Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как лучше общаться с людьми



2015-12-06 524 Обсуждений (0)
Как лучше общаться с людьми 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Каковы слагаемые взаимопонимания людей? 2. Как воздействовать на других людей? 3. Каковы уровни общения и их содержательно-процессуальные особенности?

Эффективность межличностного общения во многом зависит от того насколько полно и точно члены группы воспринимают и понимают друг друга, какими приемами они пользуются при взаимодействии, на каком уровне происходит общение.

Взаимопонимание предполагает понимание себя, понимание другого, понимание другим.

Факторы взаимопонимания:

1) социальная принадлежность, национальность, возраст, образ жизни, пол (мужчины лучше понимают когнитивную сторону другой личности – целеустремленность, дисциплинированность, добросовестность, женщины – межличностные отношения доброту, отзывчивость, альтруизм);

2) отношения между партнерами;

3) оптимальное время общения (недостаток времени определяет затрудненность в получении информации, длительность – искажение точности в сторону переоценки положительных черт);

4) негативный опыт общения в детстве (изолированность);

5) социально-статусные и ролевые особенности;

6) развитие эмпатии;

7) оценочные эталоны, стереотипы понимания других;

8) отношение к себе, ценностно-смысловая сфера личности.

Достижению взаимопонимания способствуют: низкая внутриличностная конфликтность, открытость, ощущение ценности собственной личности, уверенность в себе, самоуважение. Все это помогает и уважению Другого. Коммуникативная компетентность (способность устанавливать и поддерживать контакты с другими) – одно из основных условий взаимопонимания.

Легче достичь взаимопонимания, если человек заранее ориентирован на взаимное уважение и доверие, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, диалог.

Воспринимать сообщение члена группы или партнера по общению также можно по-разному:

– восприятие содержания сообщения понимание объективного содержания при сохранении собственного отношения к миру –дефиниция;

– постановка себя на место собеседника, принятие роли другого, его системы отношений идентификация;

– сопереживание – эмпатия понимание чувств или умение их разделять с собеседником.

В зависимости от ситуации, особенностей личности, она может использовать в общении, как все из указанных способа, так и каждый по отдельности.

Лидеру важно не только правильно слушать и понимать членов группы, но и уметь воздействовать на них.

Самыми эффективными способами воздействия в межличностном общении являются убеждение и внушение.

Убеждение– логическое обоснование сообщением какого-либо суждения или умозаключения с целью добиться согласия собеседника с высказанной точкой зрения. Основные средства убеждения доводы и демонстрация истинности тезиса; апелляция к особенностям личности собеседника; косвенное доказательство опровержение противоречащего положения или выделения сходства с другими, уже доказанными; апелляция к чувствам.

Внушение– утверждение или отрицание без доказательства в расчете на некритическое восприятие сообщений и при опоре на уверенность. Позитивную роль для эффективности внушения играют статус и ролевое поведение внушающего, престиж, искренность намерений, достоверность информации.

Уровни общения

Конвенциональный уровень общения характеризует полноценное человеческое общение: равноправные возможности, забота о партнере, готовность встать на его место еще до вступления в контакт, даже если инициатива контакта исходит от другого; понимание партнера и того, как партнер понимает тебя; информирование друг друга, как в соответствии с ожиданиями, так в противовес ожиданием; ненавязывание себя друг другу.

Примитивный уровень общения – один из достаточно распространенных и самых малоэффективных. Находясь на нем, человек воспринимает собеседника не как партнера, а как предмет (другой не хочет, а я хочу и буду; другой хочет, а я не хочу и не буду); партнеры не понимают друг друга, а только используют шаблоны восприятия, требуют того же, что и сами, делают что хотят, независимо от желаний другого, не заботятся о другом при завершении контакта (оскорбления, извинения, угрозы, отворачивание, уход и пр.).

Манипулятивный уровень по подходу к человеку близок к примитивному, а по исполнению к конвенциональному.

Партнер – это соперник в игре, которую надо выиграть.

Манипулятор использует слабые места партнера, намеренно демонстрирует понимание, льстит, усыпляя бдительность, утаивает часть информации или искажает ее, приклеивает ярлыки, вызывает жалость или чувство вины, полностью подавляет или, наоборот, подстраивается, и бьет по больному при первой же возможности. Пытается раскрыть собеседника, проверяя его (с помощью шуток, лести, жалоб), тонко улавливает реакцию и выбирает на ее основе только успешную для себя тактику. Всегда использует другого как средство для достижения собственных целей или личной выгоды. Поэтому всегда контролирует ситуацию и поведение партнера за счет создания такой ситуации, в которой другой вынужден вести себя так, как выгодно манипулятору, не имея выбора или не осознавая его.

Основные средства манипулирования:

– манипулирование потребностями – использование желаний, интересов;

– духовное манипулирование – формирование определенных идеалов и ценностей;

– интеллектуальное – навязывание своего мнения, точки зрения;

– манипулирование чувствами – использование эмоций партнера;

– символическое – формирование устойчивой реакции на определенные символы.

Манипулятор часто использует юмор, но для того, чтобы обескуражить партнера, лишить его уверенности и подчеркнуть свое превосходство. Делает это не только словами, но и, используя правильные жесты (совпадающие со словами), или старается вообще исключить жестикуляцию, чтобы не выдать себя.

Как понять, что тобой манипулируют? Важный показатель – неестественность собственного поведения, как будто делаешь что-то не по своей воле, в угоду кому-то другому, нет чувства удовлетворения выполненным делом. Основной способ борьбы – рефлексия: чего я хочу на самом деле, в чем моя ценность.

Стандартизированный уровень общения характеризует отсутствиенастоящего ролевого взаимодействия, формальное взаимодействие, «контакт масок». Главная проблема при таком подходе к общению выяснить, чем опасен партнер и как соответствовать маске.

Игровой уровень общения предполагает живой интерес к личностным особенностям партнера с симпатией к нему, желание быть интересным партнеру, при этом расставаться по окончании акта общения можно без ритуалов (только кивок, взгляд, жест). Требует мастерства и артистизма.

Деловой уровень общения требуетнастроя на совместную деятельность, партнеры не думают, как выглядят, на первом месте дело и заинтересованность в нем, при этом друг другу прощаются недостатки (неумение говорить, вспыльчивость, оговорки и пр.).

Разные уровни общения бывают необходимы в разных ситуациях, но их выбор зависит не только от коммуникативной компетенции человека и требований реальной ситуации и выполняемой деятельности, но, прежде всего, от личностной системы ценностей и от системы ценностей группы, к которой принадлежит личность.

«Враги» продуктивного межличностного общения

Ограничивать эффективность межличностного общения могут так называемые примитивные межличностные реакции:

Реакции амбиции– получив информацию, придающую кому-то вес, человек пытается принизить значение другого, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других.

Реакции самодовольства–получив блага или привилегии, хвастает тут же и радуется чужой зависти, долго помнит о ее проявлениях и рассказывает о них.

Реакции зависти–не умеет и не считает нужным скрывать зависть, так как уверен, что получить-то награду и признание должен был он сам.

Реакции злорадства–радуется чужой неудаче, так как это не он попал в передрягу.

Реакции захвата–первым претендует на появившиеся блага, привилегии независимо от своих достоинств.

Реакции агрессии–чувствуя безнаказанность, угрожает, оскорбляет и более.

Реакции присвоения–не дает отдыха от себя – опекает, угождает, рассматривая другого, как свою собственность.

Реакции безразличиябестрепетно относится к горю и страданиям другого.

Рекомендации по установлению контакта с собеседником  

Можно дать несколько практических рекомендаций, выполнение которых способствует установлению контакта с интервьюируемым:

1. Не рекомендуется подчеркивать свою личную заинтересованность в содержании того, что говорит собеседник.

2. Полезно подбадривать клиента во время беседы невербальными методами, а также вопросами типа «Как Вы думаете?», «Правильно?»

3. Разговор можно начинать с темы, отвлеченной от цели исследования.

4. Нельзя на начальном этапе беседы проявлять сомнения в компетентности интервьюируемого, затевать дискуссию.

5. Поскольку в начале беседы рекомендуется создать максимально естественную обстановку, то еще до начала беседы интервьюер должен узнать, что является естественным и неестественным для данного собеседника. Лучше не проводить интервью в официальных местах, даже если другой возможности нет. Можно предложить интервьюируемому самому выбрать место беседы.

Для продолжения беседы при установленном контакте очень важно отсутствие постороннего вмешательства; оптимально выбранная дистанция между собеседниками.

В случае неуспеха в налаживании контакта лучше по возможности перенести беседу на другое, удобное для собеседников время.

Свободная форма беседы является одним из самых употребляемых средств в общении. В такой ситуации одним из наиболее важных умений становится умение слушать собеседника. Как правило, этому нигде не учат, формируется это умение прежде всего в семье.

Беседу следует начать с так называемого нерефлексивного слушания, которое предполагает отсутствие оценочных суждений, минимальные ответы, словесные реакции, физическое выражение готовности слушать собеседника (т.е. элементы невербальной коммуникации мимика, поза, жесты, интонация, тон, окраска голоса, визуальный контакт, способ организации межличностного пространства) все это служит одной цели помочь опрашиваемому высказаться, стимулировать его активность. Собеседника во время нерефлексивного слушания не перебивают.

Нерефлексивное слушание особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев, горе и т.п.; собеседник «горит» желанием выказать свое отношение к чему-либо или выразить свою точку зрения.

Наиболее употребительны в данном случае минимальные ответы - это так называемые «открывающие реплики»:

– «Да?», «Продолжайте, продолжайте. Это интересно»;

– «Понимаю», «Приятно это слышать»;

– «Можно ли поподробнее?»

Очень важно для поддержания контакта, эффективности общения не пропустить момент в беседе, когда следует перейти от нерефлексивного слушания к рефлексивному. Иначе интервьюируемый может подумать, что собеседник не оказывает ему должного интереса, что может привести к разрушению коммуникации.

Вот несколько ситуаций, в которых нерефлексивного слушания уже недостаточно:

1. У собеседника отмечается недостаточность мимики, отсутствие желания говорить.

2. Нерефлексивное слушание психолога может неверно быть истолковано. В таких ситуациях опасность нерефлексивного слушания в том, что говорящий может допустить неверное истолкование эмпатии психолога как сочувствия, а понимания как согласия с тем, что он говорит.

3. Говорящий стремится получить более активную поддержку или одобрение со стороны интервьюера.

4. Нерефлексивное слушание неуместно, когда оно противоречит интересам собеседника и мешает самовыражению.

Слушать рефлексивно означает расшифровать смысл сообщений говорящего, понимать его чувства, выяснять их реальное значение.

Рефлексивное слушание, по существу, объективная обратная связь с говорящим, которая используется в качестве контроля точности восприятия услышанного интервьюером. С его помощью собеседнику дают знать, что его понимают, ему сочувствуют и хотят ему помочь. При рефлексивном слушании также недопустимы оценочные суждения.

Можно выделить четыре вида рефлексивных ответов интервьюера, сигналов обратной связи, каждый из которых наиболее подходит в определенных условиях.



2015-12-06 524 Обсуждений (0)
Как лучше общаться с людьми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как лучше общаться с людьми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (524)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)