Тема 15. Человек и ноосфера. Экология и здоровье человека
Понятие и структура биосферы. Давление жизни и эволюция живых организмов как условие существования биосферы. Биосфера как саморегулирующаяся кибернетическая система с положительными и отрицательными обратными связями. Биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Живое вещество в биосфере. Макросистема живых организмов и их функции в биосфере. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Человек - новая геологическая сила. Понятие о ноосфере (Э. Леруа, Тейяр де Шарден). Основные положения учения В.И. Вернадского о ноосфере: роль научной мысли как планетарного (и космического) явления, сознательная деятельность человека, связанная с преобразованием биосферы, и др. Закономерности перехода биосферы в ноосферу. Воздействие техносферы на биосферу. Разрушение экосистем и возникновение экологического кризиса. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизика-геохимическая. Экологические проблемы и их влияние на биологические основы развития человека. Здоровье человека как комплексная социальная и научная проблема. Соотношение биологических (наследственных, возрастных, иммунологических и др.) и социальных (экологических, демографических, социально-психологических и др.) факторов в сохранении и укреплении здоровья человека. Проблема нормы и патологии в современной медицине. Здоровье человека и здоровый образ жизни. Биоэтика. Жизнь как биологическая и биоэтическая ценность. Экологическая этика и биоэтика. Место биоэтики в формировании мировоззрения специалиста гуманитарного профиля.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная: В.М. Найдыш. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007. – 704 с. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вуза/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.
Дополнительная: Аксенов Г.П. Причина времени. - М., 2000. Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. - М.: МСЭУ, 2003. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. - М., 1963. Болл Ф. Введение в физику ядра, адронов и элементарных частиц. — М., 2001. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. — М., 1994. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. - М., 1983. Галимов Э.М. Феномен жизни. Происхождение и принципы эволюции. - М., 2001. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М., 1989. Глобальный эволюционизм. - М., 2004. Гончаров С.А. Термодинамика. - М., 2001. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Владос, 2005. Дубинин Н.П. Вечное движение. - М., 1989. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естество знания. - Новосибирск: КЖЕА, 2005. - 832 с. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М., 2001. Карпенков С.Х. Концепции современного естество знания. - М.: Академический проект, 2005. - 639 с. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. — М., 2001. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. - М., 2004. Основания современного естествознания. Модельный взгляд на физику, синергетику, химию. - М., 2001. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы. - Ростов н/Д, 2003. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М.: Юнити, 2007. - 287 с. Савчук В.Д. От теории относительности до классической механики. - М., 2001. Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. - М., 2002. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М.: Владос, 2005. Степин В.С, Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 2001. Тарасов В.Е. Квантовая механика. - М., 2002. Фейнман Р., Вайнберг С. Элементарные частицы и законы физики. - М., 2001. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. - М., 1997. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. - М., 1995. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция в физике. - М., 1965.
Календарный план изучения учебной дисциплины Календарный план рассчитан на семестр (18 недель). Изучение дисциплины заканчивается зачетом. График изучения дисциплины приведен в таблице.
Таблица
Фондовые лекции По учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» разработана фондовая лекция «Химические системы и химические процессы», находящаяся в фонде библиотеки Тверского филиала МГЭИ.
Тематические планы изучения учебной дисциплины
Тематический план по дисциплине: «Концепции современного естествознания» специальность: «Юриспруденция»; форма обучения: очная сокращенная
Тематический план Тематический план по дисциплине: «Концепции современного естествознания» специальность: «Юриспруденция»; форма обучения: очная
Тематический план по дисциплине: «Концепции современного естествознания» для слушателей переподготовки по 510 часовой программе
Темы рефератов 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры. Различия и единство культур. 2. Наука в духовной культуре общества. 3. Этика науки. 4. Методы научного познания. 5. Структура научного познания. 6. Критерии и принципы научности. 7. Концепция развития науки Т. Куна. 8. Концепция развития науки И. Лакатоса. 9. Научные революции. 10. Дифференциация и интеграция научного знания. 11. Математизация естествознания. 12. Глобальный эволюционизм. 13. Синергетика как теория самоорганизации материи. 14. Математика как наука. Её становление и развитие. Роль математики в развитии естественных наук. 15. Концепции классической механики и макромир. 16. Квантово-механические концепции описания микромира. 17. Роль волновой генетики в развитии биологии. 18. Атомистическая концепция строения материи. 19. Элементарные частицы и квантовая модель строения атома. 20. Физический вакуум. Возникновение и развитие учений о «пустоте». 21. Современные космологические модели Вселенной. 22. Происхождение и эволюция Вселенной. 23. Учения о пространстве и времени в доэйнштейновские периоды. 24. Сущность специальной теории относительности. 25. Сущность общей теории относительности. 26.Свойства пространства и времени. 27. Виды пространства и времени: биологическое, психологическое и социальное. 28. Основные законы классической механики. 29. Броуновское движение. 30. Электромагнитная индукции. 31. А. Эйнштейн и сущность фотоэффекта. 32. Корпускулярно-волновая теория строения материи. 33. Идеальные и реальные газы. 34. Ядерные и термоядерные реакции. Применение в технике и вопросы этики. 35. Современное представление о строении атома и квантовые характеристики электрона. 36. Предмет химии и основные законы химии. 37. Периодический закон Д.И. Менделеева. 38. Равновесные и неравновесные химические процессы. 39. Законы термодинамики. Энтальпия, энтропия и энергия Гиббса. 40. Колебательные реакции. 41. Неорганические и органические вещества. Возникновение и крушение теории витализма. 42. Катализ и автокатализ. 43. Оптические изомеры как принцип обеспечения молекулярно-пространственной комплиментарности. 44. ДНК и наследственность. 45. Теория наследственности в трудах Г.И. Менделя. 46. Биология и этапы её развития. 47. Концепции происхождения жизни. 48. Клетка как «первокирпичик» живого. Её строение и функционирование. 49. Ген и его свойства. 50. Современная теория биологической эволюции. 51. Биоэтика. 52. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 53. Человек и биосфера. 54. Влияние природы на человека. Понятие географической среды. 55. Влияние человека на природу. Техносфера. 56. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. 57. Биосфера и космос. Учения А.Л. Чижевского, Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского. 58. Противоречия в системе «природа - биосфера - человек». 59. Проблема антропогенеза. 60. Биологическое и социальное в истории развития человечества. 61. Генная инженерия и её социально-этические проблемы. 62. Бессознательное и сознательное в человеке. 63. Экология и здоровье человека. 64. Проблемы охраны здоровья человека в России. 65. Луи де Бройль и волновое учение. 66. A.M. Бутлеров и теория строения органических веществ. 67. Вклад Г. Галилея в развитие естествознания. 68. В. Гейзенбегр и его вклад в теорию микромира. 69. Учение Дарвина и принцип самоорганизации материи. 70. Геометрия Декарта. 71. Дж. Максвелл и открытие электромагнитного поля. 72. Принцип Ле Шателье: воздействие на равновесные системы. 73. Э. Шрёдингер и его волновое уравнение. 74. Теория А.И. Опарина о возникновении жизни на Земле. 75. М. Фарадей и теория электролиза. 76. М. Планк и квантовая теория. 77. К. Линней и его учение о мире живого. 78. Я.Х. Вант-Гофф и его учение о скорости химических реакций. 79. Эволюция теории строения атома в работах Дж. Томсона, Э. Резерфорда и Н. Бора. 80. Демокрит и его учение о строении материи.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |