Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Мораль как регулятор общественных отношений




Исторические этапы развития морали

 

Социальные функции морали состоят в том, чтобы регулировать отношения между людьми. Цель регулирования – укрепить взаимосвязи между людьми. Вспомним знаменитое требование и саму его формулировку «возлюби ближнего». Регулятивная функция включает в себя: мировоззренческую (если указывает цели), коммуникативную (если обеспечивает связь) и интегративную (если объединяет людей) функции.

Мораль как социальный институт появляется и крепнет в эпоху цивилизаций. Мы помним, что цивилизации – это общества, где происходят бурные изменения и множество событий, это огромные сложноорганизованные общества. Что может связать людей в таких обществах, преодолеть национальную и социальную разобщенность? Это делает мораль, которая призывает к равному отношению ко всем вне зависимости от их социального и национального происхождения.

Следует подчеркнуть, что в традиционных обществах мораль обладала специфическими чертами. Не существовало четкого разделения моральных, правовых и религиозных норм. Это означало, что за несоблюдение моральных правил могло последовать правовое или религиозное наказание. И наоборот, нарушение собственно религиозных обрядов и ритуалов приводило к моральному осуждению. Решающим фактором воздействия за несоблюдение норм выступало давление общественного мнения. Поэтому можно сказать, что в традиционных обществах людям часто трудно было превратить моральные нормы во внутренний регулятор своего поведения. Они оставались как бы внешними по отношению к людям.



И, наконец, характерной особенностью традиционных обществ было содержание морали. Именно с ним очень долго вели борьбу мировые религии. Основным принципом традиционной морали являлось деление на своих и чужих. Своими, как правило, считались члены общины, касты, ордена, цеха и т.д. По отношению к ним нормы требовали соблюдать отношения справедливости, равенства, взаимопомощи, сохранения собственного достоинства и уважения к другим. По отношению к чужим действовал принцип выгоды.

С развитием индустриального общества меняется как содержание моральных норм, так и их место в обществе. Мораль приобретает автономный характер. Она отделяется от религии и права как по своим целям, так по способам контроля над поведением. Превращение морали в социальный институт помимо всего означает признание за человеком права поступать согласно своей совести.

Правила поведения интериоризируются, т.е. превращаются во внутренний регулятор человеческих действий. Это означает, что человек теперь действует, руководствуясь не внешним давлением, а внутренними принципами. Он сам осуществляет контроль над собой, сам карает себя за несоблюдение тех или иных норм. Это проявляется в муках совести, нравственном суде.

Особые черты приобретает содержание морали. Мы уже подчеркивали, что решающим признаком определения моральности тех или иных правил поведения является их универсальность. Но какими же должны быть эти правила? Основной принцип, который лежит в основе современной морали, гласит: относись к другому не как к средству, а как к цели.Поэтому характерной чертой современной морали становится гуманизм, т.е. применение данного принципа по отношению к любому человеку вне зависимости от национальной, половозрастной, социальной принадлежности.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Мораль является одной из важнейших духовных ценностей в цивилизациях и видом социальных норм. В отличие от познания и переживания мира мораль призвана определять поведение человека посредством императивов или повелений. Мораль требует, чтобы ее предписания исполнялись всегда, везде и по отношению ко всем, определяли не только поступки, но и намерения человека и носили самоценный характер.

2. В обществах мораль существует в виде нравов, т.е. конкретно-исторических форм морали. Идеалом морального отношения является формирование нравственности, т.е. знания, умения, а главное, желания исполнять моральные предписания.

3. Мораль приобретает важное значение с эпохой возникновения цивилизаций, где выполняет мировоззренческую, коммуникативную и интегративную функции.

4. В отличие от традиционных обществ, где содержанием морали долгое время было разделение на своих и чужих, принципом морали индустриальных обществ становится гуманизм, т.е. требование относится к любому человеку как к цели, а не как к средству.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что отличает мораль от традиций, религии и права?

2. Если человек совершает добрый поступок из чувства симпатии, можно ли назвать его поведение моральным?

3. Каким образом мораль может выполнять в обществе мировоззренческую, коммуникативную и интегративную функции?

 

СЛОВАРЬ

 

Мораль – совокупность требований (моральных норм), предъявляемых к человеку, и указывающих, что он должен делать, чтобы осуществлять добро и избегать зла

Нравственность – способность и желание человека следовать моральным нормам

Нравы - исторически сложившиеся в той или иной культуре моральные нормы

Этика – философская дисциплина, изучающая мораль и выявляющая на каком основании добро отделяется от зла

Профессиональная этика – нормы, регулирующие поведение членов специализированного коллектива, чтобы обеспечить наиболее эффективное достижение целей, стоящих перед данным коллективом

Императив – повеление, требование, предписание (а не совет или рекомендация) совершить то или иное действие

Гуманизм – представление и убеждение в том, что к любому человеку (вне зависимости от его происхождения, уровня развития, этнической принадлежности) следует относиться как к цели, а не как к средству

 

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» и «нет»)

 

1. Моральные нормы остаются верными, даже если ни один человек их не соблюдает, потому что они говорят о том, как следует поступать, а не о том, как люди поступают

2. Добродетельный человек – это человек, который делает добрые дела толькоиз симпатии к окружающим

3. Люди соблюдают моральные нормы только потому, что боятся осуждения со стороны общественного мнения

4. Требования морали имеют универсальное значение. Это значит, что любой человек должен их выполнять всегда и везде

5. Условием соблюдения правовых норм является угроза наказания со стороны государства

6. Условием соблюдения моральных норм является не совесть, а осуждение общественного мнения

7. Моральный авторитет человека зависит от его социального положения

8. Моральной оценке в отличие от правовой оценки подлежат не только действия человека, но и его намерения

9. Основная цель морали закреплять и освящать сложившиеся в обществе обычаи

10. Мораль оценивает не только цель, но и средства ее достижения

11. Мораль и религия – это одно и то же, потому что все известные нам моральные нормы содержатся в религиозных текстах

12. Мораль имеет значение только для масс, а для великих личностей эта мерка слишком мала

 

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

 

1. Мораль – прежде всего

а) правила хорошего тона

б) правила поведения

в) правила создания новых объектов

г) правила использования объектов

 

2. Мораль – прежде всего

а) личные выводы, которые человек должен сделать из своих поступков

б) нормы, закрепленные государством

в) общезначимые требования, предъявляемые к поведению каждого человека

г) мнения коллектива о поведении индивида

 

3. Мораль – это правила

а) как должны относится друг к другу граждане государства

б) как должны относится друг к другу представители одной нации

в) как должен относиться любой человек к любому человеку

г) как должны относиться друг к другу члены определенного общества

 

4. Мораль – это

а) личное дело каждого человека

б) воля большинства по отношению к меньшинству

в) требования государства к поведению человека

г) всеобщие требования к поведению любого человека

 

5. Моральные нормы отличаются от научных законов тем, что

а) мораль субъективна, а законы объективны

б) мораль говорит о должном, а законы - о сущем

в) мораль произвольна, а истинность законов доказываются фактами

г) мораль изменчива, а законы устойчивы

 

6. Моральные нормы от правовых норм отличаются тем, что

а) за нарушение одних наказывают, а за нарушение других – нет.

б) одни просты и определенны, а другие – туманны и неопределенны

г) одни приказывают, а другие лишь советуют

д) для выполнения одних достаточно только поступка, для выполнения других – необходимо соответствие намерения поступку.

 

7. Подчеркните верное положение

а) основная задача морали запрещать те или иные поступки человека

б) мораль судит не только поступки, но также мысли и чувства человека

в) мораль воздействует на человека через только давление общественного мнения

г) с момента возникновения моральные нормы остались неизменными

 

8. «Одно лишь соответствие или несоответствие поступка закону безотносительно к его мотиву называют легальностью; то соответствие, в котором идея долга, основанная на законе, есть в то же время мотив поступка, называется моральностью (нравственностью) поступка» И. Кант. На основе данного определения укажите, какой из перечисленных ниже поступков легальный, а какой - моральный?

а) человек помог другому человеку, исходя из принципа, что людям следует помогать

б) человек помог другому человеку из чувства симпатии

в) торговец не обсчитывает покупателей, чтобы привлечь больше покупателей

г) человек помог другому человеку, потому что боится осуждения окружающих

д) человек оскорбил другого человека

 

9. Общечеловеческие нормы морали – это

а) правила, указывающие как любой человек должен относиться к любому человеку

б) то общее, что есть во всех моральных учениях прошлого и современности

в) правила взаимоотношений людей, которые будут существовать, если все люди на планете объединятся в единое общество

г) правила взаимоотношений людей в экономически наиболее передовых обществах

 

10. Есть общечеловеческая мораль, а есть и профессиональная этика, т.е. правила, регулирующие взаимоотношения людей в определенном виде деятельности. Что относится к профессиональной этике:

а) не убей

б) не укради

в) не лги

д) не списывай

 

11. К нормам какого вида деятельности в первую очередь относится данное высказывание: «не доверяй авторитету»:

а) науки

б) искусства

в) права

г) политики

 

ЗАДАЧИ

 

1. Является ли религия (например, христианство) моральным учением? Обоснуйте ответ.

2. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил: «Если бога нет, то все дозволено». Как вы думаете, почему он так утверждал, ведь даже если религия исчезает, то остаются правила поведения и люди, которые их исполняют.

3. «Морально то, что согласно с природой, и аморально то, что противоречит ей». Можно ли согласиться с таким пониманием сущности морали?

4. «Всякое благо мы познаем ощущением» Эпикур. Прав ли философ в выделенном им критерии определения блага?

5. Как вы думаете, подлежит ли моральной оценке эксперимент, проводимый ученым? Если подлежит, при каких условиях он является нравственно-отрицательным, нравственно-нейтральным и нравственно-положительным?

6. Требование «беречь здоровье окружающих на производстве» является частью профессиональной этики или общечеловеческой этики? Ответ обосновать.

7. Как вы думаете, утверждение «счастье - это семья» является призывом к счастью или к добру? Ответ обосновать.

8. В животном мире ученые обнаружили частые случаи самопожертвования и взаимопомощи среди животных одного вида и разных видов. Можно ли говорить о поведении животных как о нравственном поведении? Ответ обосновать.

9. Как вы думаете, должен ли ученый быть справедливым? Если нет, какое слово, близкое по смыслу справедливости, вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать деятельность ученого? Ответ обосновать.

10. Источником сведений о правилах поведения могут быть наблюдения за поведением людей (опыт), логическое рассуждение (разум), инстинкты и религиозные тексты (откровение). Как вы думаете, какой из источников наиболее приемлем именно для формулировки моральных норм? Ответ обосновать.

11. Как вы думаете, почему Иисус Христос учил не молиться на людях? Имеет ли это какое-то отношение к морали?

12. «Научными методами нельзя установить, какой должна быть хорошая жизнь» П. Бергер. Почему?

13. Как вы думаете, является ли моральным требование «беречь собственное здоровье»?

14. Чем отличаются друг от друга высказывание «все люди – эгоисты» и высказывание «любите окружающих»?

15. Известный русский социолог П. Сорокин выделял в истории человечества три вида моральных и правовых норм: а) идеационные моральные нормы, т.е. нормы, утверждающие высшую моральную ценность не в чувственном, а в сверхчувственном мире; б) чувственные моральные нормы, т.е. нормы утверждающие ценности счастья, удовольствия и комфорта в чувственном мире; в) идеалистические моральные нормы, т.е. нормы, утверждающие высшую ценность сверхчувственного мира, но положительно оценивающие те чувственные ценности, которые благородны и не противоречат сверхчувственному миру. Попробуйте теперь распределить все приведенные ниже суждения в соответствии с данными критериями.

А) «Максимум счастья для максимума людей»

Б) «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»

В) «Высшая цель – наслаждение»

Г) «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец Ваш Небесный»

Д) «Имущество не создает счастья. Богатство непостоянно. Будь благочестивым, усердным. Веди честную жизнь. Будь уважительным»

Е) «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе»

Ж) «Следуй своим желаниям, покуда жив. Делай все, что пожелаешь на этой земле, и не тревожь сердца своего»

З) «Смотри на мир, как бы ты смотрел на мыльный пузырь», «Мудрецов ничто не заботит в этом мире».

16. «Что касается принципа собственного счастья [как основания моральных законов], то он более всего неприемлем не только потому, что он ложен и опыт противоречит утверждению, будто хорошее состояние всегда согласуется с хорошим поведением; и не потому, что он нисколько не содействует созданию нравственности, так как совсем не одно и то же сделать человека счастливым или же сделать человека хорошим, сделать хорошего человека умным и понимающим свои выгоды или же сделать его добродетельным. Принцип этот негоден потому, что он подводит под нравственность мотивы, которые скорее подрывают ее и уничтожают весь ее возвышенный характер, смешивая в один класс побуждения к добродетели и побуждения к пороку и научая только одному, как лучше рассчитывать…» И. Кант. За что философ критикует стремление к своему счастью? Попробуйте сгруппировать его аргументы.

17. Если человек оказывает помощь ближнему в расчете на благодарность, можно ли назвать его поступок нравственным или добродетельным? Если нет, то почему?

18. «Одно лишь соответствие или несоответствие поступка закону безотносительно к его мотиву называют легальностью; то соответствие, в котором идея долга, основанная на законе, есть в то же время мотив поступка, называется моральностью (нравственностью) поступка» И. Кант. Как вы поняли смысл этого высказывания? Чем моральный поступок отличается от легального поступка? Приведите пример?

19. «Честность полезна, так как она обеспечивает хорошую репутацию; таковы и точность, трудолюбие, бережливость, и именно по этой причине они являются добродетелями» Б. Франклин. Прав ли автор в своем определении критериев добродетели?


4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

4.1. Глобальные проблемы современности

 

4.1.1. Понятие глобальных проблем

4.1.2. Проблема войны и мира в современных условиях

4.1.3. Экологическая проблема

 

Цели и задачи темы

 

1. Дать определение глобальных проблем, причин их возникновения и основных направлений решения.

2. Дать характеристику проблемы войны и мира и сформулировать условия, придающие данной проблеме глобальный характер.

3. Дать характеристику экологической проблемы: определение экологического кризиса, причины его возникновения и перспективы решения.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3842)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)