Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 15. Человек и ноосфера. Экология и здоровье человека



2015-12-06 534 Обсуждений (0)
Тема 15. Человек и ноосфера. Экология и здоровье человека 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие и структура биосферы. Давление жизни и эволюция живых организмов как условие существования биосферы. Биосфера как саморегулирующаяся ки­бернетическая система с положительными и отрица­тельными обратными связями. Биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени. Самооргани­зация в живой и неживой природе. Живое вещество в биосфере. Макросистема живых организмов и их функ­ции в биосфере.

Многообразие живых организмов - основа организа­ции и устойчивости биосферы.

Человек - новая геологическая сила. Понятие о ноо­сфере (Э. Леруа, Тейяр де Шарден). Основные положе­ния учения В.И. Вернадского о ноосфере: роль научной мысли как планетарного (и космического) явления, соз­нательная деятельность человека, связанная с преобра­зованием биосферы, и др. Закономерности перехода био­сферы в ноосферу.

Воздействие техносферы на биосферу. Разрушение экосистем и возникновение экологического кризиса. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодина­мическая, геофизика-геохимическая. Экологические про­блемы и их влияние на биологические основы развития человека. Здоровье человека как комплексная социаль­ная и научная проблема. Соотношение биологических (наследственных, возрастных, иммунологических и др.) и социальных (экологических, демографических, соци­ально-психологических и др.) факторов в сохранении и укреплении здоровья человека. Проблема нормы и пато­логии в современной медицине. Здоровье человека и здоровый образ жизни.

Биоэтика. Жизнь как биологическая и биоэтическая ценность. Экологическая этика и биоэтика. Место био­этики в формировании мировоззрения специалиста гу­манитарного профиля.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

В.М. Найдыш. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007. – 704 с.

Концепции современного естествознания: учебник для студентов вуза/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.

 

Дополнительная:

Аксенов Г.П. Причина времени. - М., 2000.

Ацюковский В.А. Концепции современного естество­знания. - М.: МСЭУ, 2003.

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. - М., 1963.

Болл Ф. Введение в физику ядра, адронов и элемен­тарных частиц. — М., 2001.

Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. — М., 1994.

Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. - М., 1983.

Галимов Э.М. Феномен жизни. Происхождение и принципы эволюции. - М., 2001.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М., 1989.

Глобальный эволюционизм. - М., 2004.

Гончаров С.А. Термодинамика. - М., 2001.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Владос, 2005.

Дубинин Н.П. Вечное движение. - М., 1989.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естество знания. - Новосибирск: КЖЕА, 2005. - 832 с.

Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Си­нергетика и прогнозы будущего. - М., 2001.

Карпенков С.Х. Концепции современного естество знания. - М.: Академический проект, 2005. - 639 с.

Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современ­ной физике. — М., 2001.

Концепция самоорганизации: становление нового об­раза научного мышления. - М., 2004.

Основания современного естествознания. Модельный взгляд на физику, синергетику, химию. - М., 2001.

Попов В.П., Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы. - Ростов н/Д, 2003.

Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М.: Юнити, 2007. - 287 с.

Савчук В.Д. От теории относительности до классиче­ской механики. - М., 2001.

Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. - М., 2002.

Солопов Е.Ф. Концепции современного естествозна­ния. - М.: Владос, 2005.

Степин В.С, Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 2001.

Тарасов В.Е. Квантовая механика. - М., 2002.

Фейнман Р., Вайнберг С. Элементарные частицы и законы физики. - М., 2001.

Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. - М., 1997.

Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. - М., 1995.

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция в физике. - М., 1965.

 

Календарный план изучения учебной дисциплины

Календарный план рассчитан на семестр (18 недель). Изучение дисциплины заканчивается зачетом. График изучения дисциплины приведен в таблице.

 

Таблица

 

Нед.
Лек.
Сем.                

 

Фондовые лекции

По учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» разработана фондовая лекция «Химические системы и химические процессы», находящаяся в фонде библиотеки Тверского филиала МГЭИ.

 

Тематические планы изучения учебной дисциплины

 

 

Тематический план по дисциплине: «Концепции современного естествознания» специальность: «Юриспруденция»; форма обучения: очная сокращенная

 

 

 

 

№ темы Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов изних, час Самостоятельная работа
лекции семинары практические занятия
Наука и общество    
Научный метод и структура научного познания    
Закономерности развития науки    
Пространство и время. Физический вакуум.  
Структурные уровни и системная организация материи    
Современная физическая картина мира  
Химический уровень организации материи  
Биологический уровень организации материи  
Экология и проблемы здоровья человека    
Биосфера. Ноосфера. Человек    
Наука 21 века. Теория самоорганизации материи  
  ЗАЧЕТ            
  ИТОГО  

 

Тематический план

Тематический план по дисциплине: «Концепции современного естествознания» специальность: «Юриспруденция»; форма обучения: очная

 

 

 

 

№ темы Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Изних, час Самостоятельная работа
  лекции семинары     практические занятия
Наука и общество      
Научный метод и структура научного познания  
Закономерности развития науки    
Пространство и время. Физический вакуум.  
Структурные уровни и системная организация материи    
Современная физическая картина мира  
6.1.   Законы классической механики. Теория электромагнитного поля        
6.2. Мегамир. Законы Кеплера. Теория происхождения Вселенной      
6.3. Специальная и общая теории относительности А. Эйнштейна        
6.4. Микромир. Строение атома. Теория фундаментальных взаимодействий      
Химический уровень организации материи  
7.1. Химические системы        
7.2. Химические процессы. Катализ и автокатализ      
Биологический уровень организации материи  
8.1. Пути развития и принципы биологии        
8.2. Мир живого        
8.3. Возникновение и становление человека. Сознательное и несознательное      
Экология и проблемы здоровья человека  
Биосфера. Ноосфера. Человек  
Наука 21 века. Теория самоорганизации материи  
  ЗАЧЕТ            
  ИТОГО

Тематический план

по дисциплине: «Концепции современного естествознания»

для слушателей переподготовки по 510 часовой программе

 

 

 

 

№ темы Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов изних, час Самостоятельная работа
лекции семинары практические занятия
Научный метод и структура научного познания    
Структурные уровни и системная организация материи    
Современная физическая картина мира  
Химический уровень организации материи    
Биологический уровень организации материи. Человек. Биосфера. Ноосфера  
  ЗАЧЕТ            
  ИТОГО  

Темы рефератов

1. Естественно-научная и гуманитарная культуры. Различия и единство культур.

2. Наука в духовной культуре общества.

3. Этика науки.

4. Методы научного познания.

5. Структура научного познания.

6. Критерии и принципы научности.

7. Концепция развития науки Т. Куна.

8. Концепция развития науки И. Лакатоса.

9. Научные революции.

10. Дифференциация и интеграция научного знания.

11. Математизация естествознания.

12. Глобальный эволюционизм.

13. Синергетика как теория самоорганизации материи.

14. Математика как наука. Её становление и развитие. Роль математики в развитии естественных наук.

15. Концепции классической механики и макромир.

16. Квантово-механические концепции описания микромира.

17. Роль волновой генетики в развитии биологии.

18. Атомистическая концепция строения материи.

19. Элементарные частицы и квантовая модель строения атома.

20. Физический вакуум. Возникновение и развитие учений о «пустоте».

21. Современные космологические модели Вселенной.

22. Происхождение и эволюция Вселенной.

23. Учения о пространстве и времени в доэйнштейновские периоды.

24. Сущность специальной теории относительности.

25. Сущность общей теории относительности.

26.Свойства пространства и времени.

27. Виды пространства и времени: биологическое, психологическое и социальное.

28. Основные законы классической механики.

29. Броуновское движение.

30. Электромагнитная индукции.

31. А. Эйнштейн и сущность фотоэффекта.

32. Корпускулярно-волновая теория строения материи.

33. Идеальные и реальные газы.

34. Ядерные и термоядерные реакции. Применение в технике и вопросы этики.

35. Современное представление о строении атома и квантовые характеристики электрона.

36. Предмет химии и основные законы химии.

37. Периодический закон Д.И. Менделеева.

38. Равновесные и неравновесные химические процессы.

39. Законы термодинамики. Энтальпия, энтропия и энергия Гиббса.

40. Колебательные реакции.

41. Неорганические и органические вещества. Возникновение и крушение теории витализма.

42. Катализ и автокатализ.

43. Оптические изомеры как принцип обеспечения молекулярно-пространственной комплиментарности.

44. ДНК и наследственность.

45. Теория наследственности в трудах Г.И. Менделя.

46. Биология и этапы её развития.

47. Концепции происхождения жизни.

48. Клетка как «первокирпичик» живого. Её строение и функционирование.

49. Ген и его свойства.

50. Современная теория биологической эволюции.

51. Биоэтика.

52. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

53. Человек и биосфера.

54. Влияние природы на человека. Понятие географической среды.

55. Влияние человека на природу. Техносфера.

56. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

57. Биосфера и космос. Учения А.Л. Чижевского, Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского.

58. Противоречия в системе «природа - биосфера - человек».

59. Проблема антропогенеза.

60. Биологическое и социальное в истории развития человечества.

61. Генная инженерия и её социально-этические проблемы.

62. Бессознательное и сознательное в человеке.

63. Экология и здоровье человека.

64. Проблемы охраны здоровья человека в России.

65. Луи де Бройль и волновое учение.

66. A.M. Бутлеров и теория строения органических веществ.

67. Вклад Г. Галилея в развитие естествознания.

68. В. Гейзенбегр и его вклад в теорию микромира.

69. Учение Дарвина и принцип самоорганизации материи.

70. Геометрия Декарта.

71. Дж. Максвелл и открытие электромагнитного поля.

72. Принцип Ле Шателье: воздействие на равновесные системы.

73. Э. Шрёдингер и его волновое уравнение.

74. Теория А.И. Опарина о возникновении жизни на Земле.

75. М. Фарадей и теория электролиза.

76. М. Планк и квантовая теория.

77. К. Линней и его учение о мире живого.

78. Я.Х. Вант-Гофф и его учение о скорости химических реакций.

79. Эволюция теории строения атома в работах Дж. Томсона, Э. Резерфорда и Н. Бора.

80. Демокрит и его учение о строении материи.



2015-12-06 534 Обсуждений (0)
Тема 15. Человек и ноосфера. Экология и здоровье человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 15. Человек и ноосфера. Экология и здоровье человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)