Государственные преобразования при Александре I и Николае I: органы центрального и местного управления; проект Уставной грамоты Российской империи 1820 г
В рассматриваемый период Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. На фоне дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата формируются противоречия между феодально-крепостническим строем и разви- вающимися капиталистическими отношениями, углубляется кризис крепостнической системы, нашедший отражение во всех сферах жизни страны, укрепляются внешнеэкономические позиции России как многонационального государства. Вышеуказанные предпосылки обусловили государственные преобразования, результатом которых стало учреждение в 1810 г. Александром I Государственногосовета, как высшего законосовещательного органа. Председателем Совета являлся император, который назначал членов Совета в количестве от 8 до 40. Основной функцией Совета являлась подготовка различных законопроектов и приведение всей правовой системы страны к единообразию. Совет состоял из 5 департаментов (законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел царства Польского). Роль Совета снижается с учреждением в 1826 г. Николаем IСобственной Его Величества канцелярии, возглавившей всю систему центральных отраслевых органов государственного управления и получившей законотворческие полномочия. Канцелярия состояла из 6 отделений: 1-е отделение контролировало деятельность министров и министерств, готовило законопроекты к рассмотрению; 2-е отделение занималось кодификацией и обобщением юридической практики; 3-е отделение руководило борьбой с государственными преступлениями; 4-е отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями; 5-е отделение готовило реформу управления государственными крестьянами; 6-е отделение занималось подготовкой материалов по управлению Кавказом. Сенат становится высшим судебным органом государства, его департаменты - высшими апелляционными инстанциями для губернских судов. В1802 г. с принятием манифеста ≪Об учреждении министерств≫ меняется структура центральных органов управления: коллегии заменяются отраслевыми министерствами,действующими по принципу единоначалия. Новыми по существу являлись Министерство внутренних дел и Министерство просвещения. Министры назначались императором, их власть определялась как высшая исполнительная, подчиненная непосредственно императору. Для решения межведомственных вопросов в 1802 г. был создан Комитет министров. ГОСУДА́РСТВЕННАЯ УСТА́ВНАЯ ГРА́МОТА Российской империи, проект конституции, подготовленный по указанию императора Александра I Павловича его представителем при Административном совете Царства Польского Н. Н. Новосильцевым в 1819. О намерении ввести конституцию в России Александр I заявил на открытии сейма Царства Польского 15 (27) марта 1818. Тогда же он поручил Новосильцеву разработать проект конституции. К этой работе были привлечены чиновники канцелярии Новосильцева — П. А. Вяземский и П. И. Дешан. К осени 1820 был подготовлен окончательный текст Государственной уставной грамоты, состоящей из шести глав. Многие ее положения совпадали с Конституцией Царства Польского 1815. Государственная уставная грамота предусматривала создание в России двухпалатного Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы, а также двухпалатных сеймов на местах. К компетенции Государственного сейма относилось утверждение законов и бюджета, но за императором закреплялось право законодательной инициативы и право вето. Депутатов избирали от дворянских уездных собраний и городских обществ. Соответственно избирательные права получали владевшие недвижимостью дворяне, а от городских обществ — владельцы недвижимости, лица с высшим образованием, предприниматели, купцы первых двух гильдий, цеховые мастера. Право избирать получали лица старше 25 лет, а быть избранными — старше 30 лет и имевшие определенный имущественный ценз. Положения Государственной уставной грамоты предусматривали территориально-административную реформу в стране: вся территория империи разделялась на наместничества (каждое из нескольких губерний). Провозглашались разделение административной и судебных властей, независимость судей, равенство подданных перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свобода печати и вероисповедания. Проект конституции не был опубликован, но был известен широкому кругу лиц. С ее идеями связана преобразовательная деятельность А. Д. Балмашова на посту генерал-губернатора центральных губерний. Ряд положений Государственной уставной грамоты нашел свое отражение в Конституции Н. М. Муравьева. Впервые Государственная уставная грамота была опубликована польскими повстанцами в 1831. Позднее, в 1837 ее опубликовал английский публицист Р. Уркварт, а в 1861 — Вольная русская типография А. И. Герцена в Лондоне. Вопрос 31 Правовой статус сословий в первой половине ХIХ в. Попытки юридического решения крестьянского вопроса: Указы «О вольных хлебопашцах» 1803 г. и «Об обязанных крестьянах» 1842 г.
Вопрос 32
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2071)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |