Организация предприятий
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА Организация производства: функции, цели и задачи, предмет, объект и закономерности Организация производства (ОП) 1) неотъемлемая часть любого способа производства, изменяющаяся и совершенствующаяся по мере его развития; 2) (предмет ОП) – наука: - изучающая действие и проявление объективных экономических законов и закономерностей в сфере производственных отношений (производственно-технических и социально-экономических) между людьми в процессе производства и распределения благ; - разрабатывающая на этой основе направления (стратегии) и способы планомерного и эффективного выполнения производственных плановых заданий в пространстве и во времени. Производственно-технические отношения – отношения по поводу совместного труда участников процесса производства, основанные на разделении и кооперации труда. Социально-экономические отношения – отношения, определяемые характером и формой общественного присвоения средств производства (отношения собственности) Функции (сущность) ОП: - системообразующая (объединение факторов производства (предметов труда, средств труда и рабочей силы) в единый производственный процесс); - установление между подразделениями и отдельными исполнителями связей, обеспечивающих совместную деятельность людей в процессе производства; - создание организационных условий, обеспечивающих взаимодействие всех производственных звеньев как единой производственно-технической системы на экономической основе; - создание условий совершенствования трудовых ресурсов (повышения уровня и улучшения условий труда работников, их профессионального уровня и т.п.). Цель ОП – обеспечение экономической и социальной эффективности функционирования предприятия. Задачи ОП: - повышение уровня организации производства; - совершенствование производственно-технической базы предприятия; - сокращение длительности производственного цикла; - улучшение использования основных фондов и производственных мощностей; - повышение производительности труда; - выполнение плана производства по номенклатуре, ассортименту и качеству продукции; - обеспечение стабильного выпуска продукции; - удовлетворение спроса потребителей; - разработка новых видов и совершенствование производимой продукции в соответствии с запросами рынка и др. Объекты изучения ОП: 1. Производственные отношения. 2. Место ОП в системе экономических наук. 3. Система законов, закономерностей и принципов ОП. 4. Системная концепция ОП. 5. Формы и методы ОП. 6. Условия и механизмы развития ОП. 7. Теория и методы оценки социально-экономической эффективности ОП. 8. Формы и методы внедрения способов совершенствования ОП в производство. Закономерности ОП: - Соответствие ОП ее целям - Соответствие форм и методов ОП конкретным материально-техническим и экономическим характеристикам производства - Комплексность ОП - Непрерывное улучшение ОП - Соответствие форм и методов ОП требованиям повышения содержательности труда работников; расширение их трудовых функций; обеспечение привлекательности труда - Взаимосоответствие структуры системы управления и характеристик ОП - Участие работников в работе по совершенствованию ОП. Системная концепция ОП 1. Рассмотрение ОП в статике как производственной системы – закономерно упорядоченных, связанных и взаимодействующих друг с другом предметов труда, средств труда и рабочей силы, объединенных для достижения корпоративных (общих) целей. 2. Рассмотрение ОП в динамике как производственного процесса – целенаправленного изменения состояний производственной системы. Предприятие – 1) хозяйственный комплекс, целью которого является производство и реализация продукции (работ, услуг); 2) основное звено экономики. ОП находится в компетенциилинейных руководителей (директор, руководитель производства, начальник цеха, начальник участка, мастер, бригадир), которые несут полную ответственность за состояние и надлежащий уровень организации производства. Директор и руководитель производства осуществляют руководство работой по постоянному совершенствованию ОП, утверждению планов реорганизации производства и контролю за их выполнением, привлечению научных организаций и консультантов для решения организационных задач, подготовке и переподготовке персонала. Начальник цеха осуществляет работы по совершенствованию организации производства в подразделении, эффективному использованию всех ресурсов, созданию условий для результативной деятельности персонала. Начальник участка, мастер, бригадир осуществляют работу по внедрению передовых методов труда и повышению производительности труда, наиболее полному использованию оборудования и рабочего времени, соблюдению трудовой дисциплины, экономии материальных ресурсов, созданию условий для повышения качества продукции.
Организация предприятий Основой любой экономической системы является производственная деятельность. Производство осуществляется организациями функционирующими в форме предприятия– основного элемента экономической системы. Предприятие – коммерческая организация, созданная с целью удовлетворения общественных потребностей и получения достаточной и стабильной прибыли за счет ведения предпринимательской деятельности; предприятие – это хозяйствующий субъект. Предприятие– имущественный комплекс – обособленная хозяйственная единица, обладающая экономической и административной самостоятельностью, организационно-техническим, экономическим и социальным единством, и имеющая общие цели деятельности. Предприятия, выпускающие однотипную продукцию формируют отрасль промышленности. Организационно-правовая форма – это система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию с одной стороны и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами. Организационно-правовые формы организаций (в т.ч. производственных предприятий): 1. Товарищества (в т.ч. хозяйственные): - полное товарищество; - товарищество на вере; 2. Общества (в т.ч. хозяйственные): - общество с ограниченной ответственностью; - общество с дополнительной ответственностью; - акционерное общество (открытые и открытые); - дочерние и зависимые общества; - производственные кооперативы; - государственные и муниципальные унитарные предприятия; - государственные казенные предприятия. Допускается объединение организаций (корпорации). Корпорация – добровольное объединение независимых промышленных предприятий, научных, проектных, конструкторских и других организаций с целью повышения эффективности любого вида деятельности на основе коллективного предпринимательств. В России, корпорациями не являются – государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные казенные предприятия. Типы корпораций: - финансово-промышленные группы, - финансово-промышленные альянсы. Виды российских промышленных корпораций: - промышленная группа, - кооперативная группа, - сырьевой концерн, - объединение. Финансово-промышленные группы (ФПГ) – совокупность юридических лиц, либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции. Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн – объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством. Концерн(нем. der Konzern) - ФПГ. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов. Картель – форма монополистического объединения или соглашения организаций одной отрасли о ценах на продукцию, разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства, найме рабочих, объемах производства, использовании патентов и т.п. Каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. В ряде стран (где картели запрещены) попадает под действие антимонопольного законодательства; в других странах, напротив, создание картелей поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами. Синдикат(от гр. syndikos — действующий сообща) – это организационная форма монополистического объединения организаций одной отрасли, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий в целях устранения конкуренции между собой. Трест(от англ. trust) – одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании. Холдинг – организация, независимо от организационно-правовой формы, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций или доли других компаний, с целью контроля их деятельности. Конгломерат – объединение организаций различных отраслей, образованное путем слияния многочисленных организаций, не имеющих между собой функциональных связей, с целью увеличения прибыли. Начало формы Конец формы Хозяйственное объединение – добровольное объединение предприятий в целях совместной хозяйственной деятельности, координации действий, обеспечения защиты своих прав, представления общих интересов в других организациях и учреждениях. Начало формы Конец формы Конец формы Финансово-промышленный альянс – корпорация, не включенная в Реестр финансово-промышленных групп России.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (546)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |