Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Грамматические нормы современного русского языка




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнение № 1.

Поставьте ударение в следующих словах. За справками обращайтесь к словарю.

Аристократия, бюрократия, вероисповедание, духовник, заговор, исповедание, черпать, ходатайствовать, ханжество, формировать, усугубить, статуя, столяр, средства, случай, ржаветь, ремень, некролог, злоба, алфавит, изобретение, новорожденный, аргумент, каталог, обеспечение, облегчить, соболезнование, астроном, квартал, осведомиться, откупорить, паралич, формировать, буржуазия, километр, планер, хозяева, щавель, верба, воры, колосс (великан), крапива, похороны, на похоронах, договор, гравер, диспансер, кремень, премировать, дозвониться, звонить, звонит, намерение, рассердился, украинский, кухонный, форзац, симметрия, баржа, искра, мизерный, оптовый, феномен, цемент, принудить, апостроф, балованный, бунгало, ворота, гусеница, дефис, донельзя, запломбировать, иконопись, дремота.

Упражнение № 2.

Прочитайте вслух приведенные слова. Употребите их в словосочетаниях и предложениях.

Блокировать, еретик, генезис, диссидент, пацифизм, баллотировать, репатриация, гегемония, форсирование, формирование, агрессия, договор, экспансия, догмат, иконопись, христианин, феномен, фетиш, атеизм, бытие, деспотия.



Упражнение № 3.

Прочитайте вслух приведенные слова, отметьте случаи, в которых допускаются вариантные ударения. Дайте характеристику каждому варианту (равноправный, семантический, устаревший, профессиональный, просторечный, диалектный). За справками обращайтесь к словарям.

Искра, атлас, молодежь, осужденный, характерный, индустрия, издалека, заржаветь, запорошенный, маркетинг, маркированный, мизерный, кулинария, кухонный, откупорить, комбайнер, металлургия, компас, лавровый, кладбище, добыча, августовский, иначе, береста.

Упражнение № 5.

Образуйте от данных глаголов прошедшего времени формы женского рода, среднего рода, а также множественного числа.

Взял, дал, начал, нажил, принял, отозвал, утвердил, предал, прогнал, внял, задал, занял, гнал, поднял.

Упражнение № 6.

Расставьте ударения в следующих формах имен прилагательных.

Красивый – красивее, багровый – багровее, изысканный – изысканнее, правильный – правильнее, лиловый – лиловее, пряный – прянее.

Упражнение № 7.

Произнесите данные слова и покажите (письменно), как в каждом случае произносится сочетание ЧН. Отметьте возможность двоякого произношения.

Встречный, Никитична, достаточно, молочный, что, коричневый, конечно, порядочный, солнечный, булавочный, подсвечник, прачечная, нечто, будочник, лавочник, сливочный, нарочно, Фоминична, гречневая, горчичный, скучно, Лукинична, сердечный, калачный, справочная, копеечный.

Упражнение № 8.

Определите, твердо или мягко произносятся согласные перед е. При затруднении пользуйтесь “Орфоэпическим словарем русского языка”.

I. Демократия, интернациональный, прогресс, пионер, лидер, тенденция, термин, атеизм, претендент, тезис, темп, агрессия, дезертир, потенциальный, протест, рейд, деспотия, шинель, альтернатива, дестабилизация, идеология, реформатор, модернизация;

II. Сессия, сонет, академия, антенна, девиз, деликатес, депо, индекс, модель, кафе, кашне, музей, неологизм, партер, поэт, рельсы, тембр, теннис, тенор, терапевт, тире, фарватер, фланель, эстетика, декан, антитеза, бухгалтер, демон, джемпер, деталь, диета, инцидент.

III. Кофе, лорнет, лотерея, майонез, нейлон, одеколон, Одесса, патент, паштет, пенсне, претендент, реквием, свитер, текстиль, тент, термос, терракотовый, форель, шоссе, экспресс, ателье, бизнес, дебют, декольте, дельта, инженер, интернат, отель, протез, интернет, туннель, фанера.

 

Упражнение № 9.

Отметьте слова, в которых после мягкого согласного или шипящего под ударением произносится [о]. За справками обращайтесь к словарю.

Маневры, одновременный, истекший, никчемный, облекший, острие, предрекший, расседланный, житие, бытие, побасенки, одноименный, оглашенный, гренадер, разновременность, подключенный, груженный, грубошерстный, афера, опека, дебелый, современный, пересек, отцветший, оседлый, одноплеменный.

Упражнение № 10.

Назовите предложения, в которых неправильно определены значения слов. Дайте словам верное толкование.

Авторитарный – самовластный, диктаторский.

Плюрализм – действительная, но скрытая причина чего-либо.

Стагнация – застой, топтание на месте.

Консолидация – включение в состав выборного органа новых членов без проведения выборов.

Унитарный – объединенный, единый, составляющий одно целое.

Экспансия – противодействие, противопоставление своих взглядов иным взглядам.

Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики.

Альтернатива – преобразование, изменение, переустройство каких-либо сфер жизнедеятельности общества.

Догматизм – метод мышления, опирающийся на непреложные истины без учета конкретных условий.

Диссидент – инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию.

Пацифизм – политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями.

Репарация – возмещение убытков, нанесенных войной.

Концессия – система государственного надзора.

Демократия – народовластие, форма государства, основанная на признании народа источником и носителем власти.

Упражнение № 11.

Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Оккупанты деградировали народ пропагандой.

2. Одной из глобальных черт мировоззрения Павла становится его стремление следовать идеалам средневекового рыцарства.

3. Эта реформа дала стране твердую валюту, обусловила интенсивный экономический рост и открыла широкие возможности для привлечения в Россию интервентского капитала.

4. Фрунзе – верный опричник Ленина.

5. Пейзаж города обогатился новыми зданиями.

6. Интеллигенция в романе выражена в образах профессора Преображенского и доктора Борменталя.

7. Найденные деньги они предполагали поделить между собой на три равные половины.

8. Во время концерта все участники дуэта: Никитина Елена, Орлов Евгений и Симонян Олег – продемонстрировали высокий уровень мастерства.

Упражнение № 12.

К словам иноязычного происхождения подберите синонимы. Пользуйтесь словами для справок.

Антагонизм, антология, апелляция, апатия, гуманитарный, дефект, дифирамб, индифферентный, коммюнике, конфронтация, паритет, патетический, раритет, ресурсы, тенденциозность, трансформировать, феноменальный.

Слова для справок: балласт, безразличный, верификация, гимн, запасы, изъян, источники средств и доходов, необычный, непримиримое противоречие, обжалование, общественный, одинаковое положение, официальное сообщение, полный пафоса, преобразовать, предвзятость, преувеличенная похвала, противостояние, равнодушие, реноме, что-либо редкое, репутация, груз, проверка истинности теоретических положений, сборник избранных произведений.

Упражнение № 13.

Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр;

мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный, амбиция, анализ, библиотека;

вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт;

адаптация, альтернатива, беспрецедентный, брифинг, диссидент, пакт, постулат, статус-кво, менеджер, суверенитет.

Упражнение № 16.

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отметьте контаминационные конструкции. Сделайте необходимую правку.

1. Открылся центр профилактики правонарушений, его сотрудники будут оказывать консультации подросткам.

2. Чтобы обеспечить себя от преследований, нужно казаться беззаботным, а это всегда сбивает с толку.

3. Главное наследство, которое она переняла от отца, – знаменитая фамилия.

4. Чаще всего при этом я испытываю другие мысли.

5. Граждане, остающиеся на позиции подданных, не принимают активной роли в политической жизни.

6. Эта территория снискала в последнее время какие только есть лавры по своей криминальности.

7. Эти слова не играли никакого значения в его прогнозах перед выборами.

8. Вам известно, как происходили тогда обстоятельства?

9. Не было возможности предпринимать такие меры, которых от нас ждали.

10. Мы сделали самые низкие цены.

 

Упражнение № 17.

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости, внесите в предложения необходимые изменения.

1. Я не делаю никаких поступков, которые могли бы кому-нибудь мешать жить.

2. И мы должны идти по тому же пути развития, только стараясь избегать тех ошибок, в которые впадали европейские народы вследствие ложного понимания прогресса.

3. Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону.

4. Что за желание брать на себя обязанности, о которых никто не просил, и производить советы тем, кто их слушать не будет?

5. Экскурсии полезны для развития кругозора.

6. Этот обогреватель удовлетворяет всем потребностям покупателя.

7. Житель графства Норфолк покорил в этот раз все рекорды.

8. Многое зависит от личности, которая занимает этот пост, и от того, как она владеет им.

9. Наша работа носит различные направления.

10. К этой рубрике мы питаем особенный трепет.

 

Упражнение № 18.

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости, внесите в предложения необходимые изменения.

1. Кто же виноват в том, что продукты так дороги? Первым делом надо удешевить их стоимость.

2. Сегодня уже никто не спорит, даже самые отъявленные реформаторы, что десятилетие российских преобразований в экономике прошло бездарно.

3. Таня приняла все в сердце, испытав при этом чувство стыда за свое беспросветное благополучие.

4. В третьей книге писателя происходит еще один важный этап.

5. Программа кандидата – это 65 страниц убористого текста, охватывающего практически все аспекты жизни страны.

6. Академик совершил блестящую научную карьеру.

7. Подробно углубляться на этом мы сейчас не будем.

8. Они и не подозревали, что очень скоро потерпят аварию.

9. Солдат думал, что, если донесет, ему пощадят жизнь.

10. Традиционно завод выпускал военную технику, но мог выполнять и другую продукцию.

 

Упражнение № 19.

При необходимости исправьте предложения, устраняя повторение однокоренных слов или употребление слов, не вносящих нового значения. Проанализируйте ошибки.

1. Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.

2. Корабли приближались все ближе и ближе к берегу.

3. Строители внезапно и неожиданно ускорили темпы строительства и теперь строят даже в выходные дни.

4. Новая техника помогает сделать более легким трудоемкий труд рабочих.

5. Для достижения намеченной цели пришлось объединить воедино все усилия.

6. Памятный монумент воздвигнут на поклонной горе.

7. Индейцы – коренные аборигены Америки.

8. Рабочим выплачена зарплата за май месяц.

9. Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.

10. Заброшенная деревня оказалась поселением чеченского населения.

 

Упражнение № 20.

Найдите примеры речевой избыточности.

1. На предприятиях стали появляться свободные вакансии.

2. В прошлом году состоялась первая премьера этого спектакля.

3. На этот день ростовские шахтеры перенесли свою забастовку, ранее запланированную на 10 марта.

4. Потянулись недели томительной двусмысленной неясности.

5. Но места для отступления назад у главнокомандующего не было.

6. Золотые слова, произнесенные в ту минуту царем, подписаны Репиным внизу.

7. Ртутная эпопея, о которой сообщили газеты вчера, получила новое продолжение.

8. Коррупция и продажность чиновников развалили страну.

9. Цена этого выбора чрезвычайно высока: или Россия на долгие годы и десятилетия утонет в гнилом болоте псевдореформ, или найдет свой путь в третье тысячелетие.

10. В своей автобиографии Раневская писала о своих друзьях, учителях, о своем одиночестве.

 

Упражнение № 23.

Определите значение паронимов. Проиллюстрируйте примерами. Охарактеризуйте пути возникновения паронимов: а) случайное созвучие разнокоренных слов, б) словообразовательные процессы в кругу однокоренных слов.

1. Абонент-абонемент, континент-контингент, объективный-объективи-стский, реальный-реалистичный, соседний-соседский, невежда-невежа, процесс-процессия, здравица-здравница.

2. Практик-практикант, дипломат-дипломант, политичный-политический, идеальный-идеалистический, понятный-понятливый, экономия-экономика, деловой-деловитый, романист-романтик, пристроить-перестроить, смешение-смещение, человечество-человечность, незабвенный-незабываемый.

3. Адресат-адресант, фабрикант-фабрикат, материальный-материалистический, праздный-праздничный, обидный-обидчивый, индеец-индиец, претендент-прецедент, факт-фактор, прошение-прощение, поступок-проступок, несоизмеримый-неизмеримый, сытый-сытный, приукрасить-перекрасить.

 

 

Упражнение № 27.

К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Обращайтесь к справочному материалу.

Без царя в голове, биться как рыба об лед, бить отбой, восходящая звезда, голубая кровь, дать ход, денег куры не клюют, денежный мешок, дело в шляпе, держать себя в руках, днем с огнем, заячья душа, держать себя в руках, играть первую скрипку, как из-под земли вырос, как по маслу, наставлять на ум, на заре жизни, не в своей тарелке, опустить крылья, рукой подать, себе на уме, сорить деньгами, упустить из виду, у черта на куличках, хозяин своего слова.

Материал для справок: ветер свистит в карманах, выйти из себя, дело табак, держать в уме, дрожать над каждой копейкой, душа на распашку, за тридевять земель, как рыба в воде, как сквозь землю провалился, как сыр в масле катается, на закате дней, семи пядей во лбу , не робкого десятка, ни гроша за душой, под самым носом, положить под сукно, последняя спица в колеснице, расправить крылья, семь пятниц на неделе, сбивать с пути, со скрипом, стоять на своем, угасшее светило, хоть пруд пруди, на каждом шагу, черная кость.

 

Упражнение № 28.

Объясните значение и, если это возможно, этимологию фразеологических выражений. Устно или письменно распределите их по трем группам: фольклор, мифология древнего мира, история.

Кануть в Лету, муки Тантала, валаамова ослица, одним миром мазаны, ариаднина нить, козел отпущения, аредовы веки, альфа и омега, прокрустово ложе, камень преткновения, рядиться в тогу, между Сциллой и Харибдой, от аза до ижицы, за тридевять земель, при царе Горохе, провалиться в тартарары, казанская сирота, пиррова победа, ахиллесова пята, кричать во всю Ивановскую, Троянский конь, положить в долгий ящик, вавилонское столпотворение, рожки да ножки, у разбитого корыта, прометеев огонь, коломенская верста, филькина грамота, искать жар-птицу, поднять на щит, перейти Рубикон, молочные реки и кисельные берега, метать громы и молнии, Дамоклов меч, гордиев узел, перековать мечи на орала, парфянская стрела, иерихонская труба, умыть руки.

Грамматические нормы современного русского языка

Упражнение № 30.

Определите род несклоняемых имен существительных, согласуя с ними прилагательные и причастия в именительном падеже единственного числа. При затруднении определения рода несклоняемых иноязычных существительных обращайтесь к словарю.

Военн… атташе, правительственн… коммюнике, маршрутн… такси, трамвайн… депо, великолепн… шоссе, горяч… какао, черн… кофе, авторитетн… жюри, известн… маэстро, заключенн… пари, нов… бра, маленьк… колибри, юн… мисс, удачн… интервью, утренн… “Таймс”, летн… Сочи, австралийск… кенгуру, прыгающ… шимпанзе, стар… какаду.

 

Упражнение № 31.

Определив род сложносокращенных имен существительных, допишите пропущенные окончания.

Таганрогск… роно, РТС закончил… ремонт техники, вуз объявил… прием, ТГПИ открыл… новые факультеты, МИД заявил… протест, ГЭС пущен…, МХАТ начал… новый сезон, ГИБДД изменил… систему дорожных знаков, ЖЭК вывесил… объявление, ТАСС сообщил… программу полета, нов… АТС, ВДНХ реорганизован…, ЗАГС открыт…, НИИ открыл…сь(ся) недавно.

 

Упражнение № 32.

Определите род имен существительных. Свой выбор обоснуйте.

1. Гоголевский ревизор – сам… знаменит… инкогнито в русской литературе.

2. Виски подавал…сь(ся) всем гостям без исключения.

3. Маленьк… пони делал… первые несмелые шаги.

4. Широк… авеню в тот час, когда машины не создают пробок, привлека… множество лихих водителей.

5. От хинди, официально принят… в Индии, урду отличается числом арабских и персидских заимствований и арабской графикой.

6. У нее был… чудесн… сопрано, но она потеряла свой восхититель-ный голос, когда однажды попыталась взять сам… верхн… соль.

7. Он написал настолько ужасн… резюме, что ему, конечно, отказали в работе.

8. На названия тотемных животных всегда накладывал…сь(ся) абсолютн… табу.

9. Исход матча определил… красивейш… пенальти.

10. При посадке самолета прав… шасси не вышл…

11. В понендельник на сайте компании появил…сь(ся) интересн… Интернет-программа .

12. Неизлечим… СПИД поверг… тогда в ужас все человечество.

13. Нов… шкаф-купе оказал…сь(ся) вместительнее нового.

14. ЛДПР предложил… своего кандидата на выборы губернатора.

15. Давно доказано, что сам… эффективн… пиар – это скрытый.

16. США объявил… Ираку нефтян… эмбарго.

17. Белорусск…ФСБ обещал… возместить ущерб всем пострадавшим во время акции протеста.

18. НАСА заказал… России космический модуль “Заря”.

19. Стараниями адвоката обвиняемый был представлен в суде в качестве невинн… жертвы случая.

 

Упражнение № 33.

Выберите форму имени существительного. Отметьте вариантные формы.

1. Он здесь без (года, году) неделя. Мы с нетерпением ждали (года, году) окончания школы.

2. Этот вопрос вот так с (хода, ходу) и не решить. Мы обычно не замечаем (хода, ходу) времени.

3. Ребенок и (часа, часу) не может посидеть спокойно. Не прошло и (часа, часу), как мой друг вернулся. Это случилось около (часа, часу) дня.

4. Этого (шага, шагу) я от него не ожидал. Он и (шага, шагу) не ступит, не посоветовавшись с адвокатом.

5. В академическом (часе, часу) 45 минут. Он работал допоздна и возвращался всегда в первом (часе, часу) ночи.

6. Стол стоял очень неудобно, в темном (угле, углу). В прямом (угле, углу) 90 градусов.

7. В грамматическом (строе, строю) алтайских языков еще много неясного. Он был небольшого роста, поэтому в (строе, строю) стоял последним.

 

Упражнение № 34.

Раскройте скобки, правильно расставляя ударения и выбирая окончания у имен существительных.

Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (доктор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), приехавшие (лектор), известные (профессор), вновь назначенные (директор), искусные (повар), праздничные (торт), новые (сорт) пшеницы, внимательные (инспектор), сторожевые (катер), секретные (бункер), прошлогодние (выбор), личные (пропуск).

 

Упражнение № 35.

Выберите форму родительного падежа множественного числа имен существительных. Отметьте вариантные формы. Дайте стилистическую характеристику вариантов.

1. (Монголы) отличает узкий разрез глаз и широкое лицо.

2. В лагере (партизаны) все готовились к ночлегу, дежурные проверяли запас (патроны).

3. Взвод (солдаты) маршировал на плацу. Топот их (сапоги) раздавался по всей округе.

4. От сильного удара поезд сошел с (рельсы).

5. Табор (цыгане) раскинулся у реки.

6. Для приготовления кетчупа необходимо много первосортных (помидоры).

7. Тройка вороных уносила от купеческих (хоромы) жениха и невесту.

8. На складе магазина огромный запас (чулки) и (носки).

9. Все армейские чины, кроме (генералы) и (маршалы) носят брюки без (лампасы).

10. Ни один новогодний стол не обходится без (мандарины).

11. В итальянской кухне используется много разных сортов (макароны).

 

Упражнение № 37.

Поставьте имена собственные в нужный падеж.

1. Серпилин так до сих пор и не написал Сталину о (Гринько).

2. Тогда несовершеннолетнему (Нестор Иванович Махно) смертный приговор заменили бессрочной каторгой.

3. Состоялась встреча депутата (Ирина Хакамада) с избирателями.

4. Многие яркие воспоминания его детства связаны со сказками братьев (Гримм).

5. На балу присутствовали лорд и леди (Гамильтон), муж и жена (Буш) и супруги (Кент).

6. Знаменитым братьям (Томас) и (Генрих) (Манн) были посвящены последние лекции.

7. Наши современники плохо знакомы с творчеством (Расул Гамзатов).

8. Только недавно я прочла много интересного о (Шота Руставели).

9. Мы отправились в гости к (Юрий Шевчук) и (Наталья Шевчук).

Употребление грамматических форм имен прилагательных

Упражнение № 38.

Исправьте ошибки, связанные с употреблением в речи имен прилагательных.

1. Самым главнейшим из государств европейцев в Восточном Средиземноморье считалось Иерусалимское королевство.

2. Нанятые за плату работники оказывались более выгоднее собственных зависимых крестьян.

3. Нет ничего на свете более прекраснее человеческой души, подарившей миру частицу себя.

4. Посмотрим на человека, плывущего по течению: жизнь его скудная, бедная не только материально, но и духовно.

5. Александр Македонский был одаренный красотой, даром богов; глаза его были кротки и ясные, кожа чрезвычайно бела.

6. Во многих отношениях Голландия тогда была очень прекрасной, даже уникальной страной в Западной Европе.

7. В этот период в Европе многие крестьяне были освобожденные от личной зависимости.

 

Упражнение № 39.

Поставьте прилагательные в форму сравнительной степени. Объясните невозможность образования простой формы сравнительной степени.

1. Сегодня он чувствовал себя даже (больной), чем вчера.

2. В своей жизни она не встречала человека (великий), чем этот поэт, и одновременно (жестокий).

3. Такой исход операции казался ему еще (возможный) чем две недели назад.

4. Весь его вид становился день ото дня (гордый).

5. По мере того как человек приближался, его черты казались все (знакомые).

6. С годами у него развился (критический) взгляд на жизнь, чем в юности.

7. В связи с обстоятельствами он предпочел (ранний) отъезд, чем ожидал.

8. Их последующие выяснения отношений становились все (бурные).

 

Упражнение № 40.

Объясните, в каком значении следующие прилагательные могут иметь формы сравнительной и превосходной степеней, а в каком – нет.

Бедный, видный, глухой, живой, косой, кривой, мертвый, правый, густой, худой.

 

Упражнение № 41.

Выберите один из данных в скобках вариантов, обоснуйте свой выбор, обращая внимание на стилистическую характеристику прилагательных.

Татьяна Петровна, Вы (такая добрая, такие добрые)! Почему Вы, Николай, (так одинок, так одиноки). Неужели Вы, Илья, (не рад, не рады)? Вы, Ольга, (гордая, гордые).




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2896)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.045 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7