Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация государственных доходов



2015-12-06 928 Обсуждений (0)
Классификация государственных доходов 0.00 из 5.00 0 оценок




Доходы как экономико-правовая категория и виды доходов.

Функционирование государства за всю историю его существования как целостной системы определялось, главным образом, его экономическим (доходным) потенциалом. На макроэкономическом уровне, система функционирования финансовых отношений непосредственно связана с процессами мобилизации финансовых ресурсов в распоряжении государства и их использования для решения задач общегосударственного значения. Способность государства предоставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, находящихся в его распоряжении.

В финансовой истории России, формирование доходов государства происходило не только за счет денежных сборов, но также путем сдачи натуральных продуктов и путем отбывания различных трудовых повинностей. При этом сборы с населения в денежной форме не были основными, деньги привлекались в случаях, когда не было возможности напрямую привлечь требуемые натуральные продукты или силы населения для формирования общегосударственных ресурсов или выполнения конкретных работ. При этом деньги выполняли функцию счета общего объема сборов.

В современной России преобладают централизованные способы регулирования методов формирования доходов и использования расходов,

поскольку:

· финансовое (бюджетное, налоговое) законодательство в большей степени регулируется на федеральном уровне;

· в сфере межбюджетных отношений механизм регулирующих (временных) доходов доминирует в сравнении с закрепленными или собственными налоговыми полномочиями, которые действуют на постоянной основе;

· в структуре консолидированного бюджета преобладают федеральные налоги, что провоцирует использование вертикальных способов финансового выравнивания.

Доходы бюджетов федерального и регионального уровней, обладают некоторыми особенностями:

· они составляют часть государственных доходов;

· правовое регулирование бюджетных доходов региона происходит в определенных временных рамках (финансовый год);

· доходы не имеют специального целевого назначения, т.е. привязки к расходной статье.

 

Понятие «доход»

Перед различными субъектами экономических (рыночных) отношений стоят разные цели в их деятельности, так для коммерческих организаций результатом деятельности должно быть - получение прибыли, а для государства - предоставление общественных благ населению.

Общим для государства, как и для организаций при реализации собственной деятельности является получение определенной выгоды (материального или нематериального характера), превышающей затраты, которые были осуществлены. В тех случаях, когда социальная деятельность носит экономический характер, т.е. актуализируется и реализуется рационально, субъекты получают выгоду в форме дохода, если рассматривать его материальный аспект.

С позиций экономической теории под «доходом» следует понимать всю совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладает человек, семья, социальная группа, население в целом или иной рыночный субъект в определенный период времени. Доходы считаются средством потребительского удовлетворения и вознаграждением за вклад в производство. Доход может выступать в форме денег, поощрения или же личного морального и духовного удовлетворения при реализации какой либо деятельности. Еще в ХVIII в. А. Смит писал о том, что в истинном виде цена продукта состоит из трех частей каждая из которых представляет чей-то доход.

Понятие «доход» следует отличать от таких понятий как: «прибыль»; «богатство»; «капитал».

- Прибыльпредставляет собой разницу между доходами, полученного от реализации факторов производства, от реализационной и вне реализационной деятельности. Прибыль считается полученной, если денежная сумма чистых активов в конце периода превышает денежную сумму чистых активов в начале периода после вычета всех распределений и взносов владельцев в течение периода.

- К богатству можно отнести все то, что имеет рыночную оценку и может быть реализовано за деньги или обменено на иные блага. Богатство может быть представлено в вещественной форме, форме бумажных активов, а также личных способностей человека (неосязаемое богатство).

- Под понятием «капитал» можно понимать и денежные средства, и богатство в деньгах. В экономической теории «капитал» представляет собой один из факторов производства, представленный средствами производства, созданными человеческим трудом и предназначенными для производственного потребления. Капитал является запасом (богатством), а доход и прибыль относятся к потокам (услуги богатства). Капитал во всех его проявлениях – это реальное богатство, имеющее либо материальную, либо денежную форму. Любая форма капитала приносит процентный доход.

Общее между рассматриваемыми понятиями можно выразить определением классика А. Смита: доход - это прибыль на капитал.

В макроэкономике «доход» представляет собой одну из сторон валового национального продукта (ВНП) – как потока денежных и натуральных затрат и поступлений в народное хозяйство ресурсов физических и юридических лиц, в т.ч. и их валовая (общая) выручка от продажи товаров, выполнения работ и предоставления услуг.

Любой вид экономического дохода является производным от использования конкретного фактора производства.

Согласно теории вменения каждому фактору производства вменяется ответствующий вид дохода. К примеру, доход, получаемый наемным работником как собственником труда (фактора производства) – заработная плата с различными доплатами; а также доход, получаемый собственниками капитала, земли, информации, предпринимательских способностей как факторами производства.

Национальный доход представляет собой сумму первичных доходов: заработная плата (R), прибыль на капитал (P), земельная рента (L). Финансы выступают связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. (R; P; L) – это первичные доходы, всякий иной вид дохода вторичен, он может проистекать только из этих трех вместе или по отдельности.

По А.Смиту, результат работы народа за данный год должен быть таким, чтобы была возможность возместить затраты по содержанию основного и оборотного капитала страны. Только если полный продукт труда страны позволяет осуществить такое возмещение, все, что остается сверх этого, представляет собой национальный доход. Полный продукт называется валовым доходом страны, а остальное – ее чистым доходом. Именно чистый доход, когда сделаны уже все расходы на поддержание основного и оборотного капитала, остается жителям страны для их непосредственного потребления: для расходов на пищу, одежду, жилище, всяческие удобства и удовольствия. Истинным показателем богатства народа служит чистый, а не валовой, доход. Первым экономистом, кто создал понятие о национальном доходе и ввел его в научный оборот, а также отметил деление полного (валового) продукта на три части: возмещение затрат, заработную плату и чистый доход, был Уильям Петти.

 

Государственные доходы как правовая категория определяются как различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнения соответствующих функций.

Государственные доходы как экономическая категория представляют собой часть финансовых отношений (систему денежных отношений), связанную с формированием денежных и материальных ресурсов в распоряжении государства.Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства.

Необходимо различать понятия «Государственные доходы»и «Доходы государственного бюджета»,которые неэквивалентны. Государственные доходы объединяют более широкую группу отношений, поскольку в состав государственных доходов помимо доходов государственного бюджета включаются доходы государственных предприятий и ресурсы государственных внебюджетных фондов.

В теории финансового права разработано положение, согласно которому все государственные доходы (по порядку образования и использования) подразделяются на централизованные и децентрализованные.:

1) Аккумулируемые государством финансовые ресурсы называются централизованными и формируются за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов, например доходов от внешнеэкономической деятельности, государственного имущества, таможенных сборов и др., а также платежей населения.

2) Ресурсы, остающиеся в распоряжении государственных предприятий называются децентрализованными доходами и образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Деление государственные доходов на централизованные и децентрализованные показывает соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных потребностей.

Объектом распределения на гос. предприятиях выступают прибыль и амортизация. В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться налоговые платежи, сборы, пошлины; объектом же государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы ЮЛ и ФЛ. Когда вновь созданной стоимости не хватает для покрытия финансовых нужд, например в период эк. кризиса, войн и пр., государство обращается к другому источнику – национальному богатству. Это означат реализацию отдельных видов государственной собственности: золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству - уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей и пр.

Все источники доходов делятся на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним - относятся НД и нац. богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций; к внешним –НД другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – нацбогатство. Использование национального богатства как источника доходов для другой страны носит нередко характер финансового ограбления.

 

Во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации основным источником формирования государственных доходов выступает НД,т.е. государственные доходы выражают отношения распределения и перераспределения НД, которые осуществляются присущими государству финансовыми методами.

Доходы государства формируются с помощью различных методов, которые в конечном итоге и определяют их состав.

Еще в средние века указывали на семь основных источников доходов государства: домены; военная добыча; подарки дружественных государств; сборы с союзников; доходы от торговли; пошлины с вывоза и ввоза; дань с покоренных народов.

В современных условиях природа доходов государства измененяется и в условиях рыночной экономики основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займыи эмиссии. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов:

· содержанием финансовой политики,

· хозяйственной конъюнктурой,

· конкретной экономической и социальной ситуацией,

· степенью остроты возникающих социальных противоречий и т. д.

В экономической теории выделяют четыре основных макроэкономических субъекта, это: домашние хозяйства; фирмы (предпринимательский сектор); государство; заграница (иностранный сектор). Расход одного из экономических субъектов становится доходом другого, и наоборот.

Фирмы несут расходы на рынке ресурсов и в виде налогов уплачиваемых государству, при этом получают инвестиционные средства с финансовых рынков и доходы с рынка продуктов, а также доход в виде субсидий от государства.

Домохозяйства получают доход от предоставления факторов производства на рынок ресурсов и сбережений на финансовые рынки, при этом несут затраты в виде расходов на потребление на рынке продуктов, уплачивают налоги и иные обязательные платежи, получая от государства трансферты.

Иностранный сектор получает доход за счет экспорта на рынок продуктов и чистых притоков с финансовых рынков другого государства.

Государство за счет государственных займов получает доход на финансовых рынках и в виде налогов от домохозяйств и фирм.

В условиях рыночной экономики расходы одних экономических (рыночных) субъектов переходят к другим, в виде доходов и таким образом устанавливается взаимосвязь между всеми субъектами.

Домашние хозяйства и фирмы выступают в качестве субъектов на рынке факторов производства. При продаже основных факторов производства использованных фирмой, домашние хозяйства также получают доход в размере (Д), с которого уплачивают государству налоги в размере (Т). Располагаемый доход (ДР = Д -Т) распределяют на потребление (С) и сбережение (S). доходы населения, они состоят из заработной платы, пенсий, пособий и стипендии: ДДt = (Wt - Тt) + Z,

Бюджет домашних хозяйств имеет вид: у = С + Т + S.

Доходы домохозяйств относятся к категории доходов личного сектора экономики, который включает в себя и доходы не корпоративного частного бизнеса (частный предпринимательский сектор).

Валовой доход домохозяйств (физические лица) за финансовый год составляет – сумма заработанного и полученного дохода от собственности (некорпоративного предпринимательского сектора экономики), которые включают: выплаты из всех источников и мест их работы.

Основой образования совокупного личного дохода экономической деятельности является ВНП на стадии распределения.

Основными составляющими доходов населения являются доходы лиц наемного труда, предпринимательский доход, доходы от использования и реализации собственности, все виды и формы социальной помощи и поддержки, а также незаконные денежные доходы.

Фирмы, используя приобретенные у домашних хозяйств факторы производства, на основе собственной предприимчивости создают определенные ценности (стоимость) и реализуют их по рыночному курсу, и получают от продажи доход (Д).

Общий доход фирмы (юридического лица) за финансовый год состоит из суммы заработанного и полученного от собственности дохода, это: выручка от продажи товаров, работ и услуг, поступления от продажи капитального имущества, ценных бумаг, патентов и лицензий, дивиденды и проценты по ценным бумагам иных эмитентов, предоставленным займам, депозитам и т.п., рентные платежи по сданной в аренду собственности.

Доходы фирм можно представить в следующем виде:

ДФt = Vt - (Мзt + Wt (1 + S) + At) = (Vt - Ct) - Тt = Пt - Тt,

Прибыль является главной формой денежных накоплений предприятий. Прибыль - важнейший источник расширения и модернизации основных фондов (ОФ) предприятий, прирост собственных оборотных средств. Факторами роста прибыли являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости; на размер прибыли влияет изменение цен на сырье, материалы, топливо и другие виды производственных затрат.

Посредством уплачиваемых налогов и сборов государству, домохозяйствами и фирмами, а также в процессе предоставления социальных трансфертов и кредитов государством и.т.д., возникают финансово-бюджетные отношения между экономическими субъектами. Вместе с тем, проводимая государством, политика перераспределения ставит домохозяйства в более бесправное положение по сравнению с юридическими лицами, например, корпорациями. Это происходит в основном путем предоставления фирмам налоговых преимуществ, в которых отказано семье.

Отличительной особенностью государства от других рыночных субъектов в вопросах организации бюджета является то, что государство планирует прежде расходы, а затем доходы. В отличии от других экономических субъектов государство редко задумывается о величине дохода. Если домохозяйства и фирмы для получения доходов производят товар, то государство монопольно обладает правом на введение налогов и производство уникального товара – денег.

 

Классификация государственных доходов

Доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Для их классификации используют различные критерии. При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной.

По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектовФедерации. По форме мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные. В свою очередь государственные доходы, поступающие на обязательной основе подразделяются на налоги и неналоговые платежи.

 

 



2015-12-06 928 Обсуждений (0)
Классификация государственных доходов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация государственных доходов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (928)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)