Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон 17. Относитесь к ошибкам как условию самореализации



2015-12-06 517 Обсуждений (0)
Закон 17. Относитесь к ошибкам как условию самореализации 0.00 из 5.00 0 оценок




Какова природа ошибок, и почему человек неизбежно их допускает в своей деятельности? Понять природу ошибок можно в контексте таких терминов как: «истина», «заблуждение», «ложь», «истинный», «ложный». В различных словарях даются разные определения этих терминов, но в них имеется и общее. Истина – верное, правильное отражение в сознании человека того, что существует объективно, реально. Истинный – соотвествующий истине, содержащий истину, действительный, настоящий, несомненный. Заблуждение – состояние того, кто заблуждается, ошибается. Заблуждаться – иметь ошибочное, неправильное мнение. Ложь – намеренное искажение истины, неправда, обман. Ложный – содержащий ложь, ошибочный, неправильный.

Из этих определений терминов следует, что ошибка – всегда результат неправильного познавательного или практического действия, не достигшего цели. Поэтому ошибаться – значит совершать познавательные и практические действия неправильно. Отличие ошибки от лжи состоит в том, что ошибка в процессе её совершения человеком обычно не осознаётся, тогда как ложь – это, как отмечалось, намеренное искажение истины.

Все ошибки человек первоначально совершает в своей познавательной деятельности, а затем, используя неистинные образы своего сознания в практике, он совершает ошибки и в последней. Поэтому основные причины неудач коренятся не в самих по себе их делах, а в их ложном сознании, в их ложных мыслях. «Плоды рождаются из семени. Также дела рождаются из мыслей». «Когда с тобой случается несчастье, знай, что случилось это не от того, что ты делал, а от того, что ты думал». «Много вреднее дурных поступков те мысли, от которых происходят дурные поступки. Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам; дурные же мысли влекут по этой дороге». (Л.Н.Толстой).

Человек совершает ошибки во всех видах познания: и в предметном познании, и в оценочном, и в проектном. Основная объективная причина ошибок человека заключена в сложности отражаемых им объектов познания и в сложности (практической неисчерпаемости) связей этих объектов с другими объектами, что делает невозможным исчерпывающее познание их не только в одном акте, но и в многочисленных актах познавательной деятельности. Поэтому первоначально человек добывает только относительную истину, которая, как известно, всегда является неполной. «Люди чаще, чем думают, живут в царстве абстракции, фикции, мифов. Самые рациональные люди живут мифами. Сам рационализм есть один из мифов» (Н.Бердяев). Так, например, поскольку ни в одном разрабатываемом проекте нельзя учесть в будущем все варианты развёртывания деятельности, то он всегда в большей или меньшей мере заключает в себе неопределённость, т.е. представляет собой только относительную истину. Вследствие этого даже самое совершенное принятое решение заключает в себе определённые ошибки, но его субъекту оно может представляться как абсолютно истинное. Это же относится и к гносеологическим образам – результатам предметного и оценочного познания. Именно этим объективным фактором человеческой деятельности определяется право каждого человека на заблуждения, ошибки. «Ни в одном деле успех невозможен без «права на ошибку». И как певец или скрипач, который будет бояться фальшивой ноты, никогда не произведёт в слушателях поэтического волнения, так и писатель или оратор не даст новой мысли и чувства, когда он будет бояться недосказанного и не оговорённого положения» (Л.Н.Толстой). «Лучший из людей, если бы у него на лбу были написаны совершённые им ошибки, должен был бы нахлобучить шляпу на глаза» (Т.Грай, английский поэт. 1716-1771). Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает, но и ничего не делающий тоже ошибается.

Таким образом, каждый человек в своей жизни просто обречён допускать множество самых разных ошибок. Люди отличаются только количеством допускаемых ошибок и тем, каковы эти ошибки по своей природе: существенные, малосущественные или несущественные, большие или малые. Английский историк, писатель и публицист Томас Карлейль считал, «что самая большая ошибка заключается в том, когда человек считает себя во всём абсолютно безупречным». «Самое верное средство ошибиться – это считать себя непогрешимым» (П.Буаст). «Действительно, считать себя правым во всём – это значит не сомневаться ни в чём. А без сомнения, как известно, развития нет. Правда, есть и такие «люди», которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями» (И.Гёте).

Одной из самых больших ошибок в жизни, на наш взгляд, является измена самому себе, отказ от своего призвания «Не предавай свою цель! Сходя с дороги, разве можно на что-то рассчитывать» (П.С.Таранов). К числу больших ошибок следует отнести ошибочный выбор человеком спутника своей жизни и другие.

Если ошибки в жизни человека неизбежны, то как к ним относиться? К ошибкам возможно двоякое отношение – продуктивное и непродуктивное (деструктивное). При этом очень важно осознать тот факт, что любые ошибки человека – это не конец жизни, а всего лишь промежуточный результат его определённой деятельности.

Продуктивное отношение к ошибкам предполагает:

1. Признание ошибок, какими бы они ни были серьёзными и определение к ним отношения как такому объективному явлению, каким, например, является идущий снег или дождь (хотя это не всегда бывает легко). «Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого» (Л.Н.Толстой). «Если мы правы, - писал Д.Карнеги, - давайте попробуем переубедить людей, вежливо и тактично, если ошибаемся, - а это, по правде говоря, случается на удивление часто, - то давайте признавать свои ошибки быстро и охотно. Такой метод не только даст поразительные результаты, но и – хотите верьте, хотите нет – при определённых обстоятельствах следовать ему гораздо приятнее, чем пытаться защищать себя». При этом очень важно, чтобы у человека сформировалась готовность, установка своевременно признавать свои ошибки. «Девять десятых мудрости состоит в умении во время проявлять её» (Т. Рузвельт, американский политический деятель.1858-1919).

2. Анализ ошибок, честное выявление объективных и субъективных причин и условий, приведших к ошибкам. Некоторые субъективные причины ошибок. «Имеется четыре помехи истине: преклонение перед неосновательным и недостойным авторитетом; долговременная привычка к известным мнениям; неосновательность суждений толпы; скрытие учёными своего невежества под маской призрачной мудрости»(Р.Бэкон).«Нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей или нашего невежества» (К.Гельвеций, французский философ.1715-1771). «Нет более сильного источника ошибок, чем стремление достигнуть абсолютной истины» (С.Батлер, английский писатель.1835-1902). «Философы, чтобы уберечь себя от заблуждений, должны следить за тем, как на них влияет общество. В противном случае они не смогут обнаружить гнусные компромиссики, посредством которых соображения безопасности воздействуют на истину» (Б.Данэм, американский философ. XX век). К субъективным причинам относятся также поспешность в принятии решений, некритическое отношение к используемой информации, склонность к догматизму и др.

Но какими бы ни были причины допущенных человеком ошибок, он после их анализа должен за них себя простить, освободить себя от ответственности за них.

3. Если позволяют обстоятельства, то ошибки надо исправлять. «Помни, что изменить своё мнение и следовать тому, что исправляет ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке» (М. Аврелий). «Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его. Но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку»(А.Навои,узбекский поэт, учёный и государственный деятель. 1441-1501).

4. Необходимость учиться на ошибках. Если ошибки допущены, то «следует по крайней мере учиться на своих ошибках» (М.Монтень). «Умение учиться на ошибках и искать выход, является одной из важнейших ступеней на пути к успеху в жизни. Грубейшая ошибка, которую можно совершить – это бегство от ошибок» (Э.Лежен). При этом следует учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. «Давайте учиться на чужих ошибках – репертуар своих слишком однообразен» (Л.Кумор, польский афорист. XX век). Осмысление чужих ошибок – важное условие недопущения своих.

5. Не следует бояться ошибок. Так как ошибки в жизни каждого человека неизбежны, то их бояться не следует. «…берите всю ответственность на себя, в том числе и за ошибки, которые совершили и наверняка ещё совершите! Кто испытывает страх перед совершением ошибок, будет увиливать от ответственности» (Э.Лежен). Под ответственностью за свои ошибки мы понимаем готовность человека к продуктивному к ним отношению.

Из того факта, что человек имеет «право на ошибку», следует, что он это право должен признавать и за другими людьми. Но в жизни нередко бывает наоборот. «Почти все люди, - отмечал ещё древнегреческий философ Аполлоний Тиамский (I век), - собственным ошибкам защитники, а чужим – обвинители». «Заблуждения и ошибки в отношении взглядов, как бы грубы они ни были, если они искренни, должны вызывать у нас жалость, и не следует ни наказывать за них, ни смеяться над ними. Человека с ослепшим умом надо пожалеть так же, как и того, у кого ослепли глаза: и если в том и другом случае кто-нибудь сбивается с пути, он не виновен и не смешон… Каждому человеку дан разум, который им руководит и должен руководить, и хотеть, чтобы каждый рассуждал так, как я, всё равно что хотеть, чтобы каждый был моего роста и моего сложения… Поэтому несправедливо преследовать, а равно и высмеивать людей за те их убеждения, которые сложились у них в соответствии с их разумом и не могли не сложиться иначе» (Ф.Честерфильд).

Значение ошибок в жизни человека состоит, во-первых, в том, что они ведут к накоплению отрицательного опыта, знаний о том, как нельзя действовать, во-вторых, в том, что ошибки стимулируют поиск новых путей достижения целей и могут приводить к открытию совершенно новых возможностей саморазвития. Вследствие этого ошибки, при продуктивном к ним отношении, выступают как условия самореализации человека. При этом, разумеется, всегда следует стремиться не допускать ошибок.

 

3.17. Обратная сторона закона 17 – семнадцатая причина неудач

Она связана с непродуктивным отношением человека к своим ошибкам, которые проявляются:

1. В непризнании своих ошибок и их защите, а при признании, скрывание их не только от других, но и от самого себя. «…люди не любят признаваться в своих заблуждениях. Это смешно, но это так». (Л.Шестов, русский философ и литератор. 1866-1938). «Не исправление ошибки, а упорство в ней роняет честь любого человека или организации людей»(Б.Франклин,американский политический деятель, писатель, учёный. 1706-1790). «Мало найдётся ошибок менее извинительных, чем средства, к которым мы прибегаем, чтобы их скрыть» (Ф.Ларошфуко). «Грубейшая ошибка, которую можно совершить, - это бегство от ошибок» (Э.Лежен). «Каждому человеку свойственно заблуждаться, но упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцам» (Цицерон);

2. В отказе от признания ошибок, блокирующего их анализ, выявление породивших её причин, что является предпосылкой для их повторения;

3. В непрощении человеком своих ошибок, которое вызывает самобичевание, обвинение самого себя, сопровождающееся причинением нравственного страдания и создающего препятствия для самореализации;

4. В нежелании исправлять ошибки, даже если для этого создаются условия, и нежелание извлекать из ошибок уроки, т.е. учиться на ошибках. Следствием этого является повторение одних и тех же ошибок. «Если человек совершает одну и ту же ошибку дважды, он должен поднять руки вверх и признаться либо в беспечности, либо в упрямстве» (Д.Лоример, американский писатель и журналист. 1868-1937). «Человек редко ошибается дважды – обычно раза три или более» (Д.П.Барлоу). «Ошибаться может каждый, оставаться же при своей ошибке – только безумный» (Цицерон). «…кто не признаётся в собственных неудачах, тот крадёт у себя победы» (Э.Лежен). Поэтому справедливо говорят, что умный ошибок не повторяет;

5. В страхе перед возможностью допущения ошибок в процессе любого познания и прежде всего в процессе разработки проекта и принятии решения о его реализации. Каждый проект будущей деятельности, как отмечалось, всегда заключает в себе неопределённость, риск, а с ними, как известно, связана возможность неудачи и страха перед ней. «Кто боится неудач, тот ограничивает свою деятельность. На неудачах учатся. Честная неудача не позорна, позорен страх перед ней». (Г.Форд, американский промышленник. 1863-1947).

Таким образом, непродуктивные отношения человека к своим ошибкам – серьёзное препятствие самореализации человека, барьер на пути его самосовершенствования. Продуктивное же отношение – неотъемлемая составляющая самореализации.

 

 



2015-12-06 517 Обсуждений (0)
Закон 17. Относитесь к ошибкам как условию самореализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон 17. Относитесь к ошибкам как условию самореализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)