Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 4. Организация и методы педагогических исследований



2015-12-06 751 Обсуждений (0)
Вопрос 4. Организация и методы педагогических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология — не только система знаний об основополагающих идеях педагогической теории - принципах и способах овладения этими идеями, но и деятельность по обоснованию структуры, логики, методов педагогических исследований, оценке их качественных параметров.

В процессе научного поиска реализуются различные научные подходы, определяющие стратегию действий исследователя, направленность его научного познания: структурный, системный, функциональный, вероятностный, информационный, алгоритмический и др. Каждый из подходов ориентирует исследователя на изучение объекта с одной из его граней, которые впоследствии должны быть синтезированы.

Проблемы педагогики исследуются многими методами, т.е. путями и способами, с помощью которых наука накапливает факты и исходя из них создает научные теории и решает практические проблемы.

В педагогической науке сложились и активно используются следующие методы:

эмпирического исследования — педагогическое наблюдение, описание, измерение, исследовательская беседа, анализ и обобщение педагогического опыта, интервьюирование, письменный опрос (анкетирование), оценивание (рейтинг), самоанализ и самооценка, экспертной оценки, сравнительно-педагогический метод, социометрия, педагогический эксперимент, изучение педагогических ситуаций, фактов, и результатов деятельности, анализ педагогической документации, метод диагностирующих контрольных работ, сравнительно-исторический метод и др.;

теоретического исследования — теоретический анализ, абстрагирование, исторический, логический, формализация, аксиоматизации и др.

Используются также те методы, которые правомерно применять как в эмпирическом, так и в теоретическом исследовании: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, аналогия, т.е. операции мышления.

Применяются и сложные методы: многофакторный анализ, метод аналогии, метод формализации, метод моделирования и др.

Особое значение в педагогических исследованиях имеет метод эксперимента. Это комплексный метод, заключается он в активном вмешательстве экспериментатора в педагогическую действительность с целью ее изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. В нем в совокупности используются наблюдения, беседы, опросы и другие методы. Эксперимент позволяет варьировать факторы, которые воздействуют на изучаемые процессы и явления, воспроизводить их неоднократно. Его сильная сторона в том, что он дает возможность создавать новый опыт в точно учитываемых условиях.

Эксперимент решает ряд задач:

а) установление неслучайных взаимосвязей между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами; между определенными условиями и полученной эффективностью в решении педагогических задач, ситуаций;

б) сравнение продуктивности двух или нескольких вариантов педагогического воздействия или условий и выбора из этих вариантов оптимального по какому-либо критерию (результативности, времени, усилий, средств и др.); в) обнаружение закономерных связей между явлениями и представлениями их не только в качественной, но и в количественной форме.

Различают естественный и лабораторный, констатирующий и формирующий эксперименты. При формирующем эксперименте исследователь на основе целевой программы активно и позитивно влияет на изучаемые явления, решая поставленную педагогическую задачу, проверяя тем самым эффективность предпринимаемых воздействий. Практическая направленность педагогических исследований придает этому виду эксперимента особое значение. Проведение педагогического эксперимента предполагает:

• постановку цели и формирование гипотезы, т.е. предположения, правильность которого и следует проверить. Четкость и конкретность гипотезы определяет замысел эксперимента, ход работы и формы фиксации полученных данных;

• определение способов диагностики, исследование и оценку уровней воспитанности (обученности, развитости и др.) людей, привлекаемых к эксперименту;

• создание необходимых условий и экспериментальной ситуации, т.е. таких внутренних и внешних условий эксперимента, когда изучаемая зависимость проявляется наиболее чисто, без воздействия случайных, субъективных, неконтролируемых факторов;

• обобщение и анализ полученных данных, их опытная проверка, подтверждение посредством изучения тех изменений, которые произошли в исследуемом явлении за период экспериментирования, получение нового педагогического знания.

Педагогическому эксперименту присуще: преднамеренное внесение в изучаемое явление принципиально нового; организация педагогической деятельности, позволяющей наблюдать интересующие связи между явлениями; контроль за ходом эксперимента и проверка происходящих изменений, внесение при необходимости корректив в процесс экспериментирования; количественный и качественный анализ результатов; обобщение, выводы, рекомендации. Эти особенности делают эксперимент мощным методом педагогического исследования. Разумеется, эффективность экспериментальной работы в решающей мере зависит от мастерства исследователя, его методической и технической оснащенности.

Широка сфера применения в исследовательских целях кино, фотографии, телевидения, звукозаписи, компьютерной техники, а также математических методов, статистики и моделирования.

Как видно, в педагогических исследованиях применяются не только собственные научные методы, но и способы, заимствованные из других наук. Их сущность, целевое назначение, методика и техника применения подробно изложены в научно-методической литературе. С помощью различных способов педагогическая наука добывает факты систематизирует их, на основании чего создаются научные теории и концепции, школы и направления. В настоящее время педагогика использует методы философии, социологии, социальной психологии и других наук применительно к предмету и научному содержанию педагогики.

Педагогическое исследование носит развернутый исследовательский характер, в ходе которого предусматривается:

• изучение приоритетной проблематики исследований, выбор и обоснование темы, разработка замысла и рабочего плана научного труда;

• углубленное изучение источников информации по теме, документации и практического опыта, определение на этой основе объекта и предмета исследования, его целей и задач, построение (рабочей гипотезы, разработка методики и организации исследовательского поиска;

• изучение реального состояния педагогической практики по предмету исследования, сбор фактического материала до необходимого объема;

• теоретический анализ, систематизация фактического материала, формирование выводов и обобщений, выдвижение практических рекомендаций;

• опытно-экспериментальная проверка позитивности новых теоретических выводов и практических рекомендаций;

• литературное оформление результатов исследования в соответствии с требованиями государственного стандарта;

• внедрение результатов исследования в массовую, повседневную практику.

На каждом этапе исследования применяются соответствующие методы в соотношении, определяемом как оптимальное, наиболее эффективное. Для качественного осуществления этапов необходима достаточная степень подготовленности педагога как исследователя. Первостепенную значимость имеет развитость его научно-педагогического мышления и умения:

• наблюдать факты, анализировать и синтезировать данные наблюдений, объяснять их, отделяя существенное от несущественного, главное от неглавного, первостепенное от второстепенного;

• организовывать и проводить педагогический эксперимент;

• осуществлять активный поиск на всех этапах гносеологического цикла (факторы — модель — гипотеза — следствия — опытно-экспериментальная проверка следствий);

• строить на основе опытно-экспериментальных данных теоретическую модель, находить связь между количественными и качественными сторонами явлений, определять корреляцию между ними делать правомерные выводы, устанавливать границы применимости;

• применять общенаучные идеи и принципы исследования педагогической деятельности;

• осуществлять прогностическую и опережающую функцию исследования;

• рассматривать педагогические явления и процессы во взаимосвязи, вскрывать сущность и противоречия, находить новые пути разрешения;

• владеть критериями эффективности процесса формирован личности, определять его результативность, применять современна технологию педагогической деятельности.

Многое зависит также от уровня развития личностных, профессионально-этических качеств исследователя, его научной добросовестности, принципиальности, делового общения с людьми, требовательности к самому себе, бережного отношения к трудам исследователей предшествующих лет, тактичности и внимательности к людям, подвергающимся исследовательским процедурам. Не менее важны увлеченность творчеством, одержимость в науке, готовность и умение делать черновую работу, соблюдать этические нормы в борьбе мнений, защищать свои воззрения и находки, настойчивость, терпение и выдержка в поисках истины.

Развитой интеллект, широкий общий кругозор, психолого-педагогическое мастерство и культура, владение современными методами педагогического исследования в существенной мере предопределяет успех в деятельности исследователя.

Выводы по лекции.

Таким образом, изложенное свидетельствует, что педагогические явления в сфере права находятся между писаным правом, правовыми нормами и реальной жизнью права, его реализованностью в бытии граждан. Обойти их невозможно, ибо они существуют объективно, независимо от того, понимает их законодатель или нет, и выступают опосредующим звеном, условием, определяющим реальное бытие права.

Связь писаного права с педагогическим условием его реального бытия обязывает законодателя:

• считаться с существованием педагогической действительности, влияющей на реализацию функций права и его жизнь;

• учитывать педагогическую действительность в правотворческой деятельности и разработке законодательных актов;

• понимать реальное состояние и динамику педагогической действительности в данное время в обществе и в правовой сфере (состояние образования и образованности, воспитания и воспитанности и пр.);

• изменять в лучшую сторону особенности педагогической действительности, связанные с правом, и влиять на них.

Хотим мы того или нет, но задачу правового формирования личности граждан, а вместе с ней требуемого укрепления законности и правопорядка не решить, не сведя к минимуму стихийность социально-педагогических влияний, сказывающихся на успехе ее решения, не сделав их управляемыми и педагогически совершенными. Решение должно происходить повсюду и в каждый момент жизни человека, а от ответственности за него не может быть свободен никто — ни законодатели, ни исполнительная власть, ни руководители, ни финансисты, ни хозяйственники, ни родители, ни образовательные учреждения, ни сами граждане. Задача крайне сложна, но отказаться от нее и отложить на будущее нельзя. Мы слабы, чтобы решить ее в короткие сроки, но и достаточно сильны, чтобы поработать над ее решением, чтобы задействовать все социально-педагогические резервы, тем более — в правоохранительных органах.

 

Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений

1. Расскажите, что изучает педагогическая наука (ее объект и предмет).

2. Назовите основные понятия педагогики и дайте им краткую характеристику.

3. Каковы основные функции педагогики?

4. Чем может помочь педагогика людям, обществу и каковы ее задачи?


[1] См.: Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2008. – С. 331–332.



2015-12-06 751 Обсуждений (0)
Вопрос 4. Организация и методы педагогических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 4. Организация и методы педагогических исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (751)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)