3)Фиксированные цены – они прямо устанавливаются государством. В зависимости от степени новизны товара: 1)Цена «снятия сливок» – согласно этому методу с самого начала изготовления и выведения нового товара на рынок на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя готового купить товар по такой цене; 2) Цена «внедрения на рынок» – с помощью этого метода фирма устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с аналогичными товарами конкурентов. Использование цены направлено на привлечение максимального количества покупателей с целью захвата большей доли рынка; 3)«Психологическая» цена – при этом используется психология восприятия цены покупателем, то есть цены устанавливаются чуть ниже круглой суммы; 4)Цена «следования за лидером» - цена устанавливается на уровне конкурента, как правило, ведущие фирмы отрасли при этом предлагаемая цена не должна превышать цену устанавливаемую лидером; 5)Цена с возмещение издержек производства – цена устанавливается на основании фактических издержек производства и средней нормы прибыли; 6)Престижная цена – устанавливается на высококачественные товары известной фирмы или на товары, обладающие уникальными свойствами. В зависимости от длительности времени: 1)Скользящая или падающая цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения; 2)Долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса и не подвержена изменениям на протяжении длительного периода времени; 3)Гибкая цена – меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения; 4)Преимущественная цена – устанавливается фирмами, занимающими доминирующее положение; 5)Цена на изделие выпуск, которого прекращен – при этом цена устанавливается выше, чем на обычные товары; 6)Цена, устанавливаемая ниже, чем у большинства предприятий – такая цена устанавливается на товары, дополняющие другой товар, реализуемый по обычной цене; 7)Договорная цена – покупателю предлагаются скидки и льготы по сравнению с обычной ценой.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |