Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие социальных отношений




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Чаще всего мы считаем себя самостоятельными людьми, а свое поведение - результатом собственных решений. Каждый из нас убежден, что сам выбирает профессию и друзей, самостоятельно принимает решения, опираясь на свой опыт и внутренний мир, что его отношения, например, с друзьями или с любимым человеком уникальны и неповторимы. А ведь чаще всего это совсем не так. Социальные - иными словами, общественные - отношения отличаются рядом особенностей.

1. Если вдуматься, мы очень редко поступаем, как хотим. В большинстве случаев наше поведение определяется кем-то или чем-то внешним: другими людьми, общепринятыми нормами, ограниченностью возможностей. Так, требования учителя, обычай здороваться с соседями или отсутствие денег на понравившуюся вещь - все это заставляет поступать именно так, а не иначе. Значит, как правило, наше поведение оказывается упорядоченным и целенаправленным. А упорядочивает и регулирует его невидимая сила, называемая общественным интересом и социальными нормами. Это первый признак социальных отношений. Когда человек в них вступает, он действует как член общества, на которого налагаются определенные обязанности. Хотя это может и не осознаваться нами, и мы можем думать, что поступаем естественно.



2. Какие же обязанности общество возлагает на нас? Напомним весьма типичные ситуации. Подросток не дает маме поцеловать себя при сверстниках, боясь прослыть «маменькиным сынком», политик формирует свой имидж в соответствии с ожиданиями избирателей, человек просто идет по городской улице и делает вид, что не замечает окружающих. Это значит, что в обществе люди, как правило, ориентируют свое поведение на других людей. Такая ориентированность своего поведения на других людей является второй существеннейшей чертой социальных отношений.

Каждый из нас в своих целях и поступках стремится учитывать мнения и интересы других людей. Не обязательно потому, что мы уважаем и ценим окружающих. Просто без такого учета мы рискуем вступить в конфликт с интересами других людей и ничего не добиться в своей жизни. Естественно, что не только мы, но и общество заинтересовано в том, чтобы поведение людей было согласованным. Поэтому ориентированность на других становится содержанием общественного интереса и социальных норм. Общество предписывает нам учитывать существование других людей и даже стремиться к тесным связям с окружающими.

3. Итак, в обществе нас связывают с другими людьми множество видимых и невидимых связей и отношений. Но эти другие - не только друзья, родственники, учителя, знакомые. Мы тесно связаны даже с теми, с кем напрямую никогда не сталкивались (представьте на минуту разнообразие и количество людей, которые произвели надетую на нас одежду, а ведь это лишь малая часть). И здесь появляется еще одна важная черта таких связей. Чем «дальше» от нас человек, тем более формальным, устойчивым и однозначным становится характер нашей с ним связи. Если учитель для учеников может быть еще и душевным человеком, старшим другом, знатоком музыки и т.п., то фермер, чей хлеб мы покупаем, является для нас только производителем, а мы для него - только покупателями. В магазине мы только покупатели, а человек за прилавком для нас, только продавец.

Если продолжать эту мысль, можно представить эти отношения как густую сеть устойчивых и типичных взаимоотношений, к примеру, избирателей и политиков, производителей и потребителей, начальников и подчиненных, наказывающих и наказанных, учителей и учеников и так далее и так далее. При этом люди – узелки в такой сети. И эти узелки имеют значение для всей сети не как живые личности, а как общественные единицы - те же политики, учителя, начальники. Эти узелки принято называть «социальными позициями». Каждая такая позиция представляет собой место, которое общество предписало человеку и согласно которому он должен строить свое поведение. Не надо понимать это так, что все привязаны к своим местам. Просто если мы попали на определенное место, например, в ситуацию покупателя, посетителя государственного учреждения, то должны вести себя надлежащим образом. Прочность сети социальных отношений, а значит, общества в целом, зависит от наличия и сбалансированности «узелков», – социальных позиций, без которых невозможны налаженные отношения производства, обмена, потребления, управления и т.п. Заметим, что не только общество, но и мы сами заинтересованы в существовании подобных узелков. Часто мы не хотим выставлять наружу все свои состояния, да и от других людей не всегда желаем подобного. Эти позиции обществоведы называют социальными статусами, а поведение человека в соответствии с такими статусами называют социальной ролью. Создание социальных позиций в статусно-ролевой форме является еще одной важнейшей чертой социальных отношений.

Вот она жизнь общества и жизнь человека в обществе. Она построена как совокупность особых отношений, называемых социальными. А определяются эти отношения общественным интересом и социальными нормами, ориентированностью на других и статусно-ролевым поведением.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (410)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7