Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия



2015-12-06 687 Обсуждений (0)
Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия 0.00 из 5.00 0 оценок




В соответствии с новой процессуальной доктриной органы дознания и должностные лица, уполномоченные органом дознания осуще ствлять предварительное расследование в форме дознания, отнесены зако ном к стороне обвинения (ст. 40, 41 УПК). Поэтому орган дознания и доз­наватель в российском уголовном процессе (как и следователь, прокурор) выполняют процессуальную функцию обвинения и ведут досудебное про­изводство в соответствии с принципом состязательности сторон (ст. 15 УПК). Осуществляя уголовное преследование орган дознания и дознава­тель в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении.

В современном уголовном процессе России органами дознания являют­ся конкретные государственные органы и должностные лица, уполномо­ченные производить в форме дознания предварительное расследование

Глава XX. Дознание

преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, преду­смотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК).

В УПК РФ установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным зако­ном полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельно­сти. (На основании ст. 13 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ такими полномо­чиями обладают оперативные подразделения: а) органов внутренних дел РФ; б) органов федеральной службы безопасности; в) федеральных органов налоговой полиции; г) федеральных органов государственной охраны (Главного управления охраны РФ, Службы безопасности Президента РФ); д) органов пограничной службы РФ; е) таможенных органов РФ; ж) Служ­бы внешней разведки РФ; з) Министерства юстиции РФ.

Правом проведения оперативно-розыскных мероприятий наделены так­же оперативные подразделения органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, од­нако только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает пол­номочий вышеперечисленных органов);

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Феде­рации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный су­дебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учре­ждений и гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции. В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельно­сти органов дознания.

На органы дознания возлагается: 1) производство дознания по уголов­ным делам, по которым предварительное следствие необязательно, - в по­рядке, установленном гл. 32 УПК РФ; 2) выполнение неотложных следст­венных действий по уголовным делам, по которым предварительное след­ствие обязательно, - в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ.

УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотлож­ных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предва-

Раздел II. Досудебное производство

рительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и прове­дение неотложных следственных действий возлагается на:

1) органы дознания, указанные в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 151 УПК, - по всем уголовным делам, за исключением дел, указанных в п. 2-6 ч. 2 ст. 157 УПК;

2) органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;

3) таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, преду­смотренных ст. 188 (ч. 2-Л), 189, 190, 193 УК РФ;

4) командиров воинских частей и соединений, начальников военных уч­реждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершен­ных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федера­ции, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнени­ем ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соеди­нения, учреждения, гарнизона;

5) начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной систе­мы Министерства юстиции Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совер­шенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия орга­нов дознания в соответствии со ст. 40 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК возбуждение уголовных дел публично­го обвинения и производство неотложных следственных действий возлага­ется также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в даль­нем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совер­шенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) глав диплома­тических представительств и консульских учреждений Российской Феде­рации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Компетенция перечисленных органов дознания по производству не­отложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обя­зан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные

Глава XX. Дознание

действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а так­же доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования. Завершив производство неотложных следственных дей­ствий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить его прокурору в порядке, установленном п. 3 ст. 149 УПК.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные ме­роприятия только по поручению следователя. В случае, если по направлен­ному прокурору делу не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные ме­ры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следо­вателя об их результатах.

Таким образом, новый процессуальный закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия: 1) принятие, рассмот­рение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК); 2) производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст. 157 УПК); 3) производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. 223-226 УПК); 4) производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя; 5) оказание содействия следователям в проведе­нии ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК).

Поскольку в уголовном судопроизводстве процессуальная деятельность занимает наибольший объем, то законодатель не только установил пере­чень государственных органов исполнительной власти и должностных лиц, уполномоченных осуществлять дознание и предварительное следствие, но и разграничил компетенцию между следователями и дознавателями в соот­ветствии с правилами о подследственности уголовных дел.

В соответствии с законом (п. 41 и 8 ст. 5 УПК) следователем является должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное след­ствие по уголовному делу и иные полномочия, предусмотренные в УПК РФ, в том числе производить дознание в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 151 УПК.

В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне Дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответст­вии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование преступлений в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК).

Раздел II Досудебное производство

Перечисленные в п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК полномочия органа дознания воз­лагаются на дознавателя письменным распоряжением (приказом) началь­ника органа дознания, в котором состоит в должности дознаватель. При этом запрещается возложение полномочий по производству дознания на то должностное лицо, которое проводило или проводит по данному делу опе­ративно-розыскные мероприятия.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесен­ным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен са­мостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на вы­полнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания прокурора и начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполнения.

УПК РФ наделяет дознавателя правом обжаловать письменные указания начальника органа дознания непосредственно прокурору, а указания про­курора - вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Независимо от ведомственной принадлежности все дознаватели и сле­дователи имеют единый процессуальный статус, они одинаково выполняют установленные в законе обязанности и наделены одними и теми же процес­суальными правами с разграничением их компетенции лишь по признакам подследственности уголовных дел.

В УПК РФ определена и разграничена подследственность органов доз­нания по предметному (родовому) признаку в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, а также по персональным при­знакам субъекта преступления либо по месту его совершения.

Подследственность определяет компетенцию органов дознания и дозна­вателей, указывает на то, какие именно государственные органы либо должностные лица расследуют то или иное преступление.

Разграничение компетенции органов дознания в Российской Федера­ции производится с учетом подследственности, установленной ч. 3 ст. 151 УПК.

Дознаватели (следователи) органов внутренних дел осуществляют доз­нание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2-6 ч. 3 ст. 151 УПК.

Дознаватели (следователи) органов налоговой полиции ведут дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную от­ветственность за:

Глава XX Дознание

- уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды - без квалифицирующих призна­ков (ч. 1 ст. 198 УК);

- уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государствен­ные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК);

Дознаватели органов пограничной службы Российской Федерации осу­ществляют дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уго­ловную ответственность за:

- нарушение законодательства Российской Федерации о континенталь­ном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Феде­рации (ст. 253 УК);

- незаконную добычу водных животных и растений, обнаруженную ор­ганами пограничной службы Российской Федерации (ст. 256 УК);

- незаконное пересечение Государственной границы Российской Феде­рации - без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 322 УК);

- противоправное изменение Государственной границы Российской Фе­дерации - без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 323 УК);

- контрабанду, задержанную органами пограничной службы Россий­ской Федерации в отсутствие таможенных органов Российской Федера­ции - без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 188 УК).

Дознаватели органов службы судебных приставов Министерства юсти­ции правомочны проводить дознание по уголовным делам о преступлени­ях, предусматривающих уголовную ответственность за:

- воспрепятствование осуществлению правосудия и производству пред­варительного расследования - без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 294 УК);

- неуважение к суду (ст. 297 УК);

- разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отноше­нии судьи и участников уголовного процесса - без квалифицирующих при­знаков (ч. 1 ст. 311 УК);

- незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК);

- неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК).

Дознаватели таможенных органов Российской Федерации ведут дозна­ние по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответст­венность за:

- контрабанду- без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 188 УК);

- уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК). Дознаватели органов Государственной противопожарной службы осу­ществляют дознание по уголовным делам:

I

Раздел II. Досудебное производство

- об уничтожении или повреждении чужого имущества, совершен­ном путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 168 УК);

- о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по не­осторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК);

- об уничтожении или повреждении лесов, а равно насаждений, не вхо­дящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК).

Следователи прокуратуры ведут дознание по всем уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, совершенных: 1) членом Со­вета Федерации; 2) депутатом Государственной Думы; 3) депутатом законо­дательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; 4) депутатом, членом выборного органа местного самоуправления; 5) выбор­ным должностным лицом органа местного самоуправления; 6) судьей Кон­ституционного Суда РФ; 7) судьей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда; 8) мировым судьей; 9) судьей консти­туционного (уставного) суда субъекта РФ; 10) присяжным или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия; 11) Председателем Счетной палаты РФ, его заместителем или аудитором Счетной палаты РФ; 12) Уполномоченным по правам человека в РФ; 13) Президентом РФ, пре­кратившим исполнение своих полномочий; 14) кандидатом в Президен­ты РФ; 15) прокурором; 16) следователем; 17) адвокатом; 18) должностными лицами органов федеральной службы безопасности, службы внешней раз­ведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона (подп. «б» и «в» п. 1ч. 2 ст. 151 УПК).

В пределах полномочий, предусмотренных законом (п. 17 и 24 ст. 5), орган дознания вправе принять решение о том, каких должностных лиц органа дознания необходимо наделить правом осуществлять предваритель­ное расследование в форме дознания.

Например, на основании п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК и в целях разграниче­ния полномочий органов пограничной службы Российской Федерации при проведении дознания в сфере защиты и охраны Государственной

Глава XX. Дознание

границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, ис­ключительной экономической зоны, континентального шельфа Россий­ской Федерации, водных животных и растений приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 5 марта 2002 г. № 134' определено, что с 1 июля 2002 г. дознание поручается производить доз­навателям:

1) оперативных органов - по уголовным делам о преступлениях, преду­смотренных ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323, а также о преступлении, предусмот­ренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы Российской Федерации в отсутствие тамо­женных органов Российской Федерации);

2) органов морской охраны - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами пограничной службы Российской Федерации), а также о преступлении, предусмотрен­ном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами морской охраны в отсутствие таможенных органов Российской Федерации).



2015-12-06 687 Обсуждений (0)
Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (687)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)