Цели должны быть социально мотивированными, т.е. идти от потребностей, запросов и интересов людей, отвечать им и вызывать тем самым понимание, поддержку. Выявление этих потребностей очень трудный интеллектуальный процесс, ибо оно предполагает наличие конкретных знаний о состоянии проблемы, отношения к ней в различных социальных слоях, ее актуальности и остроты. Такие знания могут быть получены эмпирическим путем через систематизацию и обобщение тех информационных ресурсов, которые объективно отражают интересы субъектов. Именно такой путь может и должен привести в конечном итоге к выявлению объективных, практически значимых целей, реализация которых позволит упорядочить складывающиеся общественные отношения в данной сфере и урегулировать их нормативно-правовыми актами. Исходя из сказанного, можно сформулировать следующее требование.
Ценовое регулирование должно быть объективно обусловленным и обоснованным, исходить из объективных закономерностей и тенденций развития общественных отношений. Для этого принципы должны формулироваться на основе изучения исторического опыта, информации, которая уже накоплена. Зная и анализируя ее, можно выявить определенные тенденции, закономерности, однозначные проявления и характерные черты. Выявлению объективных закономерностей ценового регулирования должен способствовать осуществленный нами в первой главе работы экскурс в историю данного вопроса. Игнорирование исторического хода развития, его ломка с неизбежностью приводит к невосполнимым потерям и ошибкам, которых можно и нужно избежать.
Для того чтобы стать достижимыми, цели должны быть обеспеченными в ресурсном отношении, обосновываться на реальном, а не на мнимом, на наличном, а не на предполагаемом, возможном потенциале. Термин "ресурсы" употреблен в данном контексте как средство, источник, к которому обращаются в необходимом случае. Особое место следует отвести материальным финансовым и трудовым ресурсам, отсутствие или недостаточность которых делает недостижимой любую, даже самую благую цель. Нельзя не упомянуть в данной связи и об информационных ресурсах как средстве достижения цели. Вопросы информационного обеспечения приобретают в настоящее время, особенно в новом веке, особую актуальность.
И, наконец, необходимо четко представлять себе иерархию целей правового регулирования ценообразования. Она предполагает выявление главных для общества целей, которые с необходимостью должны быть достигнуты, и формирование в связи с этим приоритетов в правовом регулировании. В специальной литературе, посвященной проблеме разработки теорий целеполагания, говорится, что цели должны быть системно организованными, то есть включать в определенной последовательности цели стратегические, оперативные и тактические, обеспечивающие конечные, промежуточные и близкие, непосредственные результаты. Рациональное и эффективное правовое регулирование требует связанности целей, средств и результатов их реализации.Только связанность, детерминированность целей, средств и результатов рождает доверие общества и стимулирует любую деятельность.
Исходя из изложенного и учитывая реалии сегодняшнего дня, можно определить следующие цели ценового регулирования.
Достижение баланса частных и публичных интересов. Данная цель видится как основополагающая. Строго говоря, она проистекает из общего понимания целей правового регулирования общественных отношений — баланс интересов отдельного человека и общества, государства в целом. Применительно к исследуемой нами сфере данная цель находит свое воплощение при обосновании перечня товаров, работ, услуг, цены на которые подлежат правовому регулированию, при выборе видов и способов регулирования и т. п. Кроме того, необходимо создание механизма согласования интересов производителей и потребителей.
Последовательная либерализация цен с сохранением их государственного регулирования лишь на отдельные социально значимые товары, при поставках товаров для государственных нужд и в сферах естественных монополий.
Защита интересов потребителей товаров и услуг от необоснованного повышения цен и нарушений установленных правил ценообразования. Создание действенной системы государственных органов, способных реализовать такую защиту.
Обеспечение доступности необходимых товаров и услуг для потребителей, максимально возможное удовлетворение их потребностей.
Обеспечение устойчивого и экономически эффективного функционирования производителей товаров (работ, услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию. Создание таких условий их деятельности, при которых они не попадали бы в менее выгодные условия хозяйствования по сравнению с субъектами, реализующими товары (работы, услуги) по свободным рыночным ценам. Развитие конкурентной среды на рынке товаров, работ, услуг.
Установление экономически обоснованного уровня регулируемых цен. Этот уровень должен быть определен уровнем экономически обоснованных затрат и получением средневзвешенной прибыли.
Создание у организаций-производителей стимулов для снижения себестоимости товаров, работ, услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию через применение сберегающих технологий, повышение уровня инновационной активности.
Перечисленные цели правового регулирования цен — разные по своей природе. Они имеют общественно-политический, социальный, экономический, организационный характер. Вместе с тем, каждую из них нельзя рассматривать в отрыве от остальных. Например, обеспечение доступности товаров для потребителей взаимоувязано с установлением экономически обоснованных цен, а это, в свою очередь, является предпосылкой для достижения баланса частных и публичных интересов. Подобная детерминированность наглядно демонстрирует взаимосвязь целей, их взаимопереплетение.
Выявив потребности и цели государственного регулирования цен, постараемся дать характеристику таким составляющим элементам рассматриваемого института, как принципы и методы правового регулирования.