Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АРБИТРАЖНЫЕ ОРГАНЫ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

9.1. Система (подсистема) арбитражных судов и ее место

в судебной системе Российской Федерации.

Виды и подведомственность арбитражных судов

 

В условиях рыночной экономики особую роль играет система арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства <107>.

--------------------------------

<107> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" // Рос. газета. 1997. N 47.

 

Все арбитражные суды - это федеральные суды. Система арбитражных судов состоит из:

- арбитражных судов округов;

- арбитражных апелляционных судов;

- арбитражных судов первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;

- специализированного арбитражного суда.

Это четырехзвенная система, которая сама является составной частью судебной системы Российской Федерации (ст. ст. 1, 3 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации").



Арбитражным судам предоставлено право осуществлять правосудие по гражданским делам. Им подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке <108>, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя <109>.

--------------------------------

<108> Далее для краткости, если иное специально не оговорено, - индивидуальные предприниматели.

<109> Далее для краткости, если иное специально не оговорено, - организации и граждане.

 

Между тем к подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (ч. ч. 1 - 3 ст. 27 АПК).

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с ч. 3 ст. 26 ГПК (ст. 28 АПК).

Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч. ч. 4 и 5 ст. 27 АПК).

Помимо того, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (ст. 29 АПК).

Так, согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП арбитражным судам подведомственны дела по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Соответственно, индивидуальный предприниматель, привлеченный к административной ответственности по решению административной комиссии в связи с ненадлежащим осуществлением им предпринимательской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным указанного акта административной комиссии.

К подведомственности арбитражных судов ст. 30 АПК относит также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такого рода дела рассматриваются ими в порядке особого производства.

Но и этими правовыми положениями компетенция арбитражных судов не ограничивается. Им подведомственны дела:

1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК).

Арбитражные суды также рассматривают и разрешают дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 32 АПК).

К специальной же подведомственности арбитражных судов законодатель отнес дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с ч. 4 ст. 34 АПК РФ <110>;

--------------------------------

<110> См. об этом подробнее: подраздел 9.7 настоящей работы.

 

7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Такого рода дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане (ст. 33 АПК).

Физическое лицо, обратившееся за защитой прав и законных интересов группы лиц, должно обладать статусом индивидуального предпринимателя, в противном случае предъявленный им иск от группы лиц не будет подведомствен арбитражному суду, за исключением случаев, перечисленных в ст. 33 АПК.

 

9.2. Задачи арбитражных судов

 

Исходя из содержания ст. 5 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", ст. 2 АПК и ст. 1.2 КоАП перед арбитражными судами стоят следующие цели и задачи.

Непосредственная цель:

а) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

б) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть более высокого уровня:

а) содействие укреплению законности;

б) предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

в) формирование уважительного отношения к закону и суду;

г) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Собственно, задачами арбитражных судов являются справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом.

Деятельность судов по осуществлению правосудия должна всемерно содействовать решению экономических и социальных задач, обеспечивать защиту прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Несоблюдение процессуальных норм ведет к нарушению прав сторон и других лиц, участвующих в деле, к пересмотру принятых решений и волоките.

Неуклонное соблюдение судами арбитражного процессуального законодательства обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение и разрешение по существу гражданских дел, способствует укреплению законности и предупреждению правонарушений. Законное и обоснованное решение (определение, постановление) арбитражного суда является важнейшим средством реализации задачи арбитражного процесса по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.

 

9.3. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

 

9.3.1. Виды арбитражных судов субъектов Российской

Федерации, порядок образования, полномочия

 

Обычно в каждом субъекте Российской Федерации имеется арбитражный суд соответственно республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа. Между тем согласно ч. 2 ст. 34 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" один арбитражный суд субъекта Российской Федерации может осуществлять правосудие на территориях нескольких субъектов Российской Федерации. Более того, судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять сразу несколько созданных арбитражных судов. Соответственно, существует три вида арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации считается образованным для выполнения возложенных на него функций после назначения председателя суда, создания одного судебного состава для рассмотрения дел из числа судей, назначенных в этот суд, или судей другого арбитражного суда, и издания председателем арбитражного суда субъекта Российской Федерации приказа о начале работы суда.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

4) изучает и обобщает судебную практику;

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализирует судебную статистику.

 

9.3.2. Структура арбитражных судов этого уровня

 

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации составляют такие его структурные подразделения, как:

- президиум;

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

- аппарат суда.

Президиум имеется в каждом арбитражном суде субъекта Российской Федерации. Однако судебные коллегии в таком суде могут отсутствовать. В составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

 

9.3.2.1. Президиум арбитражного суда субъекта

Российской Федерации

 

В состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации входят:

- председатель этого суда;

- его заместители;

- председатели судебных составов;

- и введенные в состав президиума, утвержденные Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судьи.

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

1) по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

- утверждает членов судебных коллегий этого суда (п. 19 Регламента арбитражных судов РФ <111>);

--------------------------------

<111> См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7 "Об утверждении регламента арбитражных судов" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. N 11.

 

- решает вопросы перевода судей из одной судебной коллегии в другую (п. 22 Регламента арбитражных судов РФ);

- утверждает председателей судебных составов суда (п. 24 Регламента арбитражных судов РФ);

2) рассматривает вопросы судебной практики;

3) рассматривает вопросы организации работы суда (ст. 38 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", п. 62 Регламента арбитражных судов РФ).

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации созывается по мере необходимости. Он в состоянии решать стоящие перед ним вопросы лишь при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем суда.

Обзоры судебной практики, одобренные президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации, доводятся до сведения судей и работников аппарата этого суда.

 

9.3.2.2. Судебные коллегии и судебные составы (постоянные

судебные присутствия) арбитражных судов субъектов

Российской Федерации

 

В судах субъектов Российской Федерации могут создаваться следующие судебные коллегии:

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Однако, если численность судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации не позволяет сформировать судебные коллегии, в нем образуются только судебные составы.

Персональный состав судебных коллегий и его изменения утверждаются президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации по представлению председателя этого суда.

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

1) рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

2) пересматривают по новым или вновь открывшимся обстоятельствам собственные судебные решения (ч. 1 ст. 310 АПК);

3) изучают и обобщают судебную практику;

4) разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

5) анализируют судебную статистику;

6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в судебных коллегиях арбитражных судов субъектов Российской Федерации образуются судебные составы. Так же, как и в вышестоящих арбитражных судах, они формируются из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда.

Численность судебного состава составляет не менее 5 судей. Лишь в исключительных случаях могут быть созданы судебные составы с меньшей численностью судей.

В арбитражных судах субъекта Российской Федерации по общему правилу дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено ст. 17 АПК. Однако по ходатайству стороны экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, подлежат рассмотрению в составе судьи и двух арбитражных заседателей (ч. 3 ст. 17 АПК).

Обязательному же коллегиальному рассмотрению арбитражным судом субъекта Российской Федерации по первой инстанции подлежат лишь:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

2) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

3) дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи (ч. 2 ст. 17 АПК).

В состав суда, рассматривающего дело коллегиально, входит трое судей или судья и два арбитражных заседателя. Все составляющие данный состав суда судьи (арбитражные заседатели) при рассмотрении дел пользуются равными правами. Несоблюдение требования коллегиального рассмотрения в арбитражных судах указанных в ст. 17 АПК дел является нарушением процессуального права, влекущим отмену судебного решения.

В отдельных местностях федеральным законом в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия. Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации - это обособленное подразделение соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации, расположенное, а равно осуществляющее правосудие и иные полномочия арбитражного суда вне места постоянного пребывания этого суда.

Постоянные судебные присутствия создаются в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых конкретным арбитражным судом субъектов Российской Федерации (ст. 43.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

 

9.3.2.3. Аппарат арбитражного суда субъекта

Российской Федерации

 

Общее руководство аппаратом арбитражного суда субъекта Российской Федерации осуществляет председатель этого арбитражного суда. Сам же аппарат арбитражного суда осуществляет организационное обеспечение деятельности данного суда. В частности, он:

1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;

8) осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда;

9) организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.

Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда.

 

9.3.3. Председатели арбитражных судов субъектов

Российской Федерации. Их основные полномочия

 

Компетенцию председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации составляют следующие полномочия. Он должен (вправе):

1) будучи судьей, осуществлять процессуальные полномочия, установленные АПК и КоАП;

2) организовывать деятельность арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

3) распределять обязанности между своими заместителями;

4) формировать судебные составы;

5) созывать президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации и председательствовать на его заседаниях, а также выносить на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" к ведению президиума;

6) выносить в президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации представления:

- об утверждении членов судебных коллегий этого суда (п. 19 Регламента арбитражных судов РФ);

- по вопросам перевода судей из одной судебной коллегии в другую (п. 22 Регламента арбитражных судов РФ);

- об утверждении председателя судебного состава суда (п. 24 Регламента арбитражных судов РФ);

7) осуществлять общее руководство аппаратом арбитражного суда субъекта Российской Федерации, назначать на должность и освобождать от должности работников аппарата суда;

8) готовить для Пленума Верховного Суда РФ представление об утверждении судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 37 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации");

9) по приглашению Председателя Верховного Суда РФ принимать участие в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ (ч. 2 ст. 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации);

10) представлять арбитражный суд субъекта Российской Федерации в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

13) осуществлять полномочия представителя нанимателя по отношению к государственным гражданским служащим аппарата данного арбитражного суда;

14) разрешать вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично (ч. 2 ст. 25 АПК);

15) разрешать вопрос об отводе, заявленном нескольким судьям или всему составу суда, рассматривающего дело (ч. 3 ст. 25 АПК);

16) осуществлять прием представителей организаций и граждан, обращающихся по вопросам организации деятельности суда;

17) осуществлять иные полномочия.

 

9.3.4. Заместители председателя арбитражного суда субъекта

Российской Федерации. Их основные полномочия

 

Заместитель председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации одновременно возглавляет одну из судебных коллегий (постоянное судебное присутствие) этого суда.

Заместитель председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

1) является судьей и, соответственно, осуществляет процессуальные полномочия судьи арбитражного суда, установленные АПК;

2) организует деятельность возглавляемой им судебной коллегии (постоянного судебного присутствия);

3) принимает участие в заседаниях президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

4) разрешает вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично (ч. 2 ст. 25 АПК);

5) разрешает вопрос об отводе, заявленном нескольким судьям или всему составу суда, рассматривающего дело (ч. 3 ст. 25 АПК);

6) организует деятельность курируемых им структурных подразделений аппарата арбитражного суда;

7) осуществляет прием представителей организаций и граждан;

8) может осуществлять полномочия председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации в случае его отсутствия, по его поручению;

9) осуществляет другие полномочия.

 

9.4. Арбитражные апелляционные суды

 

9.4.1. Виды арбитражных апелляционных судов,

порядок образования, полномочия

 

Арбитражные апелляционные суды - это федеральные суды, назначением которых является проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

В Российской Федерации действуют:

1) в Волго-Вятском судебном округе:

Первый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики - Чувашии;

Второй арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Ярославской области;

2) в Восточно-Сибирском судебном округе:

Третий арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Красноярского края, Республики Тыва, Республики Хакасия;

Четвертый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, а также на период до 1 января 2010 года - судебных актов, принятых Арбитражным судом Читинской области;

3) в Дальневосточном судебном округе:

Пятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Камчатского края, Приморского края, Сахалинской области;

Шестой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Магаданской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа;

4) в Западно-Сибирском судебном округе:

Седьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Томской области;

Восьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Омской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа;

5) в Московском судебном округе:

Девятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом города Москвы;

Десятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом Московской области;

6) в Поволжском судебном округе:

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Пензенской области, Самарской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области;

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Саратовской области;

7) в Северо-Западном судебном округе:

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Новгородской области, Псковской области, Тверской области;

8) в Северо-Кавказском судебном округе:

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Краснодарского края, Ростовской области;

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики;

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Крым, города Севастополя;

9) в Уральском судебном округе:

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики;

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Челябинской области;

10) в Центральном судебном округе:

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Воронежской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Тамбовской области;

Двадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Брянской области, Калужской области, Рязанской области, Смоленской области, Тульской области.

Арбитражные апелляционные суды создаются федеральным законом. Арбитражный апелляционный суд считается образованным для выполнения возложенных на него функций после назначения председателя суда, создания одного судебного состава для рассмотрения дел из числа судей, назначенных в этот суд, или судей другого арбитражного суда, и издания председателем арбитражного апелляционные суда приказа о начале работы суда.

Арбитражный апелляционный суд:

1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

4) изучает и обобщает судебную практику;

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализирует судебную статистику.

 

9.4.2. Структура арбитражных апелляционных судов

 

Арбитражный апелляционный суд составляют такие его структурные подразделения, как:

- президиум арбитражного апелляционного суда;

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Федеральным законом в составе арбитражного апелляционного суда могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

 

9.4.2.1. Президиум арбитражного апелляционного суда

 

В состав президиума арбитражного апелляционного суда входят:

- председатель этого суда;

- его заместители;

- председатели судебных составов;

- и судьи, введенные в состав президиума, утвержденные Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя арбитражного апелляционного суда.

Президиум арбитражного апелляционного суда:

1) утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

2) рассматривает другие вопросы организации работы суда;

3) рассматривает вопросы судебной практики.

Созывается президиум арбитражного апелляционного суда председателем этого суда по мере необходимости. Он в состоянии решать стоящие перед ним вопросы лишь при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума арбитражного апелляционного суда принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем суда. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.

 

9.4.2.2. Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда

 

В арбитражных апелляционных судах могут создаваться следующие судебные коллегии:

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Персональный состав судебных коллегий утверждается президиумом арбитражного апелляционного суда по представлению председателя этого суда из числа судей того же суда.

Каждую из судебных коллегий возглавляет председатель. Он же одновременно является заместителем председателя арбитражного апелляционного суда.

Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда:

1) проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.066 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7