Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2 Методы измерений



2015-12-06 1358 Обсуждений (0)
Лекция 2 Методы измерений 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод измерения – прием или совокупность приемов сравнения измеряемой величины с ее единицей в соответствии с реализованным принципом измерений.

Принцип измерения – совокупность физических явлений, на которых основаны измерения (термоэлектрический эффект, пьезоэффект, эффект Джозефсона и, эффект Доплера и т.п.).

Классификация методов измерений

Таблица 1

Классификационный признак Методы измерений
Физический принцип, положенный в основу измерений
Применяемые в средствах измерений виды измеряемых сигналов
Совокупность приемов сравнения измеряемой величины с мерой

 

Метод непосредственной оценки – метод, в котором значение измеряемой величины определяют непосредственно по отсчетному устройству измерительного прибора прямого действия (отчет по часам, по барометру, амперметру). Название не совсем удачно, так как наводит на мысль о возможности измерения без сравнения. Правильно говорить об опосредственном или непосредственном сравнении с мерой.

Структурная схема, поясняющая данный метод, приведена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1

В этом случае результат измерения y определяется отсчетом. Погрешность измерения, включает ряд составляющих, в том числе погрешность прибора и его согласования с объектом измерений:

,

где с – цена деления на шкале показывающего прибора,

– показание измерительного прибора.

Примером является взвешивание на циферблатных весах, определение размера детали с помощью микрометра или измерение давления пружинным манометром. Измерения с помощью этого метода проводятся очень быстро, просто и не требуют высокой квалификации оператора, поскольку не нужно создавать специальные измерительные установки и выполнять какие-либо сложные вычисления. Однако точность измерений чаще всего оказывается невысокой из-за погрешностей, связанных с необходимостью градуировки шкал приборов и воздействием влияющих величин (непостоянство температуры, нестабильность источников питания и пр.).

 

Метод сравнения – метод, при котором измеряемую величину сравнивают с известной, воспроизводимой мерой.

Результат измерения либо вычисляют как сумму значения используемой для сравнения меры и показания измерительного прибора, либо принимают равным значению меры.

 

Дифференциальный метод – есть метод измерений, при котором измеряемая величина сравнивается с однородной величиной, имеющей известное значение, незначительно отличающееся от значения измеряемой величины, и при котором измеряется разность между этими двумя величинами.

Структурная схема, поясняющая данный метод, приведена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2

Результат измерения формируется оператором по значению известной величины и отсчета с прибора, измеряющего разность :

(2.1)

q – единица физической величины.

При определенных условиях данный метод позволяет получить большую точность измерений даже при невысоких требованиях к метрологическим характеристикам измерительного прибора. Поясним это на примере.

Пример. При измерении электрического напряжения Ux ≈ 9,8В вольтметром непосредственной оценки с пределом измерения Uк = 10В класса точности 1,0 ( ) погрешность измерения составит:

,

где g – предел приведенной погрешности.

В относительных значениях:

.

Если использовать дифференциальный метод измерений, то можно получить значительно более высокую точность. Для этого необходимо иметь в наличие меру напряжения и вольтметр V для измерения разности между измеряемым напряжением Ux и напряжением U0,воспроизводимым мерой. Схема включения показана на рисунке 2.3.

Если использовать меру напряжения со значением U0 = 10В и вольтметр с пределом измерений 0,2В класса точности 1,0, то погрешность измерения может составить сотые доли процента. При условии, что погрешность меры будет 0,01%.

С учетом погрешностей выражение (2.1) можно записать в виде:

.

Отсюда следует, что:

или в относительном виде

.

Если мера подобрана таким образом, что её значение близко к значению измеряемой величины, т.е. , то тогда:

(2.2)

Умножив и раздели второй член выражения (2.2) на получим:

. (2.3)

Из выражения (2.3) следует, что погрешность измерения разности входит с коэффициентом . Для нашего случая при :

.

Таким образом, погрешность измерения во втором случае в 30 раз меньше, чем при использовании метода непосредственной оценки.

В выше приведенном примере учитывались только инструментальные составляющие средств измерений. В реальности необходимо учитывать также погрешность согласования между объектом измерений и вольтметром. Эта погрешность тем меньше, чем выше входное сопротивление Rv вольтметра. При использовании дифференциального метода измерений погрешность согласования также уменьшается. Входное сопротивление Rвх дифференциальной измерительной цепи определяется выражением:

где I – сила тока, протекающего в измерительной цепи. Но тогда

Следовательно, чем меньше разность e, тем большее входное сопротивление имеет измерительная цепь и тем меньше погрешность согласования. Для рассмотренного случая: Входное сопротивление примерно в 50 раз выше сопротивления Rv.

Этот метод может быть использован только в тех случаях, когда просто и точно реализуется операция вычитания величин (длины, перемещения, электрические напряжения). Дифференциальный метод неприменим при измерении таких величин, как температура или твердость тел.

 

Нулевой метод (метод уравновешивания, компенсационный метод) – метод, при котором результирующий эффект воздействия измеряемой величины и меры на прибор сравнения доводя до нуля.

Прибором сравнения служит измерительный прибор высокой чувствительности – нуль индикатор.

Схема, поясняющая данный метод измерения приведена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4

Данный метод является разновидностью дифференциального метода измерения. Высокая чувствительность нуль-индикатора и наличие высокоточной меры позволяет получить малую погрешность измерений. Результатом измерения является то значение регулируемой меры, при котором нуль-индикатор даст нулевые показания:

при ,

где – числовое значение воспроизводимой мерой величины; q – единица младшего разряда многозначной меры.

Погрешность измерений определяется погрешностью меры и погрешностью из-за нечувствительности нуль- индикатора (а не класса точности измерительного прибора).

Применительно к выше рассмотренному случаю измерения напряжения следует отметить еще одно достоинство, а именно: при равенстве Ux и U0 ток в измерительной цепи сравнения отсутствует и входное сопротивление теоретически равно ∞:

.

В качестве примера реализации нулевого метода можно привести мостовой метод измерения активного сопротивления (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5

Путем регулирования сопротивления R3 одного плеча моста (или всех) мост приводится в состояние равновесия, когда нуль-индикатор даст нулевые показания (при использовании гальванометра – ). В этом случае справедливо следующее соотношение:

.

Если , то

,

где R2, R3 и R4 – известные сопротивления.

Погрешность измерения складывается из погрешности сопротивления R3, погрешности отношения R2/R4 и погрешности из-за нечувствительности индикатора. Суммарная погрешность может составлять сотые и даже тысячные доли процента при современном уровне измерительной техники.

Метод положен в основу высокоточных цифровых вольтметров и цифровых мостов, в которых все процессы автоматизированы.

Метод замещения – метод сравнения с мерой, в котором измеряемую величину замещают мерой с известным значением величины (рисунок 2.6).

 

 

Рисунок 2.6

– показания прибора, когда ко входу прибора подключают измеряемую величину (переключатель S в положении 1);

– показания прибора, когда ко входу прибора подключается известная величина (переключатель S в положении 2).

Наибольшей точности достигают, если . В этом случае практически погрешность измерений определяется только погрешностью меры при условии, что оба измерения производятся в одних и тех же внешних условиях:

,

где – числовое значение воспроизводимой мерой величины;

q – единица физической величины.

Метод является самым точным.

Поясним применение данного метода на примере измерения активного сопротивления с помощью моста постоянного типа (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7

Измерения производят в следующей последовательности. Сначала к мосту подключают измеряемое сопротивление Rx (переключатель S – в положении 1), и мост уравновешивают, изменяя сопротивление R3. Затем к мосту подключают регулируемую меру сопротивления R0 (S – в положении 2), и мост снова уравновешивают, изменяя сопротивление R0. Отсчет снимается с меры сопротивления. Погрешность измерения определяется только погрешностью меры. Систематическая погрешность нуль-индикатора исключается. Неисключенной остается только случайная составляющая погрешности нуль-индикатора.

Другим примером является измерение массы путем замещения гирями, помещаемых на одну и ту же чашку весов.

Преимущество метода замещения - в последовательном во времени сравнении измеряемой величины и величины, воспроизводимой мерой. Благодаря тому, что обе эти величины включаются одна за другой в одну и ту же часть измерительной цепи прибора, точностные возможности измерений значительно повышаются по сравнению с измерениями, проводящимися с помощью других разновидностей метода сравнения, где несимметрия цепей, в которые включаются сравниваемые величины, приводит к возникновению систематических погрешностей. Способ замещения применяется при электрических измерениях с помощью мостов переменного тока, условие равновесия которых определяется не только значениями величин, воспроизводимых элементами плеч моста, но также и влиянием паразитных токов, емкостей, индуктивностей и рядом других факторов. Эти причины вызывают появление погрешностей, которые могут быть исключены, если проводить измерения методом замещения. Для этого вначале мост уравновешивается с включенной в его цепь измеряемой величиной, которая затем замещается известной величиной, и мост уравновешивается вновь. Если при этом никаких изменений ни в мосте, ни во внешних условиях не происходит, то указанные выше погрешности исключаются почти полностью.

 

Метод совпадений – метод, при котором разность между измеряемой величиной и величиной, воспроизводимой мерой, определяют, используя совпадение отметок шкал или периодических сигналов. Этот метод широко используется в практике измерений неэлектрических величин. Примером может служить измерение длины штангенциркулем с нониусом. Другой пример – измерение частоты вращения тела посредством стробоскопа.

Рисунок 2.8

На рисунке 2.9 приведен пример реализации метода совпадений при измерении напряжения, который используется в быстродействующих параллельных АЦП.

 

Рисунок 2.9

Аналого-цифровой преобразователь включает в себя набор сравнивающих устройств СУ1 – СУn, на один вход которых подается измеряемое (преобразуемое) напряжение, а на второй – известное напряжение заданного значения, которое образуется с помощью меры напряжения и делителя напряжения . Таким образом образуется ряд опорных уровней напряжения, с которыми сравнивается измеряемое напряжение. При достижении входным напряжением Ux значения опорного напряжения уровня U0i на выходе сравнивающего устройства появляется скачкообразный сигнал, приобретающий уровень логической единицы. Логическое устройство указывает номер сравнивающего устройства, у которого разность UxU0i минимальна и положительна. И определяет измеряемую величину на основе приближенного соотношения.

.

Выходные сигналы сравнивающих устройств образуют цифровой код измеряемого напряжения.

 



2015-12-06 1358 Обсуждений (0)
Лекция 2 Методы измерений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2 Методы измерений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)