Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История становления и развития сравнительного правоведения



2015-12-06 7797 Обсуждений (0)
История становления и развития сравнительного правоведения 4.80 из 5.00 5 оценок




Сравнительное правоведение в системе современной юриспруденции.

1. Понятие сравнительного правоведения: основные подходы.

2. История становления и развития сравнительного правоведения.

3. Назначение сравнительного правоведения и его основные функции.

4. Предмет сравнительного правоведения как самостоятельной научной дисциплины: основные подходы.

5. Особенности методологии сравнительного правоведения.

6. Аксиомы современного сравнительного правоведения.

 

Понятие сравнительного правоведения: основные подходы.

Первый подход. Кристофер Осакве. Сравнительное правоведение – это аналитическое изучение путём сопоставления отдельных аспектов правовых систем двух или более стран с целью выявления их общих и особенных свойств. Автор говорит о сравнительном правоведении как о методе, как о пути познания. Сравнительное правоведение есть ничто иное как частно-научный метод. Примерно так говорил о сравнительном правоведении С.С. Алексеев («в числе частно-научных методов особое место занимает сравнительно-правовой метод или сравнительное правоведение»). Позднее Алексееев делает вывод, что сравнительное правоведение перерастает в научную дисциплину. На основе использованного метода сравнительно-правовых исследований сформировалась особая научная дисциплина.

Второй подход.Сравнительное правоведение – это особое научное направление сложившееся и существующее в рамках общей теории права. Этот подход широко распространен в отечественной современной правовой науки. В.С. Нерсесянц.

Третий подход.Распространена в германской компаративистике. Сравнительное правоведение – это особая учебная дисциплина, которая сложилась на стыке исторических наук о праве и общей теории права, которая имеет практическое значение для будущей профессиональной деятельности выпускника.

Четвертый подход.Сравнительное правоведение – это относительно самостоятельная обладающая своим предметом, собственным назначением, особенностями методологии, научная дисциплина. В настоящее время по своему значению примыкает к базовым фундаментальным научным дисциплинам (общая теории права, философия права) и имеющих одновременно важное прикладное значение.

История становления и развития сравнительного правоведения.

Этапы становления:

1) Становление юридической науки как особой общественной науки. Платон «Законы» (работа основана на сравнительном анализе 150 законодательных актов греческих городов – полисов). Аристотель «Политика» (исследовал 200 различных правовых актов, различные формы правления государств). «Книга правителя провинции Шан» 4 век до нашей эры Китай (устройство государство, регулирование различных видов общественных отношений). Чаще чем исследователи сравнительный метод использовали законодатели (законы 12 таблиц). Законодатели древнего мира, прежде чем принять юридический акт, проводили работу по изучению подобных, близких законодательных актов, которые решают однородные социальные задачи. То, что сегодня называют сравнительным правоведением, выступало ранее как метод, как анализ, используемый учеными, законодателями для совершенствования системы правового регулирования;

2) Период первого общего системного кризиса юриспруденции (конец 16 – начало 17 века). Факторы кризиса:

· Отсутствие в юриспруденции единой общей системы научных понятий. Юридическая наука, начиная со своего зарождения, развивалась по отраслям (административное, частное право). Отраслевые науки не разрабатывали общих научных понятий;

· Отсутствие в юриспруденции выводов о закономерностях становления, развития и функционирования права. Такие научные выводы присутствовали, но в рамках философской науки (вопросы возникновения государства и права). Отраслевые юридические науки на закономерности не выходили, это были не их задачи и функции. Философские исследования могли использоваться юридической наукой, но их необходимо было перевести на «юридический язык»;

· Отсутствие частно-научной методологии познания правовых явлений и процессов;

· Отсутствие в системе юридических наук такой научной дисциплины, которая бы выполняла роль посредника между философскими знаниями и задачами юридической науки. Философия как мать всех наук создавала предпосылки для их развития. Для того, чтобы философские категории заработали в юридической науки, нужно было их перевести на «юридический язык».

Необходимо было сформировать такую научную дисциплину, которая бы решала все вышеуказанные 4 проблемы. Без такого теоретического центра, юридическая наука обречена на отставание от других наук (философия государства и права, введение в правоведение, теория государства и права).

Из общей истории в этот же период выделяются специальные юридические науки об истории государства и права. Историческая наука постоянно использовала сравнительно-правовой подход в двух аспектах: хронологический (что меняется в системе государственной организации, например), страноведческий аспект (сопоставление правовой жизни одной страны с другой). Эти два аспекта исторической науки о государстве и права были определенным стимулятором для постоянного, активного использования сравнительно-правового подхода. К началу 18 века складывается теория государства и права, в ней в качестве одной из главных структурных частей заняло своё место сравнительное правоведение (сложилось внутри в рамках и в связи с задачами ТГП).

18-19 века (сравнительное правоведение в новое время).

Это было то время, когда в ряде стран мира создаются специальные организационные структур, призванные заниматься сравнением законодательства. Таким первым образцом специализированной структуры стало Общество сравнительного законодательства во Франции 1869 году. И стало образцом для остальных стран. Это общество было научно-практическое. Его составляли представители юридической науки и разных её структурных частей, входили практические работники, которые занимались исследованием законодательства. Деятельность таких структур повлияла на возрастание роли сравнительного правоведения. Это было важно для создания качественных НПА. Здесь было важно сопоставить как были решены проблемы в разных странах.

Появляются первые кафедры сравнительного правоведения в образовательных учреждениях. Пока еще только в наиболее передовых образовательных учреждениях (Сарбона, Оксфорд, Кэмбридж). Сравнительное правоведение формируется в качестве учебной дисциплины. Была разработана программа изучения сравнительного правоведения. Члены кафедры, преподаватели начали работать уже в научном плане над созданием методики проведения сравнительно-правовых исследований, создание образцов сравнительно-правового исследования. Эти кафедры стали центром развития сравнительного правоведения.

Появление множества научных трудов, которые целиком были основаны на использовании сравнительно-правового анализа. Активное участие в создании такого рода трудов приняли представители российской юридической мысли. И.М. Михайловский, Коркунов, Трубецкой, Данилевский («Россия и Европа» 1895 год). Данилевский сравнивает законодательство по всем основным направлениям регулирования (Российская наука конца 19 века очень активно обращалась к использованию сравнительного правоведения). «Если юрист будет воспитан исключительно на одном национальном праве то кругозор его будет слишком узок, чтобы иметь достаточные знания, необходимые для работы…». Большое внимание было уделено сравнительно-правовому методу при подготовке Свода законов Российской Империи.

Сравнительное правоведение в новом веке превращается в учебную дисциплину, не переставая быть составной частью общей теории права. Итоги этого периода развития юридической науки в целом, были подведены в 1900 году (Первый международный научный конгресс по сравнительному правоведению).

Сравнительное правоведение новейшего времени.

Эти изменения были озвучены, официально оценены на Первом международном научном конгрессе по сравнительному правоведению (из 50 стран мира на конгрессе присутствовали 45). Наша делегация приняла активно участие в одной из секций. Всего было около 7 секций: методологическая секция, остальные 6 секций занимались исследованием в разных отраслях права (уголовное, административное, гражданское, процессуальное, административное). В секции по процессуальному праву российская делегация, которая опиралась на судебные реформы, возглавляла работу этой секции. Материалы, которые были опубликованы, стали толчком для развития процессуального права.

В головном докладе, с которым выступал председатель французского общества, сказано: «Главное наследство: появление новой юридической науки в виде сравнительного правоведения». 1900 год считают датой возникновения сравнительного правоведения, но скорее всего речь идёт о её признании.

Были обсуждены вопросы о том, в каком направлении будет развиваться наука сравнительного правоведения:

1. Изучение национальных правовых систем мира, выявление сходства и различия с объяснением тех причин, факторов, которые предопределили их своеобразие. Результаты этого направления во второй половине 20 века становятся частью общей теории права;

2. Разработка методики проведения сравнительно-правовых исследований, правил, приёмов, требований. Обучение представителей всех юридических наук этим правилам. Это было очень важно сделать, так как сравнительно-правовые исследования проводились во всех отраслях права;

3. Познание тенденций и закономерностей общеправового развития. Выявление того сходства, которое было обнаружено при сравнении законодательства, позволило выйти на уровень выявление тенденций и закономерностей на общем уровне. В этом заключается пряма взаимосвязь с общей теорией государства и права:

· Обоснование наилучших правовых форм межгосударственного общения.

Опубликованы были серьезные материал конгресса, которые лежат в развитии многих отраслей права.

Складывается почти постоянное сотрудничество представителей разных национальных юридических школ, касающиеся разработки сравнительно-правовых институтов международного права. В начале 20 века господствовала идея создания «мирового права». Такого права, которое было бы господствующим на территории всех стран. Гаагские конвенции по существу являются подтверждением кропотливой работы и сотрудничества разных стран, ученые которых внесли свои наилучшие представление о регулировании права.

Кафедры сравнительного правоведения распространяются на все образовательные учреждения, готовящие юристов высшей квалификации (за исключением России и Германии). В российском обществе господствовала идеология, что мы идем новым неизведанным путём, мы сами создадим то, что нужно нам для построения социализма. Вплоть до конца 20 века такая идеологическая доктрина способствовала тому, что сравнительное правоведение не преподавалось в вузах. В Германии тоже теоретически обоснована была ненужность сравнительного правоведения.

Именно развитие сравнительного правоведения как научной дисциплины стимулировало появление сравнительного государствоведение. Сравнительное правоведение и государствоведение стали развиваться параллельно. В первом пункте Резолюции Конгресса (1990) было официально определено, для координации научной работы в этой области, для контроля, помощи необходимо создать научный центр. Создаётся Международная академия сравнительного права (1924 год). Она является главным центром, от работы которого зависит развитие науки сравнительного права. Один раз в 4 года проводились крупнейшие научные форму по сравнительному праву. Каждый раз материалы обсуждения актуальных вопросов становились фундаментальными научными работами. На этих конгрессах развивались вопросы развития отраслевых юридических наук.

В 1955 году в Париже под руководством ЮНЕСКО создаётся Международная Ассоциация Юридических Наук. Её деятельностью руководит Совет МАЮН. Её составной частью является Международный комитет сравнительного правоведения. Его задача: заниматься информационной работой (анализировать изменения в законодательства, практике), давать необходимую информацию представителям других систем. Комитет взялся по собственной инициативе за проведение конференций, круглых столов представителей разных стран по вопросам сравнительного правоведения (охрана окружающей среды, тенденции развития права в современном мире). эти конференции были толчком для расширения исследования права. Под влиянием результатом таких круглых столов были исследованы вопросы, ценности права, которые ранее оставались в тени.

К концу 20 века во всех странах возникли специальные центры, связанные с развитием сравнительного правоведения.

Создание в 2000 году общества по сравнительному законодательству в России. Его возглавил Б.Н. Топорнин. Это общество создано по образцу французского общества сравнительного законодательства. На него было возложено помогать Правительству в разработке законодательных актов, которые вносятся в порядке законодательной инициативе в Федеральное Собрание.

Рене Давид: «Сегодня, когда сравнительное правоведение прочно стоит на своих ногах как особая юридическая наука, дискуссии о природе, о статусе утратили свою актуальность».

Комаров: «Её важнейшими структурными частями являются философия права, социология права, сравнительное правоведение и т.д.» (о структуре общей теории государства и права).

Марченко: «Сравнительное правоведение к концу 20 века это вполне сложившаяся, относительно самостоятельная юридическая наука, имеющая свой предмет, методологию, выполняющаяся свою роль…».

Р. Леже: «В эпоху глобализации растущей взаимозависимости народов мира сравнительное правоведение приобрело второе дыхание и говорить о его возрастающем значении стало всеобщим правилом».



2015-12-06 7797 Обсуждений (0)
История становления и развития сравнительного правоведения 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: История становления и развития сравнительного правоведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7797)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)