Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Религия как социальный институт



2015-12-06 544 Обсуждений (0)
Религия как социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ свойств веры показывает, что религия состоит не просто из рассуждений, а представляет собой практическую жизнь. Ведь чтобы спастись, человек обязан совершать действия, поступки. Причем эти поступки должны отличаться от обыденной повседневной жизни. Это подчеркивается путем выделения места и времени их свершения, создания особых предметов, с которыми люди действуют, придания особенного смысла таким действиям. Вот почему возникает такое явление, которое принято назвать словами «ритуал», «обряд». Поэтому для описания жизни верующего человека принято употреблять такие понятия, как «сакральное» и «профанное». Сакральное или священное – это время и место исполнения особых действий, которые связывают человека с божеством. Это сами такие действия, например, молитвы, обряды, ритуалы, исполнение заповедей в целом. Сакральное - это также особое состояние, которое человек должен испытывать во время их исполнения. Профанное или повседневное – это, соответственно, время и место повседневной жизни. Если религии становится образом жизни, то она неизбежно ставит верующего в особые отношения с обществом. Ведь нормы и ценности общества могут не совпадать с религиозными нормами и ценностями или им противоречить. Вот почему для общества не безразлично, в какую сторону направлены мысли, чувства и действия индивида.

Кроме того, как совокупность действий, религия предполагает формирование определенных отношений с окружающими. В разных религиях они приобретают различный характер. Прежде всего, они могут быть направлены на отделение верующих от всех остальных членов общества. Наиболее ярко это проявляется в сектах. Кроме того, обычно исполнение обрядов и ритуалов требует совместных действий верующих. Поэтому религия, как правило, превращается в социальную организацию – общину верующих. Наконец, исполнение заповедей («возлюби ближнего», например) предполагает направленность на других людей, причем не обязательно верующих. Тем самым религия превращается в социальное явление, поскольку она становится условием создания общности людей.

Кроме того, чем более расширяется круг верующих, чем сложнее становится сама религиозная система, тем более в общине верующих выделяется особая группа – организация служителей культа. Ведь сложность, многообразие и специфика обрядов и ритуалов требуют существования хранителей религиозной традиции и наличия организаторов исполнения ритуала. Эту задачу и выполняют служители культа. Кроме того, они выполняют функцию толкователей священных текстов. Ведь мы помним, что согласно религии божество сообщает о себе косвенным способом через знаки. Поэтому любой священный текст, как правило, носит характер символический, когда слова или тексты в целом, помимо буквального, могут иметь еще и скрытый смысл.

Нетрудно заметить, что практический характер религии ставит вопрос о социальных функциях религии, о взаимоотношениях верующих с остальным обществом. Ведь любые действия, как правило, затрагивают интересы других людей. Кроме того, представления о божестве, учение о спасении должны каким-то образом влиять на социальную жизнь людей, менять их отношение к каким-то социальным явлениям. Какие же социальные функции религия может выполнять?

1. Это уже знакомая нам мировоззренческая функция. Суть ее состоит в указании целей (ценностей), к которым должен стремиться человек, и в их обосновании. Так с позиций религии целью человека является спасение или посмертное существование, а обоснованием значимости данной цели является учение о божестве и значении для мира.

2. Функция компенсаторная. Компенсация означает восполнение. Что может восполнить религия? Она может восполнить неудовлетворенность человека своей жизнью в целом. Учением о спасении религия может давать надежду на осуществление чаяний человека в ином мире, если в этом он не обнаруживает возможности их воплотить. Учением о Боге как существе абсолютном, но в то же время обладающим личностным началом, религия дает человеку возможность обрести универсального всепонимающего собеседника. Этим религия компенсирует недостаток внимания к человеку со стороны окружающих.

Компенсаторная функция может быть использована определенными классами для укрепления своих позиций в обществе. Ведь надежду на осуществление своих чаяний в ином мире можно использовать как отвлечение от насущного решения социальных проблем. Но не будем забывать и о том, что религия могла использоваться не только господствующими, но и угнетаемыми социальными слоями. Ведь учение о земной жизни как мире страданий подразумевает критику социальных отношений, а учение о загробной жизни могло пониматься как идеал общественного устройства. Поэтому социальные низы использовали религиозные учения как мировоззренческую программу для борьбы против несправедливых общественных отношений.

3. Функция коммуникативная, т.е. установление и укрепление связей между людьми. Как ее обеспечивает религия? Прежде всего, через общность вероучения, обрядов и ритуалов и их совместное исполнение. Кроме того, учение об исполнении моральных заповедей как условии спасения, ориентирует людей на связь друг с другом. Ведь сама суть заповеди, например «возлюби ближнего», нацеливает на контакт с другим человеком. И связь эта прочна тем, что исполнение ее должно носить бескорыстный характер. Причем религия требует от верующего, чтобы он первым проявлял активность. Кроме того, как правило, мировые религии призывают одинаково относиться ко всем людям независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Вот почему общество положительно относится к таким религиям. Они выступает силой, способной скрепить общество. Ведь объединение людей является прочным, когда люди хотят вступать в связь друг с другом и знают, что нужны и интересны друг другу не только ради выгоды. Мы знаем, что людей может объединить потребность выжить, насилие, рыночные отношения и идеи. Но не во всяком обществе могут действовать все эти условия. Рыночные отношения начинают господствовать только в Новое время в Западной Европе. Насилие может создать общество, но не сохранить его. Потребность выжить совместными усилиями эффективно действует только в небольших коллективах. В огромном обществе трудно убедить людей, что для выживания нужны совместные усилия.

А эти рассуждения позволяют нам сделать следующие выводы. Во-первых, мы видим социальную необходимость религии. Это значит, что религия не просто существует как одна из форм духовной и социальной жизни. В ней нуждается общество. Ведь религия может выступать фактором объединения людей, если не действуют другие факторы. Это и делает ее социальным институтом. Во-вторых, мы видим, что сама религия как социальный институт становится необходимой только при определенных условиях. Можно предположить, что в небольших первобытных коллективах не было надобности в дополнительных условиях сплочения людей, поскольку и так было ясно, что выжить можно только совместными усилиями.

Но с усложнением социальной жизни ситуация меняется. Этот новый этап можно назвать периодом возникновения цивилизаций, т.е. сложно организованных обществ с многосторонним разделением труда, возникновением государства, городской жизни, социального неравенства. В результате возникает отчуждение социальных групп друг от друга, отчуждение интересов государства от интересов социальных групп. Исчезает общий интерес, который раньше был понятен всему коллективу и объединял всех. В больших обществах отдельный человек перестает видеть свое место и свое значение. Поэтому возникает потребность найти новые способы регулирования поведения человека в цивилизациях, которые укрепили бы общество и в то же время придали смысл человеческому существованию. Религия и становится таким способом.

 



2015-12-06 544 Обсуждений (0)
Религия как социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Религия как социальный институт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (544)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)