Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Временные и постоянные цены



2015-12-06 657 Обсуждений (0)
Временные и постоянные цены 0.00 из 5.00 0 оценок




Основанием деления цен на временные и постоянные является наличие или отсутствие в правовом акте условия о периоде действия цены. Следовательно, такая классификация имеет первостепенное значение для регулируемых цен. Так, в ряде нормативных актов по ценообразованию помимо установления правил, регулирующих цену, обозначается конкретный временной промежуток применения этих норм. Такой метод регулирования применен, в частности, в отношении одного из основополагающих актов в ценовой сфере — Основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Данные акты были утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 на 1997 и 1998 годы (п. 1 Постановления). В дальнейшем Правительство РФ продлевало срок действия рассматриваемых актов на определенный год. Например, Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2001 г. № 342 срок действия Основных положений и Порядка был продлен на 2001 год.

Анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что подобные конструкции ценового регулирования зачастую вводятся в отношении скоропортящейся, сезонной продукции при наличии необходимости обеспечения ею населения. Например, в практику регулирования тарифов на железнодорожные перевозки вошло установление на определенный срок (как правило 15 сентября — 1 ноября) льготных железнодорожных тарифов на перевозки сельскохозяйственной продукции.

Введение временных мер ценового регулирования практикуется в связи с возникновением неблагоприятной экономической ситуации в стране и необходимостью преодоления кризисных явлений. Подобные меры применяются, как правило, в целях защиты прав и интересов потребителей. Например, в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 3 марта 2000 г. № 241-РМ «О временном порядке установления торговых надбавок предприятиями розничной торговли г. Москвы» в связи со снижением платежеспособности населения предельный размер розничной торговой надбавки для предприятий розничной торговли г. Москвы, независимо от форм собственности, закупающих картофель и овощную продукцию на плодоовощных предприятиях города, установлен не выше 20% на период с 1 марта по 1 июля 2000 г. Для подтверждения тенденции отметим, что аналогичный прием ценового регулирования применялся в Москве осенью 1998 года в период серьезного кризиса экономики.

Правовое значение установления временной цены (или, что точнее, период времени, в течение которого цена должна применяться) состоит в следующем. Правомерным будет такое поведение хозяйствующего субъекта, при котором он будет применять цену на товар (работу, услугу), действующую на день осуществления данной хозяйственной операции. Следовательно, важным является решение вопроса о дате введения новой цены. Исходя из общей теории права, правовая норма, вводящая правило ценового регулирования, должна применяться со дня официального опубликования акта либо с момента, прямо указанного в нем. Изменения и дополнения цены также вступают в силу со дня официального опубликования либо со дня, указанного при их опубликовании.

Вместе с тем, учитывая ту роль цены, которую она играет в предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, и те последствия, которые изменения ценового воздействия могут оказать на финансовое состояние предпринимателя, представляется необходимым установление экономически просчитанного временного периода для введения новой цены.

Особенно это актуально для случаев, когда ценовое изменение является неблагоприятным для хозяйствующего субъекта. К сожалению, до сих пор такое правило не нашло отражения в правовых актах.

Помимо необходимости «производственной адаптации» к новой цене, такой период нужен и для доведения информации до хозяйствующих субъектов, чьи права и обязанности затрагиваются применяемой нормой. В настоящее время наш законодатель крайне редко учитывает это обстоятельство, однако тенденция к позитивным изменениям наметилась. Например, в п. 14 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки сказано, что при установлении сроков введения новых тарифов на грузовые железнодорожные перевозки должна учитываться необходимость доведения информации о них до потребителей услуг субъектов естественных монополий на транспорте в соответствии с законодательством РФ. Хотелось бы высказать надежду, что эта тенденция станет устойчивой и срок введения новой цены будет устанавливаться с учетом необходимости проведения подготовительных информационно-хозяйственных мероприятий.

Тарифы

В научной, учебной литературе, нормативных правовых актах наряду с понятием «цена» употребляется термин «тариф». В переводе с французского tarif — система ставок, по которым взимается плата за услуги. В период административно-планового хозяйствования тарифы устанавливались на электроэнергию, транспортные, связи и другие услуги. Данная практика сохранена и в настоящее время. Тарифы устанавливаются как на различные виды услуг производственного и потребительского характера, так и на работы. Тарифы являются важным составляющим элементом хозяйственного ценового механизма.

Интерес представляет вопрос о соотношении понятий "цена" и "тариф". Данный интерес вызван тем обстоятельством, что в литературе и нормативных источниках мы можем встретить различные сочетания данных терминов. Так, Закон г. Москвы от 26 февраля 1997 г. № 3 носит название «О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии», тогда как пункты 1, 2, 4 ст. 5 данного акта определяют порядок применения финансовой санкции к субъектам, допустившим несоблюдение установленных цен (тарифов). Проф. Н. И. Клейн пишет: «применительно к работам и услугам часто используется термин «тариф» как синоним термина «цена». К.Ю. Тотьев полагает: «тарифы — цены, применяемые в отдельных отраслях хозяйства к работам (услугам) и исчисляемые особым образом. Другие авторы полагают, что тариф является разновидностью цены. Не усложняя изложение множеством примеров аналогичного двоякого использования данных терминов, выскажем свою позицию по вопросу о соотношении анализируемых понятий.

Как представляется, понятие "цена" является общим и может применяться для обозначения денежного эквивалента как в отношении товаров, так и в отношении работ, услуг. Тариф — понятие специальное, сфера его применения — это только область работ и услуг. В силу этого данные понятия не могут рассматриваться как синонимы. Употребление в нормативном акте общего ценового регулирования термина «цена» является достаточным и не требует дополнительного употребления термина «тариф». Если же сферой регулирования акта являются услуги или работы, может применяться только понятие «тариф» как разновидность цены.

Мы предприняли попытку рассмотрения различных классификаций цен. В ходе этого рассмотрения были выявлены пробелы, разночтения, спорные положения. Их анализ и осмысление позволили определить свою позицию по вопросам как оснований классификации, так и самого понимания цены того или иного вида. Выработанные в данном параграфе понятия имеют значение как для будущего процесса нормативного регулирования в исследуемой сфере, так и для правильного понимания и единообразного толкования действующих правовых актов. Кроме того, унификация применения дефиниций, как представляется, важное направление любой науки, в том числе и науки предпринимательского (хозяйственного) права.



2015-12-06 657 Обсуждений (0)
Временные и постоянные цены 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Временные и постоянные цены

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (657)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)