Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. В первом вопросе рассматривается понятие правоотношения и его предпосылки



2015-12-06 701 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. В первом вопросе рассматривается понятие правоотношения и его предпосылки 0.00 из 5.00 0 оценок




В первом вопросе рассматривается понятие правоотношения и его предпосылки. Правоотношения – это особая разновидность общественных отношений. При изучении данного вопроса следует точно уяснить понятие, признаки и виды правовых отношений. Так, если норма права – статическое состояние правового регулирования, то правоотношения – динамическое, которое характеризуется рядом признаков: это общественные отношения, возникают на основе норм права, это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей, это волевые отношения и по поводу реального блага, охраняются и обеспечиваются государством.

Существует два вида предпосылок правоотношений: материальные (общие) и юридические (специальные). Материальные это жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они выступают в соответствующие правоотношения. К юридическим предпосылкам относятся: норма права, правосубъектность, юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство). Здесь подробно необходимо рассмотреть понятие и классификацию юридических фактов как оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Важно обратить внимание на общие и специфические черты правоотношений, складывающихся в сфере деятельности правоохранительных органов.

Следует учесть, что между правоотношениями и нормами права существует взаимосвязь, которая выражается в том что: норма права и правоотношение выступают элементами механизма правового регулирования; норма права – условие возникновения правоотношения; норма права в гипотезе предусматривает условия возникновения того или иного правоотношения, в диспозиции – субъективные права и юридические обязанности, в санкции – возможные последствия выполнения диспозиции.

Во втором вопросе необходимо раскрыть понятие и признаки субъектов (правосубъектности, правоспособности, дееспособности) право-отношений. Так, субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие соответствующими правами и юридическими обязанностями. Это индивидуальные (граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, иностранцы) и коллективные (государство, государственные организации, негосударственные организации) субъекты. Важно раскрыть две теории на объект правоотношений: плюралистическую и монистическую. На базе изучения действующего российского законодательства разобраться в понятии и видах правоспособности, дееспособности, элементах правового статуса.

В третьем вопросе рассматриваются субъективные права и юридические обязанности. Специальное внимание следует уделить взаимосвязи субъективных прав и юридических обязанностей. Субъективные права – это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворить его собственные интересы, состав которых: право-поведение, право-требование, право-притязание, право-пользования определенным социальным благом. Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица.

В четвёртом вопросе следует раскрыть понятие объекта правоотношений. Важно раскрыть две теории на объект правоотношений: плюралистическую и монистическую и показать какие объекты различаются согласно этим теориям. Кроме того следует знать, что является объектом у конкретных видов правоотношений.

В пятом вопросе необходимо обратить внимание на классификацию юридических фактов. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм. Юридические факты классифицируются по различным основаниям: по последствиям; по форме проявления; по связи с волей субъекта. Необходимо подробно раскрыть классификацию юридических фактов.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите признаки правоотношений?

2. Что такое юридические предпосылки правоотношений?

3. Что такое фактические предпосылки правоотношений?

4. Каково юридическое содержание правоотношений?

5. Субъект права и субъект правоотношения?

6. Правоспособность?

7. Дееспособность?

8. В каких случаях может быть ограничена дееспособность?

9. Что такое объект правоотношения?

10. Чем отличается юридический акт от юридического поступка?

11. Чем характеризуется субъект и объект правоотношения, складывающегося в сфере деятельности правоохранительных органов?

 

Задания на самостоятельную подготовку

1. Выписать в словарь и усвоить определение понятий: правоотношение, субъект права, правоспособность, дееспособность, юридическое лицо, субъективное право, законный интерес, юридическая обязанность, объект правоотношения, юридический факт.

2. Ответьте на вопрос: является ли субъектом права церковь?

 

Темы рефератов

А: Виды правоотношений.

Б: Фактический состав правоотношений.

 

Практическое занятие

 

Практические задания могут быть предложены преподавателем как устно, так и в письменном виде на заранее подготовленных листах. Задание может быть предложено обучаемому как индивидуально, так и всей учебной группе. Также возможно деление учебной группы на подгруппы и выполнение практических заданий каждой подгруппой.

В качестве рекомендуемых практических заданий могут быть предложены следующие:

 

Задание № 1

Начальнику Центрального УВД г. Красноярска полковнику милиции Иванову С.В. поступила жалоба от Сорокиной А.А. (60 лет) на старшего сержанта милиции В.Д. Ивченко. В жалобе указывалось, что два подростка не уступали место Сорокиной А.А. в муниципальном автобусе. Когда она обратилась к старшему сержанту милиции Ивченко В.Д. с требованиями задержать или оштрафовать подростков, Ивченко В.Д. отказался это сделать и ограничился лишь беседой с ними.

Какими социальными нормами осуществляется регулирование описанного общественного отношения (Сорокиной А.А. - подростки)?

 

Задание № 2

Какие стороны правоотношения определены в следующих правовых нормах: ст. 118 УПК РФ, ст. 202 УПК РФ, ч. 1 ст. 258 ГК РФ?

 

Задание № 3

Определите, кто является обязанной стороной правоотношения, возникающего на основании следующей нормы права: ст. 58 УПК РФ.

Какие виды правоотношений, по поведению обязанной стороны, возникают на основе этих норм права?

 

Задание № 4

Определите, какие из перечисленных отношений являются правовыми и почему?

· договор между подругами о посещении магазина;

· получение форменной одежды курсантами юридического института от кладовщика;

· проведение индивидуальной консультации преподавателем общеобразовательной школы учащемуся 9 класса;

· разговор между следователем ОВД и соседом на улице по поводу озеленения садового участка;

· предложение руководства курса по озеленению территории школы силами курсантов.

 

Задание № 5

Определите вид каждого правоотношения по следующей схеме:

· в зависимости от количества субъектов;

· по предмету и методу правового регулирования;

· по продолжительности;

· по содержанию обязанной стороны;

· по функциональному назначению.

Предлагаемые правоотношения:

а) договор купли-продажи в розницу;

б) сдача вступительных экзаменов по ТГП в юридическом институте;

в) брачно-семейное отношение.

 

Задание № 6

Определите субъекты в следующих правоотношениях:

· допрос следователем подростка 12 лет по факту кражи;

· получение зарплаты за лицо, ограниченно дееспособное;

· договор между предпринимателем и магазином по поводу поставки продуктов питания.

 

Задание № 7

Какой юридический факт стал основанием для возникновения следующих правоотношений:

· выплата страхового взноса по достижению 18 лет;

· составление протокола административного правонарушения на гр. Кокотова А.Д. инспектором ГИБДД;

· выплата пенсии сотруднику милиции в связи с выслугой лет.

 

Задание № 8

Классифицировать юридический факт в следующих правоотношениях:

· постановление следователя о привлечении лица к уголовной ответственности;

· самовольный захват земли под строительство гаража.

 

Задание № 9

Изобразите схематично структуру юридических фактов по волевому признаку.

 

Задание № 10

К каким видам юридических фактов относятся:

1) Разрушение дома Ивановых в г. Дебальцево при наводнении;

2) Хулиганское поведение Широкова в муниципальном автобусе;

3) Получение высшего образования Петровой;

4) Выход на пенсию Жигалина;

5) Покупка продуктов питания в супермаркете Сидоровой;

6) Переход улицы на зеленый сигнал светофора.

 

Задание № 11

Дайте характеристику элементов правоотношения, возникающего после совершения следующих юридических фактов:

1) Пенсионерка Шустова пришла в поликлинику и получила талон на прием к терапевту;

2) Серегин принят на работу экономистом планово-экономического отдела завода;

3) Рабочий Иванов вышел на пенсию по нетрудоспособности;

4) Петров сдал обувь на ремонт в обувное ателье.

 

Задание № 12

Составьте структуру правоотношений на конкретном примере из уголовно-правовой, трудовой, конституционно-правовой и др. сфер.

 

Задание № 13

Составьте таблицу особенностей правоотношений из уголовно-правовой, трудовой, конституционно-правовой и др. сфер.

 

Задание №14

Составить схему классификации субъектов правоотношений по следующим основаниям:

1) в зависимости от их места и роли в конкретном правоотношении;

2) в зависимости от вида правоотношений;

3) от «отраслевой» принадлежности;

4) в зависимости от степени общности и социальной организации сторон в правоотношении (индивидуальные и коллективные субъекты).

 

Задание № 15

Приведите примеры объектов правоотношений в зависимости от юридической практики (правотворческой, правосистематизирующей, интерпретационной и правореализующей).

 

После выполнения практических заданий преподаватель разбирает ответы обучаемых, указывает на ошибки и правильные варианты решений, отвечает на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе выполнения практических заданий.

Необходимые дидактические материалы:

1. опросный лист с контрольными вопросами по данной теме (1шт.),

2. листы с тестовыми заданиями (15 шт.)

3. карточки с практическими заданиями (14 шт.),

4. нормативно-правовые акты (Конституция России – 5 шт., Уголовный кодекс – 5 шт.; Гражданский кодекс России – 5 шт., Кодекс об административных правонарушениях – 5 шт.).

 

Литература

1. Архипов, С.И. Субъект права в центре правовой системы / С.И. Архипов // Государство и право. – 2005. – № 7.



2015-12-06 701 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. В первом вопросе рассматривается понятие правоотношения и его предпосылки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. В первом вопросе рассматривается понятие правоотношения и его предпосылки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (701)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)