Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБ-ВА



2015-12-06 868 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБ-ВА 0.00 из 5.00 0 оценок




СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

 

ЛЕКЦИЯ 20. Социальные группы, социальная стратификация,

социальная мобильность; социальный статус;

Социальная роль.

Социальная сфера общества включает в себя отношения между различными социальными

общностями и группами.

 

Социальная структура общества это внутреннее устройство общества, совокупность социальных

групп.

 

Ключевой элемент социальной структуры общества – социальная группа.

Социальная группа - совокупность индивидов (от двух-до миллионов), имеющая общий

Социальный признак (пол, возраст, национальность, профессия, увлечение,

стиль одежды, место жительства…).

 

Виды социальных групп:

1. По численности:

-малые (от 2 до 30 человек, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой (семья, класс, друзья).

-большие (многочисленная совокупность людей; горожане, студенты, россияне..)

 

2. По способу организации:

-формальные – объединения людей, которые строятся на основе официальных документов

( школьный класс, спортивная команда).

-неформальные -возникают на основе общности интересов, ценностей, личных симпатий

(фанаты спортивных команд, поклонники артистов).

 

3. По факту существования:

-реальные (группы, критерием выделения которых служат осознаваемые людьми, признак

признаки- пол, национальность, профессия…)

-номинальные (искусственно сконструированные, существующие для статистического учета

пасажиры самолета..)

 

Различные социальные группы занимают разное положение в обществе.

Социальная дифференциация(лат. «differentia» - различие) – это разделение общества на различные

Социальные группы, которые занимают определенное положение.

( например, профессиональная дифференциация: учителя, врачи;

половая дифференциация: мужчины, женщины….).

 

Изучение социальной структуры общества под углом зрения социального неравенства велось с самого начала развития социологии. Здесь можно упомянуть имя Карла Маркса с его теорией о непримиримых классах эксплуататоров и эксплуатируемых.

G Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) после эмиграции из России в 1922 г. стал основателем американской школы социологии и автором теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация– то же самое, что социальное расслоение; это иерархическое

расположение социальных слоев в обществе.

Понятие «стратификация» («stratum» - слой) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение слоев различных пород по вертикали. Каждый пласт состоит из однородных элементов.

Также и стратасоциальный слой людей, имеющих сходные признаки по доходам,

власти, образованию и престижу. Это критерии стратификации.

 

Исторически известны четыре основных типа социальной стратификации:

рабство, касты, сословия и классы (К.Маркс в качестве критерия деления общества на классы предлагал обладание собственностью и уровень доходов; согласно классовому подходу в каждом определенном историческом периоде выделяются свои основные классы: «рабы и рабовладельцы»; «феодалы и зависимые крестьяне»; «буржуазия и пролетариат»).

 

Сегодня существует много вариантов стратификационного деления общества.

В стратификационной структуре современного российского общества выделяют четыре основных слоя.

 

1) ВЕРХНИЙ (6% занятого населения) – элитные группы, занимающие ключевые позиции в системе

управления, экономических, силовых структурах. Это самый

образованный слой ( политики, банкиры, предприниматели,

видные деятели науки и культуры…)

Уровень доходов этого слоя в 17 и более раз превышает доходы

нижнего слоя.

 

2) СРЕДНИЙ (16% занятого населения)- мелкие и средние предприниматели, менеджеры небольших

предприятий, фермеры, наиболее квалифицированные рабочие

Почти 60% заняты в негосударственном секторе. Уровень

образования значительно выше чем в среднем по стране.

 

3) БАЗОВЫЙ (66 %) - лица, занятые преимущественно в государственном секторе

экономики (рабочие, значительная часть интеллигенции,

военнослужащие, основная часть крестьянства).

Только 25% имеют высшее образование.

Уровень жизни и прежде невысокий снижается.

 

4) НИЖНИЙ (10%) - лица, обладающие наименьшим профессиональным и

трудовым потенциалом ( уборщики, лифтеры, вахтеры,

подсобные рабочие…)

Две третьих этого слоя женщины. Характерен чрезвычайно

низкий уровень жизни.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБ-ВА

- социальная поляризация (большой разрыв между бедными и богатыми).

-падение социального статуса интеллектуального труда

-усложнение социальной структуры общества

-маргинализация общества

-размывание интеллигенции (уход из сферы умственного труда или «утечка мозгов»)

 

Между стратами существует социальное неравенство, которое преодолеть невозможно. Главный способ ослабления социальной напряженности – возможность перемещения из одной страты в другую.

Социальный статус-положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профессией, происхождением и.т.д.

 

Виды статусов:

Статусы приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:

-предписанные (даны человеку от рождения-пол, возраст, раса, национальность, происхождение)

-приобретенные (достигнутые; человек их приобретает в процессе жизнедеятельности -

профессия, семейное положение, должность..)

-смешанные ( обладают признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по

желанию человека : инвалид, беженец, безработный)

 

Статусы, определяемые влиянием на жизнь индивида:

-основной (определяет главное в жизни человека, наиболее характерный для человека, с которым его

отождествляют другие люди или он сам; чаще всего этот статус связан с основным

местом работы-инженер, профессор, адвокат).

-неосновной (влияет на детали поведение).

 

В примитивном обществе было мало статусов: вождь, мужчина, женщина, муж, жена, охотник…

В современном же обществе только профессиональных статусов около 40 000, семейно-брачно-

родственных около 200 (сноха, кузина …)

 

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.

Поскольку социальный статус отражает уровень оценки положения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с понятиями «престиж» и «авторитет».

Престижоценка обществом значимости тех или иных позиций человека.

Авторитет- степень признания личных и деловых качеств.

 

От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру поведения, достаточно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведения ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оценивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением о том, как следует поступать, держаться, одеваться человеку данного социального положения.

Социальная роль– модель поведения, ориентированная на данный статус.

Ролевой набор - совокупность ролей, выполняемых человеком.

Ролевой конфликт –ситуация, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями двух или более ролей(например, профессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей приходится выполнять роль матери, жены, которые, в свою очередь, предполагают широкий круг обязанностей.



2015-12-06 868 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБ-ВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБ-ВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (868)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)