Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие и виды индивидуального правового регулирования




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидуальное правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом.

Особенности такого правового регулирования заключаются в следующем:

1. Этот вид правового регулирования основан на принятии участниками общественных отношений собственных решений, в которых они выражают свою волю и интерес.

2. Предполагается свободное усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим юридическим нормам и принципам.

3. Осуществляется в тех ситуациях, которые не определены в юридических нормах однозначно (существует выбор поведения) или вообще не урегулируются.

Основания возникновения индивидуального правового регулирования:

· Юридические нормы абстрактны, и поэтому не в состоянии учесть все общественные ситуации. Участникам общественных отношений предоставляется возможность самим урегулировать ту или иную ситуацию.

· Индивидуальное правовое регулирование побуждает людей действовать активно, что может быть полезным для общества.



· Нормативная база статична, а общественные отношения динамичны - возникают пробелы, которые и устраняет индивидуальное правовое регулирование.

Правовое регулирование подразделяется на виды в зависимости от способа взаимосвязи субъектов:

1. Автономное правовое регулирование - при таком правовом регулировании прямо не затрагиваются интересы других лиц, и не требуется их волеизъявление (к примеру, правомерное поведение лица). Роль государства заключается в установлении масштаба свободы.

2. Координационное (договорное) индивидуальное правовое регулирование - участники правоотношений определяют варианты своего поведения путём заключения договора.

3. Субординационное индивидуальное правовое регулирование - имеет место в процессе правоприменительной деятельности, при таком регулировании один из субъектов обладает властью.

89. Понятие правотворчества.

Правотворчество—составная часть более широкого процесса - правообразования и представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

В понимании правотворчества обозначились 2 аспекта. В узком смысле под правотворчеством понимается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы. Правотворчество—одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений.

Структурное содержание правотворческого процесса состоит из 2 частей:

1- включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридическими действиями (выявление потребности в НПА, учёт общественного мнения).

2- в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта НПА.

Эти части неразрывно связаны между собой.

Принципы правотворчества:

1. Демократизм и гласность. Суть заключается в процедуре разработки и принятия н-п акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, труд. Коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов. Высшим проявлением демократизма явл. Референдум.

2. Профессионализм. Этот принцип связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государтвенных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

3. Законность. Вся правотворческая работа должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего К-и РФ.

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально- экономической ситуации в стране, политическо обстановки и др. Существенное влияние на научный характер правотворчества оказывает планирование законодательных работ.

90. Способы(формы) правотворчества.

Понятие правотворчества включает в себя различные виды правоустановительной (правотворческой) деятельности, которые отражают особенности процесса выражения и закрепления нормативно-правового характера и содержания разных источников действующего права. Специфика этих видов правоустановительной деятельности (и форм правотворчества) обусловлена своеобразием соответствующих источников позитивного права, особенностями самого источника, его нормативно-правовой природы, характера и содержания. Своеобразие естественных прав человека в качестве особого источника позитивного права, определяет и особенности правоустановительной деятельности государства, характер и особенности которой в этой сфере состоят не в создании этих прав, а в их официальном конституционном признании и гарантировании в качестве норм действующего в данном государстве позитивного права.

Нормативно-правовые акты как источник права принимаются в основном соответствующими представительными и исполнительными государственными органами, а в некоторых случаях референдумом.

Создание судебного прецедента осуществляется в форме правоустановительной деятельности высших судебных органов государства. Норматив-правовой договор устанавливается в форме заключения соглашения между различными государствами, между различными государственными органами или между государственными и негосударственными органами, между различными субъектами частного права. Все эти договорные формы установления норм права определены действующим законодательством и официально санкционированы государством.

В форме законодательного признания правового значения обычая в системе действующего права осуществляется государственное санкционирование тех или иных обычаев в качестве правовых, т.е. их установление в качестве источника права.

В признании юридической доктрины в качестве официального источника права. Определяющую роль играет правовая практика - фактическое использование в правоприменительной, а нередко и в правотворческой деятельности соответствующих доктринальных положений, идей.

Все виды деятельности по установлению источников права носят официально властный характер, их признание и закрепление в качестве действующих источников носит официально-властный характер и относятся к правоустановительной деятельности государства.

Виды правотворчества:

— По кругу субъектов:

1. Полисубъектным - разработка и принятие актов проходит в режиме коллегиальности.

2. Моносубъектным - разработка и принятие актов проходитв режиме единоначалия.

— По характеру правотворческих полномочий:

1. Непосредственное правотворчество - осуществляется самим государством, законодательными органами.

2. Делегированное правотворчество - осуществляется по специальному разрешению иными субъектами общественных отношений.

— По юридической силе принимаемых актов:

1. Законотворчество – создание НПА, обладающих высшей юридической силой(законов);

2. Подзаконное нормотворчество – создание НПА, не обладающих высшей юридической силой (Указы Президента, Постановления Правительства и т.п.)

91. Субъекты правотворчества: понятия и виды.

Субъекты правотворчества – это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.

Субъектами правотворчества в РФ являются: государство, государственные органы, должностные лица, суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены), общественные организации, органы управления юридических лиц, население (народ) посредством референдума, трудовые коллективы.

Полномочия субъекта правовтворчества:

1. Разработка проекта НПА и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.

2. Рассмотрение представленного проекта.

3. Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.

4. Введение в действие.

Субъектный состав правотворчества зависит:

1. От юридической силы разрабатываемого или принимаемого нормативно-правового акта.

2. Режима правотворческого процесса:

а) режим единоначалия - один субъект

б) режим коллегиальности - несколько субъектов.

Непосредственное правотворчество народа - наиболее ярким его проявлением является референдум - голосование граждан РФ по важным вопросам государственного и местного значения государственного или местного значения. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление граждан по установлению правовых норм. Именно по этому решение принятое на референдуме в РФ, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. В соответствии с российским законодательством в нашей стране могу проводиться 3 вида референдума: референдум РФ, референдум субъектов РФ, местный референдум. Референдум может быть эффективной разновидностью правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового урегулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять по нему окончательное решение. Но многие учёные считают его плохим способом принятия НПА, т.к. народ в своём большинстве юридически неграмотен.

Правотворчество государственных органов - это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им НПА.

Правотворчество должностных лиц - в современном российском законодательстве нет универсального определения должностного лица, которое бы в полной мере отражало бы правовой статус руководящих работников государственных и негос-х организаций. Определение должностного лица в уголовном законодательстве имеет строго целевое назначение - определить круг лиц, подлежащих уголовной ответственности за совершения преступления против военной службы и службы органов местного самоуправления. В более широком плане должностное лицо - это гражданин, занимающий определенную должность в органе государственной власти, управления или в иной государственной организации, наделенный правом принимать правовые акты и обеспечивать их осуществление. Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию НПА; их правоприменительные акты никакого отношения к правотворчеству не имеют. Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный состав Вооруженных сил, депутаты и т. д.

92. Понятие и виды актов правотворчества.

НАП

Вкл в себя НПА

НАП – совершенные в определённом порядке волеизъявления уполномоченных S ктр устанавливает измен, отменяет НПэ. Рез-ты ктр фиксируются в письменных документахэ НАП представлены в НПА НПД Суд реш,. Сущ-ют индивид-ые (ненормативные) акты правотворчества. Или оформляются правотв акты действия. Акты правотв об утв о принятии НПА.

Результатом правотвотворческой деятельности являются разнообразные НПА.

НПА—это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридииеские нормы. Это основной источник права. Не только в РФ. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира.

Преимущества НПА:

1. Принимается в четко обозначенном порядке

2. Исходит от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией

3. Имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия

4. Может быть изменен в зависимости от социальных потребностей.

Особенности НПА:

1. Имеют государственный характер.

2. Принимаются строго определенными субъектами, специально уполномоченные на то государством.

3. Принимаются с соблюдением определенной процедуры.

4. Представляют собой акт-документ.

5. Имеют временные, субъективные и пространственные пределы действия.

6. Содержат юридические нормы, наличие которых делает их нормативными, общеобязательными.

Действуют НПА относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения.

Классификация:

— По юридической силе:

1) Законы—акты, обладающие высшей юридической силой

2) Подзаконные акты—акты, основанные на законах и им не противоречащие.

— По сфере действия:

1) Внешнего действия—охватывают всех субъектов, кому они адресованы: организации и лица, независимо от их трудовой и служебной деятельности.

2) Внутреннего действия—касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства, организации или лиц, проживающих на той или иной территории; такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления.

— По субъектам, издающим НПА:

1) Акты референдума,

2) Органов государственной власти, президента, органов управления, должностных лиц государства,

3) Акты негосударственных организаций.

Существуют акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами. Последний вид НПА принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности.

Совокупность нормативно-правовых актов называется законодательством.

— По территории действия нормативных актов выделяют:

1) Общефедеральное,

2) Региональное.

Общефедеральное российское законодательство представляет собой совокупность:1. законов и иных НПА Федерального собрания. 2. указов президента РФ. 3. НПА правительства РФ.

93. Законотворчество: понятие и основные стадии.

Законотворчество - особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене законов(НПА высшей юридической силы), основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Принципы:

1. Демократизм и гласность - привлечение граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласность - гарантия от бюрократизма, всенародное обсуждение законопроектов при помощи СМИ, референдум.

2. Профессионализм - к законотворчеству должны привлекаться компетентные специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

3. Законность - работа должна осуществляться в рамках закона. Соблюдение правил юридической техники.

4. Научный характер и связь с правоприменительной практикой - тщательный анализ социально-экономической, политической ситуации, потребностей правового регулирования, его целесообразности.

Виды:

— По субъекту:

1) законотворчество государственных органов,

2) «народное» законотворчество—референдум.

Стадии(на примере РФ):

1. Законодательная инициатива - право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет обязательное рассмотрение его парламентом - в форме предложений или готового законопроекта (Ст.104 К-и РФ - право законодательной инициативы: Президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство, представительные органы субъектов РФ + КС, ВС, ВАС по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в ГД. Только при наличии заключения Правительства: о налогах, освобождении от их уплаты, о государственных займах и другие, требующие дополнительных расходов из бюджета.

2. Обсуждение - на заседании ГД.

1-е чтение - вопрос о необходимости принятия, оценка, доклад инициатора, содоклад ответственного комитета, предложения, замечания;

2-е чтение - доклад об итогах рассмотрения, поправки;

3-е чтение - нельзя вносить поправки: можно только принять или не принять).

3. Принятие закона.

ФЗ - большинством голосов в ГД (ФКЗ - 2\3), в течение 5 дней направляется в СФ, который одобряет: > 1\2 или не рассмотрение в течение 14 дней(ФКЗ-не < 3\4). В случае отклонения ФЗ Советом Федерации палаты может создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, затем - повторное рассмотрение в ГД. Если ГД не согласна с СФ, то ФЗ может быть принят, если при повторном голосовании в ранее принятой редакции за него проголосовало не < 2\3 ГД. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансирования, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования в течение 14 дней. На ФЗ Президент имеет права наложить отлагательное вето (преодолевается: не < 2\3 ГД, не < 3\4 СФ). ФКЗ принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в К-и РФ.

4. Введение в действие принятого законодательного акта.

94. Понятие и виды законов.

Закон - принятый в особом порядке НПА, обладающий высшей юридической силой.

Признаки:

1. Специальный круг субъектов, обладающих правом принятия законов (ФС, высшие представительные органы субъектов РФ). В исключительных случаях законы могут приниматься референдумом.

2. Высшая юридическая сила законов по отношению к другим НПА, которые не могут им противоречить.

3. Регулирование отношений, в которых выражаются наиболее важные интересы и потребности общества и личности.

4. Особая процедура принятия.

5. Отмена, изменение или приостановление действия закона возможны лишь путем принятия акта равной с ним юридической силы, т.е. нового закона.

Виды:

— По юридической силе:

1) Конституционные - закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. Это Конституция и законы, вносящие в неё изменения и дополнения, законы, конкретизирующие содержание Конституции. Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, составляющий нормативную базу всего текущего законодательства. Перечень конституционных законов исчерпывающе определен в К-и РФ (о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде и т.д. -14 шт). (принимаются: не < 2\3 ГД, не < 3\4 СФ; у Президента нет права отлагательного вето).

2) Текущие (обыкновенные, ординарные) принимаются на основе и во исполнение Конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны общественной жизни. Особой их разновидностью являются: органические (юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни: основы законодательства, кодексы) и чрезвычайные (принимаются при чрезвычайных обстоятельствах). Принимаются: > 1\2 ГД, > 1\2 СФ.

— По территории действия:

1) Федеральные (обладают верховенством и действуют на всей территории РФ, если приняты по вопросам исключительного ведения РФ и субъектов или их совместного ведения);

2) Региональные (действуют исключительно на территории соответствующего региона. По вопросам исключительной компетенции субъектов РФ их законы обладают большей юридической силой, чем федеральное законодательство).

95. Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов (п\з НПА)

Законы - принимаемые в особом порядке НПА, обладающие высшей юридической силой, а все иные НПА являются подзаконными. Они принимаются на основе и во исполнение закона. Если законы устанавливают первичные, исходные правила юридического регулирования, то п\з акты нужны лишь для их конкретизации и не могут дополнять закон, а тем более ему противоречить. В силу особого характера (высшей юр. силы) законов иные НПА ни при каких условиях не должны ставиться над ними.

Классификация.

— По принявшему органу:

1) акты представительных органов: постановления ГД и СФ, принимаемые по вопросам их компетенции; нормативные постановления представительных органов субъектов РФ;

2) акты органов исполнительной власти: Указы Президента, принятые в пределах его компетенции (обязательны для исполнения на всей территории государства); Постановления Правительства, издаются на основании и во исполнение К-ии, законов и НПА Президента. В случае их противоречия данным актам они м.б. отменены Президентом; Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, гос-х комитетов, ведомств) - нормативные приказы, инструкции. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (губернаторы, правительства, министерства, ведомства, главы местного самоуправления) принимают п\з НПА в форме постановлений, приказов, инструкций.

— По территории действия:

1) Федеральные (обладают верховенством и действуют на всей территории РФ, если они приняты по вопросам исключительного ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов);

2) Региональные (действуют исключительно на территории соответствующего региона (республики, края, области, города, района)). По вопросам исключительной компетенции субъектов РФ их НПА обладают большей юридической силой, чем федеральное законодательство).

— По сфере применения:

1) НПА внешнего действия (распространяются на любых субъектов, к которым они адресованы, вне зависимости от их принадлежности к кругу работников ведомства, издавшего акт);

2) НПА внутреннего действия (или локальные - распространяются только на лиц, входящих в данное ведомство, предприятие, организацию, учреждение).

96. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов (НПА).

На территории РФ применяются только те ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС, которые официально опубликованы. ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом; акты палат ФС - не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные ФС, публикуются одновременно с ФЗ об их ратификации. Официальное опубликование ФКЗ, ФЗ, акта палаты ФС - первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства РФ». ФКЗ, ФЗ направляются на опубликование Президентом, акты палат ФС - председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Варианты вступления НПА в законную силу:

1. Истечение определенного срока после его официального опубликования (ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС, НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования; НПА Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти и организаций, НПА Президента - по истечении 7 дней после их опубликования; иные акты Правительства - со дня их подписания).

2. Начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования (акты глав местной администрации - с момента их опубликования, если иное не определено самим актом).

3. Время вступления НПА в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте.

4. Те НПА, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

97. Систематизация НПА

Систематизация НПА - упорядочение НПА в целях удобства пользования ими на практике.

Виды:

1. Инкорпорация - процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определённом порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма выражения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки НПА: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, содержащие явные противоречия. Юридическая сила актов сохраняется с момента их принятия. Инкорпорация бывает:

— По субъекту:

1) официальная - осуществляется органами, издавшими эти акты; это способ опубликования и переиздания действующих НПА => официальный источник законодательства. 2) Неофициальная - проводится организациями и лицами по их инициативе => не является источником законодательства, формой опубликования НПА.

— По способу:

1) хронологическая - приведение НПА в определенный порядок в процессе их официального опубликования;

2) предметная - последовательность группировки актов определяется содержанием, обусловленным предметом правового регулирования.

2. Кодификация - упорядочение НПА путем их кардинальной переработки и создания нового кодифицированного акта. Его появление приводит правовые нормы к единой юридической силе.

Кодификация бывает

— По масштабу проведения:

1) всеобщая - предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства.

2) отраслевая - объединение нормативного материала какой-то определённой отрасли или подотрасли законодательства.

3) специальная - объединяет нормы определённого правового института либо нескольких правовых институтов.

3.Консолидация - устранение множественности НПА, их унификация и создание в сруктуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определённой последовательности.

98. Юридическая техника: понятие и виды.

Юридическая техника—совокупность средств и приемов, использеумых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации НПА для обеспечения их совершенства.

Юридическая техника охватывает вопросы построения актов, определения терминов, использования формулировок. Юридическая техника складывается из 2 элементов: юридических средств и технических приемов.

Проявления юридической техники:

1) выступает как совокупность средств и приемов нематериального, технического характера.

2) юридическая техника выражается в нормах, в соответствии с которыми она и используется.

3) юридическая техника внешне материализуется в уровне совершенства НПА.

Виды юридической техники:

— По видам НПА, которые обслуживаются данной юридической техникой:

1) законодательная (правотворческая); главные средства: нормативное построение, системное построение, юридические конструкции, отраслевая типизация.

2) техника индивидуальных актов; свойства: типизация (составление актов по образцам)

— По содержанию юридической техники:

1) средства и приемы—юридическое выражение воли законодателя;

2) средства и приемы словесно-документального изложения содержания актов.

Другой вариант ответа. Определение. Юридическая техника - совокупность правил и приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета. При определении данного понятия необходимо исходить из того, что юридическая техника явля­ется созданным на практике рабочим инструментом правотворчества.

Значение юридической техники. Юридическая техника позволяет:

- увеличить эффективность правового регулирования,

- усовершенствовать правовую систему в целом,

- совершенствовать язык правовых актов.

Признаки юридической техники:

1) это технические средства и приемы;

2) они выражены в правилах, нормах;

3) направлены на совершенствование правового материала;

4) материализуются в уровне совершенства правовых актов в качестве формы права.

Цели законодательной (нормотворческой) техники:

1) рационально урегулировать общественные отношения;

2) сделать нормативные акты понятными для лиц, которым они адресованы;

3) обеспечить единообразие (унифицированность) юридических документов.

Представляется, что юридическую технику не следует включать в понятие правотворчества. Она является важнейшим средством его обеспечения и не выступает в качестве составного элемента право­творческого процесса.

Виды юридической техники. Наиболее распространенной клас­сификацией юридической техники является деление ее по видам пра­вовых актов. На этом основании выделяют:

- законодательную (правотворческую) технику,

- технику индивидуальных актов (правореализационную).

В теории права называются и другие виды юридической техники:

- технику систематизации нормативных актов (В.Н. Карташов, А.Ф. Черданцев);

- интерпретационную технику (А.Ф. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик);

- технику учета нормативных актов (А.Ф. Черданцев);

- судебную, следственную, прокурорскую и т. п. (В.Н. Карташов).

Техника индивидуальных актов изучается в конкретных дисци­плинах (гражданском праве, процессуальном праве и т. д.). Для общей теории государства и права решающее значение имеет законодатель­ная техника.

99. Действие норм права во времени.

Пределы действия нормативного юридического акта урегулированы в специальных нормах-оперативных и коллизионных. Действие юридических норм во времени характеризуется двумя основными моментами: вступлением в силу и утратой им юридической силы.

Способы вступления в силу НПА:

1) в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

2) в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа ("с момента подписания", "с момента опубликования" и т.д.);

3) в результате применения общих правил (по истечении 10-ти дней с момента опубликования).

Утрата НА юридической силы происходит в результате следующих обстоятельств:

1) истечения срока, если акт был издан на определённый срок.

2) прямой отмены данного акта другим.

3) замены—ранее действующие юридические нормы утрачивают силу со дня введения в действие нового акта.

4) устаревание юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию.

Существуют 3 типа действия:

1) Перспективное - новая норма регулирует только те общественные отношения, которые возникли после момента вступления нормы в силу. Если общественное отношение возникло раньше, то оно не подлежит регулированию новой нормой.

2) Немедленное действие НА—НА приводит к возникновению юридических последствий только в связи с фактами, которые возникли после вступления его в силу.

3) Обратная сила НА—распространение действия нового акта на факты и правовые последствия, которые возникли до введения его в действие. Простая обратная сила—распранение нового НА на факты прошлого, в силу окончательные юридические последствия еще не наступили. Ревизионная обратная сила—распранение нового НА на факты, по которым окончательные юридические последствия наступили.

4) Сохранение действия НА(ультрадействие)—утративший юридическую силу НА в какой-то мере продолжает действовать. Применяется, когда необходимо учитывать интересы лиц, вступивших в правоотношение до издания нового НА.

100. Действие норм права в пространстве и по кругу лиц.

Действие НА в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториальных принципов. В соответствии с началами государственного суверенитета действие НА этого государства на его территории безраздельно и исключительно.

Государственной территорией признается часть земного шара, на которую распространяется политическое и юридическое верховенство данного государства.

Нужно различать акты, действующие

1) на всей территории государства;

2) на определенной ее части (пространственно ограниченные нормы: НА субьектов РФ, МСУ).

Правило: НА распраняются на всех лиц в пределах территориальной сферы своего действия. Пространственно ограниченные акты распространяются только на лиц, находящихся в границах данного участка территории. Исключение: граждане РФ должны подчиняться НА РФ и за пределами ее территории, некоторые НА распраняются только на определенную категорию граждан(военные). Исключение из общего правила, когда действие НПА по кругу лиц не совпадает с их действием по территории: лица, наделенные правом экстерриториальности. Существуют особенности действия НА в отношении иностранцев и лиц без гражданства­—некоторые акты на них не распространяются.

Правила экстерриториального действия применяются к посольствам, машинам послов, военным кораблям государства—там действуют законы «флага» государства, где бы они не находились.

101. Коллизии юридическх норм: понятие, виды, правила разрешения.

Коллизии юридических норм (противоречие) – ситуации, возникающие в связи с конкуренцией или противоречием норм друг другу.

Юридические коллизии мешают нормальной работе правовой системы, неудобства в правоприменительной деятельности. Юридические коллизии—расхождение или противоречие между отдельными НПА, регулирующими одни либо смежные общественные отношения, противоречия, возникающие в процессе правоприменения.

Причины юридических коллизий обьективные—изменчивость общественных отношений, субьективные—зависят от воли и сознания людей.

Виды юридических коллизий:

1) коллизии между НПА или отдельными правовыми нормами,

2) коллизии в правотворчестве,

3) в правоприменении,

4) коллизии полномочий и статусов гос. органов.

Коллизии между законами и подзаконными актами—разрешаются в пользу законов с высшей юридической силой; между Конституцией и иными актами—в пользу К-и. Между общефедеральными актами и актами субъектов РФ. Приоритет имеют общефедеральные. Несоответствие Конституции РФ и Федерального договора—за Конституцией РФ.

Правила при наличии коллизий:

- если противоречат друг другу акты одного органа, то применяется изданный последним;

- если акты изданы одновременно, то прменяется акт с более высокой юридической силой;

- если расходятся общий и специальный акты одного уровня, то применяется специальный, если разного уровня, то общий.

Способы разрешения коллизий: толкование, принятие нового акта, отмена старого, внесение изменений или уточнений в действующие, судебное, административное, арбитражное рассмотрение, систематизация законодательства, переговорный процесс создание согласительных комиссий, конституционное правосудие. К-я РФ предусматривает право Президента приостанавливать действие актов исполнительной власти до решения вопроса судом. Т.о. пртиворечие можно снять путем издания новых «коллизионных» норм.

102. Реализация норм права:понятие и формы.

Реализация права—это воплощение юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субьектов общественных отношений.

Реализация права связана только с правомерным поведением, т.е. таким, которое соответствует правовым предписаниям, которое может выражаться в действии и бездействии. Правовые нормы реализуются в различных формах, т.к.общественные отношения, регулируемые правом разнообразны, наличие различных




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.076 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7