Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Человек во все большей степени несет ответственность за состояние своего внутреннего мира и за свои поступки в обществе и среде обитания




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Какое отношение имеет к этому вопрос о здоровье человека? Самое прямое. Дело в том, что в условиях возрастания степени индивидуальной свободы возрастает и степень влияния на личность социальной свободы, т.е. степень и сила давления на индивида самых разных идей, принципов и норм поведения.

На человека оказывается постоянное воздействие, прежде всего, со стороны рынка (в самом широком смысле этого слова). Мы погружены в рынок товаров и услуг, в рынок политических, религиозных, научных, псевдонаучных, мистических, магических и других идей, поставщики которых, грубо говоря, хотят лишь одного, чтобы был приобретен именно их товар.

Достаточно указать на рекламу и средства массовой информации, чтобы стало ясно, какое обилие идей и предложений окружает каждого из нас. При этом важно подчеркнуть, что производители товаров, услуг и идей заботятся, прежде всего и главным образом, о своей собственной пользе: о финансовом доходе, если речь идет о товарах или услугах, скажем, медицинского характера, или об увеличении своих сторонников или последователей, если мы сталкиваемся с политическими или религиозными идеями.



Чтобы устоять в этих условиях и не потерять голову, важно постоянно задавать себе вопросы: какого качества (истинные или ложные, добрые или дурные) идеи, из которых я должен выбирать? нужны ли мне эти «товары»? насколько благотворны они для моей жизни? какую цену (в широком смысле этого слова) мне при этом предлагают заплатить?

Вопросы эти весьма важны, потому что среди обилия предлагаемых нам теорий и учений имеются доктрины или взгляды, явно вредные для нашего умственного, психического и даже физического здоровья.

В учебниках по обществознанию или философии говорится о мировоззрении. При этом имеются в виду философские или религиозные мировоззрения. На самом деле их много больше. У каждого человека есть свои взгляды на мир, свое понимание окружающей действительности. Чаще всего мы не формулируем для себя это понимание как систему, а просто следуем тому, к чему оно нас толкает в каждом конкретном случае.

Есть выражение: «Как мы думаем, так и живем». Это значит, что наше поведение в значительной степени определяется нашим сознанием, т.е. тем, как мы смотрим на мир, как мы его себе его объясняем, оцениваем и т.д. И видим мы мир не иначе как сквозь призму своего мировоззрения, того содержания сознания, которое имеем. Один человек смотрит на музейную картину с восхищением и благоговением, довольствуясь эстетическим наслаждением, другой – с желанием ее украсть.

Среди вредных для человека мировоззрений нужно выделить хотя бы самые типичные и распространенные. Это – криминальное или уголовное, садистское, расистское, националистическое, любое фанатичное, экстремистское (т.е. крайнее в своих принципах и вытекающих из них действиях) политическое или религиозное мировоззрение, тоталитаристское или диктаторское сознание, сознание паразитическое, нигилистическое или циничное, сознание потребительское, сознание догматическое или зомбированное, безвольное и манипулируемое, т.е. несамостоятельное, полностью зависимое от кого-то или чего-то.

Разобраться в вопросе о здоровом или больном, благотворном или губительном для человека мировоззрении (сознании) далеко не просто. Например, человек может обладать криминальным сознанием, но среди своих друзей или родственников быть добрым или даже великодушным. Человек может испытывать чувство подозрения или ненависти к иноверцам, но к своим единомышленникам относиться благожелательно. Внутренний мир человека неисчерпаем. В нем могут уживаться порой самые противоположные идеи. Но при всем этом мы не можем не видеть, что среди нас есть такие люди, взгляды которых имеют явно нездоровый характер, поскольку в их сознании преобладает одно из тех вредоносных мировоззрений, о которых мы только что сказали.

Вредные, антигуманные, преступные или экстремистские мировоззрения могут нанести ущерб не только окружающим людям, но и самим носителям таких взглядов. Индивиды с нездоровым мировоззрением, чаще всего не замечая этого, наносят вред своему психическому, нравственному и даже физическому здоровью. Жизнь таких людей практически никогда не бывает счастливой, они редко отдают отчет в своих действиях, они обманывают себя и вынуждены это делать, потому что, если они скажут себе правду о самих себе, то она может оказаться для них слишком горькой, попросту невыносимой.

Образ жизни людей с больным мировоззрением редко бывает нормальным. В первую очередь это относится к людям с уголовным сознанием. Они составляют группу риска, члены которой рано или поздно попадают в тюрьму, обычно подвержены сильной зависимости от алкоголя, табакокурения и наркотиков. Эта категория людей редко доживает до 40 – 50 лет. Если их не убивают или не калечат во время так называемых «разборок» или в тюрьмах, то они рано умирают от различного рода психических или физических болезней.

К счастью, существует много идей и учений, указывающих пути к тому, как быть достойным и благородным человеком, человеком умным, справедливым, добродетельным, добрым и отзывчивым к себе подобным и окружающему нас миру. Важной составной частью здорового мировоззрения является нравственное здоровье.

Нравственное здоровье – это сознательное соблюдение человеком общечеловеческих норм морали, а также уважение тех частных нравственных традиций и верований других людей, которые не несут ему, его близким и третьим лицам угрозы для жизни, здоровья и благополучия.

Вопрос о нравственном здоровье человека далеко не прост. Самое сложное здесь – наличие в мире и истории множества различных, не всегда совпадающих друг с другом этических норм или моральных кодексов. Все они носят исторический характер, чаще всего окрашены различными религиозными и национальными особенностями, и даже в рамках одного общества люди могут придерживаться в чем-то несхожих представлений о добре и зле. И тем не менее, в области нравственных отношений есть такие основополагающие правила поведения, которые, в принципе, разделяются всеми людьми и которые обеспечивают взаимопонимание, мирное общение и плодотворное сотрудничество между людьми разных национальностей, пола, религиозных взглядов, возраста, имущественного и социального положения.

Центральное место в ряду общечеловеческих ценностей занимает так называемое золотое правило морали: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. В отрицательной форме оно имеет вид: не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе. Основная идея этого правила состоит в требовании относиться к другому человеку как к самому себе. Мудрость золотого правила морали заключается в том, что оно показывает путь преодоления естественного эгоизма человека через способность и задачу почувствовать себя на месте другого, увидеть в нем себе подобного, такое же ценное существо, как и ты сам.

Отсюда и требования уважения к человеку, исключения агрессии и насилия по отношению к нему, доброжелательности, эмпатии, т.е. сочувствия, сопереживания и готовности с пониманием отнестись к проблемам или просьбам другого человека.

Составной частью здорового мировоззрения является также уважение к общепринятым правовым или гражданским принципам, в наиболее полной форме сформулированным во Всеобщей декларации прав и свобод человека и содержащимся в текстах конституций многих стран, в том числе Конституции Российской Федерации. Эти гражданско-правовые нормы касаются, прежде всего, основных прав и свобод человека, его ответственности за соблюдение норм права и справедливых демократически принятых законов государства, в котором живет человек. Среди главных гражданско-правовых норм: право на жизнь, репродуктивные, экономические, социальные и культурные права.

В современном мире все большее значение приобретают экологические и ноосферные ценности. Без них мировоззрение человека уже не может быть полноценным, потому что жизнедеятельность современного человечества неотделима от его мощного взаимодействия со средой обитания, от давления людей на природу и даже космос. Сила разума, достижения науки и наукоемких технологий столь велики, что на планете Земля образовалось особое пространство, так называемая ноосфера, – сфера, созданная научной и техногенной деятельностью людей. У этой сферы особые законы, которые человек обязан знать и соблюдать во имя безопасности среды обитания, то есть в конечном счете своей собственной безопасности.

Центральным принципом экологического и ноосферного сознания является принцип сотрудничества и синергетики, т.е. взаимного плодотворного соучастия (партнерства) человека и природы в сохранении гармонии мира, его первозданного порядка и красоты.

Таким образом, понятие человеческого здоровья и сам идеал здорового человека оказываются весьма емкими, даже универсальными, затрагивающими широчайшие сферы реальности – от физического здоровья до мировоззренческого, включающего в себя ценности космического масштаба.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково исходное определение гуманизма?

2. Раскройте смысл содержательной и методологической стороны определения гуманизма.

3. В чем состоит социально-исторический и общечеловеческий смысл гуманизма?

4. Что такое нормативный и процессуальный характер гуманизма?

5. Какие требования предъявляет гуманистическое мировоззрение к своему субъекту?

6. Что такое гуманизм как система знания?

7. Как соотносится возникновение гуманизма с мировой эволюцией и процессом происхождения человека?

8. Каким образом возникновение гуманизма связано с развитием индивидуального сознания и индивидуальности?

9. Как формируется достоинство и равенство людей в ходе естественноисторического происхождения человека?

10. Каковы основные черты античного гуманизма?

11. Каким образом гуманизм оказался связанным с экономикой, политикой, моралью и правом?

12. Какие черты эволюции природы получили отражение в гуманистическом мировоззрении?

13. Как решает гуманизм вопрос о цели и предназначении человека?

14. Каково исходное гуманистическое определение человека?

15. Как понимает гуманизм идею здоровой личности?

16. Что такое физическое здоровье?

17. Что такое психическое здоровье?

18. Что такое интеллектуальное здоровье?

19. Что такое мировоззренческое здоровье?

20. Что такое нравственное здоровье?

21. Назовите основные типы мировоззрений и разъясните, как они связаны с гуманизмом?

22. Как связан гуманизм с ноосферными и экологическими ценностями?

 


Глава вторая. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Что такое человек?

Вынесенный в заголовок параграфа вопрос чаще всего называют философским, поскольку человек настолько сложное и многостороннее существо, что охватить всю эту сложность можно только в самом общем виде, т.е. с помощью широких философских понятий. Иногда вопрос о человеке именуют «вечным», поскольку задают его уже много тысячелетий, «проклятым», поскольку его очень трудно решить, метафизическим, поскольку он идет глубже всякой физики и касается предельных вопросов бытия и небытия, жизни и смерти такой важной, если не важнейшей для нас реальности, какой мы считаем человека, т.е. самих себя.

Чтобы дать гуманистическое определение человека, гуманизму как мировоззрению нет необходимости углубляться в сложные медицинские, психологические или философские проблемы. Нам достаточно зафиксировать лишь наиболее важные признаки человеческого существа.

Первым среди них, несомненно, является признание реальности человека. Человек, очевидно, – это не выдумка, он не идея или представление. Он есть, он – реальность, т.е. что-то существующее на самом деле, действующее, рождающееся и умирающее. Каких-либо абсолютно гарантированных логических или физико-математических доказательств реальности человека нет и быть не может, потому что само наличное, действительное бытие человека является источником, началом, исходным пунктом всяких доказательств и выводов.

Нельзя доказать аксиому. Человек есть. И этим все сказано. Самым полным и реальным образом он есть в первую очередь для самого себя. Для самого себя человек настолько самоочевидная реальность, что в нормальном состоянии ему нет никакой необходимости убеждать себя в своем же собственном существовании.




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7