Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Возникновение и этапы развития искусства




 

Но не всегда искусство существовало в привычном для нас виде. Что это значит? Икона в храме или богослужение могут быть исполнены высокохудожественно и вызвать у нас сильное переживание. Но они являются не самоцелью, а лишь средством вызвать или усилить другое, например религиозное, состояние. Наскальные рисунки мы считаем произведениями искусства, хотя те, кто их создавали, могли делать это совершенно с иными целями. Это значит, что было время, когда не существовало специализированной деятельности по производству предметов искусства. Оно являлось результатом самодеятельности всего коллектива. Сейчас мы называем это народным творчеством. Также удовлетворение потребности в переживании не выделилось в отдельную самостоятельную функцию. Поэтому искусство больше играло роль средства для решения других социальных задач: сплочения коллектива, передачи накопленного опыта выживания, воспитания и т.д.

Когда это было? Это было в эпоху архаических, т.е. первобытных обществ. Это было время, когда не существовало специализации видов деятельности. Одни и же люди вели хозяйство, осуществляли управление, воспитание подрастающего поколения и хранили накопленный опыт. Кроме того, не было потребности и возможности такой специализации.



Новый этап в развитии искусства можно связать с эпохой традиционных обществ или эпохой возникновения цивилизаций. В этот период искусство возникает как социальный институт. Появляется специализированная деятельность по созданию предметов искусства. Появляется художник, который отличает себя от философа, пророка, ученого, т.е. от людей, которые также создают различные виды духовной продукции. Наконец, создаются предметы, которые являются именно предметами искусства и воспринимаются окружающими как предметы искусства.

Но искусство по-прежнему не воспринимается как автономная и привилегированная сфера деятельности. Его продолжают рассматривать лишь как средство для достижения других социальных целей. Такое отношение ярко проявилось в средневековой Европе, где искусство было предназначено обслуживать религиозную потребность. Темы религии выступали единственным источником сюжетов всех художественных произведений. Религиозные предписания становились канонами художественного изображения и описания. В целом ряде культур это стало причиной запрета отдельных сфер искусства.

Ситуация меняется в индустриальных обществах. Процесс секуляризации способствует освобождению искусства от давления других видов практической и духовной деятельности. Его жизнь начинает определяться своими внутренними закономерностями. В поиске сюжетов, языка выражения, приемов и методов художник теперь руководствуется ими, а не давлением религии, идеологии, экономики или политики. Такое стремление к автономности особенно ярко проявилось в начале 20 в. в манифестах ряда писателей, поэтов, художников и требовании «искусства ради искусства».

Усложнение социальной жизни, специализация усилили потребность в выделении искусства в особую социальную сферу, отвечающую именно за удовлетворение потребности в переживаниях. Более того. Искусство становится привилегированным социальным институтом в обслуживании этой потребности. Это проявляется в том, что оно становится похожим на производство. Изготовлением предметов искусства занимается множество людей. Растет разделение труда в их изготовлении. Приемы создания художественных произведений превращаются в технологии. Эстетические потребности и желания различных социальных групп становятся предметом специальных исследований. В производство предметов искусства вкладываются большие средства.

Специализация приводит к разделению искусства на массовое и элитарное. Элитарное искусство обращается к определенным слоям общества. Оно стремится к усложнению языка выражения, новаторству и ломке стереотипов, поиску новых жанров. Основной предмет изображения в элитарном искусстве – психологические состояния и переживания персонажей. Оно стремится к неоднозначности трактовки поведения героев произведений, старается сделать зрителя или читателя соучастником процесса творчества и истолкования смысла произведения.

В противоположность ему массовое искусство стремится к упрощению языка выражения. Оно строится на строгом соблюдении и даже консерватизме в следовании канонам и стереотипам. Основным предметом изображения оно делает действие, что проявляется в предпочтении к таким жанрам, как любовный роман, детектив, фантастика и т.д. Массовое искусство ориентировано на простоту и однозначность трактовки поведения героев произведений, четкое, не допускающее двусмысленности деление на отрицательных и положительных персонажей. Зритель или читатель для массового искусства - это просто потребитель.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)