Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды

1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации

1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»

1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»

1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов

1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования

1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов

1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования

1.4. Развитие экологической экспертизы и ОВОС в России

1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.

1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России

ГЛАВА 2

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ



ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

2.1. Вопросы охраны окружающей среды как составная часть инвестиционного проекта

2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта

2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов

2.2. Принятие решения о размещении

и сооружении промышленных и иных объектов

на территории России

2.2.1. Определение цели инвестирования

2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве

2.3. Обоснование экологических ограничений

в предпроектной и проектной документации

2.3.1. Обеспечение экологической безопасности

2.3.2. Разработка экологических разделов

технико-экономического обоснования

2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов

ГЛАВА 3

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ТЭО ПРОЕКТОВ

3.1. Механизмы устойчивости экосистем

3.2. Технические системы экологической безопасности

3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха

3.2.2. Системы защиты водной среды

3.2.3. Системы обращения с отходами

3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства

3.3.1. Опыт составления ТЭО проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов

3.3.2. Гидротехнические сооружения

3.3.3. Транспорт

3.3.4. Энергетика

3.3.5. Горнодобывающая промышленность

3.3.6 Коммунальное хозяйство

3.3.7. Лесное хозяйство

3.3.8. Сельское хозяйство

3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов

3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов

3.4.1. Особо охраняемые природные территории

3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники

3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель

3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов

3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты

3.5.1. Экологический мониторинг

3.5.2. История и состояние мониторинга в России

3.5.3. Проблемы организации мониторинга

3.5.4. Дистанционные и контактные методы

3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга

ГЛАВА 4

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий

4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами

4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом

4.2.2. Лицензия на пользование недрами

4.2.3. Сертификация

4.2.4. Экологический аудит

4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды

4.3.1. Виды и формы экологического нормирования

4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования

4.3.3. Нормативы выбросов

4.3.4. Нормативы сбросов

4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов

4.4. Экологический паспорт природопользователя

4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии

4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды

4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии

ГЛАВА 5

ПРОЦЕДУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЛАНИРУЕМОЙ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

5.1. Оценка воздействия на окружающую среду

5.1.1. Опыт США в экологической оценке проектов

5.1.2. Сфера применения процедуры ОВОС/ГЭЭ

5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи

5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

5.3. Национальная процедура оценки возможного

воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду

5.4. Нормативно-правовое обеспечение ОВОС и экологической экспертизы

5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды

ГЛАВА 6

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОВОС И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ

6.1. Критериальная база оценок воздействия

6.1.1. Международные и российские требования1

6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности

6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий

6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей ОВОС

6.2.1. Структура ЭИС

6.2.2. Программное обеспечение ЭИС

6.2.3. Средства Интернета

6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду

ГЛАВА7

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности

7.2. Стадии и этапы проведения ОВОС

7.2.1. Порядок проведения ОВОС

7.2.2. Подготовка технического задания на проведение ОВОС

7.3. Состав материалов ОВОС

7.3.1. Документация выбора площадки

7.3.2. Подготовка материалов ОВОС

7.4. Планирование проведения ОВОС

7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений

по объекту

7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту

7.4.3. Оценка экологического риска

7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации

7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации

7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации

7.6.2. Методы экологического прогнозирования

7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий

7.7. Подготовка заключения

7.7.1. Состав итоговых материалов ОВОС. Форма предоставления

7.7.2. Оценка полноты и качества ОВОС

7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к ОВОС

7.9. Процедура ОВОС в странах ЕС

7.9.1. Методологические особенности ОВОС в странах ЕС

7.9.2. Проведение ОВОС в странах ЕС

7.9.3. Достоинства и слабости ОВОС в Нидерландах

7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых РФ, ЕБРР и ЕС

7.11. Экологическая оценка и принятие решений

ГЛАВА 8

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

8.1. Законодательные требования в области ГЭЭ

8.1.1. Принципы экологической экспертизы

8.1.2. Объекты экологической экспертизы

8.2. Порядок проведения государственной экологической

экспертизы

8.2.1. Представление и рассмотрение документации

8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы

8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы

8.2.4. Особенности организации проведения повторной

государственной экологической экспертизы

8.3. Права и обязанности заказчика документации,

представляемой на экологическую экспертизу.

Финансирование ГЭЭ

8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов

8.5. Послепроектная экологическая оценка

8.5.1. Планы экологического менеджмента

8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки

ГЛАВА 9

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки

9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое

развитие

9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки

9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама

ГЛАВА 10

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

10.1. Нормативно-правовое обеспечение

10.2. Порядок проведения

10.3. Финансирование ОЭЭ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами

ГЛАВА 11

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГЭЭ

11.1. Государственный экологический контроль

11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды

11.1.2. Организация государственного экологического контроля и ГЭЭ на уровне МПР России и его территориальных органов

11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации

11.2. Санкции за нарушение требований заключения ГЭЭ

11.2.1. Административная ответственность

11.2.2. Уголовная ответственность

11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о ГЭЭ

11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды

11.4. Система экологического менеджмента проектов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ


УДК 574(075.8)
ББК20.1я73

Э40

Рецензенты:

зав. кафедрой экологических основ природопользования Санкт-Петербургского

технического университета, д-р техн. наук, профессор М. П. Федоров;

профессор кафедры водоотведения и экологии Санкт-Петербургского

государственного архитектурно-строительного университета,

д-р биол. наук Л. И. Цветкова;

профессор кафедры физической географии и региональной геоэкологии

Тверского государственного университета,

д-р геогр. наук А. Г. Емельянов

Экологическая экспертиза:Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
Э40 заведений/В. К. Донченко, В.М.Питулько, В.В.Растоскуев и др.;
Под ред. В. М. Питулько. — М.: Издательский центр «Академия»,
2004. — 480 с.

15ВК 5-7695-1441-8

Рассмотрены теория, методика и практические приемы геоэкологиче-
ского обоснования хозяйственной деятельности, а также принципы проек-
тирования природоохранных и защитных объектов. Подробно изложены про-
цедуры оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспер-
тизы, являющиеся основными инструментами экологического сопровожде-
ния планируемой хозяйственной деятельности в Российской Федерации.

Для студентов высших учебных заведений.

УДК 574(075.8)
ББК 20.1я73

©Донченко В.К., Питулько В.М., Растоскусв В.В.,

Сорокин Н.Д., Фролова С. А., 2004
15ВN 5-7695-1441-8 © Издательский центр «Академия», 2004


ВВЕДЕНИЕ

Основу российской системы экологической оценки составля-
ют экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружаю-
щую среду (ОВОС), а также согласование применяемых подхо-
дов с международной практикой при учете специфики нашей
страны.

Системы экологической оценки намечаемой деятельности се-
годня используются практически всеми странами мира и многими
международными организациями. Экологическая оценка (ЭО) ос-
нована на простом принципе: легче выявить и предотвратить нега-
тивные для окружающей среды последствия деятельности на ста-
дии ее планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии
осуществления этой деятельности. Экологическая оценка сосре-
доточена на всестороннем анализе возможного воздействия пла-
нируемой деятельности на окружающую среду и использовании
результатов этого анализа для предотвращения или смятения эко-
логического ущерба. Она позволяет учитывать наряду с экономи-
ческими экологические факторы уже на стадии формулировки це-
пей, планирования и принятия решений об осуществлении той
или иной деятельности.

В России основными составляющими системы ЭО являются эко-
логическая экспертиза, организуемая государственными природо-
охранными органами, и ОВОС, проводимая заказчиками доку-
ментации, подлежащей экспертизе.

Системы ЭО очень молоды. Истоки их восходят к земельным и
горным законам Великобритании, Германии и США. Активно раз-
виваться системы ЭО стали в середине XX в. в связи с проблемой
предупреждения техногенных катастроф и вопросами организа-
ции экологического мониторинга, которые к настоящему време-
ни являются главным содержанием проблемы обеспечения эколо-
гической безопасности. Они входят как обязательный элемент в
состав обоснования проекта любой промышленной деятельности,
в том числе для предупреждения и особенно управления аварий-
ной ситуацией и ее последствиями.

Роль современной процедуры проведения ОВОС в обосновании
инвестиций очень велика. Экологические ограничения хозяйствен-
ной деятельности при реализации предлагаемых инвестиционных


проектов позволяют выполнять ранжирование территории по уров-
ню экологической безопасности на региональном и локальном
уровнях и определять допустимость будущих техногенных воздей-
ствий на объекты природы. Уже на стадии планирования готовятся
рекомендации и регламенты обеспечения безопасности населения.
Соотношение различных видов хозяйственной деятельности и
деловой активности определяется уровнями приемлемого риска
возможных отклонений в рамках установленных научно обосно-
ванных и принятых обществом ограничений. Экономическая ин-
терпретация экологических ограничений — это оценка ущерба при-
родной среде и здоровью населения в результате воздействий раз-
личного рода, в том числе и чрезвычайного характера.

Создание национальных систем ЭО во многих странах нередко
сталкивалось с противодействием. В Словакии и Великобритании,
например, проектировщики и градостроители полагали, что они
и без нее адекватно учитывают экологические факторы при разра-
ботке территориальных планов и утверждении проектов. В Герма-
нии экологические министерства считали, что они проводят не-
обходимый анализ потенциальных воздействий в ходе лицензиро-
вания основных аспектов намечаемой деятельности (например, воз-
душных выбросов), и, следовательно, никакие дополнительные
процедуры не нужны.

В России понятие об экологической оценке возникло в 70-е гг.
XX в. сначала в виде экологически ориентированных правил пла-
нирования и проектирования, а затем, в последнее десятилетие,
как условия природопользования и экологического лицензирова-
ния. Экологически ориентированные правила проектирования вы-
полняли некоторые функции ЭО, однако не могли учесть всех
нюансов конкретной ситуации, особенно мнения заинтересован-
ных сторон. Система экологического лицензирования намечаемой
деятельности часто осуществлялась с ведомственным уклоном. Бо-
лее того, большинство систем лицензирования в значительной мере
полагались на технические стандарты, которые, во-первых, не
всегда способны регулировать непрямые и синергетические воз-
действия и, во-вторых, не обязательно отражают мнение заинте-
ресованных сторон.

Непосредственными предшественниками российской системы
ЭО явились правила проектирования, территориальные комплекс-
ные схемы охраны природы и разрешения на отдельные виды при-
родопользования, а также ведомственные и межведомственные
экспертизы, не обеспечивавшие подлинную комплексность ана-
лиза экологических воздействий.

Дадим определения основных терминов.

Экологическая экспертиза (Еnvirоптепtа1 Review, Епvirоптепtа1
Ехрert Review, Еnvirоптепtа1 Ехатinаtion) —
установление соответ-
ствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологи-


ческим требованиям, определение допустимости реализации объек-
та экологической экспертизы в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую
природную среду и связанных с ними социальных, экономичес-
ких и иных последствий.

Воздействие на окружающую среду — любое изменение в окру-
жающей среде, которое полностью или частично может быть ре-
зультатом намечаемой хозяйственной или иной деятельности (ГОСТ
Р ИСО 14001—98). Отрицательное воздействие на окружающую
среду оказывают любые потоки вещества, энергии и информа-
ции, непосредственно образующиеся или способные возникнуть в
ней в результате антропогенной деятельности и приводящие к ее
деградации в результате необратимых последствий изменения.

Экологическое обоснование — совокупность доводов (доказа-
тельств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологичес-
кую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности
для экосистем (природных территориальных комплексов) и чело-
века (Инструкция Минздрава России, 1995).

Оценка воздействия на окружающую среду (Assessment оf Еnvironmental Impacts) — анализ вида деятельности с точки зрения связанных с ним экологических последствий до принятия решения о
его осуществлении. Положение об оценке воздействия, утверж-
денное приказом МПР России от 18.07.94 № 222, дает следующее
определение: «Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду — это процесс, способ-
ствующий принятию экологически ориентированного управлен-
ческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной
деятельности посредством определения возможных неблагоприят-
ных воздействий, оценки экологических последствий, учета об-
щественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотв-
ращению воздействий».

Экологическая оценка —- это процесс систематического анализа
экологических последствий намечаемой деятельности, консульта-
ции с заинтересованными сторонами, а также учет результатов
этого анализа и консультаций в планировании, проектировании,
утверждении и осуществлении данной деятельности. По определе-
нию:

ЭО является процессом (процедурой), а не просто суммой дан-
ных, сведений или документов, полученных в результате этого
процесса;

ЭО выполняется по определенным систематическим правилам;

ЭО охватывает все этапы осуществления намечаемой деятель-
ности;

процесс ЭО состоит из анализа (прогноза) потенциальных воз-
действий намечаемой деятельности на окружающую среду и кон-
сультаций с заинтересованными сторонами;

 


результаты прогноза воздействий и консультаций используют-
ся при выработке решений, относящихся к намечаемой деятель-
ности.

Экологическая оценка оказывается наиболее эффективной в том
случае, если ее материалы используются не только при принятии
решения о возможности осуществления намечаемой деятельности
в целом, но и различных решений в ходе планирования и проек-
тирования. Поэтому консультации, а также использование резуль-
татов ЭО при принятии решений следует рассматривать как пос-
ледовательные этапы единого процесса.

«Классический» процесс ЭО (Епviroптепtal Assessment (ЕA)) де-
лится на два вида.

1. Экологическая оценка проектов (ЭОП), Епviroптепtal Iтрасt
Assessment
(ЕIА).

2. Стратегическая экологическая опенка (СЭО) Strategic Еnviro-
птепtа1 Аssеssтепt (SЕА).

Экологическая оценка проектов (ЭОП) включает в себя:

1) экологическую оценку намечаемой деятельности стратеги-
ческого уровня (планов, программ, стратегий и проектов норма-
тивных актов);

2) систематический процесс выявления и учета экологических
факторов и возможных экологических послелствий предлагаемых
стратегий, политик, планов и программ;

3) формализованный, систематический и всесторонний про-
цесс оценки экологических последствий осуществления полити-
ки, плана или программы и их альтернатив, включая подготовку
письменного доклада о результатах этой оценки и использование
этих результатов в принятии решения.

В большинстве систем ЭО важную роль играет документ, назы-
ваемый по-английски Еnvironтепtal Imрасt Statement (ЕIS). Прямой
перевод этого термина — «заявление о воздействии на окружаю-
щую среду» (ЗВОС). В отличие от ОВОС он не имеет официального
определения в российском законодательстве.

В основе методологии ЭО лежат три принципа: превентивность,
комплексность и демократичность.

Принцип превентивности означает, что ЭО проводится до приня-
тия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а
также что ее результаты используются при выработке и принятии
решений. Экологическая оценка должна проводиться и до принятия
важнейших проектных решений. Наконец, последовательная реали-
зация принципа превентивности приводит к необходимости СЭО,
предметом которой являются решения более высокого уровня, пред-
шествующие планированию конкретных проектов.

Одним из важных инструментов реализации принципа превен-
тивности является анализ альтернатив. Рассмотрение и сравнение
нескольких альтернатив достижения целей намечаемой деятель-


ности и вариантов ее осуществления дает возможность принять
оптимальное решение в зависимости от результатов ЭО.

Принцип комплексности подразумевает совместное рассмотре-
ние и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и свя-
занных с ними изменений во всех природных средах, а также в
социальной среде. Задача ЭО состоит не только в том, чтобы про-
следить, насколько соблюдаются «стандарты и нормативы» для
отдельных компонентов природной среды, но и в том, чтобы по-
нять, как природно-социальная система в целом отреагирует на
воздействие намечаемой деятельности.

Принцип демократичности отражает тот факт, что ЭО не долж-
на ограничиваться научно-техническими проблемами, поскольку
предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на окружа-
ющую среду затрагивает интересы потенциально неограниченного
круга лиц и организаций. Большинство из них не обладают каки-
ми-либо формальными полномочиями в отношении этой деятель-
ности. Интересы общества в целом защищают разного рода систе-
мы разрешений и лицензирования, нормы проектирования. Об-
щественность должна иметь возможность непосредственно участво-
вать в процессе ЭО, и мнение населения должно учитываться на-
ряду с заключениями экспертов.

Поэтому ЭО должна проводиться в соответствии с регламен-
тированной процедурой, правила которой известны и понятны
всем ее участникам, имеющим определенные права и обязан-
ности.

Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность про-
цесса принятия решений часто приводят к тому, что на практике
те принимаются на основе неформальных переговоров и соглаше-
ний с участием отдельных, наиболее влиятельных заинтересован-
ных сторон. В результате нередко страдает объективность ЭО.

Теоретические основы курса опираются на положения теории
экологической безопасности, фундаментальными составляющи-
ми которой являются теории риска, устойчивости (резистентно-
сти) экосистем различного уровня иерархической организации,
их индикаторного отклика на природно-климатические и антро-
погенные воздействия и закономерности восстановления биоты
при компенсации угнетающих факторов или при снятии нагру-
зок. Немалое место при этом занимают идентификация вредных
воздействий, вопросы мониторинга и экологического нормиро-
вания.

Предметом ЭО являются воздействие намечаемой деятельно-
сти на окружающую среду, те изменения в ее компонентах, ко-
торые полностью или частично являются результатом этой дея-
тельности. Прогноз и разработка мер по их смягчению составля-
ют основные элементы процесса ЭО. Ее систематическая, комп-
лексная природа позволяет выявлять те воздействия, которые


могут неадекватно учитываться стандартами, установленными для
отдельных сред и источников воздействия, — прежде всего, не-
прямые и кумулятивные воздействия. О непрямых воздействиях
говорят в том случае, когда изменения в одной природной среде
вызывают изменения в другой (например, аэротехногенное заг-
рязнение вызывает загрязнение почв и угнетение растительнос-
ти). Кумулятивное воздействие создается совместным действием
нескольких источников, распределенных в пространстве, или дей-
ствием одного, распределенным во времени. Для того, чтобы был
возможен систематический анализ источников и факторов воз-
действия, а результаты его применимы на практике, ЭО должна
быть сконцентрирована на наиболее важных, ключевых воздей-
ствиях.

Ранние представления об экологической экспертизе в Совет-
ском Союзе основывались на убеждении в том, что достаточно
провести ЭО проекта до начала осуществления деятельности. Ины-
ми словами, считалось, что достаточно сначала подготовить про-
ект, затем «просчитать» последствия его осуществления и на ос-
нове результатов этих подсчетов принять решение о возможности
осуществления намечаемой деятельности. Экспертиза, в лучшем
случае, могла вернуть проект «на доработку», которая нередко
носила косметический характер, или вообще его отклонить. Все
это приводило к принципиальному противопоставлению эконо-
мического развития и охраны окружающей среды. Но, как пока-
зывает опыт, такой подход часто оказывается недостаточным. Если
проект уже разработан без учета экологических соображений, то
никакая экспертиза не может сделать его экологически безопас-
ным.

В соответствии с современными требованиями, процесс ЭО
должен начинаться на самых ранних стадиях разработки проекта и
проходить параллельно с процессом проектирования. При этом
результаты ЭО проекта используются не только для «обоснова-
ния» уже принятых проектных решений и разработки специаль-
ных природоохранных мероприятий, но и для принятия ключевых
решений по выбору технологии и места размещения объекта.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность экологического обоснования проектов хозяйствен-
ной деятельности?

2. Чем обусловлена необходимость проведения государственной эколо-
гической экспертизы проектов?

3. Чем важны принципы комплексности, превентивности и демокра-
тичности при экологической оценке различных проектов?

4. Из каких основных документов состоит нормативно-правовая база
проведения государственной экологической экспертизы?


 

5. Расскажите о становлении оценки воздействия на природную среду
(ОВОС).

6. Какова роль экологических экспертиз в устойчивом развитии госу-
дарств?

Список литературы

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95
№ 174-ФЗ.

ГОСТ Р ИСО 14001—98. Системы управления окружающей средой. Тре-
бования и руководство по применению. — М.: Изд-во стандартов, 1998.

Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной
деятельности: Приказ МПР России от 29.12.95 № 539.

Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Россий-
ской Федерации: Приказ МПР России от 18.07.94 № 222.

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду в Российской Федерации: Приказ
Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372.

Экологическая оценка и экологическая экспертиза / О.М.Черп,
М.В.Хотулева, В.Н.Винченко идр. — М.: Социально-экологический союз,
2001.-312с.


ГЛАВА 1

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Согласно Конституции Российской Федерации к совместному
ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федера-
ции (ст. 72) относятся:

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недра-
ми, водными и другими природными богатствами,

природопользование, охрана окружающей среды и обеспече-
ние экологической безопасности, особо охраняемые природные
территории,

земельное, водное, лесное законодательство, законодательство
о недрах, охране окружающей природной среды

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76) норма-
тивно-правовая база по предметам совместного ведения на регио-
нальном уровне формируется на основе федеральных законов с
учетом местных условий. Законы и иные нормативно-правовые акты
субъектов Российской Федерации не могут противоречить феде-
ральным законам.

Основными источниками законодательной базы РФ в области
охраны окружающей среды являются.

1) международные договоры, конвенции, соглашения,

2) федеральные и региональные (на уровне субъектов РФ) за-
коны,

3) указы Президента и постановления (распоряжения) испол-
нительных властей субъектов РФ;

4) системы государственных стандартов (ГОСТ и СНиП) и
региональных стандартов и нормативов,

5) системы отраслевых стандартов (ОСТ, СанПиН, ПДК, и др.),

6) система межведомственной и ведомственной нормативной
документации (инструкции, правила, порядок и т.п.).

Российская Федерация осуществляет международное сотрудни-
чество в области охраны окружающей среды по общепризнанным
принципам и нормам международного права и положениям меж-
дународных договоров РФ Если международными договорами Рос-
сийской Федерации установлены иные правила в области охраны
окружающей среды и экологической экспертизы, чем предусмот-
ренные федеральными законами, применяются правила междуна-
родных договоров.


1.1. Многосторонние международные конвенции
и соглашения в области охраны окружающей среды

История международного права в области охраны окружающей
природной среды начинается с Конвенции по охране дикой при-
роды Африки, 1900 г. В России точкой отсчета принято считать
1911 г., когда была подписана Конвенция по охране котиков. В насто-
ящее время существует множество многосторонних международ-
ных конвенций и соглашений. Рассмотрим основные из них.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс-
граничном контексте.
Конвенция составлена в Эспоо (Финляндия)
25.02.91 г. Она рассматривает комплекс мер по предотвращению
вредного трансграничного воздействия в результате планируемой
деятельности, а также по его уменьшению и контролю за ним.
Конвенция была подписана Правительством СССР 06.07.91 и под-
тверждена Правительством РФ 13.01.92 (№ Н-№ 11 ГП МИД Рос-
сии). После создания национального списка объектов, подлежа-
щих процедуре ОВОС, Конвенция вступила в силу как норматив-
ный документ на территории Российской Федерации.

ОВОС — процедура учета экологических требований законода-
тельства Российской Федерации при подготовке и принятии ре-
шений о социально-экономическом развитии общества. Она осу-
ществляется с целью принятия необходимых мер по предупрежде-
нию возможных неприемлемых для общества экологических и свя-
занных с ними социальных, экономических и других последствий
реализации хозяйственной или иной деятельности. Проведение
ОВОС при подготовке документации, обосновывающей развитие
видов и объектов хозяйственной и иной деятельности согласно
утвержденному перечню, является обязательным. Целесообразность
ее проведения для объектов и видов деятельности, не вошедших в
перечень обязательных, определяется органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по представлению соот-
ветствующих федеральных органов. Результатом является вывод
заказчика о допустимости воздействия намечаемой им деятельно-
сти на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, со-
держащиеся в обосновывающей документации, должны быть раз-
работаны с учетом возможных последствий ее реализации.

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий.
Конвенция была подписана от имени Правительства Российской
Федерации 17.03.92 в Хельсинки, ратифицирована 18.03.92 и вве-
дена в действие на территории России с 04.11.93 Постановлением
Совета Министров РФ от 04.11.93 № 1118 «О принятии Конвен-
ции о трансграничном воздействии промышленных аварий». На-
стоящая Конвенция применяется в отношении промышленных ава-
рий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий
тех аварий, которые могут привести к трансграничному воздей-


ствию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бед-
ствиями, а также в отношении международного сотрудничества,
касающегося взаимной помощи, исследований и разработок, об-
мена информацией и технологией в области предотвращения про-
мышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации
их последствий. Она не применяется в отношении: аварий в ре-
зультате деятельности в морской среде, включая разведку или раз-
работку морского дна; разливов в море нефти или других вредных
веществ. Реализация положений Конвенции направлена на приня-
тие двусторонних соглашений об уведомлении об авариях на по-
тенциально опасных гражданских объектах и решается в рамках
внутренней системы гражданской обороны.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О при-
нятии Конвенции о трансграничном воздействии промышленных
аварий» от 04.11.93 № 1118 определен порядок выполнения обяза-
тельств по Конвенции Российской Федерацией. Их выполнение
возложено на Министерство природных ресурсов Российской Фе-
дерации с участием заинтересованных министерств и ведомств,
правительств республик в составе Российской Федерации, адми-
нистраций краев, областей и автономных образований. Функции
по оповещению (уведомлению) и действия при ликвидации по-
следствий промышленных аварий, вытекающих из Конвенции, бе-
рет на себя МЧС России.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие
расстояния.
Конвенция подписана СССР в Женеве 13.11.79 и рати-
фицирована Президиумом Верховного Совета СССР 29.04.80 (Кон-
венция вступила в силу 16.03.83). Конвенция направлена на умень-
шение выбросов, причиняющих значительный ущерб природным
ресурсам, имеющим жизненно важное экологическое и экономи-
ческое значение, таким как леса, почва, водные ресурсы, и исто-
рическим памятникам, а при определенных условиях оказываю-
щих вредное воздействие на здоровье человека. Положения Кон-
венции конкретизируются отдельными протоколами.

В 1985 г. в Хельсинки Правительство СССР подписывает Прото-
кол о сокращении выбросов серы или их трансграничных пото-
ков, по меньшей мере, на 30 % по отношению к Конвенции 1979 г.
Этот протокол был ратифицирован 10.09.86. В 1988 г. в Софии Пра-
вительство СССР подписывает протокол об ограничении выбро-
сов окислов азота или их трансграничных потоков к Конвенции,
который был ратифицирован 21.06.89. В 1994 г. Правительство Рос-
сийской Федерации в Осло подписывает Протокол Конвенции
относительно дальнейшего сокращения выбросов серы, ратифи-
цированный 14.06.94.

Венская конвенция об охране озонового слоя.Эта Конвенция,
подписанная 22.09.85 и ратифицированная 18.06.86, направлена
на принятие соответствующих мер для охраны здоровья людей и




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (737)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.058 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7