Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям



2015-12-06 590 Обсуждений (0)
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинар, практическое занятие как форма учебного процесса предоставляет широкие возможности для решения познавательных и воспитательных задач. Семинар, практическое занятие как одна из активных форм обучения требует от студента глубокой самостоятельной подготовки по вопросам, предлагаемым для обсуждения на семинаре, практическом занятии.

Тематика семинарских и практических занятий соответствует разделам и темам программы. Основой для подготовки к семинарским и практическим занятиям служит план семинарского и практического занятия, содержащий выносимые на обсуждение вопросы и рекомендуемую для подготовки литературу.

При подготовке к семинарскому и практическому занятию студент должен ознакомиться с конспектом лекции на заданную тему и соответствующим разделом базового учебника. Для подготовки развернутых ответов по поставленным вопросам необходимо использовать дополнительную литературу, целесообразно использовать и электронные ресурсы.

По ряду тем дисциплины в качестве вопросов, рассматриваемых на семинарских и практических занятиях, могут быть выбраны из программы и такие, которые не получили детального освещения в лекционном курсе. В этом случае студентам необходимо обратить внимание на самостоятельную проработку литературы по данным вопросам, которая приведена к семинарскому и практическому занятию.

Рекомендуется следующий алгоритмподготовки к семинару и практическому занятию.

1. Внимательное изучение плана и выносимых на обсуждение вопросов семинарского и практического занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя.

2. Изучение программы дисциплины с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме.

3. Изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам семинарского и практического занятия.

4. Изучение вопросов темы по основному учебнику.

5.Изучение дополнительной литературы, поиск электронных ресурсов, соответствующих вопросам семинара.

В итоге у студента должен быть развернутый план выступления по каждому вопросу семинарского и практического занятия.

Контрольная работа

Учебной программой дисциплины предусмотрены аудиторные контрольные работы, которые должны быть выполнены на семинарском (практическом) занятии в соответствии с заданием, выданным студенту преподавателем кафедры.

В рецензии на контрольную работу дается оценка выполнения работы, а также указывается, что студенту необходимо дополнительно сделать в контрольной работе (исправить неточности, ошибки или дополнить).

Контрольная работа принимается и оценивается в том случае, если задание выполнено полностью и правильно. Если в работе имеются отдельные неточности и ошибки, студенту может быть поставлена оценка «удовлетворительно», но указано, что к экзамену он должен исправить ошибки и неточности. Если в работе имеются грубые ошибки, которые привели к неверным результатам, работа не засчитывается и возвращается студенту на исправление.

Примерные темыконтрольных работ

- Основные теории происхождения государства и права.

- Материалистическая теория.

- Договорная теория.

- Психологическая теория.

- Теория насилия.

- Формационный подход к типологии государств.

- Форма государства и ее составные элементы.

- Форма правления.

- Форма территориально-политического устройства.

- Функции государства и организационно-правовые формы их осуществления.

- Понятие и признаки гражданского общества.

- Понятие и признаки правового государства.

- Формы и источники права.

- Понятие правоотношения и его признаки.

- Поведения людей как объект правоотношения.

- Понятие правосубъектности.

- Понятие объективного и субъективного права.

- Юридическая презумпция.

- Объективное право, субъективное право.

- Понятие прав человека и прав гражданина.

- Правовой статус гражданина.

- Правовой статус гражданина и фактическое положение человека в обществе и государстве.

- Понятие законности.

- Принципы законности.

- Понятие правопорядка и его признаки.

- Правопорядок и общественный порядок.

- Законность и свобода, правопорядок и демократия.

Вопросы для подготовки к зачёту.

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет и метод теории государства и права.

2. Место теории государства и права в системе юридических наук.

3. Общая характеристика теологической теории происхождения государства и права.

4. Общая характеристика патриархальной теории происхождения государства.

5. Общая характеристика договорной теории происхождения государства.

6. Теория насилия о происхождении государства.

7. Ирригационная теория о происхождении государства.

8. Общая характеристика органической теории происхождения государства.

9. Общая характеристика психологической теории происхождения государства и права.

10. Классовая теория происхождения государства и права.

11. Историческая школа права.

12. Понятия и признаки государства.

13. Исторические типы государства – общая характеристика.

14. Общая характеристика формационного подхода к классификации типов государства.

15. Общая характеристика цивилизационного подхода к классификации типов государства.

16. Сущность и социальное назначение государства.

17. Понятие формы государства и ее элементы.

18. Форма правления: понятие и виды.

19. Понятие и виды монархии как формы правления.

20. Монархическая форма правления в современном мире: тенденции развития.

21. Понятие и виды республиканской формы правления.

22. Форма государственного устройства: понятие и виды.

23. Федеративное государство и его особенности.

24. Политико-правовой режим: понятие и виды.

25. Понятие и общая характеристика функций государства.

26. Понятие и структура механизма государства.

27. Понятие и структура гражданского общества.

28. Понятие и структура политической системы общества.

29. Роль государства в политической системе общества.

30. Политические партии и общественные организации в политической системе общества.

31. Понятие и основные признаки правового государства.

32. Особенности российской правовой системы.

33. Социальное государство.

34. Понятие и признаки права.

35. Принципы права

36. Функции права.

37. Понятие и виды (форм) источников права.

38. Закон как источник (форма) права.

39. Судебный прецедент как источник (форма) права.

40. Публичное и частное право.

41. Нормативистский тип правопонимания.

42. Социологический тип правопонимания.

43. Естественно-правовой тип правопонимания.

44. Либертарно-юридический тип правопонимания.

45. Типология правовых семей.

46. Общая характеристика романо-германской правовой семьи.

47. Общая характеристика англо-американской правовой семьи.

48. Общая характеристика мусульманской правовой семьи.

49. Понятие и структура правосознания.

50. Понятие, формы и методы правового воспитания.

Методические рекомендации по подготовке к зачету

Зачет в 1-м семестре является формой итогового контроля знаний и умений студентов по данной дисциплине, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к учебно-методическому материалу и закрепляют промежуточные знания.

Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:

- самостоятельная работа в течение семестра;

- непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;

- подготовка к ответу на вопросы к зачету.

При подготовке к зачету студентам целесообразно использовать материалы лекций, учебно-методические комплексы, нормативные документы, основную и дополнительную литературу.

На зачет выносится материал в объеме, предусмотренном рабочей программой учебной дисциплины за семестр. Зачет проводится в устной форме.

Ведущий данную дисциплину преподаватель составляет зачетные билеты, которые утверждаются на заседании кафедры и включают в себя два вопроса. Формулировка вопросов совпадает с формулировкой перечня зачетных вопросов, доведенного до сведения студентов накануне зачетной сессии. Содержание вопросов одного билета относится к различным разделам программы с тем, чтобы более полно охватить материал учебной дисциплины.

В аудитории, где проводится устный зачет, должно одновременно находиться не более шести студентов на одного преподавателя, принимающего зачет.

На подготовку к ответу на билет на зачете отводится 20 минут.

Результат устного зачета выражается оценками «зачтено» и «не зачтено», дифференцированного устного зачета - оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Для прохождения зачета студенту необходимо иметь при себе зачетную книжку и письменные принадлежности.

Зачет принимает преподаватель, читавший учебную дисциплину в данном учебном потоке (группе). Допускается участие в приеме зачета других преподавателей по указанию заведующего кафедрой.

За нарушение дисциплины и порядка студенты могут быть удалены с зачета.

Вопросы для подготовки к экзамену.

  1. Предмет и методология теории государства и права.
  2. Функции теории государства и права.
  3. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.
  4. Первобытное общество: общая характеристика социально-экономической организации и власти.
  5. Причины и общие закономерности возникновения государства.
  6. Классические формы возникновения государств в Европе.
  7. Восточный (азиатский) путь возникновения государств.
  8. Теории происхождения государства: общая характеристика.
  9. Договорная теория происхождения государства.
  10. Диалектико-материалистическая теория происхождения и сущности государства.
  11. Органическая теория происхождения государства.
  12. Теологическая теория происхождения и сущности государства.
  13. Теория насилия о происхождении и сущности государства.
  14. Психологическая теория происхождения государства.
  15. Понятие и сущность государства.
  16. Государственная власть: понятие и характеристика.
  17. Основные признаки государства.
  18. Государственный суверенитет: понятие и сущность.
  19. Типология государств: понятие и основные подходы.
  20. Формационный подход к типологии государств.
  21. Цивилизационный подход к типологии государств.
  22. Форма государства: понятие и элементы.
  23. Форма государственного правления: понятие и виды.
  24. Республика как форма правления. Виды республик.
  25. Монархия как форма правления. Виды монархий.
  26. Форма государственного устройства: понятие и виды.
  27. Федерация как форма государственного устройства.
  28. Политический режим: понятие и виды.
  29. Понятие и признаки демократического государственно-правового режима.
  30. Понятие, признаки и виды недемократических государственно-правовых режимов.
  31. Советское социалистическое государство как исторический тип и форма государства.
  32. Соотношение типа и формы государства.
  33. Функции государства: понятие и классификация.
  34. Механизм государства. Понятие и структура.
  35. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  36. Принцип разделения властей: теория и практика.
  37. Политическая система общества: понятие и структура. Место и роль государства и права в политической системе общества.
  38. Государство и гражданское общество: проблемы соотношения.
  39. Социальное государство: понятие, предпосылки формирования и функционирования.
  40. Модели социальной государственности.
  41. Государство и церковь: формы взаимоотношений.
  42. Государство, этнос, нация: соотношение и взаимосвязь.
  43. Государство и личность: взаимосвязь и взаимодействие
  44. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
  45. Общая характеристика правил поведения догосударственного периода: табуитет, мораль, обычное право.
  46. Общие закономерности процесса возникновения права.
  47. Сущность и социальная природа права: многообразие подходов к пониманию.
  48. Юридический позитивизм о сущности и социальной природе права.
  49. Нормативистская школа права
  50. Теория естественного права.
  51. Социологическая школа права
  52. Диалектико-материалистическая школа права
  53. Историческая школа права.
  54. Психологическая школа права.
  55. Право и закон: проблемы соотношения.
  56. Типы права.
  57. Функции права: понятие и классификация.
  58. Право в системе социальных норм.
  59. Право и мораль: проблемы соотношения и взаимодействия.
  60. Норма права: понятие и структура.
  61. Классификация правовых норм.
  62. Система права. Публичное и частное право.
  63. Отрасли и институты права. Понятие и виды в Российской Федерации.
  64. Источники права: понятие и виды.
  65. Нормативно-правовые акты: понятие и классификация.
  66. Закон как источник права: понятие, признаки, виды.
  67. Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие и виды в Российской Федерации.
  68. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  69. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
  70. Законотворчество: понятие и стадии.
  71. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.
  72. Механизм правового регулирования: понятие и структура.
  73. Реализация права: понятие и формы.
  74. Применение права как форма его реализации.
  75. Пробелы в праве: понятие, виды, способы преодоления.
  76. Аналогия закона и аналогия права.
  77. Толкование права: понятие, виды.
  78. Способы толкования права.
  79. Акты толкования права: понятие и виды.
  80. Правоотношение: понятие и виды.
  81. Структура правоотношения.
  82. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность.
  83. Юридические факты: понятие и классификация.
  84. Правонарушения: понятие и виды.
  85. Юридический состав правонарушения.
  86. Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды.
  87. Правосознание: понятие, структура и виды.
  88. Правовая культура: понятие и структура.
  89. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
  90. Понятие и принципы законности. Гарантии законности.
  91. Правопорядок: проблемы понимания.
  92. Соотношение права и политики.
  93. Соотношение права и экономики.
  94. Правовое государство: теория и практика.
  95. Права человека: понятие и классификация.
  96. Правовая система: понятие и структура.
  97. Правовые семьи: понятие и виды.
  98. Англосаксонская правовая семья.
  99. Романо-германская правовая семья.
  100. Мусульманская правовая семья.

Краткие методические указания по подготовке к экзамену.

На экзамен (II семестр) выносится материал в объеме, предусмотренном рабочей программой учебной дисциплины. Экзамен проводится в устной форме.

Формулировка вопросов совпадает с формулировкой перечня вопросов, доведенного до сведения студентов накануне экзамена. Содержание вопросов относится к различным разделам программы с целью более полно раскрытия материала учебной дисциплины.

Как правило, экзамен принимает лектор, читавший учебную дисциплину в данном учебном потоке (группе). Допускается участие в приеме экзамена других преподавателей по указанию заведующего кафедрой. В аудитории, где проводится экзамен, должно одновременно находиться не более шести студентов на одного преподавателя, принимающего экзамен.

За нарушение дисциплины студенты могут быть удалены с экзамена.

Оценка знаний на экзамене предполагает дифференцированный подход к студенту, учету его индивидуальных способностей, степень усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, знаний курса, умения делать доказательные выводы и обобщения.

Оценивается не только глубина знаний дисциплины, но и умение использовать в ответе практический материал, прежде всего связанный с профессиональной подготовкой студента.

Учитывается посещаемость студентом лекционных и семинарских занятий, активность участия на семинарских занятиях; умение использовать в ответе при экзамене практический материал.

С целью уточнения оценки преподаватель может задать не более одного-двух дополнительных вопросов, не выходящих за рамки требований рабочей программы. Под дополнительным вопросом подразумевается вопрос, связанный с тематикой вопросов экзамена. Дополнительный вопрос, также как и основные вопросы, требует развернутого ответа. Кроме того, преподаватель может задать ряд уточняющих и наводящих вопросов. Число уточняющих и наводящих вопросов не ограничено.

 



2015-12-06 590 Обсуждений (0)
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)