Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Денежные реформы и методы преобразования денежной массы



2015-12-06 583 Обсуждений (0)
Денежные реформы и методы преобразования денежной массы 0.00 из 5.00 0 оценок




Для смягчения и преодоления инфляции государства проводят целый ряд уже рассмотренных и других мероприятий. Однако при сильной инфляции и расстройстве экономики не избежать и денежных реформ, т. е. пол­ных или частичных преобразо­ваний самой денежной системы. Основными методами подобных преобразований являются сле­дующие пять:

1 Дефляция (от лат. deflatio -выдувание) - это сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных де­нежных знаков. Строго говоря, дефляция не является методом самого реформирования денежных систем. В период золотого стандарта (до 1930-х годов) она часто предшествовала денеж­ным реформам, создавая более благоприятные условия для их проведения. (В ряде учебных пособий понятие дефляции отож­дествляется с понятием дезинфляции)

2. Деноминация (от лат. denominatio - переименование) - это укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых де­нежных знаков на новые. Коэффициентом укрупнения денег обычно является единица с одним или несколькими нулями (т. е. денежный масштаб увеличивается в 10, 100, 1000 и т. д. раз). К примеру, при деноминации 1961 г. в бывшем СССР один новый рубль приравнивался к 10 старым рублям. Есте­ственно, в том же десятикратном соотношении были пересчи­таны цены товаров и услуг, тарифы, зарплата, пенсии и т. д. Деноминация значительно упрощает денежное обращение, учет и расчеты в стране. Однако ее целесообразно проводить лишь после снижения инфляции до устойчиво умеренного уровня, иначе вскоре потребуется новая деноминация, а ее проведе­ние - мероприятие дорогостоящее.

3. Девальвация (от лат. cfe -приставка, означающая понижение +valeo - стою) означает либо а) уменьшение золотого содержания денежной единицы страны (в период действия золотого стандарта), либо б) сни­жение ее обменного курса по отношению к иностранным ва­лютам. В условиях фиксированного валютного курса (когда он устанавливается правительством) девальвация тоже проводит­ся официально (по решению госорганов). Когда же в стране действует свободный валютный курс, возможная девальвация носит РЫНОЧНЫЙ (фактический) характер: обменный курс на­циональной валюты падает "автоматически", непосредственно под воздействием изменений в соотношении валютного спро­са и предложения (хотя на последние правительство тоже может влиять в нужном ему направлении - подробнее об этом в следующей теме).

4. Ревальвация (от лат. re - приставка, оз­начающая возобновление + valeo) - это противоположный де­вальвации процесс ПОВЫШЕНИЯ золотого содержания или валютного курса денежной единицы страны. Она также возмож­на в официальном и рыночном вариантах и применима, в ча­стности, для восстановления покупательной способности денег после их инфляционного обесценения.

5. Нуллификация (от лат. nullificatio - уничтожение). Она в чем-то может напоминать деноминацию, но проводится 1) в результате сверхсильной инфляции, когда покупательная способность денег сводится практически к нулю, а также иногда 2) в связи со сменой по­литической власти. В первом случае нуллификация означает объявление государством обесценившихся денежных знаков не­действительными. При этом, если старые деньги и обменива­ются на новые, то по очень низкому курсу. Скажем, в ходе по­добной денежной реформы 1924 г. в Германии 1 новая рейхс - марка обменивалась на 1 трлн. старых марок.

Политика дорогих и дешевых денег.

Она предлагается кейнсианцами и состоит в гибком маневри­ровании кредитно-денежными ресурсами. А именно: предложе­ние этих ресурсов 1) то увеличивается (политика ДЕШЕВЫХ денег), 2) то сокращается (политика ДОРОГИХ денег). При этом УДЕШЕВЛЕНИЕ денег стимулирует увеличение кредитов, рас­ходов и инвестиций в экономику и направлено на обеспечение РОСТА ПРОИЗВОДСТВА и ЗАНЯТОСТИ. В то время как УДО­РОЖАНИЕ денег, напротив, способствует сокращению кредитов, расходов и инвестиций, сбивая тем самым чрезмерный товар­ный спрос и ПОДАВЛЯЯ ИНФЛЯЦИЮ (табл. 1).

Как видно из табл., увеличение предложения (Прд) денег до­стигается через: 1) скупку государством у банков и населения государственных ОБЛИГАЦИЙ (в результате в обращение по­ступают "лишние" деньги), 2) уменьшение установленной нор­мы денежного РЕЗЕРВА коммерческих банков (в результате растут их кредитные ресурсы) и 3) снижение УЧЕТНОЙ СТАВ­КИ, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки (в результате последние больше берут подешевевших кредитов у Центрального банка и больше дают их фирмам и населению). Сокращение денежного предложения обеспечива­ется противоположными мерами: 1) государство продает свои ОБЛИГАЦИИ ("связывая" свободные деньги), 2) увеличивает норму банковского РЕЗЕРВА и 3) повышает УЧЕТНУЮ СТАВ­КУ. Тем самым «кредитные возможности банков уменьшаются, «ссудный процент по кредитам растет, их доступность снижается, инвестиции и совокупные расходы сокращаются, • спрос (Спр) на товары и услуги падает, и цены и инфляция идут вниз.

 

 



2015-12-06 583 Обсуждений (0)
Денежные реформы и методы преобразования денежной массы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Денежные реформы и методы преобразования денежной массы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)