Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение природного и социального в человеческом существовании



2015-12-06 586 Обсуждений (0)
Соотношение природного и социального в человеческом существовании 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конечно, жизнь человека не складывается только из преобразовательной активности. Человек остается связанным с миром природы. Она существует вокруг человека и остается тем источником, из которого он черпает материал для удовлетворения своих потребностей. Природа сохраняется и внутри человека. Сам он как телесное существо остается частью природного мира. Основы способностей и темперамента имеют внесоциальное происхождение. С животным миром человека роднит также наличие чувственности, которая складывается из восприятий или ощущений окружающей действительности, эмоций или переживаний и желаний или влечений.

Кроме того, не все проявления активности человека являются результатом планируемых преобразующих действий. Многие поступки человеком совершаются под воздействием эмоций, так сказать «в порыве чувств». Естественно, что они не являются продуктами сознательного и преднамеренного планирования, а скорее, становятся результатом реакции на какой-либо внешний раздражитель. В лучшем случае они осознаются после свершения действия.

Точно также не всегда люди осуществляют преобразовательную активность. И это относится не только к взаимоотношениям человека с природой. Люди перенимают без изменений обычаи и приемы, созданные их предками, и подчиняются им беспрекословно. Более того, часто они выполняют их так сказать автоматически. Возьмем, к примеру, действия рабочего, который стоит на конвейере и штампует тысячную одинаковую деталь. Пока такие действия лишены преобразовательного начала и сознательно сформулированного плана или цели, они очень близки знакомому нам поведению как адаптации к миру. Здесь не так важно, касаются ли они отношений человека с природой, либо взаимоотношений людей друг с другом, и являются ли они по происхождению продуктами человеческих действий. Вот почему, говоря о человеке, мы можем расширить смысл понятия «поведение». Любая активность человека в форме адаптации к природе или к обществу будет являться поведением. Поведение может определяться либо видовыми программами (инстинктами), либо культурными программами (беспрекословным подчинением нормам, традициям и т.д.).

Теперь мы видим, как усложнилось наше понимание бытия человека. Он как бы стоит между двумя мирами: миром природы и культуры, поведения и деятельности, чувств и разума. Более того, они пересекаются в самом человеке. Важно понять, что эти миры не просто являются продолжением друг друга. В науках, изучавших человека, долгое время существовало одностороннее представление о соотношении этих начал. Так ученые считали, что человеческие качества являются простым продолжением природных черт. Например, создание и применение орудий труда они представляли себе просто как количественно расширенное и усложненное использование различных предметов животными. Не будем возражать против утверждения о происхождении очень многих сторон человеческой жизни из природного мира. Но как мы уже увидели, роль, которую они начинают играть в мире людей, становится совершенно иной. Жилища, возводимые животными, остаются частью системы природы. Дома, возводимые человеком, составляют звено в активности преобразовательной, меняющей природу.

Мы видим, что деятельность и поведение строятся на принципах, принципиально противоположных друг другу. Первая – есть преобразование, второе- адаптация. Поэтому они могут вступать в противоречие друг с другом. При этом нельзя дать однозначную оценку тому или другому началу в человеческом бытии. Нельзя отождествить природное начало со злом, а социальное или деятельностное - с добром. Ведь многие продукты деятельности в результате ведут к угрозе самому существованию человека, загрязнение окружающей среды, например. А с другой стороны, некритическое подчинение человека обычаям прошлого приводит к подавлению его творческой индивидуальности, тормозит развитие общества.

Но одно мы можем утверждать наверняка. Человек не может отказаться от деятельности, поскольку благодаря преобразовательному отношению к миру он становится человеческим существом. Но если она осуществляется вопреки желаниям самого человека, если в реализации целей, поставленных обществом, он не испытывает эмоциональной удовлетворенности, значит социальный, человеческий мир будет восприниматься им как принуждение, насилие, тягота. Такое отношение, когда продукты человеческой деятельности и сама деятельность становятся враждебными человеку, навязанными ему, принято называть словом «отчуждение». Это ситуации, когда ни работа, ни учеба, ни общение не приносят удовлетворения, кажутся чем-то чуждым, внешним, противоречащим моим собственным желаниям и потребностям.

Теперь нам понятно, какая задача стоит перед человечеством. Это согласование мира природы и культуры, деятельности и поведения, чувств и разума. Ясно, что в основе должно лежать деятельностное отношение к миру. Ведь без него нет человека. Но и мир, создаваемый в процессе деятельности должен быть таким, чтобы жизнь в нем создавала чувство удовлетворенности. Такое отношение человека к деятельности и ее продуктам можно назвать словом «заинтересованность». Таким образом, перед людьми стоит задача найти не только формы создания, сохранения и развития социальности, но формы создания заинтересованности социальной жизнью.

 



2015-12-06 586 Обсуждений (0)
Соотношение природного и социального в человеческом существовании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение природного и социального в человеческом существовании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.054 сек.)