Для студентов исторического факультета
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ Учебно-методические материалы Для студентов 5-го курса Рекомендовано к печати
Стерлитамак 2007 УДК [32. 001 + 34] (07) ББК 66. 0я 73 + 67. 0я 73 П 50 Рецензенты: кафедра политологии (Башкирский государственный университет); кандидат политических наук Т.А. Никитина (Информационно-аналитический отдел администрации г. Стерлитамака); кандидат исторических наук, доцент Стерлитамакской государственной педагогической академии З.И. Назаров; кафедра философии, политологии и социологии (Стерлитамакская государственная педагогическая академия)
Ответственный за выпуск – доктор социологических наук, профессор Карамышева Н.М. (Стерлитамакская государственная педагогическая академия)
Работа предназначена для студентов дневного отделения исторического факультета. В ней содержатся: программа курса «Социология», тематический план и сетка часов, вопросы семинарских занятий, темы для самостоятельной работы, экзаменационные вопросы, список основной и дополнительной литературы. Программа курса соответствует Государственному образовательному стандарту высшего педагогического образования, введенному в 2000 году.
© Авторы – составители: © Стерлитамакская ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С 1990 года в вузах России введен курс социологии как общеобразовательной дисциплины. Социология является генерализирующей наукой об обществе. Она рассматривает общество как целостную социокультурную систему, функционирующую и развивающуюся через социальную деятельность людей; изучает проблемы, связанные с положением человека в обществе, семье, трудовом коллективе; анализирует социальные связи и отношения. В настоящее время жизненно важными являются проблемы объективного научного анализа современного российского общества, места и роли его в мировом сообществе. Необходимым инструментом такого анализа является социология. Она получила ныне мощный импульс для своего развития, опираясь на передовые достижения общественной мысли, разработанные различными социологическими школами и направлениями, в том числе русской социологической школой. Это способствует углублению гуманитаризации образования и повышению общей культуры студентов. В наибольшей степени это требование относится к учителю, в чьих руках формирование мировоззрения и культуры молодого поколения, а значит и будущее страны. Данная программа разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта к структуре гуманитарного образования, минимуму содержания знаний и умений по циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Она рассчитана на подготовку педагогов, поэтому проблемам социализации, образования и воспитания здесь уделено значительное внимание. Во вводной теме анализируется предмет и метод социологии, определяется значение этой дисциплины в высшей школе, а также ее роль в подготовке учителя. Большое внимание уделено истории развития социологической мысли. Ключевое значение в структуре курса играет изучение общества как целостной социокультурной системы, социальной структуры, неравенства, дифференциации, стратификации и мобильности. Исследование личности в качестве субъекта и объекта общественно-исторического развития. В темах посвященных анализу субъектов социальных отношений, рассматриваются основные социальные группы: нации, классы, поколения, социально-демографические группы, а также ключевые социальные институты: государство, право, религия, семья, брак, образование, воспитание собственность, деньги, через которые самореализуется личность и из которых складывается общество. Анализируются проблемы социальных связей и изменений, управления, власти, политики, формы и методы организации общественной жизни и руководства ею. С учетом специфики вуза изучаются темы, «Социология образования и воспитания», «Социология девиантного поведения». Программа включает специальную тему «Методология и методика социологических исследований». Это позволит вооружить учителя знаниями и навыками проведения социологических исследований, что важно для его практической работы, реализации обратной связи в процессе преподавания и воспитания. Курс «Социология» призван дать целостное представление о развитии социума, его закономерностях и тенденциях с учетом многоуровневой структуры самого социологического знания. Одновременно он может соединить абстрактную теорию с живой практикой, «выйти» на самые актуальные проблемы сегодняшней жизни, в том числе на процессы, происходящие в российском обществе. В рамках основного курса возможно чтение спецкурсов по различным разделам с учетом профиля факультета и специальности. для студентов исторического факультета
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |