Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, формы, функции исторического знания



2015-12-06 1870 Обсуждений (0)
Сущность, формы, функции исторического знания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Предмет истории в том виде, как мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шел процесс совершенствования материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивались наука и культура. По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.

История человеческого общества есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий и поступков отдельных индивидуумов, человеческих коллективов, всего человечества. Следовательно, предметом изученияистории является деятельность и действия людей, отдельных исторических личностей, совокупность отношений в обществе на различных этапах его развития, общие закономерности мирового исторического процесса.

Другими словами предмет исторической науки — это конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами

Объектом изучения истории являются государства, гражданское общество, отдельные личности, общественные объединения и движения, человеческая цивилизация в целом.

Функции исторического знания:

История — это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой. Но, как замечал А Герцен, «последний день истории — это современность». Только на основе прошлого опыта человек может познать современное общество и даже предсказать его перспективу. В этом смысле можно говорить о прогностической функцииистории в обществознании.

История выполняет несколько социально значимых функций. Среди них – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. Познавательная функция обеспечивает реализацию естественного интереса человека к истории своего Отечества, к истории других народов.

Следующая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Практически-рекомендательная функция состоит в том, что история вообще, и история России, в частности, выявляя определенные закономерности, основные тенденции исторического развития общества, помогает вырабатывать четко продуманный курс внутренней и внешней политики страны. Конкретные знания исторического пути, пройденного народом, дают возможность использовать положительный опыт и не повторять ошибок, допущенных предыдущими поколениями.

Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

4 функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.

В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это 5 функция истории. Воспитательная функция исторической науки играет существенную роль в формировании личности человека. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, – патриотизм и интернационализм; национальное достоинство, позволяет понять роль личности в истории; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.

 



2015-12-06 1870 Обсуждений (0)
Сущность, формы, функции исторического знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, формы, функции исторического знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1870)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)