Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Человек как объект науки



2015-12-06 798 Обсуждений (0)
Тема 7. Человек как объект науки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Естествознание занимается исследованием окружающего нас мира, неживой и живой природы, преимущественно в виде взаимопревращения вещества и энергии. Однако и человек является объектом пристального внимания множества естественных наук. Разумеется, связано это в первую очередь с тем, что человек как биологический вид выделился из живой природы, он является ее частью и связан с ней множеством связей и отношений. К человеческому существу, следовательно, возможны как минимум два подхода — как к биологическому организму, и тогда он всецело принадлежит медицине как отрасли биологии, и как к личности, и тогда на сцену выходят гуманитарные науки.

Как показывает практика, ни один из этих подходов, взятый по отдельности, не является удовлетворительным. В самом деле, куда отнести такой раздел медицины, как психиатрия? С одной стороны, это естественная наука в комплексе медицинских наук. С другой — это наука о психическом здоровье человеческой личности, следовательно, она принадлежит к гуманитарным наукам. Подобные парадоксы связаны с самой сущностью человека как биосоциальной системы. Для их разрешения, казалось бы, достаточно просто отделить два понятия организм и личность. Однако человек представляет собой именно систему, т.е. невозможно с точностью указать, где кончается биологическая сущность и начинается социальная.

Впервые на эту особенность указал еще Аристотель в попытках систематизировать имеющиеся к тому времени знания о человеке. Анализируя человеческий характер, он указал, что психические качества неразрывно связаны с биологическими особенностями каждого конкретного человека. По представлениям античной медицины, в человеческом организме присутствуют четыре жидкости — кровь (сангва), лимфа или белая кровь (флегма), желчь (холе) и черная желчь (меланохоле). Аристотель предположил, что характер связан с преобладанием одной из них, в результате чего возможны четыре варианта (или, как говорят современные психологи, акцентуации) характера: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Это предположение заслуживает внимания по двум причинам — во-первых, оно представляло собой первую попытку объяснить психические функции с помощью системного подхода в их связи с биологическими особенностями, во-вторых, классификация Аристотеля до сих пор используется в современной психологической науке.

Таким образом, мы видим, что уже на заре развития человеческой цивилизации существовало представление о системности его биологических и социально-личностных компонентов. Однако подобный подход, будучи принятым за аксиому, привел к превращению в эпоху Нового Времени в свою противоположность — физикализм. Физикалисты утверждали, что основным в человеке является именно его биология, а все психологические и социальные особенности выводимы из нее. Появление трактатов «Человек-машина» (1747) и «Человек — растение» (1748) французского философа Ламетри могут служить ярчайшим тому примером. Физикализм представляет самую большую загадку человека — его разум — в виде результата простой функции человеческого мозга. Как печень вырабатывает желчь, так и мозг вырабатывает мысли, которые представляют собой материальную субстанцию, просто наука еще не может обнаружить эту материю. С одной стороны, физикализм для своего времени представлял прогрессивное учение, поскольку утверждал материалистический подход к изучению человека, с другой же — был явным заблуждением, т.к. объединял процесс и результат. Сейчас очевидно, что ноги не вырабатывают никакой «материи ходьбы», равно как и мозг не вырабатывает никакой материи мысли, функцию органа нельзя смешивать с результатом проявления этой функции.

В настоящее время принято считать, что разум человека, его мыслительные способности явились одним из факторов выживания, положительным признаком, который давал его носителям преимущество перед другими видами животных. Однако уникальность этого признака состоит в том, что благодаря ему человек становится способным не просто приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, но приспосабливать эту среду для своих целей. Целенаправленное изменение окружающего мира выделяет человека из всех других биологических видов.

Возможность поступать в соответствии со своими заранее поставленными целями носит название деятельности человека и является его отличием от животных, у которых рассматривается лишь поведение.

Поведение представляет собой ответ на воздействие внешней среды (стимула) — определенным действием — реакцией. Повеление присутствует и у животных, оно является вынужденным ответом на внешнее воздействие и может быть достаточно легко предсказано. У человека также присутствуют поведенческие реакции, доставшиеся нам от животных. На внезапный внешний раздражитель, например, громкий неожиданный звук, человек будет реагировать так же, как и большинство животных — вздрагивание, поворот головы в сторону источника звука и т.д. Подобные действия мы сможем наблюдать у кошки или собаки, т.е. в данном случае никакого принципиального отличия человека и животного не существует.

Такое отличие проявляется в деятельности человека, т.е. в наличии определенного алгоритма, позволяющего ставить какую-либо цель и добиваться ее. Целеполагание — сугубо человеческий феномен.

В деятельности можно найти некоторые общие черты с поведением, например, для укрытия от неблагоприятных условий внешней среды и животные, и человек создают жилища. Однако имеются существеннейшие различия, позволяющие говорить о разных механизмах этих действий. Животное строить жилье, повинуясь заложенным в него инстинктам, вследствие чего такое строительство является раз и навсегда запрограммированным. Человек же способен не просто варьировать программу своих действий, но и создавать ее.

Для того, чтобы понять отличие инстинктивного поведения и разумной деятельности, необходимо подробнее рассмотреть само понятие инстинкта.

Все живые организмы, обладающие хотя бы самыми малыми зачатками нервной системы, подчиняются нервным рефлексам. Рефлекс (от лат.reflectio — отражаю) — стереотипная, автоматическая, врожденная реакция организма на определенный внешний раздражитель. Из самого определения следует, что рефлекс является отражением воздействия внешней среды на живую систему. Примерами рефлексов могут служить сужение зрачка при воздействии света, сгибание ноги при механическом воздействии на определенную область, и т.д. Если мы прикоснулись к чему-нибудь горячему, то наша реакция будет мгновенной и автоматической, мы не ожидаем, пока наш мозг проанализирует боль, ее причину, последствия, а затем решит, что же нам делать дальше. Мы рефлекторно отдернем руку еще до того, как поймем, что же, собственно, произошло. Это и будет рефлекторным поведением.

Для формирования рефлекса необходимо как минимум две нервных клетки — чувствительная (рецептор), воспринимающая воздействие внешней среды, и соединенная с ней двигательная, заканчивающаяся на каком-либо эффекторе (органе, способном выполнять определенное действие, например, — мышце). Соединение нервных клеток (нейронов) называется синапсом, поэтому простейшие рефлексы носят название моносинаптических. Цепочка «рецептор — нейрон — синапс — нейрон — эффектор» называется рефлекторной дугой. У высших животных и у человека рефлекторные дуги содержат большое количество промежуточных нейронов, находящихся в спинном мозге. Для изучения рефлексов используются так называемые спинальные животные, т.е. такие, у которых головной мозг отделен от спинного или разрушен, при этом все спинномозговые рефлексы полностью сохраняются. Это можно продемонстрировать, разрушив у лягушки спинной мозг, а затем прикладывая к спине животного кусочек бумаги, смоченный в кислоте. Сколько бы раз мы не проделывали это, одна нога у лягушки будет подниматься и сбрасывать его. Эта реакция, требующая согласованного действия многих мышц, демонстрирует одну из основных характеристик всякого рефлекса — точную и безотказную повторяемость во всех случаях. Лягушка с сохраненным головным мозгом, вероятно, сбросила бы бумагу два или три раза, после чего попыталась бы «придумать что-то новое».

Рефлексы могут быть достаточно сложными, например, при ходьбе, которая является рефлекторным действием, задействованы многие участки спинного мозга, и требуется координация глубоких (подкорковых) зон головного мозга животного.

Все рефлексы делятся на безусловные и условные. Безусловный рефлекс является врожденным и подразумевает строго определенную реакцию на строго определенный раздражитель. Условные рефлексы вырабатываются организмом в ответ на периодические раздражители. Например, при приеме пищи в строго определенные часы со временем именно в эти часы начнет выделяться желудочный сок, даже если пища еще не поступила в желудок. Все условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных.

Инстинктом называют комплекс безусловных рефлексов. Инстинктивное поведение может быть очень сложным, и напоминать со стороны разумное поведение. Классическим примером является оса — сфекс. При откладывании яиц оса совершает целый комплекс упорядоченных действий — роет норку; находит насекомое (чаще всего — гусеницу), которое будет служить пищей потомству и парализует его, вводя яд в нервные центры; притаскивает это насекомое в норку; откладывает в гусеницу яйца, закупоривает норку воском Очевидно, что подобного рода забота о потомстве представляется чуть ли не разумной. Однако стоит вынуть гусеницу из норки, как обнаруживается ограниченность инстинктивного поведения — оса, даже если изъять насекомое у нее на глазах, продолжит весь набор действий, несмотря на то, что потомство будет обречено на гибель. Инстинктивное поведение, следовательно, является слепым, любой инстинкт требует точного выполнения определенных действий, не учитывая при этом изменившиеся условия.

Человек является биологическим существом, поэтому инстинктивное поведение присутствует и у него. Примерами человеческих инстинктов можно назвать инстинкт продолжения рода, инстинкт самосохранения и т.д. Однако у человека имеется одно чрезвычайно важное отличие. Животное почти никогда не может подавить своих инстинктов. Исключением являются лишь такие ситуации, когда один инстинкт подавляется другим, более мощным. Например, при защите потомства мать может пренебречь инстинктом самосохранения, для того, чтобы реализовался инстинкт продолжения рода. Однако такое подавление будет кратковременным. По истечении какого-то срока инстинкт самосохранения возьмет верх, и животное перестанет защищать своих детей. Более того, известны многочисленные примеры, когда хищники начинают охотиться на собственное потомство.

Человек может подавлять инстинкты целенаправленно и разумно. Случаи, когда инстинкт самосохранения отступал в различных ситуациях, чрезвычайно распространены и широко известны. Человек жертвует своей жизнью, причем делает это вполне осознано, поскольку есть ценности, более важные. Патриотизм, верность какой-либо идее, религиозные побуждения — вот далеко не полный перечень побудительных мотивов, которые могут полностью подавить инстинкт самосохранения. Сократ, выпивший чашу ч ядом, Джордано Бруно, сожженный на костре, мученики раннего христианства — все это примеры превосходства иных ценностей над ценностью собственной жизни.

Основой такого отличия, как можно увидеть, являются человеческие ценности. Они определяются тем обществом, в котором живет человек, которое воспитывает его и прививает ему различные нормы, запреты и разрешения. Для разных культур существуют и разные наборы ценностей, то, что приемлемо и даже поощряемо в одних социальных системах, оказывается запретным в других. Примером такого расхождения в ценностях может служить каннибализм — есть общества, где поедание себе подобных является освященной веками традицией. Следует сказать, что эту стадию в развитии проходили все без исключения человеческие племена, более того, именно каннибализм явился одним из факторов выживания человека — при невозможности охотиться на другие виды животных происходила охота на себе подобных. С развитием культуры каннибализм во всех «цивилизованных» обществах превратился в отвергаемое поведение, однако во многих первобытных племенах еще и сейчас он достаточно распространен.

Ценности каждой конкретной культуры формируют человека, в ней рожденного, однако и человек формирует культуру. Поэтому в настоящее время принято говорить, что человек как личность представляет собой одновременно и деятеля, и продукт культуры, человек не мыслим без общества, в котором он занимает определенное место и играет определенную социальную роль.

Такой подход к человеческой сущности существовал не всегда. Долгое время считалось, что человек сам по себе, в силу своей природы, уже при рождении является носителем всех основных качеств. Общество с такой точки зрения, представляет собой всего лишь набор индивидуумов, по тем или иным причинам вынужденных жить вместе. Примером такого подхода может служить теория происхождения государства, называемая теорией общественного договора. По представлениям многих мыслителей (Гоббс, Локк и др.), изначальным состоянием общества является война всех против всех, единственным правом в таком обществе является право сильного. (Ситуация, как видим, характерная для животного мира). Для того, чтобы избежать негативных последствий такой общественной организации, и в силу врожденных человеческих качеств, люди договариваются о необходимости создания органа общественного управления, которому они отдают часть своих прав, взамен получая охрану этим органом оставшейся части. Легко увидеть, что общество выступает при таком подходе вторичным образованием, целиком и полностью зависящим от каждого конкретного человека. (Подобный подход является типичным для анализа систем с точки зрения концепции элементов).

Маркс предложил принципиально иную концепцию человека и общества. В ней на первый план выходит социальная сущность человека, его личностные качества оказываются производными от общественных отношений. В марксизме выделяются два ключевых признака, сыгравших главную роль при переходе от животного к человеку — способности к производству орудий труда и к членораздельной речи.

Уже говорилось, что человек — единственный биологический вид, который может не просто приспосабливаться к окружающей среде, но преобразовывать ее для своих нужд. Первым шагом на пути таких преобразований является создание предметов, не существовавших в природе и помогающих человеку в его повседневной деятельности. Использовать различные предметы могут и высшие животные — обезьяна в состоянии найти подходящий камень, чтобы разбить орех. Однако обработать этот камень, чтобы его было удобно держать в руке, она уже не может — такая процедура является целенаправленным действием, требующим предварительного построения идеального образа предмета. Именно возможность операций с идеальными объектами и является предпосылкой возникновения человеческого разума. Мы в состоянии представить, какой именно предмет нам необходим для выполнения тех или иных действий, и мысленно осуществить все необходимые манипуляции для того, чтобы реальный предмет окружающего мира максимально соответствовал нашему представлению. После этого мы производим эти манипуляции уже над реальным объектом. Возможность построения идеальной модели реального мира, с учетом наших целей и возможностей его преобразования, и называется мышлением. Создание компьютера для обработки огромных числовых массивов и создание простейшего каменного топора — звенья одной цепи, при всем различии в уровне технического развития и в одном, и в другом случае речь идет об одном и том же процессе — получении инструмента, необходимого человеку для решения каких-то задач.

Эта особенность фиксируется на биологическом уровне мозг человека и его передние конечности резко отличаются по своему строению и функциям. Кисть руки человека отличается от конечностей всех остальных животных сугубо анатомически. Характерная особенность человека — прямохождение — позволила освободить передние конечности и использовать их не для перемещения в пространстве, как у всех остальных животных, имеющих конечности, а для создания орудий труда. В результате необходимости совершать определенные действия, человек получил противопоставление одного из пальцев руки — большого — ко всем остальным пальцам, что привело к возможности точных движений. Также человеческая кисть имеет наибольшее среди живых организмов количество мышц, позволяющих выполнять точные движения. Утратив силу кисти, человек выиграл в качестве — даже очень сильные люди не могут провисеть на одной руке более полутора-двух минут, в то время, как обезьяны, чей вес порой значительно больше человеческого, легко могут висеть так часами, лишь изредка меняя руки. Интересный факт связан с этой особенностью у младенцев. В раннем детстве ребенок может висеть на руках десять — пятнадцать минут, побивая все рекорды и посрамляя лучших гимнастов. Для этого не требуется вмешательства головного мозга, поскольку у человека существует хватательный рефлекс — при воздействии на ладонь какого-либо предмета пальцы автоматически сжимаются в кулак. Однако уже к четырех— пятимесячному возрасту эта способность утрачивается, одновременно с развитием некоторых зон коры головного мозга и появлением способности к точным движениям. Данное явление служит поводом для непрекращающегося спора о том, что здесь является определяющимся фактором. Одни исследователи утверждают, что изменившийся баланс «сила — точность» в кисти младенца приводит к соответствующим изменениям мыслительного аппарата, другие отдают приоритет развитию мозга, который индуцирует изменение мышечной функции. Кто бы не оказался прав в этом споре, очевидно одно — способность к точным движениям человеческой руки и мыслительная способность человеческого мозга совершенно однозначно связаны между собой. Способность коснуться подушечкой большого пальца подушечки мизинца не встречается ни у одного животного, кроме человека.

Мозг человека является наиболее высокоорганизованной формой живой материи. Нервная система человека насчитывает примерно десть миллиардов нейронов; они делятся на две основные группы: нейроны, входящие в состав центральной нервной системы, которые образуют головной и спинной мозг, и нейроны периферической нервной системы.

Спинной мозг представляет собой трубку, окруженную дугами позвонков, которые защищают его. Спинной мозг выполняет две важнейшие функции — передает импульсы, идущие в головной мозг и из него, и служит рефлекторным центром. На поперечном разрезе можно видеть, что он состоит из двух типов нервной ткани: внутренней массы серого вещества, имеющей в разрезе форму бабочки и состоящей из тел нервных клеток, и лежащего внутри белого вещества, образованного отростками нервных клеток — аксонами и дендритами. Аксон — это длинный отросток нейрона, служащий для передачи информации от нервной клетки другим нейронам; дендрит — короткий отросток, который принимает информацию от других нервных клеток. Каждый нейрон, как правило, имеет один аксон и несколько дендритов.

«Крылья бабочки» серого вещества разделены на два задних и два передних рога. В передних рогах лежат тела нейронов, аксоны которых направляются к мышцам, в задних — тала нейронов, дендриты которых принимают информацию от рецепторов.

При изучении расположения и функций нервных путей, проводящих импульсы от головного мозга, был обнаружен любопытный факт. Все волокна спинного мозга перекрещиваются так, что правая половина головного мозга контролирует левую сторону тела, и наоборот. Однозначного объяснения этого явления пока не существует, однако можно предположить, что в этом факте мы видим проявление определенной «избыточности», заложенной в человеческом организме.

Головной мозг представляет собой расширенный передний конец спинного мозга. У человека это расширение настолько заметно, что сходство со спинным мозгом довольно отдаленное. Однако у низших животных можно проследить появление головного мозга именно как метаморфозы спинного. Детальное строение головного мозга человека чрезвычайно сложно, однако можно выделить несколько главных отделов:продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, таламус и большие полушария.

Продолговатый мозг — самый задний отдел головного мозга, лежащий непосредственно кпереди от спинного. Он состоит главным образом из нервных путей, идущих к вышележащим отделам. В продолговатом мозге находятся важнейшие нервные центры, отвечающие за функции жизнеобеспечения: дыхание, частоту сердечных сокращений, сужение и расширение сосудов и некоторые другие. Расположением этих центров в продолговатом мозге объясняется причина возникновения проблемы установления смерти, о которой шла речь в разделе, посвященном биоэтике: даже при гибели вышележащих отделов головного мозга, отвечающих за сохранение личностных качеств, продолговатый мозг будет генерировать импульсы, заставляющие сокращаться сердечную мышцу[6], приводить в движение легкие и т.д.

Над продолговатым мозгом расположен мозжечок, который координирует движения и регулирует сокращения мышц. Его величина соответствует двигательной активности — у птиц относительный размер мозжечка больше, чем у человека. При повреждении мозжечка человек теряет способность к координированным движениям — он с трудом передвигается, не может вдеть нитку в иголку и т.д.

Средний мозг — более молодое образование, в процессе эволюции нервной системы оно появилось позже продолговатого мозга и мозжечка. В нем расположены нервные центры, отвечающие за многие рефлексы — сужение зрачка при попадании света, рефлекс «что такое» при громком звуке и др.

Таламус представляет собой центр переключения нервных импульсов; волокна из спинного мозга и нижележащих отделов головного мозга образуют здесь синапсы с другими нейронами, идущими к различным разделам больших полушарий. Таламус координирует и регулирует внешнее проявление эмоций — при его раздражении у кошки наблюдаются все признаки ярости и агрессии: выгибается спина, поднимается хвост, шерсть становится дыбом. Стоит только прекратить раздражение, как эти признаки исчезают. Нижний отдел таламуса называется гипоталамусом, здесь происходит регулирование эндокринной системы организма. Именно гипоталамус отвечает за гормональный баланс, а так же за аппетит, температура тела, кровяное давление и сон.

Рассматриваемые до сих пор отделы головного мозга управляют врожденными автоматическими формами поведения, поэтому они присутствуют у всех позвоночных от рыб до человека, причем имеют достаточно сходную структуру. Большие полушария мозга — самый передний, самый крупный и самый молодой отдел, он обладает совершенно иной функцией: регулирует приобретенные формы проведения. В основе сложных психологических явлений сознания, умственной деятельности, памяти, понимания и истолкования ощущений лежит активность нейронов больших полушарий головного мозга. Значение этого отдела можно выяснить, удаляя полушария у разных животных. Лягушка после такой операции сохраняет большинство своих жизненных функций, она способна охотиться, размножаться и почти ничем не отличается от обычного животного. Голубь с удаленными или разрушенными полушариями сохраняет способность к полету и сохранению равновесия. Собака после удаления коры больших полушарий способна ходить и проглатывать пищу, вложенную ей в рот, но у нее отсутствуют любые проявления эмоций — страха, возбуждения, радости и др. Поставить эксперимент по удалению коры (декортикации) у человека, разумеется, невозможно, но иногда рождаются дети с неразвившейся корой больших полушарий, такая патология называется анацефалией. Такие младенцы способны осуществлять простейшие рефлекторные действия — дыхание и глотание, но они ничему не могут научиться, не совершают никаких произвольных движений и обычно погибают в первые часы после рождения.

В больших полушариях сосредоточено чуть больше половины всех нейронов головного мозга человека. Они развиваются как выросты переднего конца мозга и растут назад, прикрывая все остальные отделы. Как и спинной мозг, полушария состоят из двух видов нервной ткани — серого и белого вещества. Белое вещество, образованное нервными волокнами, лежит внутри, тогда как серое вещество, состоящее из тел нейронов, располагается снаружи и образует важнейший участок головного мозга человека — кору больших полушарий. Кора низших млекопитающих поверхность больших полушарий гладкая, у человека она покрыта большим количеством извилин. Доказано, что способность к интеллектуальной деятельности не зависит от размера мозга, его массы и объема. Самый большой мозг принадлежал умственно неполноценному человеку, страдающему имбецилией. Гораздо большее значение имеет площадь поверхности коры. Именно для увеличения этой площади у человека в процессе эволюции и развились извилины. Любопытно, что рисунок этих извилин одинаков у всех людей. География коры больших полушарий головного мозга подвергалась тщательному изучению, благодаря чему удалось локализовать многие функции. Предположение о том, что отдельные участки головного мозга отвечают за различные способности человека, его склонности, проявления характера, возникло давно. Еще в ХIХ в. появилась наука френология, которая предполагала, что развитие отдельных участков коры приводит к усиленному проявлению различных склонностей человека. Считалось, что при этом на поверхности коры появляются выросты, которым соответствуют утолщения черепа, отсюда делался вывод, что по особенностям строения черепа можно установить характер человека, его пристрастия, интеллектуальный уровень и т.д.

В настоящее время локализация функций установлена благодаря возможности проведения хирургических операций на головном мозге. Интересно, что нервная ткань головного мозга не имеет рецепторов, отвечающих за болевые восприятия (так называемые проприорецепторы), поэтому операции на мозге можно делать под местной анестезией. Пациент при этом находится в сознании и может описывать свои ощущения и комментировать их. Такой метод был первым, позволившим выяснить локализацию некоторых функций головного мозга — при раздражении участков коры слабым электрическим током у человека возникают различные ощущения. В настоящее время применяется множество методов, позволяющих определить активность разных участков коры без прямого воздействия на нее. Удается считывать электрические импульсы, возникающие в различных зонах коры, благодаря этому появилась возможность снимать электроэнцефалограммы мозга.

Сопоставляя данные, полученные различными способами, оказалось возможным установить локализацию многих процессов психологической деятельности. В затылочной области расположен зрительный центр — при раздражении этого участка возникает ощущение света, а при поражении затылочной зоны наступает слепота. Разрушение зрительного центра с одной стороны вызывает особую форму слепоты на оба глаза — выпадение половины поля зрения с каждой стороны, т.к. нервные волокна, идущие от каждого глаза, расщепляются и половина волокон идет в одно полушарие, а вторая половина — в другую. Центры слуха расположены в височной доле мозга, над ухом. Раздражение этого участка ведет к возникновению звуковых ощущений, а поражение с одной стороны, как и в случае со зрительным центром, приводит к снижению остроты слуха на оба уха, а не к односторонней глухоте.

В связях между телом и головным мозгом наблюдается устойчивая закономерность — самые верхние участки коры контролируют самые нижние части тела, и наоборот.

Мыслительная функция мозга чрезвычайно сложна, и за нее отвечают не какие-то конкретные участки коры, а так называемые ассоциативные зоны, которые не связаны непосредственно с определенными органами чувств или мышцами, а осуществляют взаимосвязь между другими областями мозга. Эти зоны отвечают за проявление высших психических функций, таких как память, способность к логическому мышлению и научению, воображение. Ассоциативные зоны интегрируют разнообразные импульсы и осуществляют обработку информации, поступающей к ним. Если функция одной или нескольких зон нарушена, наступает афазия — состояние, при котором утрачивается способность воспринимать определенные символы. При афазии больной может воспринимать устную речь, но не понимать написанного текста, хотя до наступления заболевания он умел читать; возможен и другой тип афазии, когда человек забывает название предметов, хотя память о их предназначении и способность пользоваться этими предметами у него сохраняется. И т.д.

Мозг человека представляет собой сложнейшую систему, которую исследователи только начинают постигать. Понимание различных его функций поможет сделать выводы о многих заболеваниях и патологиях, и помочь в их излечении. Однако не следует забывать, что изучение структуры системы еще не дает полной картины ее функционирования. Колоссальная сложность нервной системы человека вызвана необходимостью установления различных связей между ее элементами и обработки огромного количества информации.

Вторая человеческая особенность — способность к разговорной речи — отражает общественную природу человека. На Земле существует немало видов общественных животных, чье совместное поведение порой отличается высочайшим уровнем организации, причем это не всегда высшие животные. Общественные насекомые, такие, как муравьи и пчелы, демонстрируют потрясающую слаженность и разделение функций. Дифференциация особей может заходить так далеко, что единственным признаком, позволяющим относить их к одному виду, является набор генов. Муравьиная матка и рабочий муравей и по внешнему виду, и по выполняемым функциям значительно разнятся между собой, они имеют различную морфологию и физиологию. Человек же, в отличие от таких животных, способен к разделению труда, не меняя при этом своей структуры, один и тот же человек может выполнять различные функции в различное время. Морфологические различия муравьев позволяют им обходиться строго определенным ограниченным набором сигналов для обмена информацией, достаточной для выполнения их функций, человеку же для этого требуется определенный символический аппарат, позволяющий описать самые разнообразные ситуации. Именно такая способность к передаче информации, вызванная общественным разделением труда, и называется членораздельной речью. Ей соответствуют соответствующие анатомические изменения гортани и языка (как органа), позволяющие произносить артикулированные звуки. Многие животные используют сигналы при некоторых ситуациях, требующих определенной организации действий, например, стая волков при совместной охоте использует до полутора десятков различных сигналов. Однако в случае с животными такого рода обмен информацией представляет собой жестко фиксированную связь между действием, необходимым для выполнения, и звуковым сигналом, т.е. носит ярко выраженный знаковый характер. Каждому сигналу соответствует четко определенный объект. В человеческой же речи соответствие между объектом и его обозначением носит символический характер, т.е. оно может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. Символ не имеет жестко закрепленного объекта обозначения, он является (в данном случае) речевой единицей, способной к употреблению в ряду других символов. Классическим примером здесь являются звуки, обозначающие различные буквы алфавита. Один и тот же звук может включаться в различные слова, обозначающие разные предметы.

Именно две эти способности человека — к общественно диффференцированному труду и к разговорной речи — и стали, по мнению Маркса, основными отличиями человека от животного.

В настоящее время особенностей, которые выделяют человека из мира животных, зафиксировано очень много. Начиная с самых ранних этапов индивидуального развития, человек отличается от животных. У человека максимальное время среди всех животных видов занимает процесс детства. Птенцы многих видов птиц уже через несколько минут после появления на свет способны к относительно самостоятельному существованию. Несколько длиннее этот период у млекопитающих, особенно у хищников — процесс охоты является гораздо более сложным, нежели процесс поиска растительной пищи. Тем не менее, даже у наиболее медленно созревающих видов этот период занимает не более нескольких месяцев. Человек же находится в периоде детства в среднем полтора десятка лет. Если считать, что длительность фазы детства зависит от сложности поведения взрослой особи, то можно сказать, что человеческая деятельность в десятки раз превосходит по сложности любой поведенческий комплекс любого животного, именно поэтому он и обладает наиболее продолжительным детским возрастом — это время подготовки к будущей жизни.

Интересной особенностью, также связанной со сложностью поведения, является игра. Замечено, что детеныши травоядных практически не вступают в игры друг с другом, в то время как для хищников игра является одним из основных моментов. Но наибольшее значение в развитии особи игра имеет для человека. Ребенок говорит: «Я с тобой не играю» — это означает отказ от общения. Игра и жизнь настолько тесно переплетаются в детстве, да и в более позднем возрасте, что существует множество различных концепций и теорий игры как основополагающего культурного фактора. Психологические игры описаны в книгах известного американского психолога Э. Берна «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры», философская концепция игры как универсального явления культуры дана в работе голландского культуролога Й. Хейзинга «Человек играющий». Игра остается с человеком всю жизнь, свидетельством тому служит популярность многих спортивных игр, широчайшее распространение компьютерных игр и т.д. Однако игровой аспект поведения и деятельности может быть показателем и еще одной человеческой черты.

При играх животных всегда имеется определенный биологический смысл. Кошка приносит котятам полузадушенную, но живую мышь для игры, в процессе которой они приобретают навыки, необходимые для выживания. Явление конкуренции у хищников выражено гораздо сильнее, чем у травоядных — успех одного хищника чаще всего означает неудачу многих других. Именно в детском возрасте, в ходе игры хищники получают необходимые навыки, позволяющие им выдерживать эту конкуренцию. Значит ли это, что конкуренция в человеческом обществе настолько высока, что для успеха необходим столь длительный период игр? Можно ли сказать, что детство человека настолько затянуто по сравнению с остальными видами животных для того, чтобы как можно лучше приспособить его для жизни в условиях жесточайшего отбора, производимого не только и не столько по биологическим признакам, сколько по личностным и интеллектуальным качествам? И означает ли это, что человеческое общество является более жестоким, чем любое сообщество хищников, причем эта жестокость запрограммирована на биологическом уровне? Все эти вопросы не имеют, да и не могут иметь однозначного ответа, но они показывают, насколько более сложной является организация человека по сравнению со всеми остальными биологическими видами, и насколько трудно отделить в нем биологическое от социального.

Попытки объяснить социальную природу человека теми или иными его биологическими качествами носят название редукционизма (от лат. reductio — сводить). Хорошо известным примером такого рода объяснения является теория австрийского врача-психиатра и философа Зигмунда Фрейда, которую его создатель назвал психоанализом. Основой всех человеческих качеств — деятельности, творчества и т.п. — Фрейд считал сексуальное влечение



2015-12-06 798 Обсуждений (0)
Тема 7. Человек как объект науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Человек как объект науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (798)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)