Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Типы политических режимов: демократия и тоталитаризм




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Демократические режимы. Сначала давайте разберемся: какой смысл вкладывается в это слово. В переводе с греческого оно означает «власть народа». Обычно мы противопоставляем демократию диктатуре, под которой мы понимаем власть меньшинства над большинством и насилие правящей группы по отношению к остальному населению. Насилие проявляется в том, что она физически устраняет своих противников, не учитывает мнения остальных социальных групп и правит, не считаясь с законами. Значит демократия, чтобы отличаться от диктатуры, должна быть властью большинства и не опираться на такое насилие.

Задумаемся теперь над тем, кто такой «народ». Если народ – это синоним слова «население страны», то понимание демократии как политического режима становится бессмысленным. Если под народом понимаются лучшие или передовые люди, то встает много вопросов. Обычно таких людей мало, но тогда демократия окажется властью меньшинства. Но даже если их много, кто с уверенностью скажет, что является передовым и прогрессивным. Задумаемся и над тем, чем же отличается власть большинства от власти меньшинства. Мы же прекрасно понимаем, что и большинство может ошибаться. А что отличает насилие меньшинства над большинством от насилия большинства над меньшинством?



Вот почему распространенное определение демократии как власти народа является или очень расплывчатым или просто ошибочным. Все люди могут ошибаться, будь они в большинстве или в меньшинстве. А это значит, что мнение любого человека имеет право на существование. Вы справедливо скажете, что если учитывать мнение каждого человека, то никакое решение никогда не будет принято, потому что редко когда можно достичь абсолютного единодушия. Это совершенно верно, поэтому демократия не является ни волей большинства, ни защитой прав меньшинства. Как же тогда выйти из сложившегося противоречия?

Выход есть, и он состоит в признании неотъемлемых прав личности. Поэтому первый признак демократии – это признание прав личности, а не споры о том, право ли меньшинство или большинство. Вот почему демократия строится на отсутствии общеобязательной идеологии. Такая идеология становится насилием по отношению к не согласным с ней. Вернее можно сказать, что идеология демократии строится на принципе «разрешено все, что не запрещено». Нельзя навязывать обществу никакую идею, пусть даже и очень заманчивую. А с другой стороны, любая идея, любое мнение имеет право на существование. А что же запрещено? Это посягательство на права личности. Можете выдвигать любое мнение. Важно, чтобы оно не посягало на права личности. Иначе говоря, принцип демократии состоит в требовании: «поступай так, чтобы твое желание не вступало в конфликт с желаниями других людей». Это значит, что быть свободным и равным другим я могу только тогда, когда я себя ограничиваю. В противном случае жизнь стала бы войной всех против всех. Вот почему равенство прав состоит еще и в равенстве ограничений для всех.

Что же представляет собой власть и управление в обществе, которое строится на признании прав личности? Для описания способа ее действия очень хорошо подходит слово «игра». Это не значит, что все развлекаются. Игра в данном случае есть действие по определенным правилам, но с непредсказуемым результатом. Если все равны, то может быть выдвинута любая идея, любое мнение. Выжить и победить она может только путем конкуренции с другими идеями. Поэтому политическая жизнь демократического общества – это игра сил, конкуренция идей, столкновение интересов социальных групп. Ограничением в этой борьбе выступает право личности. Можно выдвигать любые идеи за исключением тех, что посягают на права личности.

А как же тогда побеждают остальные идеи и интересы? Знакомым нам путем. Принятием решений большинством голосов. И это второй признак демократии. В итоге мы можем сказать, что демократический режим строится на двух основных принципах:

1) признание неотъемлемых прав личности, а значит запрете на любое решение, которое посягает на эти права;

2) принятие решений по большинству по всем вопросам за исключением тех, что касаются прав личности.

Кто же гарантирует соблюдение этих принципов? Конечно государство. Поэтому демократический режим предполагает правовое государство. Что это такое? Это организация власти и управления, которая строится на верховенстве закона. Иначе говоря, нет лиц или организаций, которые стояли бы превыше закона. В одинаковой мере должны быть подчинены закону все: от обычного гражданина до главы правительства, от граждан до государственных органов. Это первый принцип правового государства.

Но этого не достаточно. Ведь законы существовали в любом обществе, где возникало государство. Правовое государство следит не просто за соблюдением законов, оно следит за соблюдением таких прав, которых не существовало ни в одном другом обществе. Ими являются права личности. Это значит, что государство должно вмешиваться в дела граждан, но с особой целью: напомнить им о существовании их прав, если они по неграмотности о них не знают, и помочь им их реализовать, если они не обладают достаточными средствами. Таков второй принцип правового государства.

Вспомним американские фильмы о действиях полиции, когда полицейский при задержании правонарушителя обязан напомнить ему о его правах. Это есть практическая жизнь правового государства. Государство предоставляет гражданину адвоката в ходе судебного процесса, если он не обладает средствами его нанять. Это тоже практическая жизнь правового государства.

Государство обеспечивает права граждан двумя способами: путем прямого приказа или участием в игре сил. Прямой приказ действует там, где нарушен закон или отсутствует прямая связь оплаты и качества услуги. Насилие государства по отношению к преступнику есть действие путем прямого приказа. Кроме того, не все области социальной жизни могут выживать за счет предпринимательской активности. В первую очередь это касается науки и искусства. Не все граждане хотят и могут добиться в обществе успеха. Вот это и есть отсутствие прямой связи оплаты и качества услуги. Иначе говоря, не всегда за свои деньги ты можешь получить качественную услугу и наоборот, не всегда есть средства реализовать права. Государство гарантирует эту связь за счет издания соответствующих законов. А закон предполагает обязательное исполнение.

Во всех остальных случаях демократическое государство также активно участвует в жизни общества. Ведь сами по себе отношения конкуренции легко могут переродиться в монополизм. Поэтому задача демократического государства: обеспечить равные условия игры для всех или способствовать выравниванию стартовых позиций. Оно делает это за счет создания социальных программ, национализации отдельных сфер общественной жизни, перераспределения налогов, помощи перспективным отраслям экономики и т.д. Т.е. государство также выступает одним из игроков, но с особыми задачами. Если остальные игроки стремятся удовлетворить свои интересы, то интерес государства состоит в том, чтобы удовлетворялись интересы всех или чтобы они, по крайней мере, не противоречили друг другу. Это тоже способ обеспечить связь качества услуги и оплаты, но только не прямым (приказ), а косвенным способом. Основной принцип действий правового государства здесь: «если хочешь добиться цели, опирайся на убеждение и поощрение, а не на насилие».

Наконец, еще одним признаком правового государства является реализация принципа разделения властей. При демократии все виды власти: законодательная, исполнительная и судебная, разделены и независимы друг от друга, т.е. они осуществляются разными людьми и выполняют разные функции.

Но почему мы думаем, что государство будет защищать права граждан. Ведь мы помним, что государство – это еще и организация чиновников, т.е. социальная группа со своими интересами. Так мы выходим на еще одну важную сторону жизни демократического режима – наличии гражданского общества. Гражданское общество предполагает создание и обеспечение форм контроля над деятельностью государства.

Очень часто под демократией понимают самоуправление. Возможно, в обществе простом с малой численностью населения и малым количеством социальных групп это и возможно. Называют такую форму управления прямой демократией. Но в современных сложноорганизованных обществах ни один человек не может быть профессионалом во всех вопросах. Значит, управлять должны специалисты или эксперты. Иначе это формулируется в требовании: «каждый должен заниматься своим делом». Однако это не значит, что демократия не может в таких обществах существовать. Гражданину не обязательно участвовать в управлении обществом, но оказывать воздействие на власть и управление в обществе он может и должен. Такую форму называют представительной демократией. Суть представительности состоит в том, что общество передает право на управление специальному органу власти, т.е. государству, и право давления на государство передает специальным организациям, обычно партиям. Поэтому основной задачей общества становится не осуществление управления, а разработка форм контроля над деятельностью государства. Осуществляется он, прежде всего, в виде выборности основных органов власти.

Еще одним способом воздействия общества на государство является разработка форм контроля над текущей деятельностью государственных органов. Основной принцип здесь - это принцип гласности и публичности, т.е. максимальной осведомленности граждан о деятельности органов власти. Эту функцию в демократическом обществе осуществляют средства массовой информации. Недаром их называют «четвертой властью».

В целом, демократия опирается на создание и работу системы социальных институтов, таких как разделение властей, выборность и перевыборность государственных органов, партии, общественные организации, средства массовой информации, задача которых в том, чтобы взаимно ограничивать друг друга.

Тоталитарные режимы. Тоталитаризм основан на убеждении в абсолютной истинности какой-либо идеи или теории о природе общества, предназначении общественного строя, методах осуществления власти и управления. Создание тоталитарного политического режима опирается на представление о том, что существует только одна верная теория сущности общества и направления общественного развития. А раз она существует, все общество должно быть организовано для ее осуществления, потому что она воплощает подлинный общественный интерес. Сами члены общества могут ее не знать и в нее не верить, но тогда, по мнению сторонников подобных идей, их следует просвещать или силой заставлять служить данному общественному идеалу.

Тем самым тоталитаризм отрицает права личности, а в первую очередь, разделение на личные и общественные ценности. Все члены общества обязаны верить в истинность данной теории, участвовать в построении предполагаемого общественного строя. Их собственное мнение о ценности таких идей, право на реализацию своих интересов не учитывается и не признается.

Власть в тоталитарном режиме осуществляет группа лиц. Обычно это партия, которая уверена, что лучше других знает, в каком направлении должно развиваться общество. Такая партия является источником всех решений, принимаемых и осуществляемых государством. Ясно, что она правит, не считаясь с мнением остальных социальных групп.

Власть при тоталитарном режиме осуществляется путем прямого приказа или насилия. Тоталитарные методы управления не предполагают поощрения. Причина состоит в той же убежденности правящей партии в абсолютной истинности своих идей. Потому лидеры такого режима уверены, что все средства хороши, поскольку способствуют достижению благой цели. А насилие является наиболее простейшим средством. Более того, с их точки зрения нет надобности в согласии всего общества на применение таких методов, ведь истину лучше всех знают только они.

Тоталитарный режим при осуществлении управления неизбежно приходит к необходимости планирования и контроля над всеми сторонами личной и общественной жизни. Причина состоит в том, что возникает такой режим в индустриальных обществах. Власть в таком обществе оказывается в двойственном положении. С одной стороны необходимо развивать сложные технологии, но они требуют свободной, критически мыслящей личности. А с другой стороны, необходимо активное участие всех членов общества в достижении поставленной режимом цели и отсутствие сомнений в ее верности. Поэтому власти приходится вмешиваться во все стороны жизни человека и общества, чтобы не допустить свободомыслия.

Каковы причины возникновения тоталитарных режимов? При поиске ответа на этот вопрос следует учитывать тот факт, что возникать они стали только в первой половине 20 века, т.е. гораздо позже демократий. Это значит, что тоталитарные режимы для своего обоснования используют трудности и проблемы, с которыми сталкивались демократические режимы. В чем они? Конечно не в неграмотности и необразованности граждан. Ведь и интеллигенция часто выступала сторонником тоталитаризма.

Первая причина носит исторический характер и связана с кризисом индустриального общества в конце 19 – начале 20 веков. Как мы помним из истории, это была эпоха возникновения капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, превращения свободного предпринимательства в государственно-монополистический капитализм. Критика негативных сторон этих процессов носила справедливый характер, но часто связывала их с сущностью демократии. Вот почему протест против роста эксплуатации низших социальных групп превращался в отрицание принципов демократической организации общества.

Вторая, более глубокая причина состоит в том, что демократия может нормально существовать не при любом типе человека. Она нуждается в личности, т.е. человеке, который любит свободу, способен и желает сам принимать решения, не боится рисковать и не боится ответственности. Демократия нуждается в человеке рационально мыслящем, который принимает решения не на основании эмоций или слепого доверия к чужому авторитету, а на основании работы собственного разума. Если большинство людей в обществе боятся брать на себя ответственность за принятие решений, не желают быть рациональными, то в таком обществе созрели все условия для победы тоталитаризма. По-другому это называют «бегством от свободы».

 

 

ВЫВОДЫ

 

1. Отношения власти и управления являются одним из необходимых условий существования общества. Они предполагают принятие решений в ситуации выбора и принуждение выполнить принятое решение. Право повелевать основывается на таких источниках, как прямое насилие, традиция, авторитет и законы.

2. Одним из видов управления обществом является государство. Основными признаками государства являются: наличие публичной власти, отличной от остального общества, или выделение функции управления в отдельную функцию; наличие территории, налоги и займы как основные источники средств, которыми государство может располагать; право на суверенитет; право на издание законов и право на насилие.

3. Основной задачей государства и причиной его происхождения является возникновение социальных групп с различными и противоположными интересами и необходимость урегулирования отношений между ними.

4. Возникновение социальных групп с различными и противоположными интересами и государства как органа, предназначенного урегулировать отношения между ними, приводит к возникновению политики. Политика представляет собой отношения между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. В результате возникновения политических отношений формируется политическая система в виде государства, партий и других общественных организаций. Ее основная цель состоит в том, чтобы представлять интересы различных социальных групп и находить способы урегулирования взаимоотношений между ними.

5. Наиболее распространенным способом представления интересов тех или иных социальных групп являются партии. Условиями их возникновения являются наличие идеалов свободы и равенства всех социальных групп общества, а также степень их организованности и осознания собственных интересов.

6. Методы осуществления политической власти находят свое выражение в типах политических режимов. Демократия и тоталитаризм являются наиболее характерными типами политических режимов. Демократия строится на признании неотъемлемых прав личности, принятии решений большинством голосов за пределами решений, касающихся прав личности, и наличии правового государства как гаранта соблюдения принципов демократии. Тоталитаризм предполагает признание существования абсолютной истины о сущности общества и цели его существования, организацию всего общества для ее осуществления, отрицание прав личности и всесторонний контроль над деятельностью всех социальных институтов и индивидов.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему мы примиряемся с насилием чиновника по отношению к нам, но не можем примириться с насилием со стороны преступника?

2. В чем отличие самоуправления от такой формы управления, как государство?

3. Почему в архаических обществах не существовало государство?

4. Когда отношения между социальными группами приобретают политический характер?

5. Что нужно, чтобы возникли партии?

6. Почему определения демократии как «власти народа» или «власти большинства» не достаточны для ее полной характеристики?

7. Каковы признаки правового государства?

8. Почему тоталитаризм отрицает права личности?


СЛОВАРЬ

 

Власть – принуждение выполнить чью-либо волю, не требующее согласия принуждаемого.

Управление – одна из социальных функций, необходимых для существования общества, представляющая собою принятие решений в ситуации выбора из нескольких альтернатив.

Государство – форма осуществления власти и управления, основанная на отделении данной функции от остальных общественных функций

Политика – отношения между социальными группами по поводу достижения, удержания и использования государственной власти

Политическая система – совокупность отношений, организаций, методов, обеспечивающих управление обществом

Партия – организация, состоящая из наиболее активных представителей одной или нескольких социальных групп, созданная с целью представлять интересы тех или иных социальных групп перед лицом государства

Политический режим – совокупность методов осуществления государственной власти

Демократия – политический режим, основанный на признании неотъемлемых прав личности и принятии решений большинством голосов

Правовое государство – государство, основной функцией которого является защита прав личности

Подданный – способ принадлежности индивида к государству, проявляющийся в наделении его обязанностями по отношению к государству

Гражданин – способ принадлежности индивида к государству, проявляющийся не только в наделении его обязанностями, но и правами по отношению к государству

Тоталитаризм – политический режим, основанный на отрицании прав личности, предполагающий организацию всего общества на реализацию целей, поставленных правящими кругами

Гражданское общество – это общество, в котором цели и средства их достижения определяются не волей государства, а волей граждан этого общества

 

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» или «нет»)

 

1. В каком бы виде не выступала власть, она является злом, потому что связана с насилием

2. Опасно не насилие само по себе, а отсутствие в обществе его легитимных форм

3. Легитимация власти означает, что люди готовы применять насилие во взаимоотношениях друг с другом и подвергаться ему

4. Государство всегда есть орудие эксплуатации угнетенного класса

5. Государство содержится на средства господствующего класса

6. В создании государства заинтересованы все социальные группы общества

7. Государство создано, чтобы урегулировать противоположные или несовпадающие интересы различных социальных групп

8. Деятельность революционера носит общественный характер, потому что в ней принимает участие большое количество людей

9. Партии существуют в любом обществе, где есть государство

10. Цель политической партии – оказать воздействие на власть

11. Политические партии, как правило, стремятся получить власть путем победы на выборах

12. Цель политической партии – достижение и использование власти

13. Консервативные политические партии стремятся к постоянному изменению общественных отношений

14. Цель всякой оппозиционной партии – стать правящей партией

15. В состав функций государства входит подавление интересов тех людей и групп, которые выступают против установленного общественного порядка

16. Правовое государство - это государство, где существуют законы

17. Правовое государство – это такой тип управления, где государство не вмешивается в жизнь граждан

18. Демократия - это власть большинства

19. Демократия – это такой политический режим, где все члены общества должны непосредственно участвовать в управлении

20. Демократия в обществе невозможна без утверждения прав личности

21. Общество, где любые решения принимаются большинством голосов, является демократическим обществом

22. Тоталитарный режим предполагает полный контроль над средствами массовой информации

 

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

(только один вариант)

 

1. Власть – это

а) возможность навязать кому-либо свою волю

б) рекомендация выполнить какие-либо указания

в) напоминание выполнить какие-либо указания

 

2. Власть чиновника над гражданином отличается от власти преступника над жертвой тем, что

а) не предполагает принуждения

б) всегда осуществляется ради интересов общества

в) носит легитимный характер

г) распространяется на большее количество людей

 

3. К источникам власти не относится

а) насилие

б) эксплуатация

в) авторитет

г) традиция

д) закон

 

4. Государство создано в первую очередь, чтобы

а) защищать интересы господствующего класса

б) защищать интересы низших классов

в) защищать общество от нападения внешних врагов

г) умерять противоположные интересы различных классов

 

5. Власть вождя в племени от государственной власти отличается, прежде всего, тем, что вождь

а) правит меньшим количеством людей

б) правит на основании насилия, а не каких-либо правил

в) не ограничивается только управлением

г) выполняет меньшее количество функций

 

6. Что не относится к признакам государства

а) право издавать законы

б) право на суверенитет

в) наличие политических партий

г) наличие органов принуждения

 

7. Что не относится к функциям государства

а) сбор налогов

б) контроль над соблюдением законов

в) защита от нападений внешних врагов

г) назначение главы церкви

 

8. Индивид, наделенный только обязанностями по отношению к государству – это

а) человек

б) личность

в) чиновник

г) подданный

д) гражданин

 

9. Что не относится к политике?

а) отношения с другими государствами

б) конфликт между рабочими и предпринимателем

в) роспуск либерально-демократической партии

г) избирательная компания

 

10. Какое из данных объединений не относится к общественным объединениям?

а) творческие союзы

б) профсоюзная организация

в) экологическое движение

г) партия

д) студенческая группа

 

11. Какую функцию не выполняет политическая партия

а) быть частью политической системы

б) участвовать в формировании правительства

в) наказывать за нарушение законов

г) разрабатывать идеологию

 

12. Какую функцию не может выполнять такая общественная организация как объединение профсоюзов:

а) защищать интересы наемных работников перед лицом работодателей

б) быть частью политической системы

в) представлять государство на международной арене

г) оказывать давление на государство

 

13. Совокупность методов осуществления политической власти – это

а) государство

б) тип политического режима

в) форма правления

г) форма государственного устройства

 

 

14. Тоталитаризм – это

а) форма государственного устройства

б) форма правления

в) тип политического режима

г) этап общественного развития

 

15. Парламентская республика – это

а) форма правления

б) тип политического режима

в) форма государственного устройства

г) тип общества

д) этап общественного развития

 

16. Унитарное государство – это

а) форма правления

б) тип политического режима

в) форма государственного устройства

г) тип общества

д) этап общественного развития

 

17. Демократия - это

а) абсолютная власть большинства

б) гарантия прав меньшинства

в) признание прав и свобод личности

г) самоуправление

 

18. Правовое государство - это государство, где

а) существуют и соблюдаются законы

б) даже правитель подчиняется законам

в) гарантируются и соблюдаются права и свободы человека

г) существует республиканская форма правления

19. Что относится только к принципам правового государства

а) наличие законов

б) наличие государственного аппарата

в) право на суверенитет

г) разделение властей

 

20. К какой из ветвей государственной власти относятся министерства:

а) к законодательной ветви власти

б) к исполнительной ветви власти

г) к судебной ветви власти

 

21. Правительство Российской Федерации относится

а) к законодательной ветви власти

б) к исполнительной ветви власти

г) к судебной ветви власти

 

22. Гражданское общество возникает с тех пор, как

а) существует государство

г) низшие классы поднимаются на борьбу с высшими классами общества

д) возникает и закрепляется представление о правах и свободах личности

 

27. Тоталитарный режим – это режим

а) где существует жестокое управление

б) где правит один человек

в) где игнорируются права личности

г) где отсутствуют политические партии

 

ЗАДАЧИ

 

1. Как вы думаете, почему в древности во многих государствах чиновники в основном состояли из представителей низших и средних классов?

2. Почему государство часто запрещало чиновникам иметь свою собственность?

3. Почему во всех революциях государство, как правило, вставало на защиту старых отношений?

4. Почему государство нуждается в законах, а традиций ему не хватает?

5. Государство карает преступника и революционера за выступление против закона. А в чем разница?

6. Чем власть чиновника над подданным отличается от власти преступника над жертвой или власти отца над детьми?

7. «Государство есть орудие эксплуатации угнетенного класса». Прав ли автор данного утверждения?

8. Почему в традиционных обществах не существовало партий как способов выражения интересов социальных групп?

9. «Государство есть признание того, что общество запуталось в неразрешимых противоречиях само с собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, т.е. классы с непримиримыми экономическими интересами не пожрали друг друга в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, стоящая над обществом, которая умеряла бы столкновение и держала бы его в границах порядка» Ф. Энгельс. Прав ли автор в причинах возникновения государства? Почему государство только умеряет, а не примиряет противоречия?

10. «...Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех.… Цель государства - главным образом обеспечение безопасности. Иными словами, при установлении государства, люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания» Т. Гоббс. В чем состоит основная идея данных рассуждений? Прав ли автор данного рассуждения?

11. «Только в обществе, когда нет классов, т.е. нет различий между членами общества по их отношению к средствам производства, только тогда исчезнет государство» Ф. Энгельс. Прав ли автор данного высказывания. Аргументируйте свой ответ.

12 «С того времени, как не будет ни одного общественного класса, который надо было бы держать в подавлении, с того времени, когда исчезнут вместе с борьбой за отдельное существование, порождаемое теперяшней анархией на производстве, вместе с классовым господством те столкновения и крайности, которые проистекают из этой борьбы, - с этого времени нечего будет подавлять, не будет и надобности в особой силе для подавления, в государстве» Ф. Энгельс. Прав ли автор данной точки зрения? Ответ обосновать.

13. «Если под свободой понимают отказ от подчинения законам, …то в этом случае ни в демократии, ни в какой-либо иной государственной форме вообще нет никакой свободы» Т. Гоббс. В чем можно согласиться с автором высказывания?

14. «Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другой». Прав ли автор в определении понятия “демократия”? Обоснуйте свой ответ.

15. Можно ли считать общество, где решения принимаются большинством голосов при голосовании, демократическим? Ответ обосновать.

16. Будет ли демократическим и профессионально управляемым государство, построенное на принципе: каждый должен заниматься своим делом? Ответ обосновать.

17. Если народ путем свободного и добровольного голосования изберет себе диктатора, доказывает ли этот факт, что демократия есть слабый и неустойчивый режим?

18. Совместим ли способ принятия решений большинством голосов и необходимость экспертов-профессионалов в современном индустриальном обществе?

19. Как вы думаете, является ли для демократии вопрос “как выбрать достойного правителя” самым главным вопросом при организации власти?

20. Совместима ли жизнь по традициям или принятие решений на основе традиций с демократической формой управления обществом?

21. «Демократия наиболее эффективна, ибо принятие решения достигается не в результате волевого решения индивида-диктатора, а в результате конкуренции мнений и дискуссии» К. Эйдлин. Прав ли автор данного высказывания? А если не прав, то в чем эффективность демократии?

22. «…Неограниченная власть людей с ограниченными умственными способностями и излишним самомнением неминуемо приводит к деспотизму, застою и коррупции, а условием прогресса является ограничение власти до границ компетенции и добродетелей правителей...». Прав ли автор высказывания? Кто прав в альтернативе: править должны все или править должны специалисты.

23. Как вы думаете, означает ли демократия, что государство не должно вмешиваться в дела граждан?

24. Многие античные мыслители утверждали, что ораторское искусство процветает при демократиях и угасает в империях. А почему?


3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

3.1. Религия как форма духовной жизни общества

 

3.1.1. Основные черты религии как типа мировоззрения

3.1.2. Религия как социальный институт

3.1.3. Особенности места религии в традиционных и индустриальных обществах

 

Цели и задачи темы

 

1. Сформулировать основные черты и специфические особенности религии как мировоззрения путем анализа представлений о сверхъестественном и веры как способа связи с ним.

2. Сформулировать и дать характеристику основных функций, которые религия выполняет в обществе.

3. Показать особенности места и роли религии в традиционных и индустриальных обществах.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (804)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.073 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7