Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие рынка, условия его возникновения, функции и подходы к классификации




В современной экономической лите­ратуре встречается несколько определений рынка:

· рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

· рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предло­жения;

· рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал - стихийного, конку­рентного и организующего, монопольного. Сочетание между конкурентным и монопольным нача­лами должно быть оптимальным. Для каждых конкретных условий таким оптимумом является максимум конкурен­ции при минимуме монополии. Отклонения от этого опти­мума чреваты для общества большими потерями.

Условия возникновения рынка. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. (А.Смит в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов") Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользовать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда. Разделение труда возникло в глубокой древности.



Не менее важным условием возникновения рынка яв­ляется специализация — форма общест­венного разделения труда как между различными отрасля­ми и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомо­бильные, тракторные заводы); по детальную (например, завод шарикоподшипников); технологическую — стадий­ную (например, прядильная фабрика).

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи.

Объекты рынка — все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи.

Функции рынка.

Регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотно­шение спроса и предложения, влияющее на цены. «Невидимая рука» А. Смита.

Стимулирующая. Посред­ством цен он стимулирует внедрение в производство дости­жений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расши­рение ассортимента товаров и услуг.

Информацион­ная. Рынок представляет собой богатый источник инфор­мации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.

Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оп­тимального поставщика продукции.

Санирующая функция. Он очищает общественное производство от экономически слабых, не­жизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, по­ощряет развитие эффективных, предприимчивых, пер­спективных фирм.

Основными принципами функционирования рыночной экономики являются принципы:

· свободы экономической, хозяйственной, предпринима­тельской деятельности личности, социальной группы;

· примата потребителя: появляется особый вид ответст­венности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю:

· рыночного ценообразования: цена на рынке формиру­ется в результате торга продавца и покупателя, взаимодей­ствия спроса и предложения; договорных отношении, конкуренции;

· государственного регулирования рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложе­ние, финансово-кредитная и банковская система;

· открытости экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешне­экономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений;

обеспечения социальной защищенности населения.

Виды рынков: 1) с точки зрения пространственных характеристик: локальный – это рынок ограниченный одним районом страны; региональный – ограниченный несколькими районами страны; национальный – ограниченный территорией страны; мировой – охватывает все страны мира;

2) по степени насыщенности: равновесный – спрос и предложение совпадают; дефицитный – спрос > предложения; избыточный – предложение > спроса;

3) по механизму функционирования: свободный – регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей; монополизированный – определенные фирмы обладают возможностью контролировать его и устанавливать завышенные цены на свои товары; государственно - регулируемый – воздействует на товары производителей посредством экономических инструментов;

4) по объектам рыночных отношений: товарный; финансовый; рынок труда;

5) по характеру продаж: рынки оптовой торговли; розничной; рынки закупок с/х продукции;

6) по соблюдению законности: легальные (официальные); нелегальные (теневые).




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (915)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)