Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа в группах. Задания учащимся



2015-12-06 372 Обсуждений (0)
Работа в группах. Задания учащимся 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин — автор удивительных стихотворений о любви. Подавляющее большинство любовных произведений поэта — не просто отвлеченные рассуждения о прекрасном чувстве. Они

созданы под влиянием любовных переживаний, вызванных прекрасными женщинами, либо обращены к конкретным адресатам. Прослушаем сообщения о женщинах, ставших музами Пушкина, благодаря которым родились многие бессмертные строки о любви.

Сообщения учащихся

Муз ы Пушкина . М. Н. Раевская (Волконская)

Мария Николаевна Раевская (1807—1863) была дочерью русского полководца, генерала,

героя Отечественной войны 1812 года Николая Николаевича Раевского. Сын генерала (тоже

Николай) учился с Пушкиным в Лицее, так что поэт знал всю семью Раевского с юных лет.

Во время Южной ссылки власти позволили Пушкину совершить с Раевскими путешествие

на Кавказ и в Крым. В поездку кроме генерала отправились его прелестные дочери, Софья

и Мария. Марии тогда было 15 лет. Чувство к ней Пушкина вряд ли можно назвать глубокой

любовью и привязанностью. Скорее это было восторженное восхищение, любование еще по-

лудетской грациозностью и шаловливостью девушки. На закате своей жизни Мария Николаевна,

умудренная опытом, справедливо отметила: «Как поэт, он [Пушкин] считал своим долгом быть

влюбленным во всех хорошеньких женщин и девушек, с которыми он встречался… В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию все, что видел».

Черты Марии отразились в образе черкешенки в поэме «Кавказский пленник», ей адресовано посвящение к поэме «Полтава», о ней поэт думал, когда писал элегию «Редеет облаков

летучая гряда…».

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил, уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и тёмный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень —

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

Судьба у Марии Николаевны была сложная, трудная. В октябре 1824 года А. С. Пушкин по-

лучил письмо от своего давнего знакомца — военного Сергея Григорьевича Волконского. «Имев

опыты вашей ко мне дружбы,— писал Волконский,— и уверен будучи, что всякое доброе

о мне известие будет вам приятным, уведомляю вас о помолвке моей с Марией Николаевною

Раевскою — не буду вам говорить о моем счастии, будущая моя жена вам известна».

Свадьба Раевской и Волконского состоялась в январе 1825 года. В конце года декабрист

Волконский участвовал в восстании на Сенатской площади и был за это приговорен к ссылке

в Сибирь. Хотя Мария вышла за Сергея Григорьевича по настоянию отца и за месяцы брака

не успела с ним сблизиться (супруги редко виделись из-за службы Волконского), она при-

няла решение последовать за ним на каторгу. Бедной женщине не разрешили взять с собой

новорожденного сына, и она вынуждена была оставить младенца у сестры мужа. До сих пор

все, кто знакомится с историей декабристов, чувствуют благоговейное изумление перед под-

вигом молодой женщины, выросшей в атмосфере столичного большого света, но отказавшейся

от блеска и роскоши, от радостей общения с друзьями и родными и бросившейся в далекую

Сибирь, чтобы разделить с мужем его участь.

Муз ы Пушкина . А. П. Керн

Анна Петровна Керн (урожденная Полторацкая, 1800—1879) родилась в семье полтав-

ского помещика и крупного сановника. В 17 лет юная красавица по воле родителей вышла

замуж за 52-летнего генерала Ермолая Федоровича Керна. В своем дневнике несчастная Анна

писала о муже: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу

прямо — я почти ненавижу его». Муж по службе постоянно переезжал из города в город,

и Анна покорно следовала за ним. В 1819 году она оказалась в Петербурге и однажды по-

пала в дом своей тетки Е. М. Олениной, где собралось веселое общество. Среди гостей был

и А. С. Пушкин. Красота и обаяние Анны очаровали поэта, все время он шутил с ней, а при

расставании не спускал с нее глаз. Затем какое-то время поэт и Керн не виделись (в этот

период Анна ушла от мужа и приобрела репутацию легкомысленной кокетки из-за много-

численных романов).

Летом 1825 года Керн приехала к тетушке в село Тригорское, находившееся по соседству

с Михайловским, где безвыездно жил Пушкин. Александр Сергеевич и Анна Петровна вновь

встретились, и опять красота Керн пробудила у поэта влюбленность в эту женщину. Он посвятил

ей стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», которое вошло в сокровищницу мировой

любовной лирики.

После встречи в Тригорском поэт и Керн переписывались, но после женитьбы Пушкина

их общение прекратилось. Однако Анна Петровна поддерживала теплые отношения с родите-

лями поэта — Надеждой Осиповной и Сергеем Львовичем).

В 36 лет Анна впервые в жизни по-настоящему полюбила — 16-летнего кадета Первого

Петербургского кадетского корпуса Сашу Маркова-Виноградского. Молодой человек приходился

ей троюродным братом. Анна Петровна и Саша стали жить вместе, ради семейной жизни Керн

прекратила появляться в обществе. В 1842 году они вступили в официальный брак. Их союз

оставался крепким до самой их смерти. Супруги скончались в один год с разницей в четыре

месяца.

Муз ы Пушкина . А. А. Оленина

Анна Алексеевна Оленина (1808—1888) родилась в семье президента Академии худо-

жеств и директора Публичной библиотеки. Оленины всегда были гостеприимны и хлебосольны,

их дом стал центром литературной и художественной жизни Петербурга. Знакомство Пушкина

с этой семьей и еще маленькой Аней произошло в конце 1810-х годов. Но сближение поэта

и Олениной пришлось на 1827 год: к тому времени Александр Сергеевич вернулся из Северной

ссылки.

Анна покорила Пушкина своим блестящим талантом рассказчицы, музыкальным даро-

ванием, отличным образованием. Последним, по ее собственному признанию, она обязана

отцу: «Батюшке я сама во многом обязана, от его истинного глубокого знания и мне кое-что

перепало. В его разговорах, выборе для меня книг и в кругу незабвенных наших великих со-

временников: Карамзина, Блудова, Крылова, Гнедича, Пушкина, Брюллова, Батюшкова, Глинки,

Мицкевича, Уткина, Щедрина и прочих почерпала я все, что было в то время лучшего»,—

писала Оленина. Конечно, привлекала Александра Сергеевича и редкая красота Анны. Была

она небольшого роста, миниатюрна, с золотисто-русыми кудрями и необыкновенно живыми

глазами. Их Пушкин воспел в стихотворении 1828 года «Ее глаза»:

Она мила — скажу меж нами —

Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Её черкесские глаза,

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей;

Но, сам признайся, то ли дело

Глаза Олениной моей!

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты!..

Потупит их с улыбкой Леля —

В них скромных граций торжество;

Поднимет — ангел Рафаэля

Так созерцает божество.

Оленина также стала адресатом других произведений поэта: «Ты и Вы», «Не пой, красавица,

при мне», «Я вас любил…».

В свою очередь Анна записывала свои впечатления о Пушкине в свой «Дневник». В нем

она назвала Пушкина «самым интересным человеком своего времени», так оценила его

душевные качества и внешность: «Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его

привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба

и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых, или, лучше сказать, сте-

клянных, глазах его.

Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и при-

бавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост,

жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью, странность

нрава, природного и принужденного, и неограниченное самолюбие — вот все достоинства

телесные и душевные, которые свет придавал русскому поэту XIX столетия».

Несмотря на довольно резкую оценку поведению и внешности Пушкина, Анне льстили его

ухаживания, она принимала их благосклонно. И в 1829 году поэт решил попросить ее руки.

Однако Оленины отказали ему. По-видимому, это произошло по двум причинам: из-за опаль-

ного положения Пушкина, всего несколько лет назад отбывшего ссылку, и его многочисленных

увлечений женщинами (в частности, А. П. Керн, приходившейся племянницей матери Анны).

После отказа Анна еще долго не выходила замуж, хотя слыла одной из первых краса-

виц страны. В брак она вступила поздно по меркам своего времени, в 32 года, уже после

смерти Пушкина. Ее избранником стал офицер лейб-гвардии Гусарского полка Ф. А. Андро

де Ланжерон.

Муз ы Пушкина . Е. К. Воронцова

Елизавета Ксаверьевна Воронцова (1792—1880) была младшим ребенком польского маг-

ната графа Браницкого. У нее множество титулов и званий: светлейшая княгиня, статс-дама,

почетная попечительница при управлении женскими учебными заведениями, фрейлина, ка-

валерственная дама ордена Св. Екатерины.

В 27 лет Елизавета Ксаверьевна вышла замуж за графа Михаила Семеновича Воронцова,

которого назначили генерал-губернатором Новороссийского края. Чета Воронцовых долгое

время жила в Одессе, где отбывал ссылку Пушкин. Вокруг Воронцовых сложилось аристокра-

тическое общество, графиня Елизавета Ксаверьевна организовывала самые утонченные балы

в городе. К слову, она была прекрасным музыкантом, считалась одной из первых в России

исполнительниц на органе. Воронцова пользовалась успехом у мужчин и всегда была окру-

жена поклонниками, к числу которых примкнул Пушкин. В его рукописях сохранилось более

30 рисунков с ее изображением.

Елизавета Ксаверьевна не отличалась идеальной красотой, ее привлекательность, по сви-

детельству современников, заключалась в другом: «Ей было уже за тридцать лет, а она имела

все право казаться молоденькою… Со врожденным легкомыслием и кокетством желала она

нравиться, и никто лучше ее в том не успевал. Молода она была душой, молода и наружно-

стью. В ней не было того, что называется красотою; но быстрый, нежный взгляд ее миленьких

небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, которой подобной я не видел, казалось, так

и призывает поцелуй».

А. С. Пушкин посвятил Воронцовой стихи «Сожженное письмо», «Ангел», «В последний раз

твой образ милый…», «Храни меня, мой талисман», «Желание славы», «Ненастный день по-

тух…». Одно из названных произведений звучит так:

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой;

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла…

Всё мрачную тоску на душу мне наводит.

Дале ко, там, луна в сиянии восходит;

Там воздух напое н вечерней теплотой;

Там море движется роскошной пеленой

Под голубыми небесами…

Вот время: по горе теперь идет она

К брегам, потопленным шумящими волнами;

Там, под заветными скалами,

Теперь она сидит печальна и одна…

Одна… никто пред ней не плачет, не тоскует;

Никто ее колен в забвенье не целует;

Одна… ничьим устам она не предает

Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.

Чувство, которое питал Пушкин к Воронцовой, было очень целомудренно, да и серьезно

только с его стороны. Однако влюбленность поэта, видимо, вызвала неудовольствие графа

Воронцова, и он способствовал тому, чтобы Александра Сергеевича удалили из Одессы и от-

правили в Северную ссылку.

Биограф поэта П. И. Бертенев, знавший Воронцову лично, писал, что она до старости со-

хранила теплые воспоминания о Пушкине и ежедневно читала его сочинения. С ним у нее

соединялись воспоминания о молодости.

II. Мотивация учебной деятельности

Познакомившись с адресатами любовной лирики Пушкина,

рассмотрим, как в конкретных стихотворениях поэта раскрывается тема

высокого чувства.

III. Восприятие нового матери ала

Вопросы к учащимся

1. Вспомните известные вам стихотворения о любви разных поэтов.

Какой в них изображается любовь?

2. Какие мотивы звучат в любовной лирике разных поэтов?

У русского поэта Б. В. Заходера есть такие строки:

Не бывает любви несчастной.

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной,

Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любовь не бывает,

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит,

Тот счастливой любви не стоит…

3. Согласны ли вы с мнением поэта, что не бывает любви несчастной?

Аргументируйте ответ.

Анализ произведения. Вопросы к учащимся

1. Выразительно продекламируйте стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил…». Каким предстает чувство любви в произведении — светлым, неразделенным, каким-либо иным (предложите ваш вариант)?

2. Кому из пушкинских муз адресовано произведение?

3. Что переживает лирический герой произведения?

4. Как бы вы определили жанр стихотворения? (Произведение имеет все жанровые признаки элегии (от греческого elegos — «жалобная песня»): медитативный характер, отображение глубоко личных

переживаний, проникнутых настроениями грусти, светлой печали.)

Слово учителя

Н. В. Гоголь в статье «Несколько слов о Пушкине» писал о лирике своего великого современника: «Здесь нет этого каскада красноречия, увлекающего только многословием, в котором каждая фраза потому сильна,

что соединяется с другими и оглушает падением всей массы, но если отделить ее, она становится слабою и бессильною. Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт». Слова Гоголя относятся и к лаконичному

языку стихотворения «Я вас любил…».

Работа в группах. Задания учащимся

Группа 1

1. Проанализируйте поэтический синтаксис произведения.

2. Найдите примеры анафоры, инверсии в тексте. (Тема любви раскрывается в стихотворении с помощью синтаксического нарастания. Поначалу поэт говорит: «Я вас любил», употребляя простое предложение;

затем добавляет однородные определения и причастный оборот: «Я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, то ревностью томим»; в финале использует сложноподчиненную конструкцию:

«Я вас любил так искренне, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим». Анафора в 1, 5, 7 строках создает эмоциональное напряжение. Инверсия «любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем» делает течение потока слов плавным.)

Группа 2

Проанализируйте ритмические и мелодико-звуковые особенности произведения. Укажите его стихотворный размер. (В стихотворении использован пятистопный ямб с пиррихием (в 5, 6, 7, 8 строках). Музыкальность стиха усиливают ассонансы (ж, т, в) и аллитерациями (о, и).)

Группа 3

1. Проанализируйте лексику и художественные средства, использованные в произведении.

2. Укажите тропы в тексте. (Стихотворение бедно тропами, в нем использованы лишь метафоры: «любовь угасла», «ревностью томим». Пушкин также употребляет «высокую» поэтическую лексику:

«безмолвно», «безнадежно», «томим».) На выполнение задания отводится 5 минут. По истечении времени группы представляют результаты работы, затем учащиеся делают вывод, как именно наблюдение Гоголя о языке Пушкина соотносится со стихотворением «Я вас любил…».

Слово учителя

На слова поэтического произведения «Я вас любил…» написано около 20 романсов. Наиболее известные среди них принадлежат композиторам А. А. Алябьеву, Б. С. Шереметьеву, А. В. Варламову, Ц. А. Кюи.

Учащиеся прослушивают аудиозапись романса композитора А. А. Алябьева и высказывают

свои мнения, передает ли музыка настроение лирического героя стихотворения.



2015-12-06 372 Обсуждений (0)
Работа в группах. Задания учащимся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа в группах. Задания учащимся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)