Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прямое (директивное) ценовое регулирование



2015-12-06 771 Обсуждений (0)
Прямое (директивное) ценовое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ нормативных правовых актов, с помощью которых осуществляется ценовое регулирование, позволяет выявить следующие способы прямого (директивного) регулирования.

А. Установление фиксированных цен. Как было показано в первой главе работы, данный способ наиболее традиционен. Он находит большое применение и в настоящее время. Так, проведенные автором выборочные исследования свидетельствуют о том, что такой инструмент государственного ценового нормирования используется в 64 процентах нормативных правовых актах (при подсчете было изучено 234 нормативных акта федерального и регионального уровня). Можно также отметить, что такой способ чаще всего применяется при регулировании цен на социально значимые товары и услуги.

Приведем примеры. Классическим примером является установление фиксированных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта городского и пригородного сообщения. Такой способ ценового регулирования на данный вид услуг использован во всех изученных автором нормативных правовых актах различных субъектов Российской Федерации (город Москва, Республика Северная Осетия-Алания, Ханты-Мансийский автономный округ, Липецкая, Ульяновская, Мурманская области и др.). Данный способ применяется при регулировании цен на ритуальные услуги. Например, распоряжением заместителя Премьера Правительства Москвы от 10 июля 2000 г. № 552-РЗП введен прейскурант государственных цен на услуги, входящие в гарантированный перечень по погребению (ритуальные услуги).

В некоторых случаях установление фиксированных цен на продукты первой необходимости определяется сложившейся сложной для населения экономической ситуацией. Например, Постановлением Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 8 сентября 1998 г. № 277 были определены фиксированные цены на товары первой необходимости. Для практической реализации данного Постановления созданы рабочие группы по контролю за ценами на потребительском рынке. Так, во Владикавказе действовало 5 таких групп и в каждом районе — по одной группе.

Б. Установление предельных (максимальных или минимальных) цен. Например, такой инструмент ценового регулирования применяется в отношении тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением. В частности, Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2000 г. № 418 «Об уровнях тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением» определены минимальные уровни названных тарифов по каждому отдельному субъекту Российской Федерации. Максимальные уровни тарифов устанавливаются Региональными энергетическими комиссиями субъектов Российской Федерации исходя из полной фактической стоимости производства, передачи и распределения электрической энергии при напряжении 220 вольт. Тарифы на электрическую энергию устанавливаются Региональными энергетическими комиссиями в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной энергетической Комиссией РФ.

Установление предельной минимальной цены применяется в отношении этилового спирта из пищевого сырья, производимого на территории Российской Федерации, в качестве нижней границы цены реализации для организаций-изготовителей, расположенных на территории Российской Федерации. Утверждает и пересматривает минимальную цену на указанную продукцию Министерство экономического развития и торговли РФ на основании представления Министерства сельского хозяйства РФ.

Еще ранее, в 1996 году, Постановлением Правительства РФ были введены минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов.

В. Установление базовых цен и предельных коэффициентов их изменения. Такая система воздействия широко применяется при регулировании тарифов на перевозки грузов на федеральном железнодорожном транспорте. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки были утверждены Госкомцен СССР и МПС СССР 31 марта 1989 года № 328 (Прейскурант № 10-01. Тарифное руководство № 1). Позднее в них вносились изменения ФСЕМТ РФ и МАП РФ. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в целях эффективности перевозок грузов вводит коэффициенты, применяемые при расчетах платы за перевозки, за пользование вагонами, контейнерами и т. п. Эти коэффициенты доводятся до сведения грузоотправителей, грузополучателей, должностных лиц приказами Министерства путей сообщения РФ. Например, с 00 часов 15 августа 2000 года начисление платы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта осуществляется по ставкам Прейскуранта с применением повышающего коэффициента 2,5. Расчет провозных платежей осуществляется с применением коэффициента 1,5.

В качестве примера рассматриваемого способа ценового регулирования можно привести также механизм установления тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам. Тарифы на транспортировку газа определяются как сумма ставок за пользование распределительными газопроводами (ставка I) и за услуги по поставке (транспортировке) газа (ставка II). Ставки утверждаются Постановлениями ФЭК РФ. Ставка II, установленная для газораспределительной системы субъекта Российской Федерации, дифференцируется по группам потребителей газа (в зависимости от объема транспортировки в млн. куб. м/год), исходя из определенных Постановлением ФЭК РФ коэффициентов. Например, для потребителей 1 группы (объем транспортировки свыше 100 млн куб. м/год) коэффициент составляет 0,9, для потребителей 4 группы (от 40 до 10 млн. куб. м/год) — 1,05.

Г. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок относится к весьма распространенному способу ценового воздействия, применяемому в основном в отношении продуктов питания. Например, в Москве с 15 сентября 1998 г. предельный размер розничной торговой надбавки был установлен в размере 20 процентов на товары первой необходимости по утвержденному перечню. Такой же предельный размер розничной торговой надбавки на период с 1 марта по 1 июля 2000 г. был установлен в Москве для предприятий розничной торговли, реализующих картофель и свежие овощи (капуста, морковь, свекла, лук репчатый, чеснок). Постановлением Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 10 февраля 1998 г. № 30 была введена 10-процентная торговая надбавка для предприятий розничной торговли, реализующих молоко.

Способ регулирования цен путем установления предельных размеров торговых надбавок широко применяется и для регулирования цен на лекарственные средства. К примеру, Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 5 июля 1999 г. № 193 «О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» были установлены предельные размеры торговых надбавок на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших (предельная торговая надбавка к зарегистрированным ценам — 30 процентов) и не включенные в указанный перечень (торговая надбавка — 45 процентов).

Д. Установление предельного уровня рентабельности. Например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок. Для перерабатывающих предприятий молочной промышленности Правительством Республики предельный уровень рентабельности установлен в размере 15 процентов.

Е. Декларирование. Данный способ означает, что изменение регулируемых цен осуществляется только после подачи заявления в компетентные государственные органы с просьбой о пересмотре тарифов, коэффициентов и получения разрешения этих органов. Так, организации электроэнергетики имеют право обратиться в Федеральную энергетическую комиссию РФ и соответствующую региональную комиссию с просьбой о пересмотре тарифов на электрическую и тепловую энергию при наличии хотя бы одного из следующих условий:

  • изменение затрат на производство и передачу электрической и тепловой энергии более чем на 2 процента, вызванное изменением баланса электрической энергии и мощности, ростом цен на топливо, оборудование, другие материальные ресурсы или пересмотром условий тарифного соглашения по заработной плате;
  • изменение перечня и размера установленных нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обязательных отчислений и платежей;
  • изменение процентной ставки Центрального банка РФ и коммерческих банков по долгосрочным кредитам на внутреннем рынке более чем на 3 процента;
  • наступление событий, появление которых было маловероятно и которые оказали существенное воздействие на состояние коммерческой организации (форс-мажорные обстоятельства).

В качестве общих принципов определено, что цена устанавливается на уровне средней себестоимости производства, ежемесячная индексация не должна превышать прирост цен производителей промышленной продукции в целом по Российской Федерации, определяемый Государственным Комитетом по статистике РФ за предыдущий месяц.

Аналогичный механизм государственного регулирования установлен в отношении цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.

Государственное регулирование цен в этой сфере осуществляется, в частности, исходя из создания организациям благоприятных условий для самофинансирования и компенсации экономически обоснованных затрат; установления обоснованной нормы прибыли на капитал; удовлетворения платежеспособного спроса на газ, защиты интересов потребителей газа и услуг по его транспортировке от монопольного повышения цен; недопущения ограничения внутриотраслевой (в сфере поставок газа) и межотраслевой (между замещающими видами топлива) конкуренции и др. Регулирующий орган несет ответственность за экономическую обоснованность устанавливаемых цен (тарифов) и своевременность их введения.

Для установления (пересмотра) цен организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление с приложением предусмотренных Постановлением Правительства РФ материалов. Решение об изменении цены принимается Правлением регулирующего органа в течение тридцати рабочих дней с даты получения необходимых документов. Экспертная группа, рассмотрев предложения, готовит заключение, которое должно содержать:

  • оценку достоверности данных, приведенных в предложениях по установлению цен;
  • анализ предложений исходя из всех фактов, принимаемых во внимание (прогнозируемая прибыль от поставок газа на экспорт; планы капитальных вложений организаций и источники их финансирования; динамика затрат и прибыли в предыдущий период регулирования; показатели инфляции за истекший период и др.).

Решение Правления регулирующего органа доводится до организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в 5-дневный срок с даты его принятия.

Данный способ ценового регулирования при бесспорной необходимости его существования нуждается в совершенствовании. Так, в литературе высказываются справедливые предложения о предоставлении права промышленным потребителям газа, энергии участвовать в заседаниях региональных энергетических комиссий по установлению (пересмотру) тарифов с четким определением (что самое главное) их правового положения и на основе процедурного равноправия. Процедурное равноправие, в частности, предполагает наделение их правом решающего голоса, правом привлекать независимых экспертов и обязательную оценку данного экспертного заключения наряду с другими документами. Причины отклонения экспертных заключений должны быть отражены в протоколе заседания энергетической комиссии.

Данное и некоторые другие положения совершенствования порядка декларирования заслуживают внимания. В условиях, когда промышленный потребитель фактически отстранен от участи в процессе представления предложений и установления тарифов на энергию, сложилась ситуация, нарушающая принцип равноприбыльности, баланса экономических интересов производителей и потребителей. Исследование показывает, что зачастую энергетические компании представляют в Региональные энергетические комиссии обоснования тарифов в период, когда их расчетная величина высока, а затем длительное время не обращаются с предложением об их пересмотре. В итоге потребители продолжают оплачивать необоснованно дорогую энергию. В итоге действующие тарифы поддерживают рентабельность продавцов и перепродавцов на излишне высоком уровне: в Рязани — 50%, во Владимире — 46%, в Оренбурге — 29%. Некоторое представление о масштабах монопольного повышения тарифов дает проведенный специалистами Института исследования организованных рынков анализ тарифов на теплоэнергию в Рязанской, Владимирской, Оренбургской областях и в Республике Карелия: цены на тепло в первых двух завышены как минимум на 35–40%, в третьей и четвертой — на 11%. Специалисты института пришли к выводу, что в отмеченных регионах энергетические комиссии практически не влияют на снижение тарифов, полностью принимая данные о затратах и прибыли, представляемые энергетическими компаниями.

Ж. Установление гарантированных цен. Такая система ценового регулирования применяется в сфере агропромышленного производства. Федеральным законом от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» предусмотрено, что основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Вместе с тем, в первом квартале каждого года Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство финансов РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и представляют Правительству РФ предложения о гарантированных ценах. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Основой для расчетов гарантированной цены служит целевая цена (нормативный индикатор). Она должна обеспечивать:

  • паритетное соотношение цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;
  • покрытие расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам;
  • получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики;
  • получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.

Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по таким ценам определяются Правительством РФ.

В том случае, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, применяются последние. Кроме того, гарантированные цены применяются во всех случаях закупок сельскохозяйственной продукции для федеральных государственных нужд, а также в иных случаях при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству.

В качестве примера можно привести Постановление Республики Северная Осетия — Алания от 21 января 2000 г. № 27 , которым были доведены до заинтересованных субъектов гарантированные цены на молоко базисной жирности в расчете за одну тонну:

  • первого сорта — 4 000 рублей;
  • второго сорта — 3 800 рублей:
  • третьего сорта — 3 200 рублей.

Таким образом, мы рассмотрели различные способы прямого ценового регулирования. В завершение хотелось бы обратить внимание на следующее теоретическое положение. Как представляется, применение любого из указанных способов, в том числе и установление фиксированной цены, следует рассматривать как осуществление государственного ценового регулирования. Понятие «ценовое регулирование» является общим термином, предусматривающим применение различных инструментов для своего осуществления.

Вместе с тем, в литературе зачастую указывается, что устанавливаемая цена точно определяется компетентным органом государственной власти, а в регулируемой фиксируется лишь ее предельный уровень. Современное ценовое законодательство, как и теория ценового регулирования, не дают оснований для такой трактовки, которая должна быть признана ошибочной. В будущем законе о ценах понятийный аппарат следует сконструировать таким образом, чтобы исключить возможные расхождения.



2015-12-06 771 Обсуждений (0)
Прямое (директивное) ценовое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прямое (директивное) ценовое регулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (771)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)