Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Нормативно-методические основы проектирования




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процедура ОВОС, отвечающая требованиям «Положения об
оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федера-
ции», утвержденного приказом Министерства охраны окружаю-
щей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 18.07.94
№ 222, проводилась чаще всего для проектов, осуществляемых
крупными компаниями, заботящимися о своем международном
имидже, для крупных проектов с участием иностранного капита-
ла, а также проектов, финансируемых международными органи-
зациями — Европейским банком реконструкции и развития, Все-
мирном банке и т. п.

При этом в качестве нормативных документов, регулирующих
процедуру ОВОС, использовались внутренние инструкции этих
организаций, иногда адаптированные для российских условий.
Например, «Руководство по проведению ОВОС» (1998), подго-
товленное Международным центром обучающих систем под эги-
дой Всемирного банка, предлагает развернутую и детальную трак-
товку оценки воздействия на окружающую среду, совместимую
как с российской нормативно-правовой базой, так и с процедура-
ми Всемирного банка.

Руководство описывает основные этапы процесса ОВОС ин-
вестиционного проекта различными органами власти. Оно было
рекомендовано МПР России в качестве учебного материала по
методике ее проведения.



Тем не менее, использование руководства инвесторами и орга-
нами власти было ограничено, особенно в регионах. Вероятно, это
было связано не только с недостаточным распространением дан-
ного материала, но и с тем, что некоторые его рекомендации (на-
пример, подготовка проекта «Заявления о воздействии на окружа-
ющую среду») выходят за рамки требований российского законо-
дательства.

«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной
и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федера-
ции» (утверждено приказом Госкомитета России от 16.05.2000
№ 372) устраняет отмеченные несоответствия и пробелы в Поло-
жении об ОВОС 1994 г. В нем разъясняется требование Федераль-
ного закона «Об экологической экспертизе» о подготовке матери-
алов по оценке воздействия и сформулированы современные прин-


ципы ЭО в российском нормативно-законодательном контексте.
Положение касается не только оценки воздействия отдельных про-
ектов, но может применяться и к объектам стратегического уров-
ня (планам, программам и т.д.), а также к «непроектным» объек-
там (таким, как новые технологии), т.е. ко всем видам деятельно-
сти, для которых проводится ГЭЭ. В то же время конкретные тре-
бования Положения практически применимы, прежде всего, для
объектов проектного уровня.

Значимость Положения состоит не только в том, что оно вводит
ряд принципиально новых требований к процедуре и результатам
ЭО, но и в том, что оно по-новому рассматривает уже существую-
щие требования в этой области. Положение впервые интерпретиру-
ет как единую систему такие элементы ЭО в России, как требова-
ния к ОВОС, правила подготовки инвестиционного проекта, про-
цедуры ГЭЭ и ОЭЭ и правила взаимодействия с общественностью.

Существенными являются следующие принципиальные ново-
введения:

оценка воздействия, проводимая заказчиком, и экологическая
экспертиза рассматриваются во взаимосвязи как часть единой «на-
циональной процедуры оценки воздействия»;

область применения описанной процедуры оценки воздействия
распространена на все виды проектной деятельности и потенци-
альнона стратегические решения, а не только на крупные проек-
ты,перечисленные в приложении к Положению 1994 г.;

подробно описаны стадии оценки воздействия и установлены
права и обязанности заказчика, органов государственной власти,
общественности и других участников на каждой из этих стадий;

более четко установлена процедура участия общественности в
оценке воздействия;

установлены требования к документации (материалам) по оцен-
кевоздействия.

Важное место в российской системе экологической оценки за-
нимает понятие экологического обоснования. «Инструкция по эко-
логическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности»
(утверждена приказом МПР России от 29.12.95 № 539) определяет
его содержание и цели применительно к предпроектной и проек-
тной документации в ст. 6 этого документа.

Экологическое обоснование планируемой хозяйственной и иной
Деятельности в предпроектной и проектной документации осуще-
ствляется с целью оценки воздействия этой деятельности на окру-
жающую природную среду, мероприятий для предотвращения не-
гативного влияния конкретных ее объектов на экосистемы, сни-
жения его до уровня, регламентированного нормативными доку-
ментами по охране окружающей природной среды, а также сохра-
нения природных богатств и создания благоприятных условий для
жизни людей путем всестороннего комплексного рассмотрения всех


преимуществ и потерь, связанных с реализацией намечаемой дея-
тельности.

До недавнего времени эта Инструкция была единственным до-
кументом, определявшим требования к материалам ОВОС, кото-
рые должны присутствовать в составе документации, представляе-
мой на экологическую экспертизу. Инструкция охватывает ЭО стра-
тегического и проектного уровня, поскольку она содержит разде-
лы, посвященные экологическому обоснованию прединвестици-
онной, проектной градостроительной, предпроектной и проект-
ной документации, экологическому обоснованию техники, тех-
нологии и материалов, материалов лицензий, а также экологиче-
ские требования к нормативной документации. Например, в со-
ставе обосновывающих материалов в предпроектной и проектной
документации должны быть приведены характеристика природ-
ных условий в месте размещения объекта, информация об истори-
ко-культурном наследии, прогноз ожидаемых изменений в окру-
жающей среде.

Поскольку Инструкция рассматривает экологическое обосно-
вание как «совокупность доводов и прогнозов», она определяет
лишь его содержание, не устанавливая требований к процедуре и
методике подготовки, порядку документирования.

«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной
и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федера-
ции» 2000 г. рассматривает оценку воздействия как «процесс, спо-
собствующий принятию экологически ориентированного управ-
ленческого решения». Эффективность этого процесса обеспечива-
ется совокупностью рассмотренных в настоящем разделе норма-
тивных документов, регламентирующих экологически корректное
проектирование народно-хозяйственных объектов.

1.4. Развитие экологической экспертизы
и ОВОС в России

Официальным началом деятельности по ОВОС в наглей стране
принято считать 1985 г., когда были утверждены СНиП 1.02.01-85
«О составе, порядке разработки, согласования и утверждения про-
ектно-сметной документации на строительство предприятий, зда-
ний и сооружений», где в прил. 4 «Охрана окружающей природной
среды» появилась рекомендация, согласно которой этот раздел
рабочего проекта строительства должен был содержать «комплек-
сную оценку оптимальности предусматриваемых технических ре-
шений по рациональному использованию природных ресурсов и
мероприятии по предотвращению отрицательного воздействия стро-
ительства и эксплуатации предприятия, сооружения на окружаю-
щую природную среду, включая флору и фауну».


В СССР именно хозяйственное законодательство включало опре-
деленные положения, направленные на предотвращение негатив-
ного воздействия на окружающую среду. Нормы и правила плани-
рования и проектирования содержали, наряду с техническими,
природоохранные и санитарные стандарты, а также определенные
требования по проведению инженерных и экологических расче-
тов, изысканий по оформлению проектной документации. Напри-
мер, начиная с 70-х гг. XX в., существовало требование о включе-
нии в большинство видов проектной документации раздела «Охрана
окружающей природной среды», описывающего проектируемые
природоохранные меры.

Кроме того, для осуществления определенных видов деятель-
ности необходимы были согласования государственных органов,
отвечавших за охрану окружающей среды или ее отдельных ком-
понентов.

С середины 70-х гг. XX в. в СССР активно внедрялась концепция
территориальных комплексных схем по охране природы (ТерКСОП),
которые часто разрабатывались параллельно с планами или про-
граммами территориального развития. ТерКСОПы были, по сути,
первой попыткой осуществить систематический анализ состояния
окружающей среды и прогноз его изменения при развитии отрас-
лей народного хозяйства.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7