Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. При изучении данной темы обучаемым необходимо уяснить сущность правосознания



2015-12-06 443 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При изучении данной темы обучаемым необходимо уяснить сущность правосознания 0.00 из 5.00 0 оценок




При изучении данной темы обучаемым необходимо уяснить сущность правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Здесь важно увязать данные правовые категории между собой, отметить их особенности и взаимодействие с другими правовыми категориями и правовыми институтами.

В первом вопросе нужно охарактеризовать такую правовую категорию как правосознание, ее структуру и виды. Так, правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающий отношение людей к действующему и желаемому праву. В юридической литературе выделяют два элемента правосознания: правовую психологию и правовую идеологию. Необходимо раскрыть понятие правовой психологии и правовой идеологии. Видами правосознания являются: по степени общности – индивидуальное, групповое и массовое; по уровню – обыденное, профессиональное и научное. Следует привести примеры видов правосознания.

Предметом второго вопроса является правовая культура, которую можно определить как разновидность социальной культуры, представляющее собой знание и понимание права, а также действие в соответствии с ним. Так, не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует. Так, в юридической литературе выделяют следующие элементы правовой культуры: уровень правосознания и правовой активности граждан, степень прогрессивности юридических норм, степень прогрессивности юридической деятельности. Следует раскрыть сущность каждого из элементов правовой культуры.

В третьем вопросе, при рассмотрении категории правового воспитания важно уяснить, что – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Обучаемым следует охарактеризовать формы и методы правового воспитания, основные трудности на пути повышения эффективности правового воспитания в России.

В заключительном, четвертом вопросе необходимо соотнести такие категории как правовая культура и правовое воспитание с особенностями деятельности и формирования правоохранительных органов. Так, правовая культура сотрудника ОВД представляет собой уровень правовой культуры субъекта, непосредственно осуществляющего свою деятельность в правовой сфере, деятельность по применению права. Важно обратить внимание на нравственно - правовое воспитание сотрудника, которое, в отличии от других направлений воспитания, имеет свою собственную линию развития, сложную и своеобразную динамику. Здесь должны бать рассмотрены такие правовые категории, как правовой нигилизм, уровень правовых знаний, правовая активность сотрудников правоохранительных органов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как понимается термин «правосознание»?

2. Каково содержание правовой идеологии и правовой психологии?

3. Что такое правовая культура, каковы ее признаки, структура и функции?

4. Что такое правовой нигилизм и каковы возможности его профилактики?

5. В чем выражаются особенности профессионального правосознания и профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов?

6. В чем отличие общего и специального правового воспитания?

 

Задания на самостоятельную подготовку

1. Выписать в словарь и усвоить определения понятий: правовая культура общества, правовая культура личности, правовое формирование личности, правовое воспитание личности, формы правового воспитания, средства правового воспитания.

2. Начертить в рабочем блокноте схему «Система правового воспитания».

Темы рефератов

А: Значение профессионального правового воспитания и правовой культуры для современного сотрудника правоохранительных органов.

Б: Эффективность правового воспитания.

В: Правовое воспитание и правовое обучение в ОВД: понятие, формы и методы.

 

Литература

1. Балина, Т.Н. Психологические аспекты формирования индивидуального правосознания / Т.Н. Балина // Философия права. – 2005. – № 1. – С. 25 - 30.

2. Дворянкин О.А, Никитина Е.С. Экономическая культура личности как фактор осознанного отношения к интеллектуальной собственности / О.А. Дворянкин, Е.С. Никитина // История государства и права. – 2007. –№2.

3. Звягинцев, А. Правосознание и духовность как основа государственности / А. Звягинцев // Законность. – 2008. – № 2. – С. 42 - 46.

4. Каландаришвили, З.Н. Специфика и особенности русской правовой культуры / З.Н. Каландаришвили // Философия права. – 2009. – № 2. – С. 20 - 23.

5. Клейменова Е.В., Моралева К.А. Правовая культура и её стандарты в конституции Российской Федерации / Е.В. Клейменова, К.А. Моралева // Правоведение. – 2003. – № 1.

6. Козаков В.Н., Монахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика / В.Н. Козаков, В.П. Монахов // Государство и право. – 2002. – № 3.

7. Лескова Э.А. Социокультурная личность и правовое воспитание личности / И.В. Лескова // Государство и право. – 2007. –№4.

8. Мартышин, О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации / О.В. Мартышин // Государство и право. – 2005. – № 4.

9. Меняйло Д.В. Российский правовой менталитет [Электронный ресурс] : моногр. – Белгород: Белгород. юрид. ин-т МВД России, 2005.

10. Мигущенко, О.Н. Влияние осуществления функций государства в организационно-идеологической форме на формирование правосознания / О.Н. Мигущенко // История государства и права. – 2007. – №4.

11. Овчинников, А.И. Социокультурная самобытность правового мышления и юридическая этнология / А.И. Овчинников // Юристъ-Правоведъ. – 2003. – № 1.

12. Певцова, Е.А. Формирование правового сознания школьной молодёжи: состояние, проблемы и перспективы / Е.А. Певцова // Государство и право. – 2005. – № 4.

13. Петровская, А.В. Идеи правового закона в контексте характеристики различных правовых культур / А.В. Петровская // История государства и права. – 2007. – №4.

14. Рузавин, Ю.А. Проблемы соотношения категорий правового менталитета и правосознания в рамках структуры правовой культуры / Ю.А. Рузавин // Право и государство. – 2009. – № 1. – С. 12 - 14.

15. Сидорова, Е.В. Право – феномен культуры / Е.В. Сидорова // История государства и права. – 2007. – №2.

16. Смоленский, М.Б. Правовая личность как атрибут правовой культуры в гражданском обществе и проблеме процесса ее формирования и становления в России / М. Б. Смоленский // Право и государство. – 2009. – № 1. – С. 28 - 32.

17. Соколов, Н.Я. Правовая культура и законность / Н.Я. Соколов // Вестник Российской правовой академии. – 2008. – № 2. – С. 8 - 15.

18. Шаповалов, И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания / И.А. Шаповалов // Государство и право. – 2005. – № 4.

19. Юрашевич, Н.М. Правосознание и право: общность и различия / Н.М. Юрашевич // Государство и право. – 2005. – № 7.

 



2015-12-06 443 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При изучении данной темы обучаемым необходимо уяснить сущность правосознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. При изучении данной темы обучаемым необходимо уяснить сущность правосознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)