Тема 6. Дедуктивные умозаключения
Студент должен: Иметь представление: - о типологии дедуктивных умозаключений - о познавательном значении фигур силлогизма. Знать: - состав простого категорического силлогизма; - общие правила категорического силлогизма; - фигуры и модусы силлогизма; - виды умозаключений из сложных суждений. Уметь: - делать выводы из посылок простого категорического силлогизма; - "сворачивать" и "разворачивать" силлогизмы; - делать выводы из посылок, являющихся сложными суждениями. Дедуктивные умозаключения. Категорический силлогизм. Состав категорического силлогизма. Общие правила терминов и посылок. Фигуры силлогизма, правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Графический способ исследования силлогизмов. Энтимема силлогизма. Виды сложных дедуктивных умозаключений. Полисиллогизмы, сориты, эпихейремы. Условно-категорические и разделительно-категорические умозаключения. Лемматические умозаключения и судебная практика. Прямые и непрямые выводы дедуктивных умозаключений. Понятие о логике предикатов.
Тема 7. Аргументация в работе юриста
Студент должен: Иметь представление: - о роли аргументации в процессе установления истины - о видах и формах аргументации и особенностях аргументации в деятельности юри- ста; - о риторических и спекулятивных способах и приемах организации и проведения аргументации; - о формализоавнных типах личностей, участвующих в процессе аргументации; Знать: - состав и структуру доказательства; - правила и приемы оптимизации взаимодействия между участниками процесса ар- гументации; - способы повышения эффективности передачи информации при аргументации; - основные правила и способы доказательства и опровержения; Уметь: - подготовиться и провести процесс аргументации по значимому для юриста тезису; - опровергнуть обоснование тезиса оппонента, если оно проведено с логическими ошибками;
Логические и методологические основы аргументации и критики. Способы обоснования утверждений. Аргументация и логическое доказательство. Критика и опровержение. Состав аргументации и критики: тезис, аргументы, допущения, форма. Способы аргументации и критики. Доказательность как важное качество правильного мышления. Содержание и структура доказательства. Тезис доказательства как суждение, истинность которого следует обосновывать в процессе аргументации. Аргументы – истинные исходные теоретические или фактические положения, которые нужно пользоваться при доказательстве тезиса. Демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами. Формы обоснования тезиса: дедуктивная, индуктивная или по аналогии. Прямое и косвенное доказательство. Виды косвенных доказательств: апагогическое и разделительное. Этапы апагогического доказательства. Опровержение как логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. Способы опровержения: критика тезиса (прямая или косвенная); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации. Стратегия и тактика аргументации и критики. Основные стратегии аргументации и критики. Основные тактические приемы аргументации и критики. Уловки, применяемые в процессе применения тактических приемов аргументации и критики. Способы противодействия уловкам. Классификация оппонентов аргументации и особенности взаимодействия с различными типами оппонентов. Уловки, софизмы и парадоксы в аргументации и критике. Способы противодействия спекулятивным приемам ведения аргументации. Логические правила доказательства. Правила, относящиеся к тезису: правило определенности тезиса; правило неизменности тезиса. Ошибки, возникающие при нарушении данных правил: подмена тезиса; логическая диверсия; потеря тезиса; довод к человеку. Правила по отношению к аргументам: аргументы обязаны быть истинными и не противоречащими друг другу; аргументы должны быть достаточным основанием для подтверждения тезиса. Нарушения данных правил ведет к следующим ошибкам: ложности основания (основное заблуждение); предвосхищение оснований; порочный круг. Правила демонстрации заключены в содержании видов умозаключений. Нарушение этих правил ведет к следующим ошибкам: мнимому следованию; переходу от сказанного с условием к сказанному безусловно; переходу от сказанному в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Понятия и термины логики 1. Объект и предмет логики. Основные термины логики. 2. Понятие. Содержание и объем. 3. Виды понятий. 4. Отношение между понятиями. 4. Деление и классификация понятий. 5. Определение понятий. Правила определения понятий. Упражнения 1.Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. I,2 Учебника1. 2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии:
а) Дайте полную логическую характеристику понятиям: государство; право, невиновность; бескорыстие; подвиг; социальная справедливость; случайность; кража.
б) Определите вид отношений между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. «Европейское государство»; «демократическое государство»; 2. Премьер-министр; глава правительства; 3. Президент; Президент России; Глава государства;
в) Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. Печать; радио; средство массовой информации; 2. Феодализм; капитализм; классовое общество; 3. Общественные науки; политология; философия; социология;
г) Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1. Правоохранительные органы включают: МВД; суды; Министерство юстиции; Федеральную службу безопасности; Адвокатуру; Налоговую инспекцию; Прокуратуру; 2. Государство может быть: феодальным; капиталистическим; социалистическим; коммунистическим; 3. Речь бывает: устной; письменной; путаной; заумной; 4. Любое общество состоит из: служащих; членов партий; рабочих; крестьян; интеллигенции; 5. Языки делятся на: естественные; искусственные; технические; гуманитарные. Литература Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2001. Гл. VI. Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 1999. Гл. 8. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. - М., 2004. Гл. 1,2. С.С.Антюшин, Н.В. Михалкин. Логика. Учебное пособие для студентов юридического колледжа. - М., 2007, Гл. II.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |