Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Л О Г И К А
Учебно-методический комплекс для студентов Юридического колледжа (специальность 030583 – Правоведение) Базовый уровень
Москва – 2007
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Логика» для специальности 030583 – «Правоведение», среднего профессионального образования (Базовый уровень). – М.: Российская академия правосудия. – 2007. ОДОБРЕН Соответствует Государственным требованиям к минимуму Учебно-методическим содержания и уровню подготовки выпускников по Советом специальности 030583 – «Правоведение», ГОУ ВПО «Российская среднего профессионального образования Академия правосудия» Кафедра философии и социально-экономических дисциплин ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» Протокол № 0 от 19 декабря 2006 года.
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин Российской академии правосудия С.С.Антюшин Рецензент: доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе Российской академии правосудия Н.А. Власенко
Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69-А
© Российская академия правосудия, 2007 © Михалкин Н.В., 2007 © Антюшин С.С., 2007
Содержание
Пояснительная записка ………………………………..……………….. …..………. 4
Объем дисциплины и виды учебных занятий ……………………………………… 5
Тематический план ……………………………………………………………………6
Программа ……………………………………………………………………………...7
Планы семинарских занятий ………………………………………………………….14
Примерный перечень вопросов к экзамену …………………….……………………21
Рекомендуемая основная учебная и дополнительная литература ……………….....22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логика – учебная дисциплина, которая составляет основу базового образования в Российской академии правосудия. Она предваряет изучение многих специальных дисциплин, позволяет студентам формировать и развивать у себя правильное мышление, целостное представление и понимание различного вида знаний, способствует приобретению навыков использования правил выводного знания для формирования доказательных рассуждений, убедительной аргументации, принятию квалифицированных решений в профессиональной деятельности. Данный учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Логика» рассчитан для базового уровня подготовки студентов юридической специализации. Учебно-методический комплекс включает: - перечень основных дидактических единиц дисциплины, ее объем и виды учебных занятий; - тематический план учебной дисциплины; - программу учебной дисциплины; - планы семинарских занятий; - примерный перечень вопросов к экзамену; - перечень рекомендуемой литературы и технических средств обучения. В результате изучения учебной дисциплины «Логика» студенты должны: · знать основные логические формы мысли и как они связаны между собой; · понимать роль различного вида знаний, значение вопросов в получении истинных, достоверных и правдивых знаний в различных сферах жизнедеятельности общества, государства, страны; · иметь представление о способах, средствах и приемах ведения аргументации с различными оппонентами и об использовании этих знаний в профессиональной юридической деятельности; · владеть методами анализа социальных ситуаций, получения и использования информации о возникновении и развитии правонарушений для обоснования и реализации гражданских прав и обязанностей каждого человека в нашей стране, каждого субъекта общественных отношений; · уметь применять законы правильного мышления, выводного знания, аргументации и принятия квалифицированных решений; · иметь навыки работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания, раскрывающими происхождение, развитие и разрешение различного вида и уровня правонарушений. При изучении дисциплины «Логика» необходимо постоянно обращать внимание на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами. Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем практических занятий, в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В процессе изучения курса «Логика» для определения степени усвоения студентами содержания программного материала рекомендуется проведение одной-двух контрольных работ, задания для которых утверждаются предметно-методической комиссией.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММА Вводная тема. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов
Студент должен: Иметь представление: - о формах познания объективного мира человеком; - о правильном мышлении Знать: - предмет формальной логики; - основные понятия: свойство, отношение, предмет, логическая культура, знание, истина, ложь. Уметь: – определять смысл и значение имени; – правильно применять основные логические термины. Научное понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Роль языка в познании. Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение. Формальная логика как наука. Основные этапы формирования логической науки. Диалектическая логика. Символическая логика. Логика традиционная и современная. Языки естественные и искусственные. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки символы. Основные характеристики знаков: смысл и значение. Семиотика. Основные разделы семиотики:, синтаксис (синтактика), семантика, прагматика. Учение логики об именах. Понятие имени. Смыл и значение имени. Виды имен: действительные и мнимые, единичные и общие, описательные и неописательные. Основные методологические принципы языка права: предметности, однозначности, взаимозаменимости. Парадоксы именования. Способы преодоления парадоксов. Логические и дескриптивные термины. Семантические категории выражений языка. Предложения, выражающие суждения. Предложения, выражающие вопросы. Предложения, выражающие нормы. Логические термины. Дескриптивные термины: единичные имена, общие имена, знаки свойств и отношений, знаки признаков, знаки предметных функций. Теоретическое и практическое значение логики для юристов. Логика и методология правового познания. Основные методологические принципы формальной логики: непротиворечия, тождества, исключенного третьего, достаточного основания. Основные методологические принципы диалектической логики: объективности рассмотрения, конкретности, всесторонности рассмотрения, историзма. Особенности изучения логики.
Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий
Студент должен: Иметь представление: - об основных логических приемах формирования понятий; - о связи понятий и слов; - о полной логической характеристике понятия; - о многообразии отношений между различными понятиями; - о возможностях использования различных операций с понятиями в практической деятельности юриста; Знать: - основные характеристики понятия как формы мышления; - закон обратного отношения объема и содержания понятий; - основные виды понятий; - характеристику сравнимых и несравнимых понятий; - виды отношений совместимости и несовместимости; - операции обобщения, ограничения, определения и деления понятий; Уметь: - определять виды отношений между понятиями, изображать их в круговых схемах Л. Эйлера; - обобщать и ограничивать понятия; - устранять ошибки неправильных определений и делений понятий.
Понятие как мысль особого вида. Логическая форма понятия. Способы выражения понятий в естественном языке. Понятие и смысл имени. Признаки предметов. Виды признаков: простые и сложные, положительные и отрицательные. Содержание и объем понятия. Логическое и фактическое (основное и полное) содержание понятия. Логический и фактический (основной и полный) объем понятия. Содержание понятия и смысл имени. Закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий. Содержание понятия и признаки состава преступления. Виды объектов мысли и виды понятий. Виды отношений между понятиями по содержаниям и объемам. Обобщение и ограничение понятий. Проблема специфики правовых понятий. Определение и приемы, сходные с определением: остенсивное определение, описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примеров. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Определения выражений типа единичных имен, типа общих имен, типа предикатов и знаков предметных функций. Определения через род и видовое отличие: генетические, атрибутивно-реляционные и операциональные. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Индуктивные определения. Логико-методологические требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях. Деление. Виды и правила деления понятий. Ошибки в делениях. Классификация как логико-гносеологическая процедура. Структура и виды кдссификаций. Роль классификаций в правовом познании.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |