Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Высшая нервная деятельность. Особый раздел физиологии изучает материальные основы психической деятельности




Особый раздел физиологии изучает материальные основы психической деятельности человека. Он появился благодаря работам И.П. Павлова, создавшего учение о безусловных и условных рефлексах как двух различных формах поведения че­ловека.

Безусловные рефлексы — видовые генетические, закреплен­ные, стереотипные формы поведения человека. Возникают сразу, не нуждаются в выработке (например, врожденные пищевые и оборонительные рефлексы).

Условные рефлексы — индивидуально приобретенные в про­цессе жизни и обучения приспособительные реакции, возни­кающие на основе образования временной связи между ус­ловным раздражителем и безусловно рефлекторным актом. Условный рефлекс образуется благодаря многократному со­четанию условного раздражителя со стимулом, вызывающим безусловный рефлекс.

Правила образования условных рефлексов:

1. Условный сигнал опережает по времени безусловное под­ крепление.

2. По силе он не должен быть больше, чем безусловное
I подкрепление.

3. Отсутствие посторонних раздражителей.

4. Здоровая нервная система.

5. У человека — мотивация (потребность в учении, приобретении знаний, навыков).



Значение условных рефлексов в том, что эта форма приоб­ретенного поведения есть возможность для развития, обуче­ния, приобретения навыков, умений, знаний на основе индивидуального опыта.

Условные рефлексы вырабатываются в две стадии:

1) генерализация,

2) специализация.

В основе стадии специализации условных рефлексов ле­жит торможение. Оно может быть внешним (врожденным) или внутренним (приобретенным).

Внешнее торможение может быть вызвано посторонним для данного условного рефлекса внешним сигналом. Внешнее тор­можение всегда начинается с ориентировочной реакции, не нуждается в выработке, развивается вне структур временной связи.

Различают несколько видов внутреннего торможения. Оно нуждается в выработке, является более сложным, затрагивает структуры временной связи, служит как для упрочения ус­ловных рефлексов, так и для их постепенного угасания, если условный рефлекс теряет свою биологическую значимость.

Данный раздел науки изучает такие сложные проявления психики человека, как память, эмоции, внимание, сознание, мышление и др. Это высшие психические функции.

Сознание — высшая форма отражения мозгом человека ок­ружающего мира, т. е. это такое знание, которое может быть передано другим людям в форме слов, математических сим­волов и т.д.

Особенностью психических функций человека является на­личие 2-й сигнальной системы. Это особые условные ре­флексы, вырабатываемые на слово (1-я сигнальная система — это конкретные образцы окружающего мира).

Слово— это обобщающий сигнал, заменяющий конкретный предмет, явление. У человека благодаря 2-й сигнальной сис­теме формируется абстрактно-логическое мышление. Предпосылками для этих функций являются:

1. Оптимальное кровоснабжение мозга.

2. Оптимальный уровень возбудимости нервных центров.
При низком уровне возбудимости сознание отсутствует (на­ступает сон). Поддержание оптимального уровня возбудимости нервных центров достигается благодаря активирующим влия­ниям ретикулярной (сетчатой) формации среднего мозга.

В самостоятельную группу явлений выделяют неосо­знаваемые психические процессы.

Сознание и подсознание— взаимосвязанные формы психической деятельности, которые осуществляются на уровне коры Л подкорки.

Возникновение реакций на уровне сознания зависит от оценки значимости сигнала на уровне подсознания. Рас­смотрим следующие варианты:

а) если сигнал из подкорки информации не несет, то он тормозится в коре;

б) если сигнал требует шаблонного ответа, то возникает
реакция, которая осуществляется по автоматическому типу:

в) если сигнал оценивается как значимый, то возникает
активация коры, и реакция носит осознанный характер.

Речь это исторически сложившаяся форма общения лю­дей с помощью символов и знаков. Функции речи:

1. Коммуникативная, т. е. средство общения;

2. Понятийная (слово — понятие);

3. Регуляторная — регуляции деятельности различных систем с помощью слова.

Этапы речевого общения:

1. Воспроизведение речи, выражающееся в акустической (по слуху) и зрительной (письменной) речи.

2. Восприятие речи — понимание ее.

3. Речевой ответ. Разновидности речи:

 

1) устная;

2) письменная;

3) внутренняя (немая).

В выполнении речевой функции левому полушарию коры больших полушарий головного мозга принадлежит господствующая роль. Правое полушарие доминирует в отношении восприятия предметов, геометрических фигур, деталей образов. Эта межполушарная асимметрия доказана клинико-патологоанатомическими данными. Так, в частности, Брока выявил нарушение речи, связанное с поражением нижней лобной извилины. Вернике показал, что существует так называемая сенсорная афазия при поражении задних отделов верхней ви-Рсочной извилины. При этом страдает восприятие речи на слух.

Межполушарную асимметрию при зрительном восприятии доказали также опыты Сперри с так называемым расщепленным мозгом. У правшей в 75% случаев доминирует левое полушарие. Люди с доминирующим левым полушарием тяготе­ют к теории, имеют большой словарный запас, им присущ двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

«Правополушарный» человек (доминирует правое полуша­рие) тяготеет к конкретным видам деятельности, он медли­телен и неразговорчив, склонен к созерцательности и воспоминаниям.

Внимание — это сосредоточенность, избирательная позна­вательная направленность процессов, нацеленная на опреде­ленный объект, значимый в данный момент.

Физиологический механизм внимания — это, во-первых, ориентировочный рефлекс, который заключается в установ­ке анализаторов на объект, а во-вторых, локальные процессы активации, основанные на изученном А.А. Ухтомским явлении доминанты. Выявлены свойства доминирующего очага возбуждения:

• суммация;

• высокая возбудимость;

• стойкость;

• инертность.

Различают два вида внимания: непроизвольное и произ­вольное. Непроизвольное внимание в основном связано с воз­буждением подкорковых образований. Произвольное внима­ние обеспечивает сложные взаимосвязи коры больших полу­шарий с особой структурой ствола мозга — ретикулярной (сетчатой) формацией.

Различают следующие стадии внимания:

1. Расслабление, бодрствование.

2. Избирательное внимание.

3. Рассеянное внимание (трудность сосредоточения).
Функцию внимания обеспечивают различные анатоми­ческие структуры головного мозга, но главную роль играют

промежуточный мозг (зрительный бугор и подбугорье) и ас­социативные зоны коры больших полушарий.

Память — это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию.

Различают несколько видов памяти:

1) мгновенную (иконическую) — она длится несколько секунд;

2) кратковременную (длится от двух-трех дней);

3) долговременную (от двух-трех дней до конца жизни че­ловека).

При некоторых заболеваниях мозга человек теряет способ­ность запоминать события, происходившие незадолго до и во время болезни. Это симптомы так называемой ретроградной ам­незии. Полная потеря памяти называется антероградной амне­зией. Ученых издавна интересовали физиологические механиз­мы различных видов памяти. Так, относительно механизмов кратковременной памяти существует теория, что она реализует­ся в виде многократной циркуляции потоков импульсов по зам­кнутым цепям нейронов. Эта теория подтверждена морфологи­ческими данными о наличии в сетях нейронов множественных соединений, образующих круговые пути. В ходе запоминания происходит активация этих путей и многократное возбуждение нервных клеток. Процесс перехода кратковременной памяти в долговременную называется консолидацией.

В отличие от кратковременной, долговременная памятьхранит следы пережитых событий неопределенно долго. Она и является носителем жизненного опыта и знаний, приобре­тенных человеком. О субстрате долговременной памяти существуют разные мнения. Одна из теорий объясняет происхождение долговременной памяти повышением эффективности синапсов (контактов между нейронами) и образованием новых. Другая теория (химическая) базируется на многочисленных опытах и наблюдениях во время обучения. Например, показательные опыты с крысами, которые обучались добираться к пище, балансируя на проволочном мостике. У этих крыс в нервных клетках, ответственных за выполнение двигательного навыка, произошло изменение состава РЦ)г (рибонуклеиновой кислоты).

Можно ли передать память другому организму (т.е. пере­нести память)? Начало исследованиям в этой области поло­жил опыт с плоскими червями — планариями, которых кор­мили особями с предварительно выработанным рефлексом При этом у опытных червей наблюдали ускоренную выработ­ку рефлекса. В качестве переносчика памяти в этих опытах также рассматривается РНК.

Из мозга крыс, обученных избегать темноты, было выде­лено вещество скотофобин, состоящее из 15 аминокислот. У таких крыс, оказавшихся в темноте, он вызывал реакцию стресса. Однако концепции переноса памяти не являются об­щепризнанными.

Вопрос о влиянии экстрактов мозга обученных животных на поведение необученных требует дальнейшего исследования.

Мышление — это сложнейший вид мозговой деятельности человека в процессе приспособления к новым условиям и ре­шения новых жизненных задач.

Процессы мышления сводятся к образованию общих пред­ставлений и понятий, а также суждений и умозаключений.

По мнению ученых, мысль является обобщенным отраже­нием действительности. Внешняя речь, постепенно концен­трируясь, становится основой глубинного процесса, который на конечных этапах превращается в мысль.

 

Раздел VII




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)