Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Косвенное (экономическое) регулирование



2015-12-06 774 Обсуждений (0)
Косвенное (экономическое) регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать бюджетные дотации, субсидии, субвенции, льготное кредитование, налоговые льготы и др. Их применение позволяет снизить затраты на выпускаемую продукцию и, следовательно, уровень цен. Например, Приложение № 1 к Закону Республики Северная Осетия-Алания «О налоге с продаж» устанавливает перечень товаров и услуг первой необходимости, не облагаемых данным налогом.

Поскольку цена складывается из различных элементов, воздействие на любой из них может быть причислено к воздействию на цену в целом. Приведем пример. С 1 января 2002 года вступили в силу нормы главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ. Данным актом предусмотрены новые правила формирования расходов организаций, учитываемых при налогообложении прибыли. В частности, теперь налоговое законодательство допускает применение как линейного, так и нелинейного методов амортизации для амортизируемого имущества, входящего в первую — седьмую амортизируемые группы (по срокам полезного использования). Как известно, нелинейный метод амортизации позволяет производить ее в ускоренном режиме, тем самым включая в себестоимость (в расходы, связанные с производством и реализацией) суммы амортизационных отчислений в большем размере. Данная льгота, предоставленная организациям налоговым законодательством, в свою очередь, не может не оказать воздействия на цену, особенно при формировании ее затратным способом.

Законодательством предусмотрено, что меры экономического управления ценами должны преобладать над директивными, а также то, что необходимо максимально увязывать права субъектов Российской Федерации по регулированию цен с возможностями их бюджетов.

Анализ действующих нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что меры экономического регулирования зачастую применяются одновременного с директивными способами. Это позволяет говорить о комбинированном способе ценового регулирования, который может быть обозначен как экономико-директивный. К примеру, Постановлением Совета Министров РФ от 30 июня 1993 г. № 629 «О мерах государственной поддержки овцеводства в Российской Федерации» были введены закупочные фиксированные цены на один килограмм мытной шерсти (в дальнейшем эти цены индексировались). Одновременно были установлены дотации на шерсть, реализуемую в государственные ресурсы, в размере 600 рублей за один килограмм в пересчете на чистое волокно (с последующей индексацией). Кроме того, предприятиям первичной переработки шерсти был выделен льготный кредит за счет средств федерального бюджета.

Еще пример. Во исполнение Постановления Госстроя России от 11 февраля 1998 г. № 18-15 «О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» в настоящее время осуществляется разработка сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений. Данные сборники обязательны для применения при строительстве, осуществляемом за счет средств государственных бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов.

Возможность такого сочетания прямо предусматривается нормативными актами субъектов Российской Федерации. Например, Постановлением Правительства Москвы утверждена «Концепция ценовой политики на территории г. Москвы», предусмотрено использование экономических рычагов воздействия в сочетании с директивными, в частности:

  • установление наценок, торговых надбавок, цен и тарифов на товары и услуги при условии предоставления дотаций. При этом указано, что право на дотацию из бюджета или другие формы бюджетных субсидий имеют лишь те предприятия, которые обязаны или добровольно обязались согласовывать ценовую политику с Региональной межведомственной Комиссией по ценовой и налоговой политике Москвы.
  • определение предельных цен закупки и сбыта на продукцию, которую приобретают (сбывают) организации, пользующиеся при этом льготными кредитами Правительства Москвы, льготами по налогообложению.

Комбинирование директивных и экономических мер широко применяется в республике Северная Осетия-Алания. Так, для установления ряда фиксированных цен на сельскохозяйственную продукцию Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21 января 2000 г. № 27 определены ставка дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Ставка дотаций дифференцируются в зависимости от того, осуществляют ли сельскохозяйственные производители переработку своей продукции.

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 апреля 1997 г. № 100 установлена розничная цена на природный газ, реализуемый населению. Вместе с этой мерой предусмотрено возмещение разницы между складывающимися затратами на реализацию природного газа населению и утвержденной ценой, а также дополнительная дотация на покрытие убытков, возникающих при продаже газа по льготным тарифам в соответствии с Законом «О ветеранах».

Подводя итоги рассмотрения вопроса о способах ценового регулирования, нельзя не отметить, что, к сожалению, для российской экономики еще достаточно долго будет характерна инфляция, если учитывать западные мерки. В развитых странах экономика с годовым ростом цен, превышающим 3–5% в год, считается инфляционной. Поэтому нам необходима разработка специальных инструментов ценовой политики государства.

Периодически проводимые проверки установления и применения цен выявляют нарушения, свидетельствующие о несовершенстве нормативных документов по ценообразованию. Эти акты зачастую позволяют обеспечивать необоснованно высокую по сравнению с другими отраслями заработную плату, наращивать численность персонала при сокращении объема производства, производить выплату дивидендов независимо от того, как работало предприятие и др. Необходимо сам механизм регулирования цен сделать максимально открытым и понятным как для производителей, так и для потребителей продукции, реализовать иные принципы ценового воздействия.

В законе о ценах возможно предусмотреть и иные, по сравнению с применяемыми сегодня, способы ценового регулирования.

В частности, экономистами предлагается регулирование цен на их продукцию осуществлять путем индексирования с использованием индекса потребительских цен или индекса оптовых цен промышленности. Если основную долю затрат субъекта составляют цены на сырье, можно пользоваться показателями повышения цен именно в сырьевой отрасли.

Подобные рекомендации базируются на современном зарубежном опыте. В частности, в Великобритании начиная с 1985 года регулирующий орган первоначально определяет так называемую «Справедливую» цену, основанную на разумных затратах предприятия и нормальной прибыли. Затем ему разрешается увеличивать свои цены на величину, определяемую как разницу между индексом потребительских цен и плановой величиной экономии издержек. Все величины берутся в процентах. Аналогичную модель пыталось реализовать Минэкономики РФ, разработав совместно с Министерством путей сообщения РФ «Порядок индексации тарифов на перевозку грузов и сборов на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые железнодорожным транспортом РФ». Была согласована и утверждена номенклатура материально-технических ресурсов, потребляемых железнодорожным транспортом, при изменении цен на которые осуществляется индексация тарифов. Она включала в себя одиннадцать позиций: дизельное топливо, уголь, электроэнергия, пиломатериалы, рельсы железнодорожные, шпалы, щебень и др. Однако ценовой индекс был составлен не с учетом удельного веса входящих в него видов продукции, а таким образом, чтобы обеспечить для МПС желаемый темп роста железнодорожных тарифов. В результате рентабельность перевозок достигла 26%, а тарифы непомерно возросли, что привело к необходимости «замораживания» цен в октябре-декабре 1995 г. Впрочем, некоторые искажения не могут дискредитировать метод в целом. В 1999 году Правительство РФ постановило, что цены на продукцию субъектов естественных монополий, отпускаемую предприятиям и организациям, необходимо устанавливать исходя из того, что их прирост не должен превышать прогнозируемого Минэкономики РФ прироста цен производителей промышленной продукции на соответствующий период (без продукции легкой и пищевой промышленности).

Сходный способ ценового воздействия реализуется в настоящее время в Республике Северная Осетия — Алания применительно к стоимости строительно-монтажных работ. Всем заказчикам и подрядчикам независимо от формы собственности рекомендовано увеличивать сметную цену 1991 года на коэффициент в зависимости от уровня инфляции. Коэффициент доводится до заинтересованных лиц Постановлениями Правительства Республики.

Мировая практика знает и другие способы ценового регулирования. Так, английские эксперты рекомендуют применять метод сравнения затрат. Регулирующий орган при наличии рынков, схожих по территории, оснащенности техникой у производителей и запросам потребителей, вправе предписать хозяйствующему субъекту изменить уровень и структуру его цен в соответствии с аналогичным предприятием данной отрасли, проводящим разумную тарифную политику.

Американские эксперты рекомендуют контролировать не сами затраты и прибыль субъектов, а удовлетворение потребностей на регулируемом рынке. Суть данного метода сводится к тому, что если развивается дефицит, а покупатель желает, но не может приобрести товары по регулируемой цене, то последнюю нужно увеличить. Дефицит считается большим злом, чем высокие цены. Во Франции в 50–60 годах был широко распространен метод «договорных» цен. Его суть заключалась в том, что между Правительством и производителями продукции некоторых отраслей устанавливались так называемые «контракты стабильности». В соответствии с ними производители брали на себя обязательства поддерживать в целом стабильность цен, повышая некоторые из них лишь при равноценном снижении других. В управлении ценообразованием использовался и другой подход, который получил название «программных контрактов». Предпринимателям коллективно или индивидуально разрешалось свободное ценообразование, но при этом предусматривалось периодическое двустороннее рассмотрение обоснованности применяемых цен в связи с действием факторов, определяющих их изменение в долгосрочной или среднесрочной перспективе. В экономической литературе предлагаются и другие способы ценового воздействия, некоторые из которых признаны экономистами наиболее целесообразными.

Следует отметить, что субъекты РФ в полной мере реализуют предоставленные им в данной сфере права. Например, Постановлением Правительства Москвы утверждена «Концепция ценовой политики на территории г. Москвы». Ценовая политика Москвы основывается на Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ и формируется с учетом состояния экономики города, уровня доходов различных слоев населения, других факторов. Провозглашено, что хозяйствующие субъекты, спекулирующие на нуждах москвичей, проблемах города, должны быть поставлены в жесткие условия через экономические методы воздействия в сочетании с директивными, предоставленными законодательством РФ (система санкций, штрафов и т.д.). Приняв к сведению перечень товаров (работ, услуг), государственное регулирование цен на которые осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, утвердили перечни продукции и услуг, по которым право регулирования цен и тарифов предоставлено правительству Москвы.

Используя экономические рычаги воздействия в сочетании с директивными, Правительство Москвы оставило за собой право:

  • устанавливать наценки, торговые надбавки цены и тарифы на товары и услуги при условии предоставления дотаций;
  • определять (согласовывать) цены на продукцию (работы, услуги) для организаций, независимо от формы собственности, которых оно выбрало заказчиком на эту продукцию (работы, услуги) и финансирует из городского бюджета;
  • определять предельные цены закупки и сбыта на продукцию, которую приобретают (сбывают) организации, пользующиеся при этом льготными кредитами Правительства Москвы, льготами по налогообложению;
  • регулировать цены на платные услуги, оказываемые населению и юридическим лицам бюджетными учреждениями, а также предприятиями муниципальной собственности, что должно быть предусмотрено в их уставе (п. 4 ст. 113 ГК РФ).


2015-12-06 774 Обсуждений (0)
Косвенное (экономическое) регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Косвенное (экономическое) регулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (774)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)