Показатели эффективности инвестиций
И его разработчики
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим документом, используемым во всех сферах предпринимательства. Цель бизнес-плана: спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдельные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Хорошо разработанный бизнес-план помогает решению проблемы привлечения инвестиций в создаваемые, действующие и развивающиеся предприятия, организации. В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результаты исследовательской и организационной работы с целью изучения конкретного направления деятельности организации на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на: 1) всестороннний анализ производственно-хозяйственной деятельности организации. Целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм; 2) изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач; 3) анализ себестоимости и прибыли, получаемой организацией с учетом всех видов затрат и налогооблажения в республиканский и местный бюджеты в соответствии с законом РБ. Бизнес-план помогает организации решать следующие основные задачи: 1) определение конкретных направлений деятельности организации и ее места на рынке строительной продукции; 2) формулировка долговременных и краткосрочных целей организации, стратегии и тактики их достижения; 3) определение ожидаемых финансовых результатов деятельности; 4) определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, ценообразованию; 5) оценка материального и финансового положения фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей. Каждая из этих задач может быть решена только во взаимосвязи с другими. Центральный аспект бизнес-плана концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план важное средство для увеличение капитала организации. Он служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими заказчиками. Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но может быть использован и для привлечения инвесторов и кредиторов. Ценность бизнес-плана определяется тем, что он: 1) дает возможность определить жизнеспособность организации в условиях конкуренции; 2) содержит ориентир, как должна развиваться организация; 3) служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. Основанием для разработки бизнес плана является директивный документ, изданный руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым определяются и утверждаются: 1. руководитель разработки бизнес-плана; 2. состав исполнителей и распределение обязанностей между ними; 3. разработчик бизнес–плана (предприятие-инициатор проекта или привлеченные организации); 4. смета затрат на проведение работ и источники финансирования (при необходимости). Рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов предприятия с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимосвязанных исходных данных. Источниками финансирования разработки бизнес-плана могут быть: 1. собственные средства предприятий и организаций; 2. внебюджетные фонды министерств, других органов государственного управления, объединений, подчиненных правительству (если положением о соответствующем фонде предусмотрено его использование на подобные цели); 3. средства потенциальных инвесторов.
Вопрос 2. Состав бизнес-плана.
В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов бизнес-плана, приложения. Бизнес план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из сле6дующих основных разделов: 1. возможности организации (резюме); 2. виды товаров (работ и услуг); 3. рынки сбыта; 4. конкуренция на рынках сбыта; 5. план маркетинга; 6. план производства; 7. организационный план; 8. правовое обеспечение деятельности организации; 9. оценка рисков и страхование 10. финансовый план; 11. стратегия финансирования; 12. информация о разработчике бизнес-плана.
Ориентировочный объем бизнес-плана должен составлять около 40 страниц – при стоимости проекта менее 500 тыс дол. США и до 80 страниц – при стоимости свыше 500 тыс дол. США. При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы: 1) при разработке производственной и финансово-экономической частей бизнес-плана использовать методы иммитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость; 2) при создании или реконструкции отдельных производств показывать влияние инвестиционного проекта на производственную деятельность предприятия в целом и наоборот; 3) при решении вопросов о строительстве нового предприятия проводить альтернативные расчеты и обоснование его расположения на имеющихся площадях (посредством реконструкции) или новых; 4) для проектов, реализуемых с участием средств государства, выполнять расчеты платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также потерь государства и компенсации этих потерь; 5) составлять бизнес-план на весьпериод реализации инвестиционного проекта (горизонта расчета). Как правило период реализации инвестиционного проекта должен охватывать срок возврата заемных средств плюс 1 год. Допускается установление другого периода реализации инвестиционного проекта; 6) Расчеты бизнес плана проекта, для реализации которого не требуются средства в свободно конвертируемой валюте (СКВ), производить в белорусских рублях, в остальных случаях в двух вариантах – условных единицах (у.е.) и белорусских рублях. За уюе. Принимается, как правило 1 дол. США или другая свободно конвертируемая валюта.
Вопрос 3. Содержание основных разделов бизнес-плана
Раздел «Возможности организации», как правило разрабатывается в конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем другим его разделам. В нем определяется в приоритетном порядке все направления деятельности организации. По каждому направлению устанавливаются цели. В качестве таких целей могут быть: увеличение объемов производства, получение чистой прибыли или увеличение доли организации на существующем рынке строительной продукции. В разделе должны быть изложены основные стратегии по достижению этих целей, состав конкретных мероприятий, которые предполагается предпринять в рамках определенной стратегии. Должно быть указано, в чем отличие качества выполняемых СМО СМР от подобных работ конкурирующих организаций, какие объемы работ прогнозируются на ближайшие годы, какова ожидаемая выручка от их реализации, каковы планируемые затраты на производство, а также характерные условия работы организации. В этом же разделе приводятся данные о создании и регистрации организации и телефоны руководителей. Составлению раздела «Виды товаров (работ и услуг)» предшествует значительная работа по выбору подрядных работ и услуг, которые должны стать основой бизнеса организации. Материалы раздела должны содержать информацию о номенклатуре существующих и новых видов работ и услуг, которые СМО может предложить для выполнения заказчиком (застройщиком), и в чем состоит основное преимущество технологий производства этих работ и услуг, какими потенциальными или авторскими свидетельствами они защищены. В разделе необходимо привести сведения о цене работ и услуг, а также о возможности усовершенствования и внесения изменений в предлагаемые технологии с учетом специфики возводимого объекта и условий производства работ на строительной площадке. В разделе «Рынки сбыта» проводятся: анализ существующих рынков сбыта по критериям сегментации, определение их емкости и перспективности, доли, контролируемой организацией, заключение о необходимости в новых рынках сбыта, меры по расширению сферы влияния. Каждый сегмент рынка предъявляет специфичные требования к продукции. Если организация приведет свою продукцию в соответствие с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то она сможет увеличить долю своего участия и на рынке и. Следовательно увеличить прибыли. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей: каковы их запросы и как на них выйти, как довести до них свою продукцию. Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести и собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах. Материалы раздела «Конкуренция на рынках сбыта» содержат анализ рыночной коньюктуры, конкурентов, их стратегии и тактики на рынке строительной продукции. В разделе необходимо привести данные о количестве организаций, предлагающих услуги по выполнению подобных строительно-монтажных, специальных, пусконаладочных и других работ с указанием объемов производства и доли рынка, которой они владеют. Для оценки своих сравнительных преимуществ необходимо привести сведения о достоинствах и недостатках технологий производства работ, используемых конкурентами, ценах на выполненные ими работы, информацию об «имидже» организаций-конкурентов. Анализируя своих конкурентов, надо стремиться учесть все факторы, влияющие на спрос заказчиков, и постараться убедить их в выгоде ваших технологий и условий производства работ. В разделе «План маркетинга» необходимо включать следующие пункты: - цели и стратегии маркетинга; - ценообразование; - схемы распространения работ и услуг; - реклама; - формирование общественного мнения об организации.
При рассмотрении вопросов, связанных с целями и стратегиями маркетинга, необходимо на основе стратегического планирования детализировать цели маркетинга по отдельным видам деятельности организации. Решая вопросы ценообразования, организация должна выбрать и обосновать принятую стратегию. В качестве вариантов стратегии ценообразования можно использовать следующие подходы: - высокое качество – высокая цена; - цена в зависимости от цен организаций-конкурентов; - низкие производственные издержки – низкая цена. Решая вопросы схем распространения работ и услуг, строительная организация должна исходить из возможности заключения договоров подряда непосредственно в ходе переговоров с заказчиком либо путем участия в подрядных торгах. Важным элементом маркетинга является реклама, предназначенная для информирования покупателей, заказчиков и привлечения их внимания к предлагаемым работам и услугам с целью их распространения на строительном рынке. Осуществляя выбор вида рекламы (информативная, избирательная, сравнительная и т.д.), необходимо помнить, что реклама – дорогостоящее мероприятие, поэтому следует выбирать наиболее эффективный (с учетом стоимости) способ донесения информации до потребителя. Одновременно выбранная форма рекламирования должна содействовать упрочнению «имиджа» организации. Главная задача раздела «План производства» - показать своим потенциальным заказчикам, что организация в состоянии выполнить планируемые объемы работ в нужные сроки и с требуемым качеством. При разработке этого раздела следует ответить на следующие основные вопросы: - какова производственная мощность организации; - какими основными производственными фондами она располагает для производства работ; - где, у кого и на каких условиях будут закупаться материалы, детали, конструкции и другие материальные ресурсы; - каковы источники привлечения строительной техники и оборудования; - как будет осуществляться планирование производства; - каков порядок проведения контроля качества работ.
В разделе «Организационный план» приводятся сведения, характеризующие организационную структуру, а также данные о персонале, работающем в организации. Перечисленную информацию можно представить в следующем виде: 1. Организационная структура фирмы: - организационная схема управления; - состав подразделений и их функции; - организация координирования и взаимодействия служб. 2. Рабочая сила, не связанная с управлением: - потребность в кадрах по профессиям; - форма привлечения (постоянная работа, совместительство, и т.д.); - наличие рабочей силы в месте расположения организации; - зарплата; - материальные льготы; - режим работы и сменяемость рабочей силы в организации. 3. Управленческий персонал: состав, возраст, образование, опыт работы, достоинства и недостатки отдельных работников, система стимулирования труда управленческих работников. 4. Кадровая политика организации: принципы отбора и найма, наличие системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации кадров, система продвижения работников по службе и другие вопросы. В разделе «Правовое обеспечение деятельности организации» приводится информация, связанная с созданием и правовым обеспечением работы организации. В общем виде сведения, входящие в этот раздел, включают: - дату создания и регистрации; - где и кем зарегистрирована; - учредительные документы; - зарегистрированный адрес местонахождения; - форму собственности; - информацию о пайщиках (акционерах) с указанием доли в акционерном капитале; - аспекты деятельности, подлежащие государственному контролю; - копии лицензий на виды деятельности, предусмотренные в бизнес-плане; - копии соглашений и договоров с другими организациями и заказчиками по видам деятельности организации. В разделе «Оценка рисков и страхование» освещаются следующие основные моменты: приводится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба, дается перечень организационных мероприятий по их профилактике и нейтрализации, представляется программа и документы страхования от рисков. В разделе «Финансовый план» необходимо осветить вопросы планирования финансового обеспечения деятельности организации. С этой целью в бизнес плане должны быть разработаны и представлены следующие планово-отчетные документы: 1) оперативный план; 2) план расходов и доходов; 3) план движения денежных средств; 4) балансовый отчет. Раздел «Стратегия финансирования» включается в бизнес план при принятии решения о расширении строительной организации. В этом случае раздел должен содержать информацию, обосновывающую: сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта, где можно получить необходимые средства и в какой форме, когда можно ожидать возврата вложенных средств и в какой форме, когда можно ожидать возврата вложенных средств и получение дохода и в каком размере. В разделе «Информация о разработчике бизнес-плана» дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций. Приводятся следующие данные по созданию, функционированию и развитию организаций, участвующих в разработке бизнес-плана: - история и год создания; - основные виды деятельности; - опыт работы в данной сфере услуг; - основные достижения, перечень наиболее значимых инвестиционных проектов, по которым организация разрабатывала бизнес-планы; - перечень основных видов деятельности, по которому оказаны услуги в рамках данного инвестиционного проекта. Таким образом, бизнес-план позволяет определить стратегию предприятия, направленную на выполнение поставленных целей, разработать мероприятия для их осуществления, установить потребность в необходимых материально-технических ресурсах, оценить перспективы развития, выявить возможные риски и найти пути их устранения и на основе этого эффективно управлять организацией. Эффективность инвестирования проекта определяется соотношением результата от вложений (Р) и инвестиционных затрат(З). Результат(Р)– прирост национального дохода, экономия общественного труда, снижение текущих расходов по производству Q или оказанию услуг; рост дохода или прибыли предприятия; снижение энергоемкости и ресурсоемкости Q; уменьшение уровня загрязнения окружающей среды и др. Затраты(З)– размеры инвестиций на: технико-экономические исследования инвестиционных возможностей; разработку ТЭО или бизнес-плана реализации и инвестирования проекта; проектно-изыскательные работы и авторский надзор, производство СМР; приобретение и монтаж оборудования, мебели и инвентаря; содержание дирекции строящегося предприятия; аренду земли или ее приобретение для стройки и эксплуатации объекта; компенсацию потерь с/х предприятий при отчуждении земли; подготовку и переподготовку кадров вводимого объекта и др.
Показатели эффективности инвестиций Эффективность инвестиций определяют по показателям: 1.Рентабельность капитальных вложений, т.е. отношение прибыли к величине затрат; 2.Сроку окупаемости 3.Рентабельности оборота 1) ; 2) ; 3) где КВ– капиталовложения; О– оборотный капитал (оборот); А– амортизация; Пр– прибыль. Отдача капитала Ок– это произведение доли чистой прибыли на оборот ; Р–объем реализации; ЧП– чистая прибыль. ; А–активы предприятия, тогда Для чистой прибыли характеризует способность предприятия генерировать прибыль из объема реализованной продукции. Чем больше эта величина, тем больше предприятие. Оборот– сколько может быть произведено и реализовано продукции при имеющихся и привлеченных средствах. При многовариантности инвестиций пользуются показателем ТУП (требуемого уровня прибыльности), т.е. максимальная ожидаемая прибыльность, при которой инвестор еще может и хочет вложить свои средства в какие-либо ценные бумаги. ТУП=БУ+ПР БУ–безопасный уровень; ПР–плата за риск ТУП=БУ+В(РУ-БУ) В–зависимость между прибыльностью и риском возможных убытков с учетом рыночных цен и инфляционных процессов РУ–рыночный средний уровень прибыльности, при которой В=1 БУ–в этом случае, безопасный уровень прибыльности, т.е. депозит в гос. банке.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |